Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные педагогические категории (В.С. Безруковой)



2019-12-29 630 Обсуждений (0)
Основные педагогические категории (В.С. Безруковой) 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 1. Философско-методологические основы педагогики и образования

Образование как общественное явление и педагогический процесс

Педагогика получила название от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести. Дословно «пайдогогос» означает «детоводитель».

       Педагогика - наука о воспитании.

       Педагогика как область культуры, которая интегрирует практическую деятельность, науку и искусство. Эти компоненты всегда относятся к взаимодействию людей, в ходе которого осуществляется межсубъектный обмен знаниями, ценностями, способами деятельности, индивидуальным опытом и в результате этого обмена происходит взаимообогащение каждого из участников этого обмена.

       Педагогика как наука име1-83ет:

       - объект исследования - образование;

       - предмет исследования - педагогический процесс - единство обучения и воспитания;

       - предмет познания - человек.

       В.С. Безрукова предметом педагогики считает воспитательные отношения.

       Воспитательные отношения есть разновидность отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания, образования, обучения.

       Воспитательные отношения - это обмен человеческим опытом, его передача усвоение, использование.

       Типы воспитательных отношений:

       - «человек – человек»;

       - «человек - книга – человек»;

       - «человек - техника – человек»;

       - «человек - искусство - человек " и т. д.

       Согласно В.С. Безруковой педагогика - это наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением, направленных на развитие человека.

       Каждая наука имеет свой понятийный аппарат. В понятийном аппарате педагогики 3 уровня:

       1.Общенаучный: закон, закономерности, принципы, системы. Педагогика пользуется глаголами: объяснить, доказать, классифицировать.

       2.Собственно общепедагогический - образование, обучение, воспитание, просвещение, развитие, формирование.

3.Аспектный - методы, формы обучения и воспитания, контроль, оценка, программа, учебный план, стандарт.

Педагогика как наука выполняет три основных функции:

- теоретическую;

- прикладную (по отношению к другим наукам);

- практическую (по совершенствованию практики обучения и воспитания).

Педагогика как наука имеет свои методы познания: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, беседа, эксперимент и т. д.

       Педагогика - наука интегрированная, т. к. использует знания других наук о человеке: философии, социологии, права, экономики, политологии, медицины, психологии, биологии и др.

      

Задачи педагогической науки

1. Задача вскрытия закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике трактуются как связи между преднамеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступает обученность, воспитанность, развитость личности и конкретных её параметров.

2. Задача изучения и обобщения практики, опыта, педагогической деятельности. Непрерывное накопление рациональных средств эффективного влияния на учащихся - неотъемлемая черта труда любого педагога-практика.

3. Задача разработки новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами.

4. Задача прогнозирования образования на ближайшее и отдалённое будущее.

5. Задача внедрения результатов исследования в практику. Это сравнительно новая задача педагогической науки.

 

Структура педагогической науки

Педагогика - это система наук о воспитании (см. схему).

Нас интересует профессиональная педагогика.

Педагогика начального профессионального образования - отрасль науки, предметом изучения которой является закономерности подготовки рабочих высокой квалификации.

Педагогика среднего профессионального образования.

Предмет - закономерности подготовки специалистов среднего звена (техники).

Педагогика высшей школы.

Предмет - подготовка специалистов высокой квалификации для науки и народного хозяйства (инженеры, педагоги).

Производственная педагогика - изучает закономерности обучения работающих, повышения их квалификации.

История педагогики

Педагогика – совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовке подрастающего поколения к жизни и деятельности.

История развития русского педагогического самосознания по П.Ф.Каптереву (русский педагог конца XIX начала XX века) проходит три периода: церковный, государственный, общественный.

Истоки педагогической мысли как отражение практики обучения и воспитания обнаруживают у различных народов, прежде всего в древних памятников письменности. Вопросы образования и воспитания всегда привлекали к себе внимание писателей и ученых.

Педагогика обрела статус науки благодаря трудам Яна Амоса Коменского (чешский педагог 1592-1670). Он изложил свои идеи в труде «Великая дидактика». В Европе слово «дидактика» впервые было введено в Германии. С 1613 года благодаря Кристофу Хельвигу и Йохиму Юнгу оно понималось как искусство обучения. Сегодня дидактика – область педагогики.

Интенсивное развитие педагогической теории и практики в XVII веке привело к основанию учебных заведений по подготовке педагогов. Таким образом «Педагогика» сформировалась в качестве учебной дисциплины. Первые учебные заведения появились в Германии.

На протяжении столетий «Педагогика» развивалась как практика обучения и воспитания детей. Поэтому в качестве научной отрасли выделились дошкольная и школьная педагогика.

Профессиональная педагогика появилась с возникновением педагогической специальности.

В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личного и профессионального развития, так как:

- система образования и воспитания касается всех людей;

- во многих странах создана система непрерывного образования человека;

- она включает в себя все звенья – от дошкольного учреждения до профессиональной подготовки и повышения квалификации.

 

Основные педагогические категории (В.С. Безруковой)

РАЗВИТИЕ

ВОСПИТАНИЕ

ОБРАЗОВАНИЕ

ОБУЧЕНИЕ

САМО

ВОСПИТАНИЕ

ОБРАЗОВАНИЕ

ОБУЧЕНИЕ

САМО
САМО

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

 



2019-12-29 630 Обсуждений (0)
Основные педагогические категории (В.С. Безруковой) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные педагогические категории (В.С. Безруковой)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (630)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)