Тема 1. Психологические основания маркетинга
УДК М92 Мухрыгина, Ольга Ивановна. Психология маркетинга: Курс лекций для студентов психологических факультетов вузов.
Данный курс ориентирован на рассмотрение психологических аспектов маркетинга. Психологические особенности представлены в контексте проблем маркетинга, возникающих перед продавцами в условиях рынка покупателя. Показана психологическая специфика маркетингового анализа, где основой является классическая триада исследования рынка - оценка состояния рынка, собственных возможностей (организации-продавца) и поведения конкурента. Поведение потребителей рассмотрено через призму наиболее известных концепций личности, в том числе в мотивационном и ценностном аспектах. Целевой аудиторией курса могут быть студенты 4-5 курса факультетов психологии. Курс может быть использован также в системе повышения квалификации при том, что основой будет являться совокупность знаний, умений и навыков, полученных из предыдущих курсов («Основы маркетинга», «Психология менеджмента» и др.).
Содержание курса Введение Тема 1. .............................................. Психологические основания маркетинга 1.1 Сущность маркетинга с психологической точки зрения 1.2 Проблема управления маркетингом 1.3 Фазы развития маркетинга как основа понимания его психологических аспектов Контрольные задания и вопросы. Рекомендуемая литература по теме «Психологические основания маркетинга» Тема 2............................................ Маркетинг-микс: компоненты и инструменты 2.1 Использование инструментов маркетинга 2.2 Проблемы политики продукта 2.3 Ценовая политика: ценовой порог, соотношение цены и качества 2.4 Организация проведения процессов обмена (политика дистрибьюции) 2.5 Политика коммуникации Контрольные задания и вопросы. Рекомендуемая литература по теме «Маркетинг-микс: компоненты и инструменты» Тема 3. .................... Психологические особенности маркетингового анализа 3.1 Проблема выделения уровней в комплексном анализе ситуации 3.2 Конкуренты и другие партнеры по рынку: психологические аспекты взаимодействия 3.3 Мотивационный менеджмент как практическая возможность управления маркетингом на основе анализа и оценки ситуации Контрольные задания и вопросы. Рекомендуемая литература по теме «Психологические особенности маркетингового анализа» Тема 4. ..................................................................... Психология потребителя 4.1 Поведение потребителей как наука 4.2 Применение различных концепций личности к маркетингу 4.3 Психологические аспекты мотивации потребителя 4.4 Персональные ценности потребителя как основа психологической сегментации Контрольные задания и вопросы. Рекомендуемая литература по теме «Психология потребителя» Тема 5. Брендинг как многоуровневое создание устойчивых предпочтений потребителя 5.1 Бренд: торговая марка, имя, тавро 5.2 Бренды как источники и проводники эмпирических переживаний 5.3 Концепция управления проактивными взаимоотношениями с потребителем Контрольные задания и вопросы. Рекомендуемая литература по теме «Брендинг как многоуровневое создание устойчивых предпочтений потребителя» Тема 6. Психологический инструментарий эмпирических исследований в маркетинге 6.1 Специфика и виды маркетингового исследования 6.2 Психографические инструменты исследования сегментации рынка 6.3 Психологические возможности семантического дифференцирования в маркетинговых исследованиях 6.4 Общая характеристика использования группового и индивидуального интервью Контрольные задания и вопросы. Рекомендуемая литература по теме «Психологический инструментарий эмпирических исследований в маркетинге» Тема 7. ................................... Перспектива изменения рынка и потребителя 7.1 Особенности новой маркетинговой эры 7.2 Специфика маркетинга в Интернет-среде Контрольные задания и вопросы. Рекомендуемая литература по теме «Перспектива изменения рынка и потребителя» Заключение ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Приложение 1. Основные вопросы маркетинга в соотнесении с их психологическими особенностями Приложение 2. Предмет маркетингового анализа ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Концепции личности в применении к маркетингу Приложение 4. Ценности и стили жизни как основа сегментирования Приложение 5. Примерные темы для курсовых работ Глоссарий *** полную версию курса можно прочитать, приобретя печатное издание*** http://www.psycho-state.ru/muhrygina.html
