Анализ состава и структуры источников формирования имущества
Наряду с анализом структуры активов для оценки финансового состояния необходим анализ структуры пассивов, т.е. источников средств, вложенных в имущество. Вложения в имущество могут быть за счет собственных или заемных средств. Важно понимать, куда вкладываются средства - в основные фонды или другие внеоборотные активы или в мобильные оборотные средства. С финансовой точки зрения повышение уровня мобильности имущества благоприятно для предприятия. Но это не означает, что все средства должны направляться на рост оборотных активов. Каждое предприятие, в зависимости от профиля деятельности, специфических особенностей, технического уровня и социального развития, совершенствует технику, осуществляет капитальное строительство, т.е. вкладывает средства во внеоборотные активы. Если в результате вложений повышается общая эффективность деятельности предприятия, значит, они целесообразны. Сведения о капитале (средствах) предприятия находятся в пассиве бухгалтерского баланса. Данные для анализа состава и структуры источников формирования имущества ЗАО "Стройкомплект" отражены в таблице 5.
Таблица 5 Анализ состава и структуры источников формирования имущества
Как видно из таблицы 5, возрастание стоимости имущества предприятия за отчетный период на 25 478 тыс. руб. (43,2%) обусловлено увеличением заемных средств на 23 693 тыс. руб. (306,8%) и собственных средств на 1 785 тыс. руб. (3,5%). Из этого следует, что увеличение объема финансирования деятельности предприятия на 93% (23 693/25 478*100%) обеспечено заемными средствами и на 7% (1 785/25478*100%) - собственными средствами (капиталом). Структура собственного и заемного капитала ЗАО "Стройкомплект" представлена на рисунке 2.6.
Рисунок 2.6 Структура собственного и заемного капитала ЗАО "Стройкомплект",%.
Доля собственного капитала в общем объеме финансирования значительно снизилась с 86,9% на начало периода до 62,8% на конец года, то есть на 24,1%. Рост собственного капитала обусловлен увеличением добавочного капитала на 782 тыс. руб. (49 413 тыс. руб. - 48 631тыс. руб.) и увеличением нераспределенной прибыли на 1 003 тыс. руб. (3 298 тыс. руб. - 2 295 тыс. руб.). Уставный капитал и резервный остались без изменений. Структура капитала представлена на рис.2.6. Удельный вес заемного капитала соответственно повысился с 13,1% на начало периода до 37,2% на конец периода, то есть на 24,1%. Это говорит об увеличении зависимости предприятия от третьих лиц - кредиторов. Заемные средства представлены краткосрочными кредитами и займами и кредиторской задолженностью. В отчетном периоде наблюдается тенденция их увеличения. Краткосрочные кредиты и займы увеличились на 2 329 тыс. руб. или 431,3%. Доля их в общей сумме привлеченных средств к концу отчетного периода составила 9,1% (2 869/31 415*100%). Главным источником внешнего финансирования является кредиторская задолженность, абсолютная сумма которой возросла на 21 364 тыс. руб. (297,5%). Ее удельный вес в общей сумме капитала составил 33,8%, а в сумме заемных источников - 90,9% (28 546/31 415*100%). За данный период ЗАО "Стройкомплект" не имело долгосрочных кредитов и займов. Динамика источников формирования имущества ЗАО "Стройкомплект" представлена на рисунке 2.7.
Рисунок 2.7 Динамика источников формирования имущества, тыс. руб.
Поскольку преимущественная доля в формировании заемных источников финансирования принадлежит кредиторской задолженности, целесообразно изучить ее состав и структуру, произошедшие изменения. Для анализа финансовой ситуации и наметившихся тенденциях следует детально проанализировать состояние и динамику кредиторской задолженности. Структурно-динамический анализ кредиторской задолженности организации предполагает проведение горизонтального (динамического) и вертикального (структурного) анализа. По данным бухгалтерского баланса составляется аналитическая таблица, в которой рассчитываются абсолютные и относительные отдельных видов обязательств, а также изменения их структуры (Таблица 6).
Таблица 6 Анализ состава и структуры кредиторской задолженности
Как видно из таблицы 6, за анализируемый период наблюдается тенденция увеличения кредиторской задолженности по всем видам расчетов. Более половины объема кредиторской задолженности (56,9%) составляют обязательства перед поставщиками за товары, работы, услуги. Сумма этих долгов возросла по сравнению с началом года на 10 310 тыс. руб. (173,7%). Возросла задолженность перед персоналом по оплате труда на 2 799 тыс. руб. (809%). Наибольшие темпы прироста по кредиторской задолженности перед государственными внебюджетными фондами на 3 593 тыс. руб. (1414,6%), Сумма долгов перед бюджетом выросла на 3 240 тыс. руб. (778,8%). Сумма расчетов к оплате с прочими кредиторами увеличилась на 1 422 тыс. руб., или 618,3%. В процессе анализа кредиторской задолженности необходимо изучить давность ее появления, частоту и причины образования просроченной задолженности поставщикам ресурсов, персоналу предприятия по оплате труда, бюджету, установить сумму выплаченных санкций за просрочку платежей. Любой факт просроченной задолженности является негативным. В целом, задолженность можно условно разделить на срочную и спокойную. В данном случае произошло резкое увеличение срочной задолженности: перед бюджетом, внебюджетными фондами и по оплате труда. Однако основная часть задолженности является спокойной задолженностью - 56,9% составляют обязательства перед поставщиками. Таким образом, кредиторская задолженность не только используется в обороте предприятия в качестве временного источника финансирования, одновременно она является источником покрытия дебиторской задолженности. Поэтому в процессе анализа необходимо сравнить сумму и оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности. Если первая превышает вторую, то это свидетельствует об иммобилизации собственного капитала в дебиторскую задолженность. Производственно-хозяйственная деятельность предприятия связана с приобретением сырья, материалов, других запасов, потреблением разного рода услуг, а также с реализацией своей продукции и выполнением отдельных работ. В том случае, если расчеты за продукцию или оказанные услуги производятся на условии последующей оплаты, можно говорить о получении предприятием кредита от своих поставщиков и подрядчиков. В то же время само предприятие выступает кредитором своих покупателей и заказчиков, а также поставщиков в части выданных им авансов под предстоящую поставку продукции. В этих условиях необходимо следить за соотношением кредиторской и дебиторской задолженности. Значительное превышение кредиторской задолженности над дебиторской создает угрозу финансовой устойчивости предприятия. Превышение дебиторской задолженности над кредиторской означает отвлечение средств из хозяйственного оборота и может привести в дальнейшем к необходимости привлечения дорогостоящих кредитов банков и займов для обеспечения текущей производственно-хозяйственной деятельности. Следовательно, от того, насколько соответствуют предоставленные и полученные объемы кредитования, зависит финансовое состояние предприятия. Для улучшения финансового положения предприятия необходимо следить за соотношением кредиторской и дебиторской задолженности, так как значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования, а также контролировать состояние расчетов по просроченным задолженностям.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (217)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |