Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Методы исследования агрессивности как свойства личности и агрессии как формы поведения



2019-12-29 296 Обсуждений (0)
Глава 2. Методы исследования агрессивности как свойства личности и агрессии как формы поведения 0.00 из 5.00 0 оценок




2. 1. Характеристика методов исследования агрессивности

Трудности экспериментального исследования агрессивного поведения и агрессии, как свойства личности, очевидны, так как большая часть эмпирических данных собирается исследователями либо в лаборатории (при контролируемых условиях), либо в исправительных учреждениях, школах и детских садах (используя метод объективного наблюдения). В любом случае величина открытой физической агрессии серьезно уменьшается либо из-за этических проблем, встающих перед экспериментатором, или из-за вмешательства персонала учреждений, в котором проводятся исследования. В связи с этим многие данные касаются относительно легких форм агрессивного поведения, и исследователи вынуждены экстраполировать их для объяснения более выраженных форм агрессии (например, убийства) [8]. Но, несмотря на все трудности, ученые разрабатывают все более и более адекватные методы для исследования феномена агрессии.

Существуют разные подходы и методы, применяемые при изучении агрессивности и агрессивного поведения. Один из способов проведения исследования эксперимент.

Экспериментальный подход позволяет исследователю контролировать независимые переменные и благодаря этому делать выводы о причинах и следствиях. Неэкспериментальные методикиподразумевают регистрацию естественно возникающих инцидентов; применение этих методик особенно уместно в тех случаях, когда манипулировать интересующими исследователя независимыми переменными невозможно по практическим или этическим соображениям.

Наиболее старым и распространенным методом является наблюдение, то есть прямая регистрация события очевидцем. Этот метод особенно широко применяется в исследовании детского агрессивного поведения. Метод наблюдения в настоящее время применяется все чаще. Это объясняется тем, что развитие кино и телевизионной техники позволяет исследователям не только наблюдать поведение испытуемого, но и сохранить его изображение и привлекать к обсуждение изучаемого явления широкий круг ученых. Наблюдение - незаменимый источник информации: оно либо наводит на гипотезу, либо применяется на заключительном этапе исследования для уточнения и интерпретации данных. Наблюдения могут проводиться как в полевых условиях, так и лабораториях.

Полевые наблюдения. Слово “полевые” подразумевает наблюдение за поведением людей в естественных условиях, когда они занимаются повседневными делами, и не помышляют об участии в каких-то психологических исследованиях (например, можно следить за детьми на игровой площадке). Такое наблюдение допускает также вмешательство со стороны наблюдателя. Существует целый ряд методик, используемых при проведении систематических исследований в полевых условиях. Одна из наиболее общеупотребительных методик заключается в том, что водителям, остановившимся у светофора, при загорании зеленого света мешают возобновить движение. Затем наблюдают за их реакцией, которая выражается в характере подаваемых ими звуков, сигналов, в вербальных комментариях, жестикуляция и т. д. В методиках, основанных на прямой конфронтации, ассистент экспериментатора грубо провоцирует испытуемых, толкая их при посадке в общественный транспорт или влезая перед ними в очередь. Эти методики обеспечивают высокую степень реализма, что позволяет получать валидные измерения агрессии. Однако использование этих методик сопряжено с серьезными этическими проблемами и поэтому требуют от исследователя осторожности и чувства меры.

При лабораторных наблюдениях агрессии применяют несколько различных методик. Старейшая и, вероятно наиболее известная из них основывается на попытках измерения уровня вербальной агрессии. Подобные процедуры вполне безопасны и дают возможность получить количественно выраженные данные об уровне агрессии. Поскольку вербальная атака является широко распространенной формой агрессивного поведения, а те мощные ограничения, которые удерживают индивидуума от обращения к невербальным формам агрессии, на нее не распространяются, ее нетрудно вызывать и изучать в лабораторных условиях. Следует, однако, отметить, что измерения вербальной агрессии валидны лишь в том случае, когда комментарии или оценочные суждения испытуемых могут причинить реципиенту какой-либо вред.

Еще один метод изучения агрессии в лабораторных условиях строится на наблюдении за поведением испытуемого, совершающего нападение на неодушевленный объект (например, куклу Бобо). Такие процедуры особенно эффективны при изучении процесса усвоения индивидом агрессивных моделей поведения. Однако, по мнению Р. Бэрона и Д. Ричардсона, когда цель исследования – выявление факторов, способствующих актуализации этих, уже усвоенных реакций, их ценность незначительна.

Очевидно, что перед исследователем, интересующимся человеческой агрессией, открывается широкий выбор разнообразных методов и подходов, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. Оптимальный метод или подход должен определяться конкретной проблемой, интересующей исследователя. Необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Следует понимать, что ни одно исследование и ни один вид исследований не может дать ответа на все вопросы об агрессивности и агрессивном поведении у человека. Поэтому исследователю необходимо использовать совокупность методик, применять несколько различных стратегий исследования для подтверждения предположений.

Еще один вид вербальной информации – оценивание другими, состоит в том, что человека, чья агрессивность интересует, оценивают люди, отличные от него. Преимущества такого оценивания заключается в том, что окружающие могут быть более объективны, чем сам испытуемый. С другой стороны, подобные оценивания зависят от восприятия испытуемого окружающими, которое может быть искаженным. Взаимоотношения оценивающего с испытуемым тоже могут повлиять на его оценки.

Возможно, самый прямой путь измерения агрессии – просто расспросить человека о таком поведении. Психологи часто используют ответы людей для получения необходимой информации. Эти сведения могут сообщаться как самим объектом исследования, так и знакомыми этого человека (например, друзьями, родственниками). Существует множество способов, которыми исследователи могут “спросить”, прямо или косвенно, об агрессивном поведении и его мотивах. Опросники позволяют непосредственно задавать вопросы. Косвенные методы не раскрывают испытуемым, что интерес составляет их агрессивное поведение.

Архивные исследования состоят в сборе информации из публичных источников. Например, сведения из милиции о насильственных преступлениях.

В анкетах людей спрашивают об их собственной агрессивности и/или об их непосредственном опыте, связанном с агрессивным поведением других. Большинство подобных опросников предназначены для оценки агрессии в конкретных ситуациях.

Широко применяемым методом является опрос. Этот метод позволяет выявить устойчивость наклонностей, мотивов и тому подобных субъективных состояний, как отдельных лиц, так и групп.

Он выгодно отличается от других методов, так как при соблюдении надлежащих предосторожностей этот метод позволяет получить надежную информацию не только о внутренних побуждениях людей, но и проектах их деятельности, информацию о событиях. Однако в изучении агрессии опросники, по мнению А.Басса, еще не нашли широкого применения. Он объясняет это тем, что ответы на вопросы анкет частично детерминированы, желанием респондентов показать себя в благоприятном свете. Эта тенденции имеет большое значение в опросниках на враждебность, имеющих дело с поведением, которое обычно считается социально неприемлемым. Наиболее применяемыми опросниками являются: Айовский опросник враждебности, шкала агрессивности Закса и Вальтера и опросник Басса - Дарка. Последний опросник становится все более и более применяемым. Его преимущества заключаются в том, что, при его составлении была сделана попытка минимизировать роль социальной желательности ответов. Этого авторы добиваются, применяя три способа написания вопросов.

Первый способ заключается в том, что вопрос допускает существование социально не желательного состояния и спрашивает лишь, как оно выражается.

Второй способ предусматривает оправдание для случившейся агрессии. Предполагается, что, если вопрос обеспечивает разумное объяснение агрессии, реакции защиты и вины у субъекта уменьшаются, и он не обязательно ответит в социально желаемом направлении.

Третий способ заключается в том, что в вопрос включаются идиомы и клише, которые имеют высокую частоту употребления в повседневной жизни и часто используются людьми при описании их собственного поведения и чувств.

Поэтому, когда подобные фразы употребляются, испытуемые с готовностью соглашаются с ними. Преимущество этого опросника также в легкости его предъявления и интерпретации. Он широко применяется в криминальной психологии. Это методика представлена в нