Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Поведенческие расстройства и агрессивность личности



2019-12-29 329 Обсуждений (0)
Глава 1. Поведенческие расстройства и агрессивность личности 0.00 из 5.00 0 оценок




Соколова Е. В., к.психол.н., доцент, зав. кафедрой Практической психологии НГИ

Гуляева К.Ю., практический психолог, аспирант кафедры Общей психологии НГПУ

 Предупреждение и коррекция поведенческих расстройств у детей: Учебно-методическое  пособие. – Новосибирск: Изд. НГИ, 2003. – 211 с.

 

ISBN 5-85921-381-6

 

 

В учебно-методическом пособии представлены материалы о поведенческих расстройствах детского и подросткового возраста, связанных с агрессивным, оппозиционно-вызывающим поведением. Подробно рассматривается феномен человеческой агрессивности. Описаны методы изучения, профилактики агрессивных тенденций, потенциально-враждебных реакций у детей, подростков и взрослых – педагогов, родителей. Предложены системы упражнений и тренингов для работы с педагогами, родителями и детьми, целью которых является предупреждение и коррекция поведенческих расстройств и агрессии. Материалы пособия могут быть использованы при подготовке студентов психолого-педагогических факультетов Вузов, организации психологического сопровождения развития детей с отклоняющимся развитием, рекомендованы для практического использования практическим психологам, педагогам общего типа школ, педагогам-дефектологам и психологам специальных (коррекционных) школ, социальным работникам, родителям детей, имеющим трудности в поведении.

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Новосибирского гуманитарного института и Управления образования администрации Новосибирской области.

 

ISBN 5-85921-381-6  
УДК 152.27(075.8)+157(075.8)+152.3(075.8)

ББК 88.837.я73-1+88.48я73-1+88.37я73-1

 

 

© Соколова Е. В., Гуляева К.Ю.,  2003


Содержание

 

Введение. 4

Глава 1. Поведенческие расстройства и агрессивность личности . 7

1.1. Феномен агрессивности в психологии. 7

1.2. Виды и формы проявления агрессивности. 24

1.3. Факторы формирования агрессивности у детей. 35

Глава 2. Методы исследования агрессивности как свойства личности и агрессии как формы поведения . 53

2. 1. Характеристика методов исследования агрессивности. 53

2.2. Опросники, шкалы оценки агрессивности………………………………..63

2.3. Проективные методы оценки агрессивных тенденций в поведении. 82

2.4. Рисуночные пробы как средство диагностики агрессивных тенденций, враждебности и конфликтности. 92

Глава 3. Профилактика и коррекция  поведенческих расстройств и агрессивности . 103

3.1. Профессионализм педагога как фактор предупреждения поведенческих расстройств у детей. 103

Система тренинговых занятий с педагогами. 122

3.2. Оптимизации детско-родительских отношений как средство профилактики и коррекции поведенческих расстройств у детей. 136

Конспекты занятий родительских групп "Школа общения с ребёнком". 145

3.3. Возможности игры в профилактике и коррекции расстройств  поведения 164

3.4. Русские народные игры как средство профилактики поведенческих расстройств у детей. 191

3.5. Психотерапевтические упражнения и техники высвобождения агрессивности 205

Заключение . 215

Список литературы………………………………………………………… 217

Приложения . 226

Приложение № 1. Темы и краткое содержание групповых консультаций для родителей.

Приложение № 2. Памятка для родителей и педагогов "Эмоциональные и поведенческие нарушения в детском возрасте"

Приложение № 3 Рекомендации для воспитателей и родителей по развитию эмоциональной сферы ребёнка.

Приложение №4 Стимульный материал к тесту "Рука"

 

 

Введение

Учебно-методическое пособие, посвящено рассмотрению причин возникновения, методам профилактики и коррекции поведенческих расстройств.

Проявления физической жестокости, вспышки гнева, преднамеренное разрушение чужой собственности, причинением боли, унижения, часто затеваемые драки - эти симптомы напрямую связаны с одной из актуальных и дискуссионных проблем психологии – феноменом агрессивности личности. Проявление агрессии в детских и учебных заведениях является проблемой, которая все больше волнует педагогов и родителей. Интерес к заявленной теме определяется нарастающим вниманием к ней со стороны исследователей самых разных специальностей – психологов, социологов, отражая тем самым социальные запросы общества, испытывающего на себе возросшее воздействие насилия и жестокости. Актуальность выбранной темы определяется также важным значением агрессивности в структуре личности человека, её влиянием на формирование тех или иных форм поведения, конструктивных, социально одобряемых, либо, напротив, разрушительных, придающих поступкам асоциальный характер.

Сегодня уже невозможно представить себе такую газету, журнал или программу радио- или теле-новостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия. Статистика красноречиво свидетельствует о том, с какой частотой люди ранят и убивают друг друга, причиняют боль и страдания своим близким. Однако сведения о проявлениях насилия в другие времена и в других местах говорят о том, что в жестокости и насилии, царящих в нашем мире, нет ничего из ряда вон выходящего.

Конечно, даже и в тех случаях, когда люди увечат и убивают друг друга с помощью копий, луков, стрел и другого примитивного оружия, их действия деструктивны и ведут к ненужным страданиям. Однако раньше подобные побоища, как правило, происходили на ограниченной территории и не представляли угрозы для человечества в целом. Применение же современных, несравненно более мощных видов вооружения может привести к глобальной катастрофе… В свете этих тенденций невозможно не признать, что насилие и конфликт относятся к числу наиболее серьезных проблем, перед которыми сегодня оказалось человечество.

Возникает вопрос: почему люди действуют агрессивно, и какие меры необходимо принять для того, чтобы предотвратить или взять под контроль подобное деструктивное поведение?

Эти вопросы занимали лучшие умы человечества на протяжении многих веков и рассматривались с различных позиций- с точки зрения философии, поэзии и религии. Однако только в нашем столетии данная проблема стала предметом систематического научного исследования. Напряжённая, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Cреди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчуждённость, повышенная тревожность, духовная опустошённость детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Причём проблема агрессивности детей, которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый научно-практический интерес исследователей. Однако попытки объяснения агрессивных действий детей затрудняются тем, что не только в обыденном сознании, но и в профессиональных кругах и во многих теоретических концепциях явление агрессии получает весьма противоречивые толкования, мешая как его пониманию, так и возможности воздействия на нивелирование агрессивности.

Особую озабоченность и у родителей, и у специалистов вызывают модели агрессии, демонстрируемые по телевидению, видео, используемые в компьютерных играх. И это не случайно, ведь и вербальная и физическая агрессия на наших телеэкранах вовсе не редкость. Так, по результатам специальных исследований удалось подсчитать, что в наиболее популярных телевизионных программах на каждый час вещания приходится в среднем около девяти актов физической и восьми актов вербальной агрессии. Таким образом, ребёнок, проводящий у телевизора, например, всего лишь два часа, видит за день в среднем свыше 17 актов агрессии. А ведь от показа секса и насилия не свободны даже анонсы телепрограмм; зарубежные исследователи сообщает, например, что секс и насилие, так или иначе, фигурируют более чем в 60 % анонсов телепрограмм, идущих в прайм-тайм [25].Эта статистика, к сожалению, узнаваема и в нашей российской действительности.

В связи с тем, что дети так часто сталкиваются с насилием в масс-медиа, многие люди выражают тревогу, что подобная «видеодиета» может повысить у детей склонность к агрессивному поведению. И не случайно эта тема, представляющая особый интерес для психологической науки и обладающая высокой социальной значимостью, последнее время притягивает к себе всё более пристальное внимание исследователей.

Необходимость определения реальных психологических причин агрессивности, раскрытия условий, механизмов, средств её предотвращения и коррекции обусловливает актуальность и практическую значимость настоящего пособия.

Цель данного пособия - помочь студентам, психологам, педагогам овладеть методами диагностики, профилактики и коррекции агрессивности. Для более точного понимания, выявления и диагностики состояний агрессии, причин ее появления в пособии предлагается ряд вербальных и проективных методик, позволяющих выявить тенденции агрессивности в поведении у ребенка, педагогов, родителей, понять причины их происхождения и особенности влияния на личности и межличностные отношения. Также в пособии представлены системы упражнений и тренингов по профилактике и коррекции агрессивных тенденций в поведении детей, подростков, педагогов и родителей.

 

Глава 1. Поведенческие расстройства и агрессивность личности

1.1. Феномен агрессивности в психологии

 

В современной психологии проблема агрессивности личности является биполярным явлением. С одной стороны агрессивность, как качество личности является неотъемлемой динамической характеристикой активности и адаптивности человека. В "норме" она может оказываться качеством социально приемлемым и даже необходимым. Но ее чрезмерное или недостаточное проявление может иметь отрицательные последствия. Гиперагрессивность может проявляться в агрессивном поведении (драках, ссорах, оскорблениях, психическом насилии, провокации конфликтов, разрушительных действиях, патологическом фантазировании). Гипоагрессивность – приводит к податливости, ведомости, конформности, пассивности поведения. Многие исследователи как отечественные, так и зарубежные (Вагенас Э.(1995), Егошкин Ю.В. (1995), Паренс Г. (1997), Петров (1999) и др.) указывают на то, что гипер- и гипоагрессивность требует разработки коррекционных технологий, направленных либо на ее понижение, либо повышение, до условно нормального уровня, который бы не разрушал саму личность и не причинял вред окружающим людям.

В начале XXI века тема агрессии остается популярной как в зарубежной, так и в отечественной психологии. За последние годы возросло число статей и книг, конференций и симпозиумов, посвященных вопросам изучения агрессии и агрессивности личности.

"Проблема агрессии человека отмечает М. Н. Жарова, - на протяжении всей истории культуры и работы научной мысли человечества была одной из наиболее актуальных и животрепещущих" [40, с.3]. "Различные формы человеческого поведения, относимые в современной науке к феномену агрессии, отмечались и подвергались научному анализу уже первыми мыслителями древности (Аристотель, Платон, Сократ, Заратустра и их последователями). В более поздние века практически все мыслители в большей или меньшей степени касались проблемы насилия, враждебности, зла, агрессии" [там же, с. 4]. Специалисты практически всех наук о человеке – нейрофизиологи, антропологи, этнографы, генетики, психологи, социологи, юристы, криминалисты, психиатры, занимаются изучением агрессии и агрессивности. Каждая дисциплина выделяет собственный ракурс анализа. Т. Г. Румянцева (1991а), рассматривая понятие агрессивности в современной зарубежной психологии, справедливо замечает, что один и тот же термин – в данном случае "агрессия" – может иметь совершенно разные значения в различных науках. "Биологи при описании агрессии акцентируют внимание главным образом на ее целях и функциях – адаптивных и неадаптивных. Нейрофизиологи изучают нервные механизмы, лежащие в основе этого поведения. Психиатры собирают данные об агрессии у людей с серьезными нарушениями психики. Психологи рассматривают ее в строго поведенческой манере, понимая агрессию в терминах, которые могут быть непосредственно наблюдаемы. Социологи заняты исследованием того, какие общественные условия порождают такой вид поведения" [97, с.82]. В рамках психологического изучения агрессии и агрессивности, проявлений антисоциального поведения, существует многообразие взглядов и подходов к пониманию этих феноменов. Данная проблема рассматривалась в разных аспектах:

- в психологии личности : А. Адлер (2000), А. Бандура (2000), , Л. Берковиц (2001), Н.Д. Левитов (1972), Л. М. Семенюк (1990), Е. В. Саенко (1995), З. Фрейд (1992), Э. Фромм (1998), Х. Хеккаузен (1986), и др.);

- в детской, возрастной психологии: Э. Вагенас (1995), И. А. Фурманов (1996), О. В. Гордякова (1999), Ю. В. Егошкин (1995), С. А. Заваржин (1993), Е. О.Смирнова (2002), Г. Р. Хузеева (2002), С. Ю. Чижова (2001) и др.;

- в медицинской психологии, психиатрии: Ц.П.Короленко, Н.В.Дмитриева (1990, 1999, 2000); Ю. Б. Можгинский (1999), Г. Незнанов (1993;1994), Г. Ниссен (1992), В. П. Пошивалов (1986; 1987), С. Д. Соловьева (1993), , С. Л. Соловьева (1995; 1996), М. В. Чеховская (1997) и др.;

- в философии: Т. Г. Румянцева (1982; 1991; 1992), М. Н. Жарова (2001) и др.;

На современном этапе развития науки формируется понимание того, что агрессия человека – феномен, являющийся предметом междисциплинарного исследования. Междисциплинарное исследование "есть объединение знаний, методов, средств и профессиональных навыков специалистов различных дисциплин в изучении некоторого общего для них объекта" [69, с.70]. В статье Т. Г. Румянцевой (1991) указывается на то, что человеческая агрессивность относится к классу явлений, которые могут быть изучены только при помощи объединенных усилий целого ряда научных дисциплин – как естественных, так и социальных. Н. Г. Незнанов (1994) в своей исследовательской работе отмечает, что "за последнее десятилетие сформировалась самостоятельная междисциплинарная наука – агрессология, которая ставит своими целями объединение и координирование научных исследований в области изучения механизмов формирования агрессии, способов ее регуляции и контроля" [74, с.3].

Агрессивность, жестокость по отношению к другим, издевательство над животными, склонность к физическому насилию может рассматриваться как антисоциальное расстройство личности, согласно DSM-IY (Ц.П.Короленко, Н.В.Дмитриева, 2000). В международной классификации психических и поведенческих расстройств последнего пересмотра (МКБ-10) в понятие поведенческих расстройств детского и подросткового возраста входят повторяющиеся расстройства поведения связанные с проявлениями физической жестокости, вспышками гнева, преднамеренным разрушением чужой собственности, преднамеренным причинением боли, унижения, часто затеваемые драки, конфликты и т.д.

Философские и психологические исследования Н. Д. Левитова (1972), Х. Хеккаузена (1986), Т. Г. Румянцевой (1991), К. Лоренца (1994), Р. Бэрона и Д. Ричардсона (1997) и ряда других ученых показали, что термин "агрессия" употребляется сегодня в широком контексте. Австрийский ученый К. Лоренц писал, “для обывателя понятие агрессии связано с самыми разнообразными явлениями обыденной жизни, начиная от драки петухов и собак, мальчишеских потасовок и тому подобное, и заканчивая, в конце концов, войной и атомной бомбой” [цит. по 29, с. 24].

Одним из общих вопросов в изучении природы человеческой агрессивности является, прежде всего, вопрос уточнении смысла и значения самого этого понятия. На сегодняшний день в психологических исследованиях существует множество определений, что такое агрессия.

Анализ теоретических подходов к исследуемой нами проблеме, в которой нашли свое отражение взгляды отечественных и зарубежных психологов, показал, что при описании феномена агрессии используется различная терминология: агрессия, агрессивность, агрессивное поведение. В отдельных случаях идет отождествление с термином "враждебность", "жестокость". Но основная дискуссия ведется вокруг понятия "агрессия". Какие действия считать агрессивными, а какие нет.

Несмотря на различия в определении понятия "агрессия" у разных авторов, идея причинения ущерба (вреда) другому субъекту присутствует практически всегда, что представляется вполне обоснованным. Р. Бэрон специально фиксирует внимание на данном критерии и подчеркивает, что в качестве агрессивных действий могут рассматриваться только те действия, которые причиняют вред живым существам. Однако, замечает А. Реан (1999), как должно интерпретироваться битье посуды во время ссоры? И уточняет, что вред (ущерб) человеку может наноситься и посредством причинения вреда любому объекту, от состояния которого зависит физическое или психологическое благополучие человека [90]. А вот Э. Фромм определил агрессию как намеренное причинение ущерба человеку или животному, и неживому объекту" [120]. Под это широкое определение можно отнести все разрушительные действия (например, отреагирование агрессии на эрзац объект; убийство грабителя, который пробрался в дом), и тогда все они должны иметь одинаковую мотивацию и общую психологическую природу. А. А. Реан под агрессией предлагает понимать "любые намеренные действия, которые направлены на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному" [90, с.218]. Х. Хеккаузен также выделяет нанесение вреда центральным критерием в определении агрессии: "множество разнообразных действий, которые нарушают физическую или психическую целостность другого человека (или группы людей), наносят ему материальный ущерб, препятствуют осуществлению его намерений, противодействуют его интересам или же ведет к его уничтожению" [122, с.356].

В "Словаре психиатрических и относящихся к психическому здоровью терминов" дается следующее определение: "Агрессия – это наносящее вред поведение, направленное против других и самого себя (аутоагрессия) и мотивированное враждебностью, гневом, соперничеством [104, с.59].

