Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Профессионализма педагога



2019-12-29 232 Обсуждений (0)
Профессионализма педагога 0.00 из 5.00 0 оценок




Современное состояние общества требует разработки системы психологического сопровождения и поддержки педагогов в процессе формирования и реализации профессиональной карьеры.

Зачастую педагогу гораздо сложнее разобраться в своих личностных проблемах и справиться с ними, чем совершенство­ваться в той или иной профессиональной области. Традиционное невнимание к личности самого учителя, миф об идеальном учителе, постоянная демонстрация в лице учителя «сильного» типа личности привели педагога к закрытости, неискренности и другим способам защитного и компенсаторного поведения. Сложившийся в педагогической культуре менталитет педагога не позволяет ему думать о себе как некомпетентном в каких-то сферах, имеющем право на ошибку, уязвимом, слабом, нуждающемся в психологической поддержке и помощи не только со стороны психологов, но и собственной семьи и собственных воспитанников, учеников. Высокие энергетические затраты профессии сами по себе плюс забота о поддержании культивируемого «имиджа» имеют высокую психологическую цену. В этих обстоятельствах педагог испытывает огромное нервно-психическое напряжение и часто не справляется с ним, не владея специальными методами и приемами саморелаксации. Успешность деятельности, психологическая защищенность, возможна при высоком уровне личностного осознания, социальной значимости своей профессии, высоком мировоззренческом уровне, в котором отражены гуманистическая направленность личности педагога на ребенка и готовность к взаимодействию с ним, т.е. возможность профессиональной и личностной реализации, при совпадении «Я-реального» и «Я-идеального».

При подготовке информационных программ и тренинговых курсов для педагогов больше внимания следует обращать на организацию процесса самопознания и личностного развития педагога. Проблема гуманизации решается не только обучением, а психологической помощью в личностном росте и реконструкции негативных личностных качеств воспитателя, учителя. И в этом процессе, когда самое важное – подвести педагога к необходимости диалоговой творческой деятельности с ребенком, мотивационной готовности к взаимодействию, фасилитации является главной составляющей личностного роста педагога.

Реализуя обозначенные выше задачи, в практической психологии разработаны и апробированы системы психологического сопровождения и работы с педагогическими кадрами, работающими с детьми, имеющими нарушения поведения и психического развития. Важным аспектом такой работы являлась психолого-педагогическая подготовка педагогов к работе с детьми данной категории.

Как нам представляется, психологическая подготовка включает в себя информационный блок по вопросам общепсихологического цикла, разделам психологии дошкольника, вопросам дефектологии, специальной психологии и коррекционной педагогики. Занятия учебного цикла можно проводить методом погружения в виде лекций, семинаров, выполнения практических работ по разработанным нами планам.

С целью целостного формирования представлений о своих возможностях и способностях необходимо обучать сотрудников осуществлять самодиагностику для составления программы саморазвития и самосовершенствования. На занятиях педагогам можно предложить простейшие методы изучения эмоциональных состояний, личностных свойств, а также методы исследования особенностей развития детей, что будет способствовать не только лучшему пониманию себя, но и взаимопониманию в процессе дальнейшего взаимодействия педагогов с психологами, дефектологами и другими специалистами.

Специфичность развития детей расстройствами поведения, обуславливают необходимость подготовки педагогов к участию в процессе психолого-педагогической коррекции, организуемой психологом учреждения. Поскольку эффективность всего процесса коррекционной работы с детьми значительно возрастает в системе субъект-субъектных отношений ребенка со взрослыми, то ведущим средством формирования таких отношений явились тренинги самопознания, личностного роста и повышения коммуникативных возможностей педагогов. На таких занятиях воспитателям предлагаются упражнения на осознание собственных чувств и эмоциональных проблем, связанных с детством, актуализируются состояния «ребенка» через воспоминания детства, можно использовать рисунки и письма себе ребенку, игровые упражнения и др.

 Атмосфера принятия, взаимопомощи, искренности на тренинговых занятиях, позволит приобрести не только собственный позитивный опыт переживаний такого рода, но и получить навыки создания подобного психологического микроклимата в детских группах. Поочередное проигрывание ролей ребенка с проблемами развития, чувствующего себя отверженным, неспособным; родителей, испытывающих вину, неловкость, неуверенность в общении с таким малышом, даст возможность погрузиться в мир чувств и переживаний такой семьи, глубже понять происходящие события. На таких занятиях необходимо пытаться найти наиболее приемлемые способы реагирования на определенные поступки детей. После подобных занятий, если возникала необходимость, проводят индивидуальные консультации, психотерапевтические мероприятия.

Психотехнические игры и упражнения, которые может использовать психолог, помогая педагогам справиться с нервно-психическим напряжением, направлены на достижение двух целей (Н.В. Самоукина, 1993). Во-первых, они способствуют гармонизации внутреннего мира педагога, ослаблению его психической напряженности, т.е. имеют сугубо психотерапевтические цели. Во-вторых, они нацелены на развитие внутренних психических сил учителя, расширение профессионального самосознания. Регулярное выполнение педагогом психотехнических игровых упражнений поможет ему правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно оценивать их и эффективно управлять собой для сохранения и укрепления собственного психического здоровья и, как следствие, достижения успеха в профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно-психической энергии.

Для занятий психотехническими играми не требуется большого количества времени и специальных помещений. Самостоятельно, в паре с другим педагогом, под руководством психолога педагог может практиковать такие игры на уроках, переменах, в специально отведенное время. Необходимо выработать у педагога привычку к психотехническим действиям, сформировать потребность в психологической стабильности и внутреннем порядке. Здесь мы хотим обратить внимание читателя, что тренинговые занятия с педагогами должны проводиться под руководством специалистов, имеющих специальное психологическое образование.

Применяемые игры условно делятся на пять типов: игры-релаксации, адаптационные игры, игры-формулы, игры-освобождения и игры-коммуникации.

1. Игры-релаксации.

В любой профессии, изобилующей стрессогенными ситуациями, важным условием сохранения и укрепления психического здоровья работника выступает его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние зажимы, расслабляться. В течение 2-5 мин, затраченных на выполнение психотехнических упражнений, педагог может снять усталость и обрести состояние внутренней свободы, стабильности, уверенности в себе. Выполняя эти упражнения, он принимает своеобразный «психологический душ», очищающий психику и способствующий быстрому и эффективному отдыху. Перечень игр: «Внутренний луг», «Пресс», «Дерево», «Настроение», «Пословицы», «Воспоминания», «Книга», «Мария Ивановна», «Голова», «Руки», «Я – ребенок», «Открытость», «Ритм», «Я – резервуар».

2. Адаптационные игры.

Используются в период адаптации молодого педагога к профессиональной деятельности, смене педагогического коллектива, после длительного перерыва в работе, каникул. Они способствуют развитию самоконтроля и волевых процессов. Упражнения проводятся за 15 мин до начала за­нятий и в первые минуты после начала занятия. Используются следующие игры: «Фокусировка», «Дыхание», «Психоэнергетический зонтик», «Распределение внимания», «Переключение внимания», «Животное», «Эмоция».

3. Игры-формулы.

Эти игры используются для вербального самовнушения. Формулы могут произноситься про себя или вслух при подготовке к занятию, в процессе рабочего дня, перед трудной ситуацией. Произнесение формул необязательно проводится точно по тексту. Можно проявлять индивидуальные вариа­ции и отступления в виде выбора стиля формул, слов, длительности фраз и т.п. Важно иметь четкий язык формулировки самоприказа. Тексты формул самовнушения составляются педагогом заранее, но иногда могут использоваться спонтанные самоприказы, возникающие в ситуации «здесь и теперь». Для оперативного пользования формулой желательно иметь короткий текст. Большое значение имеет начало формулы: «Мое желание иметь...», «Я все сумею...», «Я убежден в том, что...», «Я верю в то, что...». Формула самовнушения повторяется до семи раз. При этом важна вера в «магические действия» произносимых слов. Проговаривание формул должно сопровождаться концентрацией воли и состоянием сосредоточенности. Используются утренние и вечерние формулы, имеющие целью внушить уверенность в себе, любовь к детям, позитивное отношение к работе; игры-формулы в течение рабочего дня, ориентированные на уменьшение напряжения, снятие волнения и усталости, восстановление сил.

4. Игры-освобождения.

Это методическое выражение идеи децентрации. Любое напряженное психическое состояние характеризуется суженностью сознания и сверхконцентрацией человека на своих переживаниях. Ощутимое ослабление внутренней напряженности достигается в том случае, если человек сумел снять центр ситуации с себя и перенести его на что-либо другое. По сути дела, децентрация осуществляется как объективация эмоционально отрицательного состояния, выбрасывания его вовне и тем самым избавление от него. Существует несколько форм децентрации: ролевая, интеллектуальная, коммуникативная. Первая связана с пере­воплощением человека в другой предмет, например в дерево; вторая производится за счет педагогической рефлексии, взгляда на себя со стороны, «психологического зеркала», например видеокамера; третья реализуется в ходе диалога с переменой коммуникативных позиций, например плохой – хороший. Перечень игр-освобождений: «Диалог», «Видеокамера», «Плохой – хороший», «Мой враг – мой друг».

5. Игры-коммуникации.

Для успешного выполнения педагогической деятельности воспитатель должен уметь занимать коммуникативные позиции в зависимости от обстоятельств. Но в реальной практике часто происходит смещение позиций и нарушение правил. В ходе работы с педагогами можно организовывать такие игры–коммуникации, которые дали бы возможность педагогу осознать чувства другого участника образовательного процесса. Их смысл состоит в смене позиции, роли, когда педагог проигрывает различные ситуации с позиции ребенка, родителя, руководителя.

 Известно, что социально-психологические тренинги способствуют:

– овладению определенными социально-психологическими знаниями, умениями быстро решать педагогические ситуации;

– развитию способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей;

– диагностике (самодиагностике) и коррекции личностных качеств, умений, снятию барьеров, мешающих реальным продуктивным действиям;

– овладению приемами межличностного взаимодействия:

– развитию социально-перцептивных умений педагога;

– повышению сензитивности, эмпатии, способности к децентрации;

– критическому психологическому анализу итогов собственной деятельности.

Для решения данных задач можно использовать упражнения из тренингов разработанных А.С. Прутченковым: «Тренинг личностного роста», «Познай себя»; «Трудное восхождение к себе»; «Тренинг коммуникативных умений».

Психотехническая игра является миниатюрной моделью нестандартной педагогической ситуации, к ней невозможно подготовиться, нельзя заранее научиться. Нет единого правильного решения, всегда нужно искать новое, которое соответствовало бы индивидуальности педагога. Творческое содержание психотехнических игр сочетается с коллективной формой их проведения, поэтому они могут служить эффективным средством сплочения коллектива. Участие в играх обогатит общую психологическую культуру педагогов, позволит им развивать профессионально-значимые личностные качества и социально-перцептивные способности.

Система упражнений, которые используются в рамках такой игры, нацелена на осознание скрытых психологических феноменов и снижение непроизвольных проявлений психики. Целенаправленное восприятие составляет основу компонента наблюдательности. Для того, чтобы педагог научиться определять состояние ребенка с поведенческими расстройствами, находить пути эффективного взаимодействия с ним, можно использовать для анализа фото-, видео- и аудиоматериалы, фиксирующие проявления воспитанников. Для формирования наблюдательности используются следующие упражнения:

– определить эмоциональное состояние ребенка по фотографии, видеоролику, аудиозаписи его рассказа;

– наблюдение за ребенком по видеосюжету, когда выключен звук и определение его состояния по невербальным знакам;

– упражнение на различение несловесных сигналов согласия и несогласия и др.

Особое место в психокоррекционной работе с педагогами занимает коррекция тревожности и  повышения эмоциональной устойчивости посредством снижения психоэмоционального напряжения, конструктивного изменения когнитивных реакций, повышения самооценки и уровня субъективного контроля. Эти же техники психокоррекции тревожности и эмоционального напряжения могут быть использованы для проведения профилактической работы, направленной на регуляцию уровня тревожности. Цели проведения подобных тренингов:

– снижение психо-эмоционального напряжения;

– обучение педагогов методам аутогенной тренировки, релаксации;

– выявление и изменение дисфункциональных когнитивных реакций у педагогов;

– повышение самооценки и уровня субъективного контроля.

Известно, что снижению психоэмоционального напряжения и эмоциональной нестабильности в значительной степени способствует релаксация. Возможность расслабляться, субъективно и психологически влиять на мышечный тонус является важнейшим условием снятия возбуждения, вызванного тревожностью. На первом этапе лучше всего подходит метод прогрессирующей мышечной релаксации Джекобсона. В ходе его применения сначала формируется способность улавливать напряжение в мышцах и чувство мышечного расслабления, затем отрабатывается навык овладения произвольным расслаблением напряженных мышечных групп. Кроме того, для достижения релаксации использовались методы аутогенной тренировки и медитации-визуализации. После того, как большинство педагогов научились достигать состояния глубокой релаксации, нами был использован метод, предложенный Вольпе, а именно – сочетание релаксации с поведенческой психотерапией. В состоянии глубокой релаксации участникам экспериментальной группы предлагалось представлять в воображении события, вызывающие тревогу, начиная с наименее значимых. Для снижения психоэмоционального напряжения также использовались методы музыко- и арт-терапии.

С эмоциями тесно связаны когнитивные факторы, которые зачастую и порождают эмоции и могут привести к неблагоприятным последствиям. Поэтому изменение дисфункциональных когниций и построение функциональных когнитивных реакций является обязательным компонентом при коррекции тревожности. В своем эксперименте для влияния на когнитивную сферу мы использовали методы рационально-эмоциональной психотерапии Эллиса и рефрейминг смысла, который обеспечивает нахождение позитивного смысла любых событий и согласуется с концепцией позитивной психотерапии. Таким образом, предложенные методы работы с педагогами можно считать комплексными.

В соавторстве со студенткой-выпускницей психолого-философского факультета Новосибирского гуманитарного института Воротниковой Е.Ю. была составлена и апробирована система тренинговых занятий с педагогами школ г.Новосибирска, позволившая преодолеть проблемы тревожности, психической напряженности и неуверенности в себе. Описанные упражнения предложены в работах Вачкова И. «Основы технологии группового тренинга. Психотехники», Кассинова Г. «Рационально-эмоционально-поведенческая психотерапия как метод лечения эмоциональных расстройств», Кочюнаса Р. «Психотерапевтические группы: теория и практика», Б.Д. Карвасарского «Психотерапевтическая энциклопедия», Клейнзорге Х., Клюмбиес Г. «Техника релаксации» и др.

На наш взгляд, эта система может служить средством профилактики и коррекции «синдрома психологического выгорания» у педагогов, и, следовательно, предупредит развитие поведенческих расстройств у детей.

Система тренинговых занятий с педагогами.

Занятие 1.

Знакомство

Цель: знакомство; погружение участников в особую, игровую атмосферу, раскрепощение.

Ход работы: Каждый участник – «по кругу» - называет имя, с которым он хотел бы, чтобы к нему обращались во время работы, и несколько слов о себе.

Рефлексия: «кто я».

2. Игровая разминка – упражнение «Круг».

Цель: снятие психологического напряжения, создание более тесных отношений в группе, косвенно - диагностика и коррекция уровня субъективного контроля.

Ход работы: участники по команде «раз» движутся в броуновском движении с завязанными глазами. По команде «два» группа останавливается. На счет «три» - пытается создать круг. Обсуждение.

Рефлексия: получился круг или нет? Что сделал я, чтобы круг получился? Что мне в этом помогло, что помешало? Активно ли я участвовал в создании круга или ждал, когда меня вовлекут другие?

3. Ознакомление группы с основными требованиями и правилами работы психотерапевтической группы:

· Конфиденциальность.

· Открытость и искренность.

· Ответственность.

· Активное участие в работе группы.

· Обсуждение событий, происходящих «здесь и сейчас».

· Общение за пределами группы должно быть ограничено для того, чтобы избежать «ускользания» части психотерапевтического материала.

· Выполнение домашних заданий.

4. Релаксационный ввод

Цель: обучение релаксации с помощью упражнений, направленных на вызывание ощущения тяжести, тепла.

Ход работы. Положение участников лежа на спине, руки, несколько согнутые в локтевом суставе, свободно лежат вдоль туловища ладонями вниз. Используется спокойная малознакомая (чтобы исключить ассоциации) музыка. С помощью суггестивных формул проводится внушение:

· Упражнение, вызывающее ощущение тяжести в руках и ногах, которое заканчивается формулой-целью «я совершенно спокоен».

· Упражнение, вызывающее чувство тепла в руках и ногах с целью овладения регуляцией сосудов.

· Регуляция ритма сердечных сокращений.

· Нормализация и регуляция дыхательного ритма.

· Вызывание чувства тепла в области брюшной полости.

Каждое упражнение заканчивается формулой –целью «я совершенно спокоен». Затем проводится обсуждение: что чувствовал каждый участник? Получилось ли расслабиться или нет? Что мешало?

5. Домашнее задание: упражнения на релаксацию, формула самогипноза.

Занятие 2.

Цель: обучение различным способам достижения релаксации.

1. Обсуждение выполнения домашнего задания, обмен впечатлениями и информацией.

2. Игровая разминка «Надувная кукла».

Цель упражнения: преодоление чувства скованности и напряженности, тренировка мышечного расслабления.

Ход упражнения. Ведущий играет роль «насоса». Участники группы вначале расслабленно сидят на стульях, голова опущена, руки вяло висят вдоль тела. С каждым движением «насоса» «резиновые куклы» начинают «надуваться»: участники распрямляются, поднимают голову, напрягают руки и в конце концов встают в полный рост, раскинув руки и расставив ноги. Через несколько секунд ведущий «выдергивает пробку», и игроки с шипением расслабляются и постепенно опускаются на корточки. Игра повторяется 2-3 раза. Обсуждение.

3. Метод прогрессивной мышечной релаксации Джекобсона.

Цель: обрести навык овладения произвольным расслаблением напряженных мышечных групп.

Ход работы. Упражнение начинают от мышц верхних конечностей к мышцам лица, шеи, грудной клетки, живота и далее к мышцам нижних конечностей. Сначала добиваются кратковременного, 5-7 секундного, напряжения первой группы мышц, которые затем расслабляются. Внимание участников сосредотачивается на чувстве релаксации в этой области тела. Упражнение в одной группе мышц повторяется до чувства полного расслабления, после переходят к другой группе мышц.

Обсуждение.

Рефлексия: «я могу управлять своим телом».

3. Релаксация с помощью медитации-визуализации.

Цель: психологическое воздействие, направленное на релаксацию.

Звуковое сопровождение: звуки леса.

Ход работы. Участники либо лежат на спине, либо сидят в «позе кучера» на стульях. Глаза закрыты. Произносится текст упражнения «Прогулка в лесу»: вы идете по лесу, на деревьях слабо шелестит листва. Перед вами группа белых березок. Одна из них наклонила ветви почти до самой земли. Ветер играет с ее листьями, поворачивая их то одним, то другим боком. Солнце яркими лучами освещает вашу тропинку. Вот один лучик попал на вас. Вы ощущаете его ласковое прикосновение. Вам тепло и спокойно. Тепло и спокойствие разливается по всему телу и так далее. Во время внушения задействуется как можно больше органов чувств. 

Обратная связь: опрос участников об их ощущениях, о возникающих образах, об актуальном состоянии.

5. Домашнее задание: релаксация по Джекобсону.

Занятие 3.

Цель: достижение состояния релаксации.

1. Приветствие, обмен впечатлениями и информацией по поводу домашнего задания.

2. Игровая разминка. Упражнение «Посмотри на себя со стороны». Цель: преодоление напряженности, сплочение, включение в работу, способ поведенческой психодиагностики.

Музыкальное сопровождение: фоновая музыка среднего темпа.

Ход упражнения. Участники делятся на пары. В каждой паре условно выбираются «игроки» и «наблюдатели». Все «игроки» идут в круг и под музыку с закрытыми глазами начинают броуновское движение. Каждый из «наблюдателей» внимательно следит за своим партнером – за манерой его поведения, а также за его безопасностью.

Рефлексия: упражнение помогает осознать стиль и манеру своего поведения, кроме того, учит более внимательному и чуткому отношению к другим людям.

Во время обсуждения хорошо использовать материал видеосъемки.

3. Трансовое упражнение «Судно, плывущее по морю».

Цель: релаксация и самодиагностика.

Дополнительный материал: шум моря.

Ход упражнения. Участники лежат на спине или сидят в позе «кучера», глаза закрыты. Произносится текст упражнения «У моря», направленный на поочередную релаксацию всех групп мышц, нормализацию дыхания, сердцебиения, ощущение тепла и покоя. Затем участникам предлагается представить себя судном, которое плывет по морю.

При обсуждении учитывается рефлексия физического и психического состояния, а также способ восприятия человеком условий своей жизнедеятельности и способ преодоления возникших трудностей.

4. Домашнее задание: - упражнения на релаксацию; составить иерархию тревожных состояний.

Занятие 4.

Цель: показать возможность управления своим эмоциональным состоянием.

1. Обмен впечатлениями и информацией о времени, прошедшем после предыдущего сеанса.

2. Упражнение « Эмоциональные состояния».

Цель: - разминка и развитие способности самовыражения на невербальном уровне, и понимание невербального поведения других людей; - развитие способности связывать свои эмоциональные проявления с телесными ощущениями.

Ход работы. Каждый участник получает карточку с заданием невербально изобразить какое-либо эмоциональное состояние. При этом он должен прислушаться, какие изменения происходят с ним на телесном уровне (дыхание, сердцебиение, мышечное напряжение или расслабление и так далее). Участники по очереди представляют свои пантомимы. После каждого представления – обсуждение.

Рефлексия: - осознание телесных ощущений при различных эмоциональных состояниях;

- осознание возможности управления своим эмоциональным состоянием.



2019-12-29 232 Обсуждений (0)
Профессионализма педагога 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Профессионализма педагога

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (232)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)