Организация как управляемая система
Всесторонний анализ внутреннего строения организации обеспечивается с помощью системного подхода. Система – это набор взаимосвязанных и взаимозависимых частей, составленных в таком порядке, который позволяет воспроизвести целое. Каждая система характеризуется как дифференциацией, так и интеграцией. В системе используются разнообразные специализированные функции. Каждая часть организации выполняет свои определенные функции. Для того чтобы поддерживать отдельные части в одном организме и формировать завершенное целое, в каждой системе осуществляется интеграция. Различают системы открытые и закрытые. Понятие закрытой системы возникло в физике. Это система, являющаяся самосдерживаемой. Ее главная характеристика заключается в том, что она существенно игнорирует эффект внешнего воздействия. Закрытая организационная система имеет малую применяемость. Открытая система предполагает динамическое взаимодействие с окружающим миром. Организации получают сырье и людские ресурсы из внешней среды. Разграничение на открытые или закрытые системы не является жестким, раз навсегда установленным. Открытая система может стать закрытой, если контакты с окружением сокращаются со временем. Социальная организация – это сложная, открытая, управляемая, динамическая система с целенаправленным дей ствием. Применительно к социальной организации система – это искусственно созданный набор взаимодействующих между собой элементов и подсистем, предназначенный для достижения определенной цели, К социальной организации полностью применим систем ный подход, представляющий собой методологию познания составных частей через целое и целого через составные части. Целое и части в организации выступают в диалектическом единстве и взаимосвязи. Организации свойственны все признаки системы: • множество элементов; • единство главной цели для всех элементов; • относительная самостоятельность элементов; • наличие связей между элементами; • целостность и единство элементов структуры; • четко выраженное управление. Основой деятельности любой организации является ее цель. Цель – это желаемое состояние системы в результате, управляемого процесса ее развития. Цель должна быть социально значимой, актуальной, реальной, измеряемой, понятной исполнителям, совместимой с подцелями, с возможностями, иметь конкретные сроки исполнения и допускать возможность корректировки при изменении внешних и внутренних условий. Цель организации зависит не только от желания членов ее коллектива, но и от реальных возможностей ее выполнения. Организация будет жизнеспособной только в том случае, если ее цель достаточно хорошо согласуются с целями, стоящими перед обществом в целом. Поэтому организация является целенаправленной системой. В качестве целевой установки деловой организации часто используется не одна цель, а набор целей или подцелей. Наличие набора альтернативных целей деятельности позволяет организации повысить возможность выживания в условиях острой конкурентной борьбы. Для этого предприятия развивают параллельные страховочные виды деятельности, чтобы в случае вынужденной или запланированной ликвидации одного из направлений работ можно было бы безболезненно переключиться на другой вид деятельности. Подобные стратегии носят название диверсификации. Диверсификация позволяет уменьшить риск фирмы посредством распределения инвестиций и других ресурсов между несколькими направлениями деятельности. Открытые системы добиваются согласования двух, часто конфликтных стратегий. Действия по поддержанию сбалансированности системы обеспечивают взаимодействие с внешней средой, что, в свою очередь, предотвращает резкие изменения, которые могут разбалансировать систему. Напротив, действия по приспособляемости системы к различным изменениям позволяют адаптироваться к динамике внутреннего и внешнего спроса. Одна стратегия, например, ориентирована на обеспечение стабильности системы путем покупки, технического обслуживания и ремонта оборудования, набора и обучения работников, использования правил и процедур. Другая стратегия сосредоточивается на изменении системы посредством планирования, изучения рынка, развития производства новой продукции и т. п. И то, и другое необходимо в интересах выживания организации. Стабильные организации, которые не способны адаптироваться к изменению условий, долго просуществовать не смогут. То же самое можно сказать о приспособляемых к изменениям, но нестабильных, т.е. неэффективных, организациях. Организационная система может достичь своих целей, используя различные комбинации ресурсов и стратегий. Вот почему необходимо рассматривать разнообразные формы и способы решения возникающих проблем. Организация – явление живое, подвижное. Люди трудятся, вступают в различные организационные отношения: личные, властные, управленческие, дружеские, конфликтные. В процессе существования организации происходят изменения в материальных и финансовых ресурсах, в кадровом составе и информационных базах и т.п. Поэтому организации относятся к динамическим развивающимся системам. Как самостоятельная единица общественной системы организация имеет определенный набор связей с внеш ней средой. К внешней среде относятся все люди и организации, с которыми рассматриваемая организация осуществляет взаимодействие в процессе своей деятельности. Сюда следует также отнести факторы общественной жизни и явления природы, оказывающие влияние на функционирование организации. В число объектов и субъектов внешней среды организации входят банки, инвестиционные компании, налоговые службы, правоохранительные органы, учреждения власти, службы занятости, учебные заведения, общественные и политические организации, поставщики, партнеры, конкуренты, потребители и клиенты и т.д. Организация как элемент общественной системы имеет собственный коллектив, внутреннюю структуру и взаимосвязи или в полном смысле слова свою внутреннюю жизнь и свои интересы. Внутренняя среда – это все то, что находится «внутри» организации. К внутренней среде относятся ресурсы, оборудование, используемые технологии, кадры, информация, социально-психологический климат, организационная культура и имидж организации. Среда организации Организации, функционирующие в экономической среде подвержены влиянию социально-экономических факторов, выраженных в необходимости ведения не только производственной, коммерческой, но и социальной деятельности. Любая организация независимо от ее конкретного назначения может быть описана с помощью ряда параметров, среди которых главными являются: · цели организации; · организационная структура; · внешняя и внутренняя среда; · совокупность ресурсов; · нормативная и правовая основа; · специфика процесса функционирования; · система социальных и экономических отношений. Внешняя среда – условия и факты, которые существуют в окружающей среде независимо от деятельности конкретной фирмы. Они могут как оказывать влияние на функционирование организации, так и испытывать на себе влияние организации. Все ресурсы, необходимые для функционирования, организация получает из внешней среды, с которой находится в состоянии постоянного обмена. В менеджменте выделяют следующие показатели внешней среды: · подвижность – скорость происходящих изменений в окружающей среде. · сложность – определяется количеством факторов, которые воздействуют на организацию. · разнообразие рынка. Разнообразие рынка может быть обусловлено широким диапазоном клиентуры, продуктов и услуг, географических регионов распространения продукции; · враждебность – неблагоприятное отношение окружающей среды к организации. Враждебность зависит от конкуренции, от взаимоотношений организации с профсоюзами, правительством и другими внешними группами, от доступности ресурсов; · неопределенность – определяется количеством информации, имеющейся в распоряжении организации, и степенью уверенности в этой информации. Внешняя среда организации состоит из двух компонентов: · среды прямого воздействия, которая включает: • поставщиков; • государственные органы; • профсоюзы; • конкурентов; • потребителей; · среды косвенного воздействия, которая складывается: • из международного окружения; • научно-технического прогресса; • политических факторов; • социокультурных факторов; Среда прямого воздействия — непосредственное деловое окруже ние, включающее в себя субъектов среды, непосредственно вли яющих на деятельность конкретной организации. Поставщики — источники ввода ресурсов: материал, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Всех поставщиков можно разделить на 3 категории : • поставщики материалов: в основном все организации зависят от непрерывного притока материалов, т. е. здесь проявляется зависимость от цен, сроков, ритмичности, качества и т. д. Эта зависимость увеличивается с каждым годом, так как все больше фирм ориентируются на приобретение комплектующих элементов у партнеров для последующей их самостоятельной сборки; • поставщики капитала: поставщики, которые обеспечивают организацию финансовыми ресурсами: банки, программы федеральных учреждений по предоставлению займов, акционеры и частные лица, акцептующие векселя компании или покупающие ее облигации; • поставщики трудовых ресурсов: для достижения поставленных целей организация должна быть обеспечена рабочей силой. Без квалифицированных специалистов, способных использовать сложную технологию, капитал и материалы, организация не будет эффективно функционировать. Государство оказывает влияние на организацию: • через налоговую систему; • государственную собственность и бюджет; • законодательные акты. Организации обязаны соблюдать требования государственных органов, которые представляют собой комиссии по торговле, лицензированию, квотированию, ценным бумагам, управление