Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Тема 10  Организация денежного обращения на предприятиях.




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Сущность, роль, основы организации денежного обращения на предприятиях.

 2. Денежные средства и ликвидные ценные бумаги. Управление ими.

3.. Бюджет движения денежных средств на предприятиях.

4. Прогнозирование и управление поступлением денег и платежами.

5. Формы безналичных расчетов на предприятии.

 

3. Сущность, роль, основы организации денежного обращения на предприятии.

 

Организация денежного обращения на предприятии ― это составная

часть организации финансов, которая служит для обеспечения предприятия необходимым количеством денег для сохранения экономического сбалансирования. Превращение товара в деньги осуществляется наличным и безналичным путем.

     Роль денежного обращения - служить основой развития любой экономики, представляя оптимальное количество денег для экономической сбалансированности.

    Денежный оборот подразделяется на:

1. первичный;

2. вторичный.

    Первичный денежный оборотподразделяется на: прямое и косвенное финансирование  предприятия.

   При прямом финансировании экономические агенты приобретают источники финансирования непосредственно от физических и юридических лиц. Под косвенным финансированием предполагается использование специализированных финансовых организаций - посредников между теми, кто резервирует деньги и теми, кто их приобретает, так как они работают не только со своими деньгами, но и с заемными.



           Вторичный денежный оборот связан с тем, что экономические агенты, которые не могли участвовать в первичном денежном обороте, могут приобрести ценные бумаги из вторичных денежных оборотов.

           Рыночные денежные обязательства подразделяются на:

―Финансовые;

―Денежные.       

           Денежный рынок подразумевает продажу наличности, краткосрочных долговых обязательств и др.

           На финансовом рынке оборачиваются долгосрочные ценные бумаги.

    Вся совокупность финансовых отношений на предприятии обуславливает использование денег, денежных отношений. Для обеспечения непрерывности производства и реализации используются денежные средства для систематического восстановления и пополнения производственных запасов, производственных фондов, выплат зарплаты, производства расчетов с другими предприятиями, бюджетом и внебюджетными фондами и т.д. То есть, при наличии денежных средств совершается кругооборот средств на предприятии.

           Движение денежных средств ― это все валовые поступления и платежи предприятия.

           Поток(чистый) денежных средств ― это разница между поступившими и выплаченными денежными средствами за определенный период.

     На предприятии может быть позитивный и негативный поток наличности.

     Денежные потоки бывают от основной (текущей) деятельности, инвестиционной и финансовой.

Приток денежных средств от основной деятельности включает выручку за реализованную продукцию, оказанные услуги. Отток ― это оплата труда, оплата приобретенных товаров, оплата процентов, налогов.

Движение денежных средств от инвестиционной деятельности включает приобретение и продажу долгосрочных активов, нематериальных активов, получение дивидендов.

Движение денежных средств от финансовой деятельности включает поступление денег от выпуска и приобретения акций, а также получение и оплата займов, выплата дивидендов.

Поток денежных средств рассчитывается :

―прямым методом;

―косвенным методом.

При прямом методе используются данные бухгалтерского учета, а при косвенном за основу берут баланс и отчет о финансовых результатах.

При расчете прямым методом денежный поток рассчитывают на основе счетов денежных средств, определяют поступление и выплаты денежных средств без внутреннего перемещения их и рассчитывается денежный поток по видам деятельности.

При косвенном методе расчета денежного потока за основу берут сумму полученной прибыли и амортизационных отчислений и корректируют ее на сумму увеличения или уменьшения статей актива (сырье, материалы, дебиторская задолженность, долгосрочные активы) и статей пассива (обязательств). Увеличение статей актива уменьшает потоки денежных средств, уменьшение – увеличивает, а увеличение статей пассива - увеличивает потоки денежных средств, а уменьшение - уменьшает.

 

4. Денежные средства и ликвидные ценные бумаги. Управление ими.

 

В процессе кругооборота оборотные средства постоянно меняют свою функциональную форму и в результате реализации готовой продукции превращаются в денежные средства. Денежные средства предприятия хранятся на счетах в банках, частично, в кассе предприятия.

Денежные средства – наиболее ликвидные активы и долго не задерживаются на данной стадии кругооборота. Однако в определенном размере они должны постоянно присутствовать в составе оборотных средств, иначе предприятие может быть признано неплатежеспособным.

Таким образом, первоочередной задачей управления денежными потоками (разница между притоком и оттоком денежных средств) является обеспечение ликвидности. Вместе с тем омертвление финансовых ресурсов в виде денежных средств связано с определенными потерями. Их можно оценить размером упущенной выгоды в каком-нибудь инвестиционном проекте. Поэтому при распределении средств следует учитывать два взаимоисключающих обстоятельства: поддержание ликвидности и обеспечение рентабельности предприятия. Финансовый менеджер должен найти и поддерживать изменяемый баланс между рентабельностью и ликвидностью.

 С этой целью возникает необходимость определения минимально необходимой потребности в денежных средствах на предприятии. Эту потребность можно определить по формуле:

a) , где

ПРда – объем платежного оборота по текущему году в прошлом периоде.

Ода – Оборачиваемость денежных активов (оборотов).

Пример: За прошедший год объем платежного оборота 30 млн. леев, оборачиваемость в отчетном году – 24 оборота.

 

ДАмин= 30/24 = 1,25 млн. л.

   

Оптимальные остатки денежных средств можно определить по

модели Баумоля:

· минимальный остаток принимается нулевым;

· оптимальный (максимальный) определяем по формуле:

 

 

ДАмакс – оптимальный остаток денежных средств;

Рк – средняя сумма расходов по обслуживанию одной операции с краткосрочными финансовыми вложениями;

Ода – общий расход денежных средств в плановом периоде;

СПкфв – ставка процентов по краткосрочным финансовым вложениям.

По этой модели средний остаток планируют как половину оптимального.

Модель Миллера-Орра:

a) Минимальный остаток определяется в размере минимального их резерва в отчетном периоде;

b) Оптимальный остаток определяют по формуле:

,

 - сумма максимальных отклонений от среднего остатка в отчетном периоде.

Максимальный остаток денежных активов – трехкратный размер оптимального.

Средний остаток денежных средств рассчитывается из min  и max .

Для того, чтобы поддерживать остаток денежных средств на определенном уровне, используют различные подходы – вложения в краткосрочные инвестиции (например, о –счет по договору с банком) и др.

Управление денежными средствами осуществляется с помощью прогнозирования денежных потоков.

Денежные потоки предприятия группируются по трем видам деятельности: текущей, инвестиционной и финансовой. Наиболее важными являются денежные потоки от текущей деятельности предприятия. Это свидетельство его финансовой устойчивости. Он означает, что поступлений от текущей деятельности достаточно не только для простого, но и расширенного воспроизводства.

Если предприятие погашает свои долги и приобретает имущество за счет положительных потоков от текущей деятельности, оно имеет более высокий кредитный рейтинг и является финансово более стабильным.

Анализ и управление денежными потоками позволяют определить его оптимальный уровень, способность предприятия рассчитаться по своим текущим обязательствам и осуществлять инвестиционную деятельность.

 

2. Бюджет движения денежных средств на предприятии.

 

Процесс бюджетирования на предприятии объединяет работу по составлению оперативного, финансового и общего бюджетов, управлению и контролю выполнения бюджетных показателей.

           Бюджет ― это количественные воплощение плана, характеризующее доходы и расходы за определенный период, и капитал, который необходимо привлечь для достижения заданных планом целей.

           Роль бюджета ― основа для контроля и оценки эффективности деятельности предприятия. Бюджеты подразделяются на операционные и финансовые.

           Бюджет продаж является отправной точкой всего процесса бюджетирования. На основе оперативных бюджетов составляется бюджетный отчет о прибылях и убытках.

           Финансовый бюджет ― это план, в котором отражаются  объем  и структура предполагаемых источников средств и планируемые направления их использования.

           Финансовый бюджет состоит из бюджета денежных средств, бюджета капитальных вложений и бюджетного баланса.

           Бюджет движения денежных средств ― это план денежных поступлений и платежей. При расчете бюджета движения денежных средств важно определить время фактических поступлений и платежей, а не время исполнения хозяйственных операций.

    Этот бюджет показывает ожидаемое бюджетное сальдо по денежным средствам и финансовое положение предприятия на каждый период. Таким образом, могут быть запланированы и учтены периоды наибольшего и наименьшего наличия денежных средств, проанализированы эффективность использования средств и платежеспособность предприятия.

           Как уже отмечалось, денежные потоки бывают от основной, инвестиционной и финансовой деятельности. Приоритетное значение имеют денежные потоки от основной деятельности. Положительный поток от операционной деятельности - первостепенное условие успешной деятельности предприятия. Он обозначает, что денежных поступлений достаточно не только для простого, но и расширенного воспроизводства.

Предприятия, имеющие отрицательный денежный поток от основной деятельности, вынуждены прибегать к заимствованию, продаже имущества и сокращению производства. Если такая тенденция сохраняется, то это прямой путь к банкротству.

 

3. Прогнозирование и управление поступлением денег и платежами.

 

           Одно из направлений управления финансами предприятий ― эффективное управление потоками денежных средств. Полная оценка финансового состояния невозможна без анализа потоков денежных средств. Поэтому особое значение для оценки финансового состояния предприятия приобретает отчет о движении денежных средств, составленный на основе метода потока денежных средств. Этот метод дает возможность оценить будущее поступление денег, проанализировать способность фирмы погасить свою краткосрочную задолженность и выплатить дивиденды, оценить необходимость привлечения дополнительных финансовых ресурсов.

 

           Управление денежными потоками включает анализ денежного потока, его прогнозирование, определение оптимального уровня денежных средств, составление бюджета денежных средств.

           Управление казначейством или денежными потоками, возникающими в процессе деятельности предприятия, включает:

     -управление текущими активами;

     -управление источниками финансирования текущих активов,

     -управление вложениями на краткосрочный период.

   Управление денежными потоками, связано с инвестиционной и финансовой деятельностью, с инвестированием в основные фонды, их продажей, выпуском ценных бумаг, выплатой дивидендов.

   Значимость денежных средств определяется тем, что между поступлениями денег и оплатой счетов имеется временной лаг, и поэтому нужно иметь свободные денежные средства для непредвиденных платежей, по спекулятивным соображениям. Наличие денежных средств обычно связывается с прибылью. Но, оказывается, и прибыльное предприятие может страдать от отсутствия денег (неплатежи, быстрый рост производств). Поэтому так важно прогнозирование поступлений и расходования денег

   Прогнозирование денежных потоков состоит из следующих этапов:

1.Прогнозирование денежных поступлений по видам деятельности по периодам;

5. Прогнозирование оттока денег по периодам;

6. Расчет чистого денежного потока по периодам и определение излишка или недостатка денежных средств на конец периода;

7. Определение потребности в краткосрочном кредите.

     Планирование денежного потока осуществляется в виде баланса денежных поступлений и расходования денежных средств. Такой баланс составляется по месяцам и в целом за год.

 

Формы безналичных расчетов на предприятии.

.

  Система расчетов предприятия представляет собой:

1) Наличные расчеты. Порядок ведения кассовых операций;

2) Безналичные расчеты и принципы их организации;

3) Порядок открытия предприятиями счетов в банках для осуществления расчетов;

4) Заключение договора банковского счета между банком и клиентом;

5) Формы безналичных расчетов.

           Движение наличных денег на предприятии связано с необходимостью выплат и получением наличных денег. Эти операции оформляются приходными и расходными кассовыми ордерами. Выдачу зарплаты обычно оформляют на основе ведомости. Кассир ведет кассовую книгу по установленной форме, где отражает движение наличных денег. Ежедневно кассир составляет отчет о движении денег в кассе. Банки, обслуживающие предприятия, устанавливают лимит остатка денег в кассе по согласованию с предприятием. Предприятие выплачивает наличными деньгами зарплату, пособие по листам нетрудоспособности, командировочные расходы, стипендии и др. В настоящее время в РМ всё большее значение приобретают выплаты не через кассу, а по банковским карточкам.

            Подавляющее большинство расчетов между фирмами осуществляется в безналичном порядке, путем перечисления средств со счета плательщика на счет их получателя, а также путем зачета взаимных требований.

           Предпринимательские фирмы хранят свои денежные средства на счетах в банке.

           Безналичные расчеты сокращают издержки обращения, так как здесь отпадает необходимость в перевозке и хранении денег. В РМ установлено в настоящее время ограничение на наличные расчеты ― не более 100000 лей.

Для того, чтобы открыть расчетный счет в банке, фирма предоставляет заявление, копии учредительных документов, заверенных нотариусом, свидетельство о регистрации фирмы, документ о постановке на учет в налоговой службе и органах статистики, карточку с образцами подписей руководителей и оттиском печати, заверенную нотариусом.

           Фирма должна очень внимательно подойти к выбору банка. По этому вопросу существует очень много рекомендаций. Основными критериями являются величина уставного фонда банка, капитал банка, срок работы на финансовом рынке, наличие лицензии, рейтинговая оценка, соблюдение банками установленных нормативов и др. критерии.

           Фирма может открыть расчетный счет, валютный счет, специальные счета, депозитный счет и другие. Открытие коммерческим банком счета клиенту и предоставление ему услуг по расчетно-кассовому обслуживанию осуществляется на основе договора банковского счета, заключенного между банком и клиентом. В нем отражается перечень услуг, оказываемых банком, взаимная ответственность сторон, размер комиссионного вознаграждения банку.

           Основными принципами организации безналичных расчетов являются:

1) правовой режим осуществления безналичных расчетов;

2) наличие банковских счетов у фирм;

3) наличие свободы выбора форм безналичных расчетов;

4) наличие согласия плательщика на совершение платежа по его счету;

5) осуществление платежей с расчетного счета в пределах имеющихся на нем средств. При недостаточности средств на счете для удовлетворения всех предъявленных требований списание денежных средств осуществляется в очередности, установленной законодательством;

6) срочность платежа, т.е. плательщик должен осуществлять расчеты в сроки согласно заключенным договорам;

7) списание средств со счета плательщика осуществляется на основе первого экземпляра документа. Контроль всех участников безналичных расчетов за правильностью совершения расчетов;

8) принцип имущественной ответственности за соблюдение договорных условий (штрафы).

           Безналичные расчеты осуществляются в различных формах. Формы расчетов - урегулированные законодательством способы исполнения через банк денежных обязательств предприятий.

В РМ действуют правила о безналичных расчетах в РМ, утвержденные на заседании Административного Совета, постановлением НБМ № 150 26 VI- 2003г.

    Основными формами безналичных расчетов являются: расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, требованиями-поручениями, по инкассо.

   Расчеты между клиентами иногородних банков осуществляются или через РКЦ (расчетно-кассовый центр) ЦБ, или через систему корреспондентских                счетов. „ностро” и „лоро” (наш счет и ваш счет в банке). Расчеты между банками осуществляются при помощи авизо.

           Платежными поручениями рассчитываются за товары и услуги, а также в порядке плановых платежей. Оплату можно произвести, если есть деньги на счете. Срок действия поручения 1 день (раньше 10 дней).

           Аккредитивы ― это поручения банка покупателя иногороднему банку поставщика произвести оплату за отгруженный товар. Оплата производится на основе товаротранспортных документов на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении получателя.

           После отгрузки продукции поставщик предоставляет в свой банк реестр счетов, отгрузочные и другие товаротранспортные документы. Банк производит оплату. При открытии аккредитива покупатель имеет право направить по месту нахождения поставщика своего представителя для акцепта реестра счетов. При этом он представляет паспорт, доверенность, командировочное удостоверение.

Аккредитивы бывают документарные и денежные. Документарные аккредитивы предназначены для получения денег, а документарные – для оплаты поставок товаров.  

Документарные аккредитивы бывают депонированные и гарантированные.

Депонированный аккредитив означает то, что деньги списываются со счета покупателя и перечисляются в банк поставщика, а гарантированный ― деньги не перечисляются в банк поставщика, а расчет производится по корреспондентскому счету. Аккредитив может быть отзывным и безотзывным, т.е. отзывной аккредитив предполагает право покупателя отозвать его без уведомления поставщика. Аккредитивная форма расчетов довольно дорогостоящая. Высокий процент комиссии взимают банки. Кроме того, у покупателя отвлекаются на долгий срок денежные средства. Но он выгоден поставщику, так как гарантирует оплату поставки. В РМ в настоящее время аккредитивная форма не применяется.

Чековая форма расчетов предполагает использование расчетных чеков. При этой форме расчетов по заявлению фирмы банк выдает чековую книжку. Книжка выдается на определенный срок и общую сумму платежа. Они бывают лимитированные и нелимитированные.

Получение лимитированной книжки сопровождается депонированием суммы платежа на счет получателя книжки. Это делается по заявлению получателя книжки с предоставлением платежного поручения для депонирования средств на отдельном счете.

Нелимитированная книжка депонирования не предусматривает. В этом случае покрытием чека в банке являются средства на счете чекодателя. Расчет с поставщиком или исполнителем определенных услуг производится чеком. Чекодержатель сдает чек в банк в течение 10 дней. В настоящее время чековая форма расчетов в РМ не предусмотрена.

Расчеты требованием-поручением - это требование поставщика к покупателю оплатить на основе направленных ему, минуя банк, документов стоимости поставленной ему продукции или оказанных услуг.

Получатель денег направляет требование-поручение плательщику для акцепта и оплаты. Плательщик, получив документы, оформляет акцепт подписями и оттиском печати и представляет оформленный документ банку плательщика, который списывает сумму со счета плательщика и перечисляет его банку получателя, где она зачисляется на счет получателя.

Расчеты инкассовыми поручениями ― это списание денег со счета плательщика на основании исполнительных и приравненных к ним документов или в других случаях, когда действующие законодательные акты предусматривают такой порядок списания средств. Документами являются исполнительные листы судов, исполнительные надписи, учиненные нотариусом и др.

Списание производится со счета плательщика на основании инкассового поручения. На получателя возлагается ответственность за правильность взыскания денежных средств.

Для осуществления расчетов с казначейством в РМ используются платежные поручения казначейства и инкассовые поручения казначейства. Платежное поручение казначейства используется в расчетах, связанных с образованием доходов и распределением расходов госбюджета.

Инкассовые поручения казначейства используются в расчетах при списании денежных средств со счета налогоплательщика или государственного казначейства в бесспорном порядке на основании исполнительных документов.

В мировой практике существует большое разнообразие видов и форм безналичных расчетов. С середины 50-х г.г. ХХ века в банковском деле стали внедряться электронные формы расчетов.

В процессе чекового обращения возникают взаимные платежи между банками. Для осуществления взаимных зачетов требований банков созданы клиринговые (расчетные) палаты. Взаимозачет можно производить и между предприятиями. Для этого этим предприятиям открывают активно-пассивные счета.

В наше время используют кредитные карточки, дебитные карточки.

Межбанковские системы электронного перевода (ЧИПС, СВИФТ и др.) значительно повышает эффективность работы, увеличивает прибыль банков.

Важное значение имеет факторинг ― продажа платежных документов факторинговой компании. 

В РМ согласно регламенту можно произвести взаимозачет путем составления акта, а перечислять только разницу в суммах задолженности.                

      РМ основными платежными документами являются:

1. платежное поручение

2. платежное поручение казначейства

3. акцептованное платежное поручение;

4. платежное требование-поручение;

5. ордер на перечисление;

 6. инкассовое поручение;

7. инкассовое поручение казначейства.

 

Задача №1

 

Определить сможет ли предприятие обеспечить платежеспособность, если закупка сырья производится ежедневно, производственный цикл 1 день, выручка поступает на счет предприятия с лагом 1 день, расходы на единицу продукции 10 леев, цена 11 леев. Предполагается выпуск продукции в 1 день 10 единиц, во 2-ой – 15 единиц, 3-ий – 20 единиц, 4-ый – 24 единицы, 5-ый – 28 единиц. На начало периода на счете 200 леев.

 

Задача №2

 

Определить поступление наличными деньгами по месяцам 2-ого квартала, если программа сбыта торговой компании:

Февраль 40 тыс. леев

Март 60 тыс. леев

Апрель 50 тыс. леев

Май 60 тыс. леев

Июнь 60 тыс. леев.

Поступление денежных средств от продажи в кредит составляет 70% в месяц продажи, 20% в следующем месяце, 8% - в третьем месяце, и 2% неплатежи.

Определить Остаток дебиторской задолженности на конец квартала, если остаток дебиторской задолженности на начало квартала 20 тыс. леев.

 

Задача №3

 

Определить поступления денежных средств от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности, а также чистый поток денежных средств по предприятию по следующим данным:

Показатели Предыдущий год Отчетный год
Актив    
1.Долгосрочные активы 30000 45000
Основные средства 35000 52000
Амортизация 5000 7000
2.Текущие активы 20000 40000
Денежные средства 4000 8000
Дебиторская задолженность 6000 17000
Производственные запасы   7000 15000
Краткосрочные инвестиции 3000  
Итого 50000 85000
Пассив    
3.Собственный капитал 35000 45000
Акционерный капитал 29000 36000
Добавочный капитал 1000 2000
Нераспределенная прибыль 5000 7000
4.Долгосрочные обязательства   20000
5.Краткосрочные обязательства    15000 20000
Краткосрочные финансовые обязательства 6000 5000
Задолженность бюджету 1000 2000
Задолженность поставщикам 7000 9000
Задолженность по зарплате 1000 4000
Итого 50000 85000                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      
     

 

Чистая прибыль 3000 тыс. леев, дивиденды , выплаченные 1000 тыс. леев, краткосрочные инвестиции реализованы с прибылью в 100 тыс. леев и их стоимость 3100 тыс. леев.

 

Задача № 4

 

У предприятия потребность в наличных составляет 1000 тыс. леев в месяц. Ожидается, что наличные будут оплачиваться равномерно. Годовая процентная ставка 20%. Стоимость каждой операции займа или снятия денег со счета составляет 100 леев. Определить оптимальную сумму операции и среднюю величину кассового остатка по модели Баумоля.

 

                            

Литература

― А.М. Ковалева, „Финансы фирмы” 2000, стр. 143-204;

― Е.С. Стоянова, „Финансовый менеджмент” М 1999, стр. 416-438;

― И. Балабанов, „Основы финансового менеджмента” М 1997, стр. 213-304;

― Справочники финансиста предприятия, М 1996, стр. 182-237;

― Финансовый менеджмент, под редакцией Поляка М. 1991, стр. 184-207;

― А.М. Тигинян, Л.В. Кобзарь, „Финансы предприятия” Кишинев 1998, стр. 180-230;

― Н.В. Колчина, „Финансы предприятия” М 2000, стр. 204-306;

― И.Т. Балабанов, „Основы финансового менеджмента” М 1995, стр. 213-262.

― Роберт Н. Хорт, „Финансовый менеджмент” М 1995,

― Финансовые управления фирмой, под редакцией Терехина М. 1998, стр. 44-59;

― Справочники финансиста предприятия, М. 1999, стр. 411-498.

 

_Тема 11. Оценка предприятия

1. Понятие, необходимость и этапы оценки предприятия.

2. Принципы оценки предприятия.

3. Имущественный подход к оценке предприятия.

4. Методики в рамках доходного подхода к оценке предприятий.

5. Методики сравнительного подхода к оценке предприятия.

 

Проблема финансовой оценки предприятия возникает при разных обстоятельствах: обмен ценными бумагами между акционерами, эмиссия новых ценных бумаг, допуск ценных бумаг для котировки на бирже и другие операции предполагают необходимость оценки ценных бумаг, а значит и оценку предприятия. Кроме того, это необходимо при слиянии , поглощении компаний.

Оценка также интересует и самих финансистов предприятия для того, чтобы знать позицию предприятия в экономической жизни.

В практике оценки опираются чаще всего на смешанные формулы, применение которых очень распространено. Однако большинство этих формул предполагают некоторый компромисс между двумя концепциями предприятия.

I . концепция (статичная) - носит бухгалтерский характер. Она рассматривает предприятие как имущественный комплекс, состоящий из относительно независимых элементов, и стоимость предприятия – это сумма стоимостей этих элементов.

II . концепция (динамичная) носит экономический характер и исходит из финансовой теории. Предприятие – это комплекс инвестиций, стоимость которого равна стоимости ожидаемых доходов от него.

Финансовая оценка – это завершающий этап процесса диагностики и совокупной оценки предприятия, которую можно назвать стратегической. Это особенно проявляется, когда финансовая оценка производится в рамках деловых переговоров.

Стоимость предприятия определяется его положением среди конкурентов, качеством выпускаемой продукции, эффективностью производственной технологии, компетенцией персонала, качеством управления и т.д. Эти вопросы анализируют, прежде чем дать им оценку.

Конкурентная диагностика предполагает дать оценку, – какие рынки у предприятия, расширяются ли они, какая доля контролируется, какова структура его клиентуры, как его цены согласуются с ценами конкурентов.

Технологическая диагностика – какие существуют категории персонала (квалификация, возраст и т.д.), политика в области зарплаты, социальная политика (уровень зарплаты, социальные льготы, система продвижения по службе и т.д.), существует ли политика подготовки кадров, социальный климат (прогулы, текучесть кадров, конфликты) предприятия с социальными партнерами.

Финансовая диагностика – деловая активность, способность к самофинансированию, финансовое равновесие и т.д.

Изучение этих вопросов ставится залогом получения числового выражения оценки предприятия. Процесс оценки предприятия может быть различным хотя бы потому, что его может производить или продавец или покупатель. Они помечают границы внутри которых фиксируется цена.

Предприятие как имущественный комплекс состоит из элементов осязаемых – земля, недвижимость, оборудование, ликвидные средства, дебиторская и кредиторская задолженность и неосязаемых – известность, деловая репутация, техническая компетентность, качество управления. Общая стоимость предприятия может быть оценена как сумма стоимости его осязаемых и неосязаемых элементов.

Перечень осязаемых элементов находится в бухгалтерском балансе. На основе баланса формируется такие понятия, которые встречаются в оценочных формулах – чистые скоординированные активы, действительная стоимость постоянный капитал, необходимый для хозяйственной деятельности.

Чистые активы – это собственный капитал предприятия.

Скорректированные активы – это переоцененные активы, а также кредиторская задолженность.

Скорректированные чистые активы ( ANC ) равны - бухгалтерские активы  результат переоценки минус скорректированная кредиторская задолженность.

Каждый элемент активов оценивается по-разному, в зависимости от того, делается ли оценка с перспективой продолжения деятельности предприятия или его ликвидации, то есть продажную стоимость или потребительную (цену, которую даёт покупатель в том состоянии и в том месте, где находится имущество).

Действительная (экономическая) стоимость - это стоимость предприятия как имущественного комплекса, который генерирует результат хозяйственной деятельности. Действительная стоимость не включает непроизводительные активы и включает активы, невключаемые в актив, но участвующие в формировании результата хозяйственной деятельности (имущество по лизингу). Действительная стоимость рассматривается как потребительная стоимость. Она может быть:

1. Действительная стоимость брутто( VSB ) без учёта возвратных пассивов (кредиторской задолженности). Расчет делается без учета экономии по процентам.

2. Действительная стоимость нетто ( VSN ) без кредиторской задолженности (результат хозяйственной деятельности с учётом экономии на процентах)

3. Сокращенная действительная стоимость ( VSR ) - стоимость брутто минус кредиторская задолженность, которая не включает процентных платежей.

18 апреля 2002 года принят закон РМ «Об оценочной деятельности».

В нем отражены методы оценки предприятия. Оценка проводится в случае продажи предприятия, ликвидации, реструктуризации и др.

В целях налогообложения проводится массовая оценка.

Территориальные кадастровые офисы должны иметь обязательно лицензию на оценочную деятельность. Государственное агентство земельных отношений и кадастра организует аттестацию оценщиков. Оценка имеет двоякое значение:

1. научно-обоснованное мнение эксперта – оценщика о стоимости объекта;

2. процесс определения стоимости объекта.

 




Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (135)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.072 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7