По мнению Роберта Бэрона и Дебора Ричардса (1997), "агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения"[25, с.53]. Это определение включает в себя преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве; вред или ущерб причиняется живым организмам; жертва должна обладать мотивацией, избегать подобного с собой обращения.

Попробуем оценить с точки зрения определения агрессии, данного Р. Бероном и Д. Ричардсоном следующие события: заказное убийство; непреднамеренное убийство, например, в результате непроизвольного выстрела из пистолета произошло смертельное ранение невинного человека; эвтаназия (врач отключает системы жизнеобеспечения или делает смертельную инъекцию по просьбе переживающего физические мучения обреченного на смерть больного); ритуальное религиозное убийство. Несомненно, с позиции объекта агрессии (потерпевшего) и стороннего наблюдателя действия агрессора направлены на причинение вреда или ущерба (вплоть до лишения жизни), но, рассматривая проблему с точки зрения субъекта агрессии (причиняющего вред), Ф. С. Сафунов (1999) предлагает различать характер намерения. В одних случаях намерение носит прямой личностный смысл "нанести ущерб" (совпадение мотива и цели), в других – опосредованный, когда актуальная цель носит агрессивный характер, а мотив – нейтральный, например, при заказном убийстве или в целях самообороны. Наибольшие сложности возникают в тех случаях, если намерение можно расценить как альтруистическое – совершается "во благо" (чтобы "не мучались", в ситуациях эвтаназии). При некоторых видах психической патологии отношение мотива к цели может носить искаженный характер. К примеру, в состоянии измененного сознания, когда человек сам призывает произвести с ним ритуал жертвоприношения, в виде сожжения или какой-нибудь другой экзекуции, с целью "изгнания дьявола". С позиции наблюдателя эти действия носят ярко выраженный агрессивный характер, хотя с точки зрения целевой типологии результаты таких действий можно расценивать как "несчастные случаи". Еще большие затруднения взывает применение анализируемого определения к субъективной оценке агрессивных действий с точки зрения объекта агрессии. В ритуальном убийстве человек сам желает, чтобы совершились действия, которые могут привести к смерти. В случаях, когда потерпевшим оказывается новорожденный ребенок, он вообще не может осознанно оценивать действия и намерения других людей.

К. Изард (2000) в определении агрессии использует понятие враждебности. "Агрессия, - пишет Изард, - это физический акт, который может запускаться и поддерживаться эмоциями, входящими в комплекс враждебности, он совершается для того, чтобы причинить ущерб другому человеку (или себе), оскорбить его" [46, с.286-287]. В понятие "физический акт" Изард включает как физические, так и вербальные действия. А причиняемый ущерб, по его мнению, может быть и психологическим, и физическим (удар по телу или удар по самолюбию) [46]. Т.е., враждебность рассматривается как сложное мотивационное состояние, а агрессия может демонстрироваться состоянием враждебности.

Таким образом, разные авторы в определении агрессии выделяют следующие критерии: применение силы; причинение вреда (ущерба) другому субъекту; мотивационный аспект.

Понятие агрессия и агрессивность не однозначны. В психологическом словаре "готовность субъекта к агрессивному поведению рассматривается как относительно устойчивая черта личности – агрессивность" [86, с.9-10]. Как полагает А. Басс, агрессивность проявляется в склонности к нападению на других, в косвенных агрессивных реакциях и вербальной агрессии, а также негативизме. Согласно В.П. Пошивалову (1986), под агрессивностью необходимо понимать индивидуальную предрасположенность к агрессивному поведению, готовность совершить агрессивный акт [84]. По определению А.А. Реана (1999), "агрессивность, это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии"[90, с.218]. По мнению М. Н. Жаровой (2001), агрессивность отражает внутреннюю психологическую готовность с помощью силовых методов достичь имеющейся цели. И подчеркивает, что агрессивность является необходимой составляющей агрессии в любых ее формах. Ю.М. Антонян и В.В, Гульдан (1991) считают, что агрессивность выражается в субъективной тенденции к враждебному поведению, направленному к полному или частичному подавлению другого человека или других людей, их ограничению, управлению ими, на причинение им ущерба или страданий [6].

Т.о. соглашаясь с точкой зрения А.А. Реана (1999), мы считаем, что агрессия есть определенные действия поведения, причиняющие ущерб другому объекту; а агрессивность – это готовность к агрессивным действиям в отношении другого, которая обеспечивает готовность личности воспринимать и интерпретировать поведение другого соответствующим образом [90]. Различие между понятиями агрессия и агрессивность важно. Во-первых, необходимо понимать, что не за всякими агрессивными действиями субъекта стоит агрессивность личности. И, во-вторых, агрессивность человека не всегда проявляется в явно агрессивных действиях.

К агрессивности близко подходит состояние враждебности. "Враждебность" – термин, который не имеет четкого значения в повседневной речи. Л. Берковиц (2001) считает, что "враждебность можно определить как негативную установку к другому человеку или группе людей, которая находит свое выражение в крайне неблагоприятной оценке своего объекта – жертвы" [17, с.44]. И добавляет, что "враждебный индивидуум – это такой человек, который обычно проявляет большую готовность выражать словесно или каким-либо иным образом негативные оценки других людей, демонстрируя, в общем, недружелюбие по отношению к ним" [там же].

Различая агрессивность и враждебность, большинство исследователей находят принципиальное различие между ними в том, что агрессивность проявляется в поведенческих актах, а враждебность – в установках и отношении. Враждебные чувства повышают вероятность агрессии, но не обязательно приводят к ней. Н.Д Левитов (1972) считает, что "враждебность и агрессивность сочетаются, но отнюдь не всегда. Люди могут находиться во враждебных и даже антагонистических отношениях, но никакой агрессивности не проявлять хотя бы потому, что заранее известны ее отрицательные последствия для “агрессора”. Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают" [55, с.168].

Другой термин "гнев", который часто употребляется в связи с агрессией. Агрессия – это действия, направленные на достижение определенной цели: причинить ущерб другому лицу. Гнев, напротив может не иметь какую-то конкретную цель, это определенное эмоциональное состояние. Эмоция гнева не обязательно порождает агрессивное поведение, хотя и является одним из компонентов агрессивной мотивации, и обычно только сопровождает побуждение к нападению [46; 55].

Помимо терминов "агрессия", "агрессивность", "враждебность", важное место в психологической литературе отводится понятию "агрессивное поведение" рассматривается как специфическая форма действий человека, характеризующаяся демонстрацией превосходства в силе или применение силы по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб. В другом издании словаря [79] дается два варианта определения агрессивного поведения:

1) "отдельный поступок или система поступков личности, сопровождаемые нанесением физического, психологического, психического вреда самой личности, другому индивиду или группе людей";

2) "социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, сопровождаемых нанесением физического, психологического, психического, морального вреда индивидам, группам, нациям, государствам".

Агрессивное поведение, по мнению М. Косевского, отличается от экспрессивных реакций, заключающихся в ненаправленной разрядке эмоционального напряжения.

Агрессивное поведение может реализовываться в двух формах: гетероагрессии (драка, кража, разбой, изнасилование, убийство и т. д.) и аутоагрессии (наркомания, самоповреждающие действия, суицид и т. д.). Итак, можно говорить, что агрессивное поведение – это конкретные вербальные или физические действия. С.Л. Соловьева (1995) выделяет четыре условия, при наличии которых можно говорить об агрессивном поведении:

1) в контексте социальных взаимоотношений, т. е. в ситуации общения между собой двух или более людей;

 2) при наличии цели или результата агрессивных действий;

 3) при демонстрации превосходства в силе или применение силы к человеку, группе людей;

4) когда целью или результатом действий является причинение вреда.

В некоторых работах агрессия и жестокость рассматриваются как явления одного ряда. Но авторы, Ю.М. Антонян и В.В. Гульдан (1991), О.Ю. Михайлова (2000), и другие выделяют жестокость в особую категорию в связи с тем, что она, по их мнению, придает особую окраску насилию и агрессии. Жестокость как личностная черта проявляется в стремлении причинить особые страдания и мучения жертвам, выражающиеся в действиях, бездействии, словах, а также фантазировании соответствующего содержания. Отмечается, что агрессивный человек не всегда может быть жестоким, а жестокий всегда агрессивен [6; 71].



2019-12-29 329 Обсуждений (0)
Глава 1. Поведенческие расстройства и агрессивность личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Поведенческие расстройства и агрессивность личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (329)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)