Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теории агрессии в психологии.



2019-12-29 1378 Обсуждений (0)
Теории агрессии в психологии. 0.00 из 5.00 0 оценок




В современной психологии не существует общепринятой теории агрессии. Рассмотрим наиболее фундаментальные и детально проработанные концепции. Старейшая из них – инстинктивисткая теория агрессии /З. Фрейд, К. Лоренц/, рассматривающая агрессивное поведение как врожденное. Взгляды Фрейда на агрессию претерпевали значительные изменения в течение его научной деятельности. Можно выделить три периода в развитии его позиции. В ранних работах он полагал, что основную роль в поведении человека играет Либидо (сексуальная энергия). А агрессивные импульсы проявляются только в стадиях психосексуального развития. Впервые эти импульсы проявляются у ребенка в поздней оральной стадии и достигают своего пика в анальной стадии. Но позже под давлением клинических данных З. Фрейд отказался от данной концепции и стал подчеркивать роль инстинкта защиты Эго, главной составной частью которого является агрессия. В этот период Фрейд активно подчеркивал реактивную природу агрессивных побуждений. Очевидно, первая мировая война оказала влияние на последующие теоретические построения Фрейда. Он стал полагать, что основную роль в поведении человека играет инстинкт жизни ("инстинкт Эроса") и инстинкт смерти ("инстинкт Танатоса"). Оба инстинкта имеют целью редукцию напряженности, инстинкт жизни стремится к освобождению главным образом от сексуальной напряженности, а инстинкт смерти – от напряженности обычной жизни. Фрейд писал, чем сильнее инстинкт смерти у личности, тем необходимей для нее направлять агрессию во вне, против других объектов и людей. Полагая, что агрессия – составная часть так называемого "Я-влечения", ввел в свою теорию в виде влечения к смерти самостоятельное агрессивное влечение. Агрессия в трактовании З. Фрейда берет свое начало во врожденном и направленном на собственного носителя инстинкте смерти. В результате борьбы инстинкта смерти с инстинктом жизни агрессия может изменять свое направление и проецироваться на внешние объекты. Однако этому противостоят нормы человеческой культуры, которые направлены на обуздание агрессивного инстинкта. Он также считал, что историю жизни всех индивидов можно построить как борьбу между инстинктом жизни инстинктом смерти. В своих работах З. Фрейд описывает попытку общества ограничить агрессию с помощью "Сверх – Я". Подавление обществом агрессии по мнению Фрейда кончится плохо для самой личности, потому что не нашедшая выхода наружу агрессия как бы переходит в стремление к саморазрушению. Фрейд утверждал, что эти два инстинкта (жизни и смерти) нельзя уничтожить никакими социальными воздействиями, и его взгляды на контроль над агрессивностью были очень пессимистичны. Т. е. По З. Фрейду, агрессия – это направленный во вне инстинкт. Если агрессия не найдет выхода во вне, то она будет направляться на самого себя.

Известный натуралист К. Лоренц (1994) в своей теории основывается на понимании того, что человек является представителем животного мира. Процесс филогенетического развития агрессии человека им отождествляется с агрессивным побуждением животных. Лоренц пришел к выводу, что агрессивность, как у животных, так и у человека имеют биологическую основу и являются "борющимся инстинктом". В качестве примера он указывал на подростка, который при первом знакомстве со сверстниками начинает драться, поступая так же, как в аналогичном случае поступают обезьяны, крысы и ящерицы. К. Лоренцем были выделены виды агрессии, общие для всего живого мира, включая человеческое общество – межвидовая агрессия и внутривидовая агрессия, а также были раскрыты их признаки и функции. В частности, функция сохранения вида, функция распределения в жизненном пространстве, функция защиты потомства. Т.е., согласно Лоренцу природа человеческой агрессивности инстинктивна.

Инстинктивистские теории агрессии не могут объяснить возникновение и развитие всех видов агрессивного поведения, но, несомненно, существуют такие агрессивные действия, которые сопровождаются очень высоким уровнем агрессивности.

Сторонники фрустрационной теории /Дж. Доллард, Н. Миллер и др./, связывают агрессию с явлением фрустрации. Термин фрустрация имеет разные значения. Одни психологи употребляют его, имея в виду внешний барьер, препятствующий достижению цели, другие обозначают этим термином внутреннюю эмоциональную реакцию, обусловленную ограничениями на пути к цели.

Интерес к фрустрации как одной из сложных проблем возник в 30х годах XX века. В это время появляется большое количество теоретических и экспериментальных работ, посвященных исследованию фрустрации. Одной из влиятельных стала монография Дж. Долларда и его соавторов "Фрустрация и агрессия", опубликованная в 1939 году, в которой была выдвинута фрустрационно-агрессивная гипотеза. Согласно этой гипотезе, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации, и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию, направленную на устранение фрустрирующего объекта. При невозможности прямой разрядки происходит смещение на другой объект. Дж. Доллард и его коллеги определили агрессию как акт, целью которого является причинение вреда некоторой личности или объекту, а фрустрацию – как условие, которое возникает, когда целенаправленные реакции испытывают помехи. (Т. е. Доллард и его сотрудники употребляют термин фрустрация в значении, которое описывает внешние условия, препятствующие индивиду в получении ожидаемого им удовольствия.)

Утверждение об однозначном соотношении между агрессией и фрустрацией вызвало сильную критику фрустрационно-агрессивной гипотезы. В 1941 году один из соавторов теории Н. Миллер опубликовал несколько измененную концепцию, и вел понятие "провокация агрессии". Феномен смещения агрессии был объяснен Миллером в 1948 году. Он выделил три фактора, которыми определяется выбор жертвы агрессором:

1) сила побуждения к агрессии;

2) сила обстоятельств, тормозящих данное поведение;

3) стимульное сходство потенциальной жертвы с фрустрирующим объектом.

Впоследствии авторы отказались от однозначной детерминации агрессии и фрустрации и стали признавать, что агрессия – это распространенное, но не обязательное следствие фрустрации. А также допускали, что путем научения, возможно, выработать неагрессивные ответы на фрустрации.

Другая интересная теория фрустрации была разработана Саулом Розенцвейгом. Он опубликовал классификацию типов реакций на фрустрацию. С. Розенцвейг дал определение, согласно которому "фрустрация происходит, когда организм на своем пути к удовлетворению какой-нибудь жизненной потребности встречает более или менее непреодолимое препятствие или трудность" [цит. по 38, с.97-98].

С. Розенцвейг различает два типа фрустрации:

а) первичная фрустрация или лишение: она образуется, если субъект лишен возможности, удовлетворить свою потребность (например, состояние голода);

б) вторичная фрустрация характеризуется наличием препятствий на пути к удовлетворению потребности.

Также С. Розенцвейг различал два типа реакций: реакцию устойчивой потребности и реакцию защиты "Я".

Последний тип он разделил на три группы:

- экстрапунитивные реакции – фрустрация приписывается окружающим, агрессия направлена во вне; этой реакции сопутствуют эмоции: гнев и раздражение; экстрапунитивная реакция не всегда является планируемой;

- интрапунитивные реакции – источник фрустрации индивидуум приписывает самому себе, агрессия направлена на себя (самопорицание); здесь соответствующими эмоциями будут чувство вины и раскаяние;

- импунитивные – характеризуются отсутствием агрессии, отрицанием фрустрации.

Теоретические положения, разработанные С. Розенцвейгом, легли в основу широко распространенного фрустрационно-картинного теста.

Т. о., во фрустрационной теории агрессии усматриваются причинно-следственные отношения между агрессией и агрессивностью и поиск внешних причин агрессивного поведения. Агрессия – понимается как форма поведения, а агрессивность – приобретенное личностное качество.

Теория социального научения /А. Бандура/ рассматривает агрессию, как форму поведения, усвоенную в определенных социальных условиях. Наиболее влиятельным представителем этого течения является А. Бандура. В соответствии с данной теорией считается, что у человека закрепляются те формы поведения, которые получают положительное подкрепление, а действия, которые имеют отрицательное подкрепление (например, в процессе наказания) тормозятся. В процессе развития личности положительные и отрицательные внешние подкрепления интереоризируются и становятся субъективными, внутриличностными регуляторами поведения.

Глубинное понимание агрессивного поведения с точки зрения теории социального научения может быть достигнуто при анализе:

1. Способов действий.

2. Факторов, провоцирующих их появление.

3. Условий, при которых они закрепляются.

С этих позиций, агрессивному поведению человек обучается посредством наблюдения за окружающими людьми (в семье, из ближайшего окружения, в средствах масс-медиа) и накапливают свой индивидуальный опыт деструктивного поведения. Можно сказать, что на первый план А. Бандура выдвигает социальное окружение индивида, хотя и не отрицает значения биологических детерминант в формировании агрессии, которые, по его мнению, влияют на тип и скорость усвоения реакций.

Таким образом, в теории агрессии как приобретенной модели поведения агрессивность рассматривается как личностное качество, формируемое в процессе социализации. В агрессивном поведении агрессивность может проявляться не только в качестве психологической защиты, но и как инструмент удовлетворения потребности. Теории этого направления более оптимистично относятся к возможности предотвращения агрессии или взятия ее под контроль.

В теории переноса возбуждения /Д. Зильманн/ источником агрессии является в первую очередь внешние причины: позыв или побуждение причинить вред другому человеку. Зильманн отказался от трактования агрессии как инстинктивной потребности и предложил заменить ее понятием возбуждения. Возбуждение, по мнению Зильманна связано с раздражением симпатической нервной системы и является составной частью агрессивной оборонительной реакции ("дерись или убирайся"), эволюционировавшей вследствие своей значимости для выживания. Также им было выдвинуто положение о том, что возбуждение от одного источника может накладываться на возбуждение от другого стимула, усиливая тем агрессивную эмоцию.

Когнитивные модели агрессивного поведения /Л. Берковиц/ помещают в центр рассматривания эмоциональные и когнитивные процессы, лежащие в основе такого поведения. Большое распространение получила в свое время концепция Л. Берковица, которая основывалась на теории фрустрации. Леонид Берковитц в схему (фрустрация = агрессивность) ввел две переменные гнев и дополнительные пусковые раздражители. Гнев, по его мнению, является решающим и опосредующим звеном между фрустрацией и агрессией. Гнев возникает, когда достижение целей, на которое направлено действие субъекта, блокируется извне. Однако для наступления враждебной агрессии, считает Берковиц, требуется еще запускающие раздражители как факторы направления действия [17].

Кроме вышеописанных базовых теорий имеются многочисленные варианты. Все указанные концепции имеют свои сильные и слабые стороны, но ни одна из них не может претендовать по своему объяснительному потенциалу на исчерпывающее объяснение агрессивного поведения. Ряд авторов: М.Н. Жарова (2001), О.Ю. Михайлова (2000), А.А. Реан (1999) и др., отмечают, что наиболее доказательными на сегодняшней день являются фрустрационная теория и концепция социального научения агрессии [40; 71; 90].

А. А. Реан (1996; 1999) выделяет два полярных подхода к феномену агрессии: этико-гуманистический и эволюционно-генетический. В широких границах этико-гуманистического подхода агрессию, причинение вреда другому человеку расценивают как зло. Агрессивность, как личностное свойство также считается негативным качеством. Этот подход представлен в гуманистической психологии, экзистенциальной и гуманистической философии, а также в христианской концепции.

Эволюционно-генетический подход объединяет различные концепции: теории выживания вида, психобиологические теории, теории социальной адоптации личности. В данном подходе агрессия как форма поведения и агрессивность как свойство личности ни в коем случае не расценивается как зло.

Таким образом, в современной литературе намечается тенденция к различению понятий агрессия, агрессивность, агрессивное поведение. При этом агрессия и агрессивное поведение рассматриваются как конкретные формы деятельности, а агрессивность как свойство личности. Понятие агрессивности отличают от понятия враждебности. Враждебность – лишь установка, готовность определенным образом воспринимать и оценивать события. Выделяют в особую категорию жестокость как личностную черту, рассматривая ее в рамках свойства агрессивности как склонности к особо брутальным формам агрессивного поведения.


1.2. Виды и формы проявления агрессивности

 

Х. Хеккаузен констатирует, что единой классификации агрессии и агрессивности нет и создать ее трудно. Американские психологи А. Басс и А. Дарки выделили пять видов агрессии:

1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная агрессия, которая направлена на другое лицо окольным путем (сплетни, злобные шутки), или как агрессия, которая ни на кого не направлена (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами и т. п.).

3. Раздражение– готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм – оппозиционная манера поведения. Проявляется в формах от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств через форму и содержание вербальных реакций – крик, визг, угроза, проклятие, ругань.

Вербальные агрессивные реакции А. Басс разделил на три типа:

- отвержение – вербальная агрессивная реакция типа «иди прочь», «убирайся» и т. п.;

- враждебные замечания типа «твое присутствие раздражает меня», «не выношу тебя» и т. д.;

- критицизм – он может быть направлен не непосредственно против личности, а против принадлежащих личности предметов одежды, выполняемой работы и т. д.

Помимо разграничения видов агрессии А. Басс и А. Дарки выделили два вида враждебности (обида и подозрительность). Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи гнева на весь мир за действительные или вымышленные страдания. Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанная на убеждении, что окружающие намерены причинить вред. На рисунке 1 представлены основные категории выражения агрессии по А.Бассу.

Рис. 1

Категории агрессии по А. Бассу [цит. по 25]

Тип агрессии Примеры
1. Физическая – активная – прямая Нанесение другим человеком ударов холодным оружием, избиение и ли ранение при помощи огнестрельного оружия.
2. Физическая – активная– непрямая Закладка мин-ловушек; сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага.
3.Физическая – пассивная – прямая Стремление физически не позволить другому человеку не достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (например, сидячая демонстрация)
4.Физическая–пассивная–непрямая Отказ от выполнения необходимых задач (например, отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации).
5. Вербальная – активная – прямая  Словесное оскорбление или уничтожение другого человека.
6.Вербальная – активная - непрямая Распространение злостной клеветы или сплетни о другом человеке.
7. Вербальная – пассивная – прямая  Отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы.
8. Вербальная – пассивная – непрямая Отказ давать определенные словесные пояснения или объяснения, например, отказ, высказаться в защиту человека, которого незаслуженно критикуют.

 

В психологической литературе разные авторы выделяют и другие виды и формы агрессии. В частности Х. Хеккаузен (1986) считает важным разделение агрессии на враждебную и инструментальную. Целью враждебной агрессии является нанесение вреда другому человеку, в то время как инструментальная направлена на достижение цели нейтрального характера, и агрессия используется при этом лишь как средство (например, шантаж).

Н. Г. Незнанов [74] разработал классификацию форм и видов агрессии с учетом направленности, формы социально-психологической реализации и преимущества способов выражения:

· По мотиво-образующему признаку: агрессия нападение, агрессия защита.

· По форме социально психологической реализации: конструктивный, деструктивный, дефицитарный варианты агрессии. К конструктивной агрессии относит открытое проявление агрессивных побуждений, реализуемое в социально приемлемой форме (социализированной) при наличии соответствующих поведенческих навыков и стереотипов, эмоционального реагирования, открытости социальному опыту и возможности саморегуляции и коррекции поведения. Под деструктивной агрессией понимается прямое проявление агрессивности, связанное с нарушением морально-этических норм, квалифицируемое как элементы делинквентного или криминального поведения и недоучетом требований реальности и недостаточностью эмоционального самоконтроля. Дефицитарная форма агрессии связана с отсутствием достаточной реализацией агрессивных побуждений, при дефиците соответствующих поведенческих навыков и тенденций к чрезмерному подавлению эмоциональных реакций.

· По направленности: гетероагрессия и аутоагрессия; прямая и смещенная. Аутоагрессия – агрессия, направленная на самого себя (самообвинение, самоуничтожение, нанесение себе телесных повреждений). Суицид служит показателем патологического изменения личности. Прямая агрессия направлена на сам объект. Смещенная агрессия – перенос агрессивных действий на какой-то другой объект, а не на тот, который был мишенью первоначально.

· По преимущественному способу выражения: скрытая, аффективная, вербальная, физическая, импульсивная. Скрытая агрессия проявляется в “тихом”, завуалированном варианте, может быть затаенной, иметь форму скрытого недоброжелательств и озлобления. Импульсивная агрессия – вспышки ярости, проявляющиеся в интенсивных эмоционально – экспрессивных действиях.

Э. Фромм (1998) выделяет два вида агрессии: "доброкачественная" и "злокачественная". Первая появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. "Злокачественная" агрессия представляет собой жестокость и деструктивность и бывает спонтанной и связана со структурой личности.

Фурманов (1996) считает необходимым ввести разделение на конструктивную и деструктивную агрессивность, где только последняя несет в себе потенциал враждебности, злобности, жестокости.

Формы проявления агрессивности личности

Большинство исследователей рассматривают агрессивность как врожденное качество. Другие считают, что это результат социализации. Вероятно, агрессивность является врожденным качеством личности, которое в процессе воспитания и становления личности проявляется в деструктивных действиях, либо ослабевает и не имеет враждебного оттенка.

По мнению И.А. Фурманова (1996) агрессивность появляется на свет вместе с рождением ребенка и является естественной реакцией на преграды, мешающие удовлетворению жизненно важных потребностей. В дальнейшем развитие детской агрессивности зависит от отношения к ней родителей, ближайших родственников ребенка, а позднее – успешности и скорости полоролевой идентификации и социализации.

В первые годы жизни агрессивность проявляется в импульсивных приступах упрямства, сопровождающихся криком, брыканием, кусанием, драчливостью. В дальнейшем ребенок постепенно научается контролировать свои агрессивные импульсы и выражать их в более приемлемых рамках.

Д. Бейч и Г. Гольдберг в книге “Творческая агрессия” перечисляют следующие аспекты развития, требующие мобилизации агрессивности: обучение физическим и интеллектуальным навыкам, выражение побуждений к исследованию, переход от полной зависимости в младенческие годы к частичной автономии в школьном возрасте, и, наконец, независимости в юности и развитие удовлетворительных отношений с людьми.

В литературе посвященной агрессии и агрессивности можно встретить разделение агрессивности на положительное качество личности и агрессивность, представляющая собой садистские, унижающие, деструктивные действия (Г. Ниссен, 1992).

Агрессивность, как подчеркивают Г. Паренс (1997), С.Л. Соловьева (1997), с одной стороны служит способом самозащиты, отстаивания своих прав. Выраженная в приемлемой форме играет важную роль в способности адаптироваться к обстановке, познавать новое, формируя в данном случае социально-позитивное, динамическое поведение, способствующее сохранению и автономности личности. С другой стороны, агрессивность в форме враждебности, формирует нежелательные черты характера – либо задиры, хулигана, либо труса, боящегося постоять за себя, и трансформирующееся в делинквентное или криминальное поведение.

Лонгитюдные исследования показывают, что деструктивная агрессивность, сложившаяся в детстве закрепляется в структуре личности склонностью к агрессивным действиям и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека.

Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего возраста. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослых. Выражается это чаще всего вспышками злости или гнева, сопровождающихся криком, брыканием, кусанием, драчливостью. И хотя такие реакции ребенка неприятны и не поощряются, но и не считаются ненормальными. Причиной такого поведения является блокирование желаний или намеченной программы действий в результате применения воспитательных воздействий. Поэтому совершенно ясно, что такое поведение ребенка, вызванное состоянием дискомфорта, фрустрации или беспомощности. К слову сказать, его и агрессивным можно считать весьма условно, так как у ребенка нет намерения, причинять ущерб окружающим [121].

В более позднем возрасте на первый план все активнее выдвигаются конфликты и ссоры с ровесниками, связанные с обладанием вещами, чаще всего игрушками. В дальнейшем ребенок постепенно научается контролировать свои агрессивные импульсы и выражать их в приемлемых рамках. Проявление агрессивности в этом возрасте, главным образом, зависят от реакции и отношения родителей к тем или иным формам поведения. В дальнейшем проявление агрессивности во многом связаны с процессами поло-ролевой идентификации ребенка.

С возрастом происходит также смена форм агрессии: частота простого физического нападения уменьшается за счет роста более “социализированных” форм, таких как оскорбление или соперничество. Л.М. Семенюк приводит данные, свидетельствующие о различном проявлении агрессивности подростков на разных стадиях этого возраста [101].

У детей 10-11-летнего возраста преобладает физическая агрессивность и менее всего выражена агрессивность косвенная. У подростков же 12-13 лет наиболее выраженным становится негативизм, отмечается рост физической, а также вербальной агрессии. Что касается 14-15-летних подростков, то на первый план у них выходит вербальная агрессивность, агрессивность же физическая и косвенная повышаются не существенно, так же как и уровень негативизма.

На всем протяжении подросткового периода наблюдается четко выраженная динамика всех форм агрессивности от младшего к старшему подростковому возрасту. На рисунке 2 дано описание проявлений различных форм агрессивности у подростков.

Рис. 2.

Проявление различных форм агрессивности у подростков 10 - 15 лет [101].

Возрастные группы

Формы агрессивности, %

    Физическая Косвенная Вербальная Негативизм
1 10-11 летние подростки 49 32 44 45
2 12-13 летние подростки 56 48 51 64
3 14-15 летние подростки 61 51 72 65

 

Существуют и половые различия в силе появления агрессивных реакций. Мальчики отличаются преобладанием реакций физической агрессии, в то время как девочки с возрастом чаще прибегают к непрямым способам выражения агрессии: вербальной, косвенной и негативизму.

Если в процессе развития ребенок не научается контролировать свои агрессивные импульсы, то в дальнейшем это грозит преимущественной ориентацией на сверстников - в подростковом возрасте и склонностью к разгульному поведению - в юношеском. Так, например, установлено, что спонтанное выражение гнева и совершение насилия в отношении окружающих в 8 лет приводит к использованию физической силы против других лиц, скитанию по улицам, влечению в компании, поиску удовольствий в курении, принятии алкоголя и общении с противоположным полом - в 14 лет, а в дальнейшем в 20 лет - к деструктивным поступкам, конфликтам с родителями, потребности во встречах с друзьями, выпивке, курении и половых связях [121].

В своей книге "Творческая агрессия" Бейч Д., Гольдберг Г. описывают типы людей,в поведении которых агрессивность выступает всегда скрытой, косвенной форме, так, что она не кажется агрессивностью. На первый взгляд это достаточно милое поведение, вполне правильное, но авторы раскрывают его агрессивный смысл по его действиям на других людей и по отношению к самому человеку. Приведем несколько примеров из указанной монографии.

Тип "милая" мамочка.

Делает в семье все и для всех, всегда работает "на износ". Квартира содержится в идеальном порядке. Она умеет внимательно слушать, особенно истории о всяких несчастьях. Но время от времени все чаще по мере взросления ее детей, "милая" мамочка начинает устраивать скандалы, визжит, угрожает, обвиняет домашних в неблагодарности и внушает всем чувство вины. Во время подобных приступов говорить с ней невозможно. Но потом, она успокаивается и снова становится милой.

Скрытая личность: "милая" мамочка выросла в семье, со строгим порядком послушания, где полагается вести себя так, чтобы ребенка было видно, но не слышно. Она не в состоянии обрести внимание и важность прямым путем, не смеет прямо сказать "я хочу". Вместо этого она их выражает как ребенок.

Цена. Она выдает приводящие в замешательство открытые сообщения: "Я люблю тебя", и "Я ненавижу тебя". Она - могущественный тиран, использующий скрытую агрессивность. Ее средства управления – вина, болезнь и "нравственность".

Тип "милый" папочка.

Добрейший человек. Его воспитание было репрессивным, ему не разрешали повышать голос или возражать. Он научился сдерживать агрессивные чувства путем отстранения.

Цена: "милый" папочка выражает свою агрессивность тем, что ни во что не вмешивается. Он обрекает свою жену на эмоциональный голод. В конце концов, его ровное поведение начинает всех раздражать и утомлять. В действительности его поведение выражает скрытую агрессивность, он говорит окружающим: "Вы не существуете", или "Все это меня не касается".

Тип "милые" дети.

"Милые" дети стараются понравиться и ведут себя совсем "как взрослые". "Милый" ребенок – всегда любимец учителя, потому, что все хорошо делает, всячески старается и не создает трудности с дисциплиной. Плохо другое – "милые" дети не ладят с другими детьми. Их сверстники считают высокомерными и не доверяют им, т.к. они союзники взрослых и могут выдать секрет. Поведение "милого" ребенка не происходит от подлинной теплоты и заботы: это техника выживания нравится взрослым. За его очарованием прячутся чувство обиды, отверженности и ярости, потому что с ним обращаются как с символом статуса и не дают ему быть ребенком.

"Милый" ребенок – это манипулятор, мало способный к подлинной человеческой эмпатии. Когда он вырастет взрослым, он будет ловко использовать людей, а затем небрежно отделываться от них. Он будет прикрывать свое раздражение улыбкой и приятными манерами, оставляя за собой разочарованные и оскорбленные жертвы.

Цена: в конце концов "милый" ребенок превращается в отчужденного, одинокого взрослого, не способного к близким отношениям с людьми.

 Тип "милый" психотерапевт.

Признает своих пациентов такими, какие они есть, во всем поддерживает их и относится к ним с "любовью". Он столь же зависит от своих пациентов, как они становятся зависимыми от него. Он сам страдает, испытывая раздражение и агрессивность, и потому предпочитает "любовный" подход.

Цена: скрытая агрессивность терапевта проявляется в том, что он играет роль чрезмерно заботливой матери, воспитывающей зависимость и подавляющей у людей зависимость и подавляющей в них уверенная агрессивное поведение.

Бейч Д., Гольдьберг Г. (1974) отмечают следующие причины, почему "милое" поведение в описанных случаях является враждебным:

1."Милый" человек создает атмосферу, в которой другие избегают давать ему честную, подлинную обратную связь. Это блокирует его эмоциональное развитие.

2."Милый" человек тормозит рост других людей. Он не дает им подлинной обратной связи и лишает их тем самым реального партнера.

3."Милое" поведение не надежно. Время от времени "милый" человек взрывается с неожиданной яростью, что приводит в замешательство связанных с ним людей, не готовых к такому взрыву.

4.Сдерживая свою агрессивность "милый" человек имеет расплатиться за это физиологически, в виде какой-нибудь психосоматической болезни или психологически в виде отчуждения.

5."Милое" поведение - это эмоционально не реальное поведение. Оно крайне ограничивает все человеческие отношения и в конечном счете жертвой оказывается сам " милый" человек.

По мнению американских психологов Д Бейч и Г. Гольдберга (1974) индивиды, воспитанные в строго репрессивных, авторитарных семьях, где им не разрешалось, открыто выражать свое раздражение, особенно склонны проявлять свою агрессивность пассивно. Пассивная агрессия – это косвенное выражение враждебности. Существует ряд разновидностей пассивной агрессии, вот несколько примеров [14]:

Забвение – это вид скрытой агрессии, проявляемый в двух формах. Первая, наиболее очевидная форма, когда человек, который должен сделать что-то важное для другого - забывает сделать это. Хронически забывающий человек, не способен прямо сказать, "Я не хочу этого делать". Кроме того, такой человек избирателен в предметах, которые он забывает. Он никогда не забудет то, что важно ему, а забывает лишь то, что важно кому-нибудь другому, кто от него зависит. В конечном счете, хронически забывающий человек косвенным путем достигает того, на чем он не способен настоять открыто, а именно - тесно связанные с ним люди перестают на него рассчитывать. Другая форма – это саморазрушительное забвение, или пассивная агрессия, направленная на самого себя. Человек забывает нечто важное для самого себя. В обоих случаях человек не способен к открытому и прямому самоутверждению.

Недоразумение. В этой пассивной форме человек выражает свою агрессию, маскируя ее большой искренностью. Виновник недоразумения говорит при этом с невинным и наивным видом: "Я думал, что вы хотели…", тогда как его жертва сталкивается с фрустрирующей ситуацией.

Проволочка. Человек, устраивающий проволочки обещает: "Не беспокойтесь, скоро все будет готово!" Он осуществляет свою пассивную агрессию, приводя людей в отчаяние вечными отсрочками и отказываясь связать себя определенной датой. Скрытая агрессия, стоящая за проволочкой, отчетливо проявляется в избирательности. Как правило, человек, устраивающий проволочки, заставляет ждать лишь некоторых людей, в определенных обстоятельствах. Когда он "настроен" и по настоящему вовлечен в работу, расписание соблюдается.

Опоздание. Индивиды, хронически опаздывающие на собрания, свидания, деловые встречи, косвенно выражают этим свою враждебность к лицу, которое их ждет. Сознательно или бессознательно желающие заявить свое превосходство. Опаздывающий человек проявляет большие способности по части подходящих извинений. Суть этих извинений перевести жертву из состояния нападения в состояние защиты. Ждать опаздывающего – значит испытывать раздражение и унижение. В этом и состоит назначение пассивной агрессии, стоящей за опозданием.

Наилучший способ обращения с пассивным агрессором – это вывести наружу его скрытую враждебность, раскрыть его скрытую обиду. Чтобы избежать "недоразумения" заставьте носителя формы пассивной агрессии повторить данные вами указания. Имея дело с любителем проволочек, установите точный срок, и наложите наказание за любую задержку. Проверьте, что в случае задержки наказание исполнено. Точно также с любителем опаздывать: заключите отчетливое соглашение, например, "Если вы опоздаете больше чем на 10 минут, не предупредив по телефону, я уйду".

 

1.3. Факторы формирования агрессивности у детей

Многие авторы (Р. Бэрон и Д. Ричардсон (1997), Г. Паренс (1997), А.А. Реан (1996), Е.О. Смирнова и Г.Р. Хузеева (2002), С.Л. Соловьева (1997), И.А. Фурманов (1996) и др.) отмечают, что на формирование и апробацию агрессивности, как психологической особенности личности, которая проявляется в агрессивном поведении особое влияние оказывают такие социальные факторы: состав семьи, стили воспитания, социальное окружение; а также психологические характеристики личности: эгоцентризм, недостаток в развитии интеллекта, низкий уровень контроля над эмоциями, трудности в установлении социальных контактов.

Более подробно остановимся на социальных факторах, которые связывают с агрессивным поведением. Известно, что именно в семье ребенок проходит первичную социализацию. Взаимоотношения между членами семьи являются для него примером взаимодействия с другими людьми. Реакции родителей на поведение ребенка, уровень семейной гармонии, характер отношений с родными братьями и сестрами – вот факторы, которые могут предопределять агрессивные действия ребенка в семье, а также на его поведение в зрелые годы.

Характеристика семьи - “полная и неполная” - это составляющая семейной обстановки, которую связывают со становлением агрессивности, - один или оба родителя живут с ребенком под одной крышей, и каков характер отношений между ними. Например, Геттинг обнаружил, что малолетние убийцы зачастую происходят из неполных семей [цит. по 25].

Также очевидно, что взаимоотношения ребенка с братом или сестрой являются основополагающими для научения проявления агрессивности в поведении. Фельсон (см. [25]) обнаружил, что дети проявляют больше физической или вербальной агрессии против единственного брата или сестры, чем против всех остальных детей, с которыми они общаются. Реакции родителей может оказать влияние на агрессивные взаимоотношения между сиблингами. Фактически, пытаясь



2019-12-29 1378 Обсуждений (0)
Теории агрессии в психологии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теории агрессии в психологии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1378)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)