Введение Вначале были продажи… Маркетинг появился позже, чтобы помочь продавцам… Психологические особенности маркетинга трудно оспорить, хотя информация по этому поводу довольно разрознена, а нередко и противоречива. Психологическим в маркетинге можно считать как человеческий фактор, так как он является неотъемлемой частью маркетинга, так и способы планирования продаж, их анализ, манипуляции в предоставлении информации по продвижению товара и т.п.. Во все времена дальновидные коммерсанты понимали, что игра стоит свеч, и не скупились, когда требовалось найти нужную информацию. Методология исследований рынка своими корнями уходит в глубину веков. Русский купец XVII века, посылавший своего приказчика на Нижегородскую ярмарку, давал ему инструкции, которые в переводе с древнего на современный русский язык содержали указания изучать и сравнивать с прошлым годом цены, высматривать товары, которые более других спрашивают и т.д. Голландские купцы того же времени располагали учебниками по коммерции, значительная часть содержания которых была отведена приемам оценки и характеристики рынка. К XVII веку в Италии и Франции начали складываться основы социально-экономической статистики, и в первую очередь — индексы цен. Конечно, рынок начала ХХI века - явление во много раз более сложное, многоструктурное, динамичное и по своим масштабам далеко превосходящее торги далекого прошлого. Многократно усложнились и методы изучения рыночной ситуации, органично впитывая достижения математического, статистического и социально-экономического анализа. Но любопытно, что триада исследования рынка - оценка состояния рынка, собственных возможностей и поведения конкурента - прошла сквозь века неизменной. Именно эти три компонента рассмотрены как актуальная психологическая основа маркетинга. Необходимость конкурировать, учитывать интересы покупателей, их потребности, постоянно изменять подходы в своей работе делает важной для предпринимателей, специалистов в сфере маркетинга. Сегодня развитие традиционного маркетинга от четырех «пи» («4P» – product, price, place, promotion – товар, цена, распределение, продвижение) устремилось к холистическому и латеральному маркетингу как к более психологически продвинутым формам маркетинга. В этом случае подразумевается активная командная работа и определенный стиль мышления и упражнения, а задача маркетолога - исследовать новые возможности для компании и, умело применяя сегментацию, фокусирование и позиционирование, указать бизнесу правильное направление движения. Знание психологических составляющих этих процессов, безусловно, дают им возможность видеть общие тенденции и понимать смысл происходящих перемен, находить причины возникающих проблем и разрешать практически любую из них; позволяют разглядеть новые возможности и помочь клиенту воспользоваться ими. Таким образом, говоря о психологии маркетинга, необходимо отметить, что данная сфера является сегодня актуальной и довольно активно развивающейся ввиду изменившихся условий рынка. Целью учебного курса «Психология маркетинга» является комплексное рассмотрение основных психологических проблем и инструментов маркетинга. Освоение данного курса студентами-психологами может способствовать: - ознакомлению с психологической спецификой экономической культуры маркетинга; - изучению психологических основ маркетинговых проблем; - использованию современного психологического знания в реализации маркетинговых стратегий. Задачами курса являются: - ознакомление с психологическим содержанием направлений развития теории и практики маркетинга; - овладение психологической спецификой понятийного аппарата современного маркетинга, - освоение студентами психологических специальностей азов маркетинговых технологий. С этой целью мы выдели семь тем, которые, на наш взгляд, отражают наиболее значимые аспекты психологических граней маркетинга. В основной текст курса включены 10 рисунков и 7 таблиц, а также четыре приложения, в которых в обобщенном виде представлены сведения по изучаемой дисциплине. В пятом приложении предлагаются темы для курсовых работ. Тематика задана в общем виде, конкретизация предполагается за счет уточнения объектов и предметов исследования. В глоссарии приведены наиболее значимые узкоспециализированные маркетинговые и психологические термины в современном толковании. Глоссарий позволит студентам и слушателям освоить терминологическую базу курса и оперативно ориентироваться в наиболее важных дефинициях. Итак, в данном курсе поступательно рассмотрены психологические особенности возможных элементов комплекса маркетинга. Курс ориентирован на студентов 4-5 курсов факультетов психологии, а также может быть использован в системе повышения квалификации. Курс опирается на совокупность знаний, умений и навыков, полученных из предыдущих курсов («Основы маркетинга», «Психология менеджмента» и др.). Тема 1. Психологические основания маркетинга
Предложенный товар уже наполовину продан. Ноэль Дю Файль, французский писатель
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (200)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |