Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности финансов предприятий различных форм хозяйствования.



2019-12-29 201 Обсуждений (0)
Особенности финансов предприятий различных форм хозяйствования. 0.00 из 5.00 0 оценок




Рыночная экономика – это экономика, основанная на отношениях возникающих при купле – продаже товара на рынке, где складывается спрос и предложение.

На рынке хозяйствующие субъекты представлены предприятиями различных форм собственности и организационно-правовых форм.

Предприятие – организация коммерческой деятельности с целью выпуска продукции (оказания услуг) и получения прибыли.

Главное в рыночной экономике – конкуренция, разрушение монополии (продавца и покупателя).

Деятельность предприятий в РМ осуществляется согласно законов: «О предприятиях и предпринимательстве», «О несостоятельности», «Об акционерных обществах» и др.

Все предприятия имеют одинаковые права и обязанности, но у каждой формы есть особенности в имущественной ответственности, организации финансов.

Предпринимательство – это деятельность, направленная на получение прибыли. Есть предпринимательство индивидуальное и юридических лиц. При индивидуальной деятельности имущество, предназначенное для хозяйственной деятельности не обособленно от другого имущества предпринимателя, а у юридических лиц (предприятий) – имущество обособленно.

Предприятия выступают в различных организационно-правовых формах – акционерные общества открытого и закрытого типа, товарищества полные и коммандитные, муниципальные, государственные предприятия.

Все эти предприятия имеют особенности в формировании уставного капитала, привлечении дополнительных источников финансирования, распределения прибыли, уплате налогов.

Все предприятия осуществляют свою деятельность согласно уставу. В товариществах уставом является учредительный договор. В уставе отражаются и финансовые вопросы – порядок формирования фондов, резервов, распределения прибыли.

Так в полном товариществе подоходный налог уплачивают участники со своей доли прибыли. В коммандитном товариществе – вначале уплачивается подоходный налог, а затем уже распределяется прибыль. Уставный капитал ООО формируется за счёт паёв участников, а АО – за счёт выпуска акций. АО более устойчивая форма организации предприятия, так как её имущество нельзя делить, как имущество ООО.

АО открытого типа занимают ведущее место в рыночной экономике. АО образуются в процессе приватизации, акционирования арендных предприятий, создания акционерных обществ.

АО могут выпускать акции и облигации. Вначале при образовании учредители вносят взносы и получают акции. Затем может быть проведён дополнительный выпуск акций и их открытая продажа. При изменении размера капитала в АО необходима перерегистрация. АО может изменять стоимость акций путём дробления, консолидации, выкупа акций,

При выпуске и продаже акций АО может получить эмиссионный доход (разница между рыночной и номинальной стоимостью акций). Уставный капитал АО может увеличиваться за счёт нераспределённой прибыли (когда дивиденды выдаются акциями). Распределение прибыли АО производится по решению общего собрания акционеров. В первую очередь создаются резервы, направляются средства на развитие предприятия. Выплата дивидендов осуществляется сначала по привилегированным акциям, выплачиваются проценты по облигациям, а затем – по обыкновенным акциям. Причём на выплату дивидендов по привилегированным акциям и процентов по облигациям могут быть направлены резервы. По обыкновенным акциям дивиденды выплачиваются за счёт прибыли.

Распределение прибыли осуществляется после уплаты подоходного налога.

 Предприятия для решения различных вопросов (производственных, социальных, научно-технических) могут объединяться. Это может быть товарищество на основе договора. Баланс ведёт один из участников, но налог не платит, прибыль распределяется и учитывается у участников.

Если объединяются много предприятий, то создаётся новая структура, заключается учредительный договор, разрабатывается устав, создается юридическое лицо.

Объединение не является вышестоящей структурой, действует на основе договора с предприятием. Создание объединений осуществляется с разрешения антимонопольного комитета.

Предприятия могут объединяться в союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и другие объединения.

 

Тесты №1

                                                                                                                       

I  Назовите функции финансов предприятий:

1. Распределительная, обобщающая.

2. Сберегающая, контрольная.

3.Распределительная, контрольная.

4.Обеспечивающая, распределительная, контрольная.

3.При распределении выручки амортизационный фонд включается в:

1. Фонд возмещения.

2. Прибыль.

3. Фонд потребления.

4. Фонд развития производства.

4.В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на:

1. Финансовую стратегию и финансовое планирование.

2. Финансовую тактику и финансовый контроль.

3. Финансовое планирование и финансовый контроль.

4. Финансовую стратегию и финансовую тактику.

5.Вновь созданная стоимость на предприятии – это:

1. Фонд оплаты труда + прибыль.

2. Фонд развития производства.

3. Выручка от реализации продукции.

 

 

I. Назовите функции финансов предприятий:

1. Распределительная, контрольная.

2. Распределительная, обобщающая.

3. Сберегающая, контрольная.

1. Обеспечивающая, распределительная, контрольная.

 

 

3.Финансовое распределение на предприятии заключается в:

1. Распределении денежных фондов предприятия;

2. Распределении обязанностей между финансовыми подразделениями предприятия;

3. Выборе направлений использования финансовых ресурсов.

 

 

8.Финансовые ресурсы – это:

1.Денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении предприятия;

2.Доходы, направляемые на инвестиции;

3.Прибыль предприятия, направляемая на развитие.

 

1.Какие из перечисленных отношений являются финансовыми на предприятии:

1. Начислена амортизация;

2. Казино выплачивает выигрыш;

3. Предприятие получает сырье

4. Выплачена заработная плата.

 

 

1.Какие из перечисленных отношений являются финансовыми:

1. гражданин в магазине купил яблоки;

2. предприятие «А» купило у предприятия «Б» ткань;

3. гражданин уплатил госпошлину.

2.Выручка от реализации – это:

1. вновь созданная стоимость;

2. фонд возмещения материальных затрат плюс фонд накопления;

3. вся стоимость, созданная предприятием.

3.Финансовая стратегия предприятия – это:

1. решение задач конкретного этапа развития финансовой системы предприятия;

2. определение долговременного курса в области финансов предприятий;

3. разработка принципиально новых форм и методов перераспределения денежных фондов предприятия.

4.Выручка от реализации продукции распределяется:

1. возмещение материальных затрат предприятия и прибыль предприятия;

2. возмещение материальных затрат предприятия, заработная плата, отчисления на социальные нужды и прибыль;

3. возмещение материальных затрат предприятия, прибыль предприятия и фонд развития производства.

7.Финансы предприятий – это:

1. денежные отношения, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов;

2. экономические отношения по использованию фондов денежных ресурсов;

3. организация коммерческой деятельности с целью получения прибыли.

8.Фонды заемных средств:

1. уставный фонд;

2. факторинг;

3. фонд потребления.

10.Решение об инвестировании:

1. решение о включении капитала в определенную операцию;

2. решение о финансировании собственных проектов;

3. решение о финансировании за счет заемных средств.

 

 

 

 

Литература.

Белолипецкий В.Т., Финансы фирмы, М. 1998, стр. 6 – 11, 51 – 56, 64 – 70.

 Бородина Е.И., Финансы предприятий, М. Юность, 1995, стр. 3 – 21.

Дробозина Л.А., Финансы, М. 1999, стр. 76 – 90.

Ковалёв В.В., Финансовый анализ, М. 1997, стр. 7-11.

Колчина Н.В. , Финансы предприятий, М. 2000 , стр. 7 – 20.

Крейнина М.Н., Финансовое состояние предприятия, М. 1997

Кобзарь Л..В., Киося Т. и др, Финансы предприятий, Кишинев, 2007, стр. 9-21.

Ковалёва А.М. , Финансы фирмы, М. 2000 , стр. 11 – 18.

Моляков Д.С., Шохин Е.И., Теория финансов предприятий, М. 2000, стр.3 –29.

 Моляков Д.С., Финансы предприятий, отраслей народного хозяйства, М. 1997, стр. 3-29, 105-115.

 Справочник финансиста предприятия, М. 1996, стр. 7 – 14.

Тигинян А.П., Кобзарь Л.В., Финансы предприятий, Кишинев,1998, стр. 8–30.

 Финансовое управление фирмой, под. ред. В.И. Терехина, М.1998, стр. 6.

Финансы, учебное пособие, под редакцией А.М. Ковалёвой, М. 1998, стр. 107 – 115, 334 – 362.

Шеремет А.Д., Финансы предприятия, М. 1998,стр. 7 – 12.

 

Тема №2 Финансовый механизм и финансовая структура предприятия.

 

 

1. Сущность и структура финансового механизма предприятия.

2. Финансовая структура предприятия.

а) Методы образования капитала

б) Цена капитала.

в) Критерии оптимизации финансовой структуры.

 

1. Сущность и структура финансового механизма.

 

          В условиях рыночной экономики необходимо научиться сочетать полную самостоятельность предприятий с государственным регулированием экономики и финансов. Эту задачу должен выполнять финансовый механизм.

Финансовый механизм предприятий - это система управления их финансами, предназначенная для организации взаимодействия финансовых отношений и фондов денежных средств, с целью эффективного их воздействия на конечные результаты производства, устанавливаемая государством в соответствии с требованиями экономических законов путем выпуска законодательных и нормативных актов и используемая предприятиями с учетом своих особенностей и задач.

Финансы – объективная экономическая категория, отражающая объективно существующие денежные отношения. Но это не только экономическая категория. Они выступают как инструмент воздействия на производственно-торговый процесс хозяйствующего субъекта. Это воздействие осуществляется через финансовый механизм.

     Финансовый механизм предприятия является центральным во всем финансовом механизме государства т.к. финансы предприятий – ведущие в финансовой системе.

      Финансовый механизм должен способствовать эффективной реализации функций финансов.

     Финансовый механизм можно представить следующей схемой:

Рис 1.1 Финансовый механизм предприятия

 

В структуру финансового механизма входит взаимосвязанные элементы:

§ Финансовые методы;

§ Финансовые инструменты;

§ Финансовые рычаги;

§ Правовое обеспечение;

§ Нормативное обеспечение;

§ Информационное обеспечение.

         Финансовый метод – способ воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. Финансовые методы действуют в двух направлениях:

 - По линии управления движением финансовых ресурсов;

 - По линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных фондов.

          Рыночное содержание в финансовые методы вкладывается неслучайно. Это обусловлено тем, что функции финансов в сфере производства и обращения тесно связаны с коммерческим расчетом. Коммерческий расчет представляет собой метод ведения хозяйства путем соизмерения в денежной форме затрат и результатов хозяйственной деятельности. Цель применения коммерческого расчета - получение максимальной прибыли при минимальных затратах капитала в условиях конкурентной борьбы.

Основные методы:.

-Планирование;

-Прогнозирование;

-Инвестирование;

-Кредитование;

-Самофинансирование;

-Система расчетов;

-Материальное стимулирование и ответственность;

-Страхование;

-Трастовые операции;

-Аренда;

-Лизинг;

-Факторинг;

-Фондообразование;

-Взаимоотношения с учредителями, хозяйствующими субъектами, органами государственного управления.

Действие финансовых методов проявляется в образовании и

использовании денежных фондов.

      Под финансовыми инструментами понимают любой контракт, по которому происходит одновременное увеличение финансовых активов одной фирмы и финансовых обязательств другой. Они имеют денежную стоимость (или подтверждают движение денежных средств), с помощью которых осуществляются операции на финансовом рынке. Финансовые инструменты подразделяются на первичные и вторичные. К первичным инструментам относятся денежные средства, ценные бумаги, дебиторская и кредиторская задолженность и т.д. К вторичным инструментам относятся фьючерсные контракты, процентные свопы, валютные свопы, финансовые опционы и д.р.

     Финансовый рычаг представляет собой прием действия финансового метода.

К финансовым рычагам относят:

-прибыль;

-доход;

-амортизационные отчисления;

-финансовые санкции;

-цена;

-арендная плата;

-дивиденды;

-процентные ставки;

-дисконт;

-целевые экономические фонды;

-вклады;

-паевые взносы;

-инвестиции (прямые, венчурные, портфельные);

-формы расчетов;

-франшиза.

      Правовое обеспечение функционирования финансового механизма – это законы, указы президента, постановления правительства, письма министерств и ведомств, устав юридического лица.

      Нормативное обеспечение – это инструкции, нормативы, нормы, методические указания и др.

       Информационное обеспечение – экономическая, коммерческая, финансовая информация. К финансовой информации относятся данные о финансовой устойчивости и платежеспособности своих партнеров и конкурентов, о ценах, курсах, дивидендах, процентах, на товарном и валютном рынках и т.п., сообщение о положение дел на биржевом, внебиржевом рынках, о финансовой и коммерческой деятельности различных фирм и т.д. Наличие информации позволяет быстро принять финансовые и коммерческие решения, влиять на правильность решений, что ведёт к увеличению прибыли.

      Финансовый механизм тесно связан с ценообразованием. Цена должна играть стимулирующую роль в улучшении использования ресурсов, снижении затрат, повышении качества продукции, ускорении НТП, рационализации системы потребления и распределения.

      Финансовый механизм на предприятии должен действовать с учетом требований экономических законов, что означает соблюдение следующих принципов:

1. Сочетание интересов государства с интересами предприятий;

2. Сочетание интересов предприятий с интересами коллектива работников;

3. Обеспечение процесса расширенного воспроизводства.

 

2.Финансовая структура предприятия:

а) методы образования капитала.

Финансовая структура предприятия представляет собой соотношение между различными источниками финансирования, собственными и заемными, краткосрочным и долгосрочным финансированием. Другими совами это есть комбинация долга и собственного капитала, которая всякий раз должна уравновешиваться с активами фирмы. Предприятия почти всегда не финансируется на 100% за счет собственных средств. Они пользуются финансированием извне. Основными источниками капитала являются – акционерный капитал, отложенная прибыль, (фонды собственных средств и нераспределенная прибыль) и заемный капитал. Капитал – часть финансовых ресурсов, задействованных в обороте, приносящих доход от этого оборота. Капитал – это превращенная форма финансовых ресурсов, которая авансируется и инвестируется в производство с целью получения прибыли.

Основные виды капитала:

1) По принадлежности – собственный и заёмный капитал.

2)  По объекту инвестирования – основной и оборотный капитал.

3) По форме нахождения в процессе кругооборота капитал подразделяется на денежный, производственный, товарный капитал.

4) В зависимости от цели использования капитал бывает производственный, ссудный, спекулятивный.

Функционирование капитала фирмы в процессе производственного использования, характеризуется процессом постоянного кругооборота. На I стадии капитал в денежной форме инвестируется в оборотные и внеоборотные активы, т.е. переходит в производственную форму. На II стадии – переходит в товарную форму. III стадия – переход капитала из товарной формы в денежную. Одновременно с изменением форм движения капитала происходит изменение его суммарной стоимости.

       Финансовую структуру предприятия можно представить следующей схемой:

 

 

Рис. 1.2 Финансовая структура предприятия

 

       Постоянный капитал предприятия - это собственный капитал и долгосрочные обязательства, которые покрывает долгосрочные активы и часть текущих активов. Собственные оборотные средства (сос ) – это разница между постоянным капиталом и долгосрочными активами.

      Структура каптала характеризуется следующими показателями:

       Коэффициент соотношения заемных и собственных средств.

       Коэффициент автономии (отношение собственного капитала к итогу баланса).

 
       Коэффициент финансового рычага (финансовая зависимость) (отношение валюты баланса к собственному капиталу)

       Собственный капитал характеризует общую стоимость средств фирмы, принадлежащих ей на праве собственности. В составе собственного капитала может быть выделен инвестированный капитал, то есть капитал, вложенный собственниками в предприятие, и накопленный капитал, то есть созданный на предприятии сверх того, что было авансировано собственниками. В его составе учитывается уставный, добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль и прочие резервы.

      Уставный капитал образуется на момент создания фирмы. В зависимости от организационно-правовой формы фирмы ее уставный капитал формируется за счет выпуска акций, вложений в уставный капитал, паев, долей и т.д. Капитал называется уставным потому, что его размер фиксируется в уставе предприятия. Минимальный размер уставного капитала устанавливается законодательством. В процессе деятельности фирмы уставный капитал может изменяться.

     Добавочный капитал включает сумму дооценки основных средств, безвозмездно полученные ценности, эмиссионный доход от продажи акций и др.      

     Резервный капитал образуется за счет прибыли в размере, определенном уставом и используется для покрытия убытков, погашения облигаций, эмитированных фирмой и др. Кроме этого, на предприятии могут создаваться резервы: сомнительных долгов по расчетам с другими организациями, на предстоящую оплату отпусков работникам, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, на выплату вознаграждения по итогам работы за год, на ремонт основных средств, на гарантийный ремонт и гарантийные обслуживание и др.

     Важным компонентом собственного капитала фирмы является прибыль.

     Заемные средства привлекаются на долгосрочной и краткосрочной основе. В настоящее время привлечение средств на долгосрочной основе для фирм затрудненно. Это связано с общеэкономической ситуацией в стране. Краткосрочные обязательства представлены финансовыми обязательствами, торговыми и начисленными.

     Обязательства по отношению к поставщикам в форме коммерческих кредитов и краткосрочных банковских кредитов составляют казначейские (кассовые) ресурсы предприятия.

     Коммерческие кредиты представляются в форме вексельного кредита, по открытому счету, в виде аванса покупателя.

     Вексель – документ, составленный по установленной форме, представляющий безусловное обязательство векселедателя уплатить в определенный срок указанную в векселе сумму. Различают 2 вида векселей:

       Простой вексель (соло – вексель) – это свидетельство, создающее письменное обязательство векселедателя уплатить определенную сумму денег предъявителю векселя.

      Переводной вексель (тратта) – документ, содержащий письменное указание векселедателя (трассанта) лицу, на которое выставлен вексель – плательщику (трассату) уплатить определенную сумму денег предъявителю векселя или лицу, указанному в векселе, через определенный срок или по требованию.

            Трассат становится должником по векселю только после того как акцептует его, т.е. согласится на оплату, поставив на векселе свою подпись. Акцептант переводного векселя так же как, векселедержатель простого векселя, является главным вексельным должником и несет ответственность за оплату векселя в установленный срок.

       Ремитент-векселедержатель, указанный в тратте, в результате передачи ему трассантом права на получение денег от трассата. Передача права осуществляется путем передаточной надписи.

      Индоссамент – передаточная надпись на векселе или другой ценной бумаге, удостоверяющая переход прав по этому документу к другому лицу.

   Индоссант – лицо, совершающее индоссамент. Индоссамент на векселе кроме передаточной функции выполняет гарантийную функцию. Каждый индоссант по векселю несет солидарную ответственность за платеж вместе с векселедателем (трассантом) и акцептантом.

  Аваль - вексельное поручительство, в силу которого лицо ( авалист ) совершившее его, принимает ответственность за выполнение обязательств каким либо обязанным по векселю лицом – акцептантом, векселедателем, индоссантом. Аваль оформляется гарантийной записью на векселе, либо отдельным документом.

Акцептант – лицо, подтверждающее свое согласие на оплату векселя. Векселя, имеющие акцепт банка охотно принимают на учет в других банках для выдачи под них кредитов.

   Учет (дисконт) векселя - покупка банком или специальным кредитным учреждением векселей до наступления срока оплаты по ним. Банки, предоставившие ссуду под учтенный вексель, изымают с его владельца определенную плату – учетный процент (дисконт), представляющий собой выраженную в процентах разницу между суммой векселя и суммой, уплачиваемой банком векселедержателю при получении у него векселя.

    Банковские кредиты могут быть: срочный, контокоррентный, учетный, акцептный и др.

    Банковский кредит оформляется кредитным договором, на основе анализа документов - определяется вид кредита, процентная ставка, срок выдачи, обеспечение, порядок выдачи.

    Срочный кредит – это перечисление на счет заемщика определенной суммы и возврат ее в определенный срок с процентами.

    Контокоррентный кредит – ведение текущего счета с зачислением выручки и оплата поступивших расчетных документов в пределах оговоренной суммы. Сальдо может быть по счету дебетовым и кредитовым.

   Овердрафт – оплата счетов клиента сверх суммы на расчетном счете, установленной по договоренности с банком.

   Онкольный кредит – это разновидность контокоррента, но погашение осуществляется по первому требованию банка.

    Учетный (вексельный) кредит осуществляется путем покупки (учета) векселя. Можно это сделать другим способом – приобрести банковский вексель по цене ниже номинала и использовать как платежное средство.

    Акцептный кредит используется в основном во внешней торговле (предоставляется импортеру путем акцепта банком, выставленных на него экспортером тратт).

      Факторинг представляет собой торгово-комиссионные операции, при которых поставщик уступает банку право требования платежа за поставленную продукцию. Банк сразу же возмещает поставщику часть суммы (70-90%), остальная ее часть за вычетом комиссионных вознаграждений и процентов перечисляется поставщику после получения средств от покупателя. Факторинг ускоряет получение поставщиком платежа, снижает потери от просроченных задолженностей, повышает финансовую устойчивость предприятия. Это является по существу кредитом под товар отгруженный, за который клиент платит процент.

 

б) Цена капитала.

 

     Основными факторами производства являются: капитал, природные ресурсы и трудовые ресурсы. Для привлечения этих ресурсов необходимы определенные затраты в форме дивидендов, процентов, заработной платы. Для определения цены капитала используют общую сумму средств, которую необходимо уплатить за использование определенного объема финансовых ресурсов в форме дивидендов, процентов, выраженную в процентах к объему капитала.

    Стоимость капитала фирмы представляет собой рыночную оценку

уровня риска по операциям фирмы.

       Собственный капитал не является бесплатным по различным причинам. Основной среди них является то, что он может быть инвестирован за пределами предприятия. Если существует альтернативная возможность заработать, вложив средства за пределами предприятия, то вложения в текущую деятельность следует сравнить с имеющимися внешними источниками получения дохода, иначе инвестиции капитала внутри предприятия окажутся менее выгодными, чем вне его. Таким образом, стоимость капитала рассматривается с точки зрения упущенной выгоды. Значит компенсацией или платой за упущенную выгоду должны стать будущие доходы в виде дивидендов и роста стоимости акций. Для наших предприятий более обоснованным объяснением того, что часть чистой прибыли, которая является одним из основных источников формирования собственного капитала, должна быть освоена на предприятии, является то, что в настоящее время это необходимое условие сохранения его финансовой устойчивости. Нераспределенная прибыль должна рассматриваться как источник финансирования, участвующий в формировании чистых активов и имеющий цену, равную величине дохода, который получили бы акционеры в результате полного распределения прибыли. На данном положении основан доходный подход, который предусматривает полное включение заработанного дохода (то есть прибыли, остающейся в распоряжении предприятия) в расчет стоимости собственного капитала.

      Стоимость акционерного капитала равна доходу, который ожидается держателями акций в качестве компенсаций за использованный капитал.

      Существуют два метода определения доходов, ожидаемых инвесторами: дисконтирования (учет дивидендов) и оценка вознаграждения за риск.

В данном случае мы рассмотрим 1-й метод определения стоимости акционерного капитала. Выплата дивидендов – денежные потоки инвестору за пользование его средствами. Если доходы инвестируются, то выплаты будут в будущем.

      Модель дисконтирования дивидендов предполагает, что рыночная стоимость акций определяется современной стоимостью будущих выплат дивидендов. Основное предположение, на котором основывается метод дисконтирования дивидендов: максимальная цена, которую инвестор готов заплатить за акцию – это текущая стоимость будущих дивидендов, которые они смогут получить. Дивиденды – это «затраты на содержание акционеров», с точки зрения фирмы. Простая форма определения стоимости акционерного капитала – доход фирмы на акцию как будущий дивиденд без учета времени, которое пройдет до его выплаты и определяется по формуле:

    Стоимость акционерного капитала = прогнозируемый уровень дохода / цена акции.

    Прогнозируемые доходы будущего года, деленные на текущую цену акций, определяемую на «эффективном рынке», должны показывать беспристрастную оценку ожидаемого рыночного дохода на вложения фирмы. Например: прогнозируемый доход на акцию – 3лея, цена акции – 24 лея, стоимость капитала - 12,5 % (300 / 24 = 12,5%).

     Более сложный метод дисконтирования дивидендов требует от исследователя прогноза темпов роста фирмы. Предполагается, темпы роста фирмы и дивидендов будут расти одинаково.

    В этом случае стоимость акционерного капитала = дивиденды будущего года / текущая цена акций + темп роста, где темп роста = (1- процент выплаты дивидендов) * POE (%). POE – прибыль на акционерный капитал. (нельзя использовать этот метод, когда дивиденды не предполагаются и темп роста фирмы постоянен).

Например: Дивиденды в будущем году 4лея, исходя из уровня выплат 25%, планируемый РОЕ – 10% на планируемый период. Цена акции 40 леев. Стоимость акционерного капитала равна 4 / 40 + (1-0,25) *0,1=0,175 = 17,5%.

Цена заемного капитала – это проценты по долгосрочным обязательствам, проценты по векселям, плата по лизингу за минусом подоходного налога к средней стоимости заемного капитала за год.

  При определении стоимости заемного капитала учитывают ставку налога на прибыль, так как финансовые издержки не облагаются налогом.

   Стоимость долга определяется по следующей формуле:

Стоимость долга = (1- ставка налога)*уровень процентной ставки.

После определения стоимости различных источников капитала определяется средневзвешенная цена капитала фирмы.

Средневзвешенная цена капитала = доля долга * цена долга + доля акционерного капитала * цену акционерного капитала.

Цена капитала необходима для:

1. для определения уровня финансовых издержек предприятия с целью поддержания экономического потенциала;

2. для обоснования принимаемых решений по инвестиционным проектам;

3. цена капитала рассчитывается для управления структурой капитала (наилучшее соотношение между различными источниками средств определяется исходя из критерия минимума цены капитала);

4. цена капитала используется при определение цены фирмы.

Цена фирмы = P+Z / С, ГДЕ

P – прибыль чистая,

Z – процент за заемные средства.

С – цена капитала.

 

в) Критерии оптимизации финансовой структуры.

 

Управление структурой капитала тесно связано с его стоимостью – это создание смешанной структуры долгосрочных источников денежных средств, используемых компанией. Их основная цель максимизировать рыночную стоимость компании. Очень важно при формировании структуры капитала учитывать следующие факторы:

1. Темп наращивания оборота предприятия (при высоком росте оборота необходимо внешнее финансирование, так как растет дебиторская задолженность, переменные затраты и постоянные);

2. Стабильность динамики оборота (стабильное предприятие может позволить большой удельный вес заемных средств);

3. Уровень и динамика рентабельности (если предприятие получает большую прибыль, то у него обычно небольшие заемные средства);

4. структура активов (компания по продаже недвижимости имеют высокий эффект финансового рычага, потому что имеют залог);

5. Тяжесть налогообложения - чем больше налогов, тем больше потребуется заемных средств;

6. отношение кредиторов к предприятию (от этого зависит размер % по кредитам);

7. Приемлемая степень риска для руководителей предприятия (авантюризм не допустим).

8. Состояние рынка капиталов и др.

Финансовая структура предприятия подразумевает не только соотношение между задолженностью и собственным капиталом, но и между финансированием долгосрочным и краткосрочным.

Финансовая структура выбирается по определенным критериям:

1. Критерий рентабельности, который состоит в том, что как собственный капитал, так и заемный является носителем стоимости капитала. Разница между ними в том, что собственные фонды возмещаются в том случае, когда получается прибыль, тогда как заемный капитал возмещается в независимости от рентабельности. Если предприятие рентабельно и рентабельность > % за кредит, то благоприятен эффект задолженности и наоборот. Чтобы определить эффект от задолженности нужно сравнить экономическую рентабельность предприятия со стоимостью заемного капитала. Эффект финансового рычага показывает, как повлияет задолженность на рентабельность собственного капитала. Рассмотрим действие финансового рычага по западноевропейской модели на примере. 

Норма экономической рентабельности у 2- предприятий – 20 %, у одного предприятия активы - 1000 тыс. леев, пассивы -1000 тыс. леев собственных средств.  

У другого – активы 1000 тыс. леев, пассивы - 500 тыс. леев - собственные средства и 500 тыс. леев –заемные.

Балансовая прибыль 200 тыс. леев.

Без учета налогов получаем результат:

1. Рентабельность собственных средств у первого предприятия = 200*100/1000=20%

2. Во втором случае нужно уплатить проценты за кредит т.е. 15 % от 500 – 75 тыс.лей. рентабельность собственного капитала = 125 тыс. лей / 500 = 25 %.

Эта разница 25%- 20% - эффект финансового рычага т.е. приращение к рентабельности собственных средств, полученное благодаря использованию кредита, не смотря на его платность.

Далее рассмотрим этот же пример, если налог составит 25% от прибыли.

 

Показатели Предприятие А                         Предприятие В
Нетто результат эксплуатации. инвестиций 200 200
Финансовые издержки 15% - 75
Текущий результат 200 125
Налоги 50 31
Итого остаток 150 94
Рентабельность собственных средств 150/1000= 15 94/500=18,8  

Эффект финансового рычага с учетом налогообложения в данном случае 3,8% (18,8-15).

Его можно определить по формуле :

ЭФР = (1-НС) * (ЭР – СРСП) *ЗС/СС, где:

 НС – налоговая ставка;

ЭР – экономическая рентабельность;

ЗС – заемные средства;

СС – собственные средства.

В данной формуле разница между экономической рентабельностью и процентами за кредит называется дифференциалом, а соотношение заемных средств и собственных - плечом рычага.

  Если дифференциал положительный, то эффект финансового рычага также положительный. Чем выше плечо рычага, тем выше эффект финансового рычага, но также выше финансовый риск. Это связано с тем, что у предприятия растет доля заемного капитала и снижается финансовая независимость предприятия.

2. критерий предназначения ресурсов в выборе финансовой структуры.

Оборотные активы, которые включают производственные запасы и ликвидность, в отличие от постоянного капитала, могут быть покрыты не только через собственные оборотные фонды, но и через краткосрочную задолженность, состоящую из ресурсов казначейства.

В соответствии с этим могут быть следующие соотношения:

1). Текущие активы = Собственный оборотный средства + ресурсы казначейства;

2). Собственные оборотные средства = постоянный капитал – долгосрочные активы.

3). Постоянный капитал = собственный капитал + долгосрочные обязательства.

4). Затраты эксплуатационного цикла = собственные оборотные средства + ресурсы казначейства.

 

   3. Способность предприятия брать заемный капитал. Для определения данной способности можно рассчитать коэффициент всеобщей задолженности.

Если соблюдаются такие пропорции, то это свидетельствует о нормальной финансовой структуре предприятия.

  Для казначейских кредитов имеет значение удельный вес стоимости кредита в общей прибыли. Он не должен превышать одной трети от суммы прибыли.

Литература:

Кобзарь Л..В., Киося Т., Финансы предприятий, Кишинев, 2007, стр. 22-41

Ковалев В.В., «Финансовый анализ» Москва. 1997 г. Стр. 11-34.

Стоянова Е.С., «Финансовый менеджмент», Москва 2000 г. Стр. 165-181.

Джей К. Шим, «Финансовый менеджмент», Москва 1996г. Стр. 169-182, 205-221.

«Финансовый менеджмент» под редакцией Поляка, Москва. 1997 г. Стр. 7 – 34;

 

5.Финансовый рычаг – это:

1. способ распределения выручки;

2. прием действия финансового метода;

3. способ образования фондов.

6.Что такое срочный кредит:

1. Кредит, предоставляемый одним банком другому;

2. Кредит, предоставляемый на определенный срок;

3. Кредит, предоставляемый ЦБ коммерческому банку.

<


2019-12-29 201 Обсуждений (0)
Особенности финансов предприятий различных форм хозяйствования. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности финансов предприятий различных форм хозяйствования.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (201)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)