по надзору за качеством и охраной труда, а также окружающей среды. На организации оказывают влияние местные органы власти: выдвигают требования приобретения лицензий, ограничивают возможности выбора места для ведения дела, облагают предприятия налогами. Потребители – физические и юридические лица, которые покупают продукт, производимый (реализуемый) организацией. Чтобы определить, какой товар будет пользоваться наибольшим спросом, в каком объеме его выпускать, место сбыта товара, необходимо изучить покупателей. Конкуренты (например, предлагающие рынку аналогичный товар или использующие аналогичные ресурсы) влияют на других производителей и продавцов. Этот элемент среды прямого воздействия ведет к новаторству и эффективности. Каждому предприятию следует удовлетворять нужды потребителей также эффективно, как это делают конкуренты, для того чтобы держаться на рынке. При построении стратегии конкурентной борьбы необходимо выявить слабые и сильные стороны конкурентов. Среда косвенного воздействия – факторы, которые могут оказать воздействие на организацию не сразу, а с течением време ни. Эта среда намного сложнее, так как информация по ней чаще всего отсутствует, и руководству фирмы приходится опираться на свои предположения. Научно-технический прогресс отражает уровень научно-техничес кого развития, который воздействует на организацию. Научно-технический прогресс влияет : • на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и продавать; • скорость устаревания продукта; • способы собирания, хранения и распределения информации; • услуги и новые продукты, которые ожидают потребители от организации. Организациям для сохранения своей конкурентоспособности необходимо быстро реагировать на новые разработки и самим предлагать нововведения. Политические факторы – намерения органов государственной власти в отношении развития общества; средства, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику. Социокультурные факторы: • установки, жизненные ценности и традиции общества; • демографическая обстановка; • отношения организации с местным населением; • отношение людей к работе и качеству жизни; • рост населения; • уровень образования; • мобильность людей и т. п. Социокультурные факторы изменяются медленно, но эти изме нения приводят к существенным изменениям в окружении органи зации и оказывают наибольшее влияние на формирование потребительских предпочтений. • Состояние экономики влияет на стоимость всех вводимых ресур сов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги. На одни организации конкретные изменения в состоянии экономики могут оказать положительное воздействие, на другие — отрицательное.
• Международное окружение характеризуется высокой сложностью, так как экономика, культура, количество и качество трудовых и материальных ресурсов, законы, государственные учреждения, политическая стабильность, уровень технологического развития разнятся от страны к стране. Выделяют следующие формы международного взаимодействия: • экспорт продукции; • лицензирование; • создание совместных предприятий; • прямые капиталовложения; • многонациональные корпорации; Внутренняя среда организации – хозяйственный организм фир мы. Другими словами, это структура фирмы, которая охватывает все производственные подразделения, входящие в состав организации. Внутренняя среда организации состоит из таких внутренних переменных, как : • цели; • структура; • задачи; • технологии; • люди. Цель – достижение, получение, совершенствование группой людей, объединившихся в организацию, некоторого желаемого результата. При формулировке цели необходимо ответить на вопросы : · что надо получить и зачем; · когда и кто должен решать задачу по достижению цели. · набор требований, которым должен удовлетворять желаемый результат; · перечень условий, ограничивающих круг допустимых средств достижения целей; · перечень возможных вариантов или характеристик результата; · характеристики желаемой степени достижения ожидаемого результата; · оценку фактического достижения цели. Как правило , организации ставят перед собой следующие цели: · поддержание рыночной устойчивости предприятия и его выживание; · обеспечение доходности; · обеспечение рентабельности; · обеспечение конкурентоспособности; · минимизация затрат. Цели организации в целом не совпадают с целями ее подразделений, следовательно, у каждого подразделения свои цели, которые не должны идти в разрез с целью организации. Руководство должно координировать цели подразделений. Структура – это логические взаимоотношения уровней управле ния и функциональных областей, построенных в такой форме которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации. Структура организации определяется 2 аспектами: • специализированным разделением труда: определенный вид работы закрепляется за теми, кто лучше выполняет эти работы, т. е. за специалистами. В организациях выделяют: • горизонтальное разделение труда – разделение труда между людьми, стоящими на одном уровне иерархии; • вертикальное разделение труда – формальная подчиненность лиц на каждом уровне. Вертикальное разделение труда характеризуется объемом управления, который определяет иерархию управленческих уровней – формальную подчиненность лиц на каждом уровне управления. Например, лицо, находящееся на высшей ступени управления, может иметь в своем подчинении нескольких руководителей среднего звена, представляющих разные функциональные области. Эти руководители могут иметь подчиненных из числа линейных руководителей (мастера разных звеньев); • сферой контроля: количество подчиненных, находящихся в ведении одного руководителя. Выделяют 2 сферы контроля: • узкую: в ведении руководителя находится малое количество подчиненных. Организационная структура при такой сфере контроля – многоуровневая; • широкую: в велении руководителя находится большое количество подчиненных. Характеризуется плоской организационной структурой. Задача – это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. Каждой должности пред писывается ряд задач, выполнение которых необходимо для достижения целей организации, например: • работа с людьми; • работа с предметами; • работа с информацией. Технология – средство преобразования сырья, материалов в ко нечные продукты и услуги. Для технологии характерны : • стандартизация (использование стандартных, взаимозаменяемых компонентов); • механизация (использование машин и механизмов вместо людей). • единичное, мелкосерийное или индивидуальное производство, где одновременно изготавливается только одно изделие или малая серия одинаковых изделий. Характеризуется специализацией; • массовое или крупносерийное производство применяется при изготовлении большого количества изделий, которые идентичны друг другу или очень похожи. Характеризуется идентичностью, механизацией; • непрерывное производство. Работает круглые сутки для непре рывного изготовления одинакового по характеристикам продук та. Характеризуется большим объемом и полной автоматизацией. Люди (человеческий ресурс) – главный и самый сложный элемент любой организации, так как все люди сильно отличаются друг от друга по полу, возрасту, образованию, национальности, навыкам, семейному положению и т. д. От всех этих показателей зависит характер работы и успех организации в целом. Работа с кадрами должна строиться таким образом, чтобы способствовать развитию положительных результатов поведения и деятельности каждого отдельного человека и стараться устранять отрицательные последствия его действий. Все люди имеют следующие характеристики: • способности – индивидуальные навыки, присущие конкретному человеку. • наследственные; • приобретенные; • предрасположенность, одаренность: человек имеет потенциал к выполнению какой-либо работы. • потребности – внутреннее состояние недостаточности чего- либо и стремление получить желаемое. Маслоу выделяет 5 видов потребностей : • жизнеобеспечения, которые удовлетворяются созданием комфортных условий труда и установлением соответствующей зарплаты за труд; • безопасности, которые удовлетворяются разработкой долгосрочных социальных программ, предоставлением медицинского обслуживания персоналу, осуществлением отчислений в специальные фонды, предоставлением дополнительных льгот; • социальных контактов, которые удовлетворяются созданием социально-психологического климата в коллективе; • самоуважения, которые удовлетворяются путем привлечения персонала к выработке решения, обсуждения с персоналом проектов; • самореализации, которые удовлетворяются с помощью разработки профессионального развития персонала, переподготовки, разработки профессиональной карьеры, распределения заданий; • ожидания относительно результатов своего поведения, которые формируются людьми на основе прошлого опыта и оценки текущей ситуации; • восприятие – интеллектуальное осознание стимулов, получаемых от ощущений. Люди реагируют не на то, что действительно происходит в их окружении, а на то, как они это воспринимают; • отношение. Точка зрения. Оно формулирует наше необъективное восприятие окружающей среды и тем самым влияет на его поведение; • влияние среды на личность. Каждая организация сознательно или нет, устанавливает свою собственную систему ценностей. Эта система составляет организационную культуру. Любая организация как общество стремится иметь свою мораль, обычаи и табу. И хотя каждый человек – это личность и в разных обществах он ведет себя по-разному, в своей организации существует определенный шаблон поведения; • способность к лидерству – это средство, с помощью которого руководитель влияет на поведение людей; заставляя их вести себя определенным образом.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (393)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |