Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Анализ кредитоспособности предприятия расчет показателей, характеризующих надежность заемщиков.




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Кредитоспособность – это способность предприятия своевременно и полностью рассчитаться по своим долгам.

Для оценки кредитоспособности на первом этапе рассчитывают коэффициенты ликвидности, финансовой устойчивости, рентабельности.

Коэффициенты ликвидности показывают возможность заемщика рассчитаться по своим обязательствам, а также, какая часть задолженности предприятия, подлежащая возврату, может быть погашена в срок.

Коэффициенты финансовой устойчивости характеризуют состояние собственного и заемного капитала. Чем выше доля заемного капитала в общем капитале заемщика, тем ниже уровень кредитоспособности предприятия.

Коэффициенты оборачиваемости рассчитываются в дополнение к коэффициентам ликвидности и способствуют оценке причин изменений последних.

Коэффициенты рентабельности характеризуют эффективность работы собственного и привлеченного капитала и являются дополнением к коэффициентам финансовой устойчивости.

Кроме того, для определения кредитоспособности определяют коэффициенты обеспеченности:

1. (ограничение не менее 3/1).

2.

Для определения платежеспособности используют коэффициент обслуживания долга = ,



который показывает количество лет, необходимых для расчета по обязательствам.

Применяемые банком методы рейтинговой оценки предприятий заемщиков различны, но чаще всего из рассмотренных выше групп финансовых коэффициентов используются:

- коэффициент текущей ликвидности – К т.л.

- коэффициент срочной ликвидности – К с.л.

- коэффициент абсолютной ликвидности – К а.л.

- коэффициент автономии – К а.

В зависимости от величины этих коэффициентов предприятия, как правило, распределяются на три класса кредитоспособности. Применяемый для этого уровень показателей в различных методиках, и используемых банком, неодинаков.

Одним из вариантов разбивки заемщиков по классам могут служить значения коэффициентов, представленных в следующей таблице(9.1)

 

           Разбивка заемщиков по классности. Таблица 9.1

Коэффициенты Первый класс Второй класс Третий класс
К а.л. 0,2 и выше 0,15-0,20 менее 0,15
К с.л. 1,0 и выше 0,5-1,0 менее 0,5
К т.л. 2,0 и выше 1,0-2,0 менее 1,0
К а. 0,7 и выше 0,5-0,7 менее 0,5

                                                                                                                           

 

Для определения кредитоспособности могут использоваться и другие показатели, например, коэффициенты деловой активности, коэффициенты рентабельности и другие.

В процессе принятия решений о выдаче кредита целесообразно дать прогноз возможного банкротства предприятия-заемщика. "Z-анализ" Альтмана является одним из самых распространенных методов прогнозирования кредитоспособности. Цель "Z-анализа" – отнести изучаемый объект к одной из двух групп: либо к предприятиям банкротам, либо к успешно действующим предприятиям.

Уравнение Z-оценки представляется следующим образом:

Z=1,2x1+ 1,4x2+3,3x3+0,6x4+1,0x5, где:

X1=оборотный капитал/совокупные активы

X2=нераспределенная прибыль отчетного года/совокупные активы

X3=брутто-доходы/совокупные активы

X4=рыночная оценка капитала/балансовая оценка суммарной задолженности

X5=объем продаж/совокупные активы

Результаты Z-оценки по среднегодовым значениям строк «бухгалтерского отчета» за определенный год позволяют сделать вывод, какое предприятие можно отнести к той или иной группе предприятий, и на основе этих результатов принять коммерческим банкам решение – предоставлять или нет кредит.

 Кроме того

 

Для прогноза изменения платежеспособности предприятия рассчитывают коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности =

период восстановления 6 мес.

период утраты 3 мес.

Коэффициент восстановления должен быть больше 1. В этом случае есть тенденция улучшения платежеспособности.

 

Задачи для самостоятельного решения

 

Задача №1

 

Определить коэффициенты абсолютной, промежуточной и текущей ликвидности, если на начало года товароматериальные ценности 60,3 тыс. леев, дебиторская задолженность 32,9 тыс. леев, краткосрочные инвестиции 1,5 тыс. леев, денежные средства 1,5 тыс. леев. Краткосрочная кредиторская задолженность 60,6 тыс. леев. На конец года товароматериальные запасы 86,6 тыс. леев, дебиторская задолженность 107,8 тыс. леев, краткосрочные инвестиции 1,8 тыс. леев, денежные средства 2,05 тыс. леев. Краткосрочная кредиторская задолженность72.8 тыс. леев. Как изменились показатели ликвидности предприятия по сравнению с началом года?

 

Задача №2

 

Определить собственные оборотные средства2-мя способами, если основные средства 2400 тыс. леев, товароматериальные запасы 1250 тыс. леев, денежные средства и расчеты 760 тыс. леев, собственный капитал2850 тыс. леев, долгосрочные обязательства 350 тыс. леев, краткосрочные обязательства 1210 тыс. леев.

 

Задача №3

 

Определить коэффициент погашаемости дебиторской задолженности, оборачиваемость всего капитала, собственного капитала, коэффициент устойчивости экономического роста, если дебиторская задолженность 4520 тыс. леев. Объём продаж 26170тыс. леев, собственный капитал 7910 тыс. леев, всего хозяйственных средств14350 тыс. леев, прибыль 950 тыс. леев, налог на прибыль 273 тыс. леев, дивиденды 96 тыс. леев.

 

 

Задача №4

 

Рассчитать оборачиваемость товароматериальных запасов, дебиторской задолженности, кредиторской задолженности, операционный и финансовый цикл по следующим данным:

Объём продаж34810 тыс. леев,

Средняя дебиторская задолженность 3930 тыс. леев,

Средние товароматериальные запасы 5860 тыс. леев,

Средняя кредиторская задолженность 3580 тыс. леев,

Себестоимость продаж 31920 тыс. леев.

 

Задача №5

 

Рассчитать коэффициент автономии, коэффициент финансовой зависимости, маневренности собственного капитала, концентрации заемного капитала, коэффициент соотношения заемного и собственного капитала, коэффициент финансового риска, коэффициент финансирования запасов по следующим данным:

Валюта баланса 14700 тыс. леев;

Собственный капитал 7190 тыс. леев;

Долгосрочная задолженность 1200 тыс. леев;

Краткосрочная задолженность 6310 тыс. леев;

Долгосрочные активы 6540 тыс. леев;

Товароматериальные запасы 2250 тыс. леев.

 

Задача №6

 

Рассчитать коэффициенты ликвидности , финансовой устойчивости, деловой активности, рентабельности на основании предложенного бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах.

 

Выписка из бухгалтерского баланса:

 

№ п/п Показатели № строки На конец отчетного года На конец предыдущего года
  Актив      
1.1 Нематериальные активы 010    
  Амортизация н/м активов 020    
1.2 Долгосрочные материальные активы 030    
  Незавершенные материальные активы 040 43200 23300
  Земельные участки 050    
  Основные средства 060 205600 188300
  Природные ресурсы 070    
  Износ долгосрочных материальных активов 080 (88400) (60600)
  Балансовая стоимость долгосрочных материальных активов 090 160400 151000
1.3  Долгосрочные финансовые активы 100 4200 4000
  Итого 160 4200 4000
1.4 Прочие долгосрочные активы 170    
  Итого по разделу 1 180 164600 155000
2.1 Товарно-материальные запасы      
  Материалы 190 6200 6000
  Незавершенное производство 220 3400  
  Продукция 230 14500  
  товары 240 62500 53300
  Итого ТМЗ 250 86600 60300
2.2 Краткосрочная дебиторская задолженность      
  Задолженность по торговым счетам 260 116800 31700
  Поправка на сомнительные долги 270 (15300) (4500)
  Задолженность персонала 320 6300 5700
  Итого задолженности 350 107800 32900
2.3 Краткосрочные инвестиции      
  Краткосрочные инвестиции в несвязанные стороны 360 1800 1500
  Итого 390 1800 1500
2.4 Денежные средства      
  Касса 400 450 300
  Расчетный счет 410 1200 800
  Итого 440 1650 1100
2.5 Прочие краткосрочные активы 450 400 400
  Итого по разделу 2 460 198250 96200
  Всего актив 470 362850 251200
  Пассив      
  Собственный капитал      
3.1 Уставный капитал 480 175850 148700
  Изъятый капитал 510 (10000)  
  Итого по разделу 3.1 520 165850 148700
3.2 Резервы      
  Резервы, установленные законодательством 530 4100 3500
  Итого по разделу 3.2 560 4100 3500
3.3 Нераспределённая прибыль      
  Нераспределенная прибыль прошлых лет 580 1500 2800
  Чистая прибыль отчетного периода 590 105000  
  Дивиденды, выплаченные авансом 600 35000  
  Итого по разделу 3.3 610 71500 2800
  Итого по разделу 3 650 241450 155000
  Долгосрочные обязательства      
4.1 Долгосрочные финансовые обязательства      
  Долгосрочные кредиты банка 660 45000 32000
  Итого по пункту 4.1 690 45000 32000
4.2 Долгосрочные начисленные обязательства      
  Целевые финансирования и поступления 720 3600 3600
  Итого 760 3600 3600
  Итого по разделу 4 770 48600 35600
  Краткосрочные обязательства      
5.1 Краткосрочные финансовые обязательства      
5.2 Краткосрочные торговые обязательства      
  Обязательства по торговым счетам 830 51000 42000
  Итого по пункту 5.2 860 51000 42000
5.3 Краткосрочные начисленные обязательства      
  Обязательства по оплате труда 870 17000 15000
  Обязательства по страхованию 890 1200 900
  Обязательства по расчетам с бюджетом 900 3600 2700
  Итого по пункту 5.3 960 21800 18600
  Итого по разделу 5 970 72800 60600
  Всего пассив 980 362850 251200

 

Выписка из отчета о прибылях и убытках

 

Показатели Код строки Отчетный период Предыдущий период
Объём продаж 010 205000 243000
Себестоимость продаж 020 140000 151000
Валовая прибыль 030 155000 92000
Другие операционные доходы 040 11300 9500
Коммерческие расходы 050 11320 10300
Общие и административные расходы 060 38700 35800
Другие операционные расходы 070 2800 14300
Результат от операционной деятельности 080 113480 41100
Результат от инвестиционной деятельности 090 15890 (20500)
Результат от финансовой деятельности 100 9000 11000
Результат от финансово-хозяйственной деятельности 110 138970 9600
Чрезвычайный результат 120 (1400) 9600
Прибыль (убыток) отчетного года до налогообложения 130 137570  
Расходы (экономия) по подоходному налогу 140 (32570)  
Чистая прибыль (убыток) 150 105000  

 

Литература:

В.Г.Артеменко, «Финансовый анализ», М.1997г.

Бердникова Т.Б., «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия», М. 2001г., стр.9-91.

. Моляков Д.С., Е.Шохин, «Теория финансов предприятия», М. 2000г.

Балабанов И., «Основы финансового менеджмента»,М. 1997г., стр. 306-357.

Бородина Е.И., «Финансы предприятий», М.1995г., стр. 193-198

Джей К.Шим, «Финансовый менеджмент», М. 1996г., стр.105-119.

Колчина Н.В., «Финансы предприятий», М.2000г., стр. 261-293.

Ковалев В.В., В.П.Привалов, «Анализ финансового состояния предприятия», М. 1999г., стр.3-112.

 

Ковалев В.В., «Финансовый анализ», М. 1997г., стр.73-130.

Любушин И.П., «Анализ финансово-экономической деятельности предприятия», М.2000г., стр.94-120, 354-414.

Маркарьян Э.А., Г.П.Герасименко, «Финансовый анализ», М. 1997г.,

«Справочник финансиста предприятий», М. 1996г., стр. 276-295.

Тигинян А.М., Л.В.Кобзарь, «Финансы предприятий», 1998г., стр.267-278.

Финансовое управление фирмой, под ред. В.И. Терехина, М.1998г., стр.62-87.

Финансы, под ред. Н.М.Ковалевой, М. 1998г., стр. 273-332.

Шеремет А.Д., «Методика финансового анализа», М.1999г., стр.7-192.

Шеремет А.Д., «финансы предприятия», М. 1998г. стр. 136-152, 194-290.

      

ТЕМА 13 Прогнозирование финансовой деятельности на предприятии.

 

1. Содержание финансового планирования и его методы.

2. Виды бюджетов, их взаимосвязь.

3. Бюджет продаж и производства.

4. Прогнозирование финансовых результатов.

5. Прогнозирование денежных поступлений и платежей на уровне хозяйствующих субъектов.

6. Прогнозирование активов и пассивов предприятия..

           7. Цель и задачи составления бизнес-плана.

 

 

1. Содержание финансового планирования, и его методы.

 

   Сущность финансового планирования выражается в составлении

реального баланса денежных доходов и расходов (финансового плана), а также в оптимизации его показателей в ходе достижения сбалансированности.

Финансовые планы обеспечивают взаимосвязь доходов и расходов на

основании взаимосвязи показателей развития предприятия с его финансовыми ресурсами. Цель финансового планирования – обеспечение воспроизводственного процесса соответствующими как по объему, так и по структуре финансовыми ресурсами.              

Этапы финансового планирования:

1. анализ финансового состояния предприятия;

2. составление прогнозных смет и бюджетов;

3. определение общей потребности в финансовых ресурсах;

4. прогнозирование структуры источников финансирования;

5. создание и поддержание действенной системы контроля и управления;

6. разработка процедуры внесения изменений в систему планов.

Задачи планирования:

1. определение основных финансовых показателей;

2. увязка финансовых показателей с производственными и коммерческими показателями;

3. выявление резервов увеличения прибыли;

4. определение путей повышения эффективности использования финансовых ресурсов.

Перспективный план содержит важнейшие показатели и целевые

установки развития предприятия на рынке, стратегию инвестиционной деятельности, формирование накоплений, ценовую и дивидендную политику.

Текущие планы на год конкретизируют перспективные планы,

обеспечивают балансовую увязка доходных и расходных статей. Оперативное финансовое планирование отражает денежный оборот по месяцам ( платежный календарь).

Планирование финансовых показателей осуществляется посредством

определенных методов – нормативный, расчетно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений, экономно-математическое моделирование.

Сущность нормативного метода планирования финансовых показателей

заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность предприятия в финансовых ресурсах и их источниках. Нормативы – ставки налогов, нормы амортизации, нормативы потребности в оборотных средствах и т.д.

В финансовом планировании применяются:

1. республиканские нормативы;

2. местные нормативы;

3. отраслевые нормативы;

4. нормативы предприятия.

Республиканские нормативы – ставки налогов и др. Местные – ставки

Местных налогов и т.д. Отраслевые – предельные нормы рентабельности, отчисления в резервный фонд, нормы льгот по налогам. К нормативам предприятия относятся нормы оборотных средств, нормы кредиторской задолженности (устойчивые пассивы), нормы распределения прибыли и др.                           

           Расчетно-аналитический метод заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу, индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя.         В основе этого метода лежит экспертная оценка.  

Он широко применяется при планировании суммы прибыли и доходов, определении величины отчислений от прибыли в фонды накопления, потребления, резервный фонд и др.  

           Сущность балансового метода заключается в том, что путем построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Он применяется при планировании распределения прибыли и др.

           Балансовая увязка фондов выражается следующим образом:

Он + П = Р + Ок, где

Он – остаток на начало периода;

Ок - остаток на конец периода;

П - поступление;

Р - расход.        

    Метод оптимизации плановых решений – разработка нескольких

вариантов плановых расчетов с тем, чтобы выбрать оптимальный вариант. При этом существуют различные критерии выбора:

1. минимум приведенных затрат;

2. максимум приведенной прибыли;

3. минимум вложений капитала при наибольшей эффективности результата;

4. минимум текущих затрат;

5. минимум времени на оборот капитала, то есть ускорение оборачиваемости средств;

6. максимум дохода на 1 лей вложенных средств;

7. максимум прибыли на 1 лей вложенных средств;

8. максимум сохранности финансовых результатов, то есть минимум финансовых потерь и др.

 

     Экономико-математическое моделирование, его сущность заключается в том, что оно позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами их определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическую модель. Экономико-математическая модель представляет собой точное математическое описание экономического процесса, то есть описание факторов, характеризующих структуру и закономерности изменения данного экономического явления с помощью математических символов и приемов (уравнений, графиков и т.д.). В модель включаются только основные (определяющие) факторы. Модель может строиться по функциональной или корреляционной связи.

Построение экономико-математической модели состоит из следующих этапов:

1. изучение динамики финансовых показателей за определенный период и выявление факторов, влияющих на направление этой динамики и степени зависимости.

2. расчет модели функциональной зависимости финансового показателя от определяющих факторов.

3. разработка различных вариантов плана финансового показателя.

4. анализ и экспертная оценка перспектив развития плановых финансовых показателей.

5. принятие планового решения, выбор оптимального варианта.                                          

  В экономико-математическую модель должны включаться только основные факторы. При множестве факторов они не пригодны.

           Разработке финансового плана предшествует анализ финансово-хозяйственной деятельности.

           Для разработки финансового плана необходимы исходные материалы – информационная база.

           В качестве такой базы используют постановления директивных                             органов, госзаказы, лимиты государственных капитальных вложений для развития межотраслевых производств, объемы строительно-монтажных и подрядных работ, экономические нормативы и финансовые нормы, договора с поставщиками и покупателями, материалы анализа производственно-финансовой деятельности, плановые расчеты показателей других разделов проектов планов экономического и социального развития предприятия.

           Планы рекомендуется готовить несколько вариантов – пессимистический, наиболее вероятный и оптимистический.

 

2. ВИДЫ БЮДЖЕТОВ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ.

 

           Бюджетирование – это технология финансового планирования, учета и контроля доходов и расходов, получаемых от бизнеса на всех уровнях управления, которая позволяет анализировать прогнозируемые и полученные финансовые показатели.

           При постановке бюджетирования как процесса важно выбрать объект бюджетирования, а как управленческой технологии – определить уровни составления и консолидации (составление сводных бюджетов) бюджетов, соответствующие уровням управленческой иерархии (бюджеты дочерних предприятий, центров финансовой ответственности).

           В самом общем виде назначение бюджетирования в том, что это основа:

1. планирования и принятия управленческих решений;

2. оценки финансовой состоятельности фирмы;

3. укрепления финансовой дисциплины.

    Прежде всего, бюджеты разрабатываются в целом по предприятию и по отдельным структурным подразделениям с целью прогнозирования финансовых результатов, установления показателей эффективности и рентабельности, лимитов наиболее важных расходов, обоснования финансовой состоятельности бизнеса.

   Бюджеты являются основой для принятия решений о финансировании из внутренних или внешних источников.

   Бюджеты призваны обеспечить постоянный контроль финансового состояния фирмы.

  В условиях рынка бюджетирование – основа планирования – важнейшая функция управления. Вся система внутрифирменного планирования должна строиться на основе бюджетирования, т. е. все затраты и результаты должны иметь денежное выражение.

  Основной функцией бюджетирования является прогнозирование (финансового состояния, ресурсов, доходов, затрат). Именно этим бюджетирование и ценно для принятия управленческих решений.

Финансовый анализ на основе финансовой отчетности проводится тогда, когда уже бывает поздно что-то менять.

  Финансовый анализ действенен тогда, когда есть сведения об ожидаемом будущем, а не о прошлом.

  Роль системы управленческого анализа и бюджетирования заключается в том, чтобы представить финансовую информацию о движении денег, ресурсов, счетов и активов предприятия менеджеру для принятия эффективных управленческих решений.

При разработке бюджетов необходимо:

 - определить главные финансовые и нефинансовые цели (создание быстрорастущего бизнеса, повышение уровня рентабельности, рост капитализации и др.);

 - выявить, с помощью каких показателей можно контролировать достижение этих целей;

 - определить задачи, которые могут быть решены с помощью бюджетирования.

В практике финансового прогнозирования существует несколько видов бюджетов:

1. непрерывный бюджет, например, составляется на 6 месяцев и далее продлевается на следующие месяцы на основе требований определенной ситуации;

2. периодический – годовой бюджет, разделенный на кварталы, месяцы;

3. проектный бюджет – берет во внимание требование определенного проекта;

4. генеральные – специальные бюджеты по определенным отраслям;

5. бюджеты стабильные (постоянные) и нестабильные (гибкие), которые разрабатываются с точки зрения влияния постоянных и изменяющихся расходов, роста или спада производства.

 

У разных авторов классификация бюджетов разная. Так, например, у В. Е. Хруцкого «Внутрифирменное бюджетирование» бюджеты делятся на 4 группы:

- основные бюджеты – бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, расчетный баланс;

- операционные бюджеты – бюджет продаж, бюджет запасов готовой продукции, бюджет производства, бюджет прямых материальных затрат (бюджет закупок основных материалов и запасов товароматериальных ценностей), бюджет прямых затрат труда, бюджет общепроизводственных расходов, бюджет административно-управленческих расходов, коммерческих расходов;

- вспомогательные бюджеты – план капитальных затрат, кредитный или инвестиционный план;

- специальные бюджеты – бюджет балансовой прибыли, чистой прибыли, НИОКР, налоговый бюджет.

Существуют и другие виды классификации. Например, бюджеты классифицируют по двум основным категориям:

1. текущий бюджет;

2. финансовый бюджет.

Текущий бюджет включает:

1. план сбыта;

2. производственный план;

3. бюджет прямых материальных затрат;

4. бюджет прямых затрат на оплату труда;

5. бюджет накладных расходов;

6. бюджет торговых и административных расходов;

7. прогнозный отчет о прибылях и убытках.

Финансовый бюджет включает:

1. кассовый план (план поступлений денежных средств и платежей);

2. прогнозный балансовый отчет;

3. бюджет капитальных вложений.

Основные этапы подготовки бюджетов:

1. подготовка прогнозов продаж;

2. определение ожидаемого объема производства;

3. расчет производственных затрат и эксплуатационных расходов;

4. определение движения денежных средств и других финансовых показателей;

5. составление финансовых отчетов.

 

Кассовый план
Прогнозный балансовый отчет
бюджет капитальных вложений
Прогнозный отчет о прибылях и убытках
Бюджет административных расходов
Бюджет торговых расходов
Бюджет себестоимости реализованной продукции
Бюджет общезаводских накладных расходов
Бюджет прямых затрат на оплату труда
Бюджет прямых затрат на материалы
Смета желаемых товарно-материальных запасов на конец периода
Производственный план
План сбыта
   

Рис. Общий финансовый бюджет фирмы имеет следующий вид:

 




Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (164)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.062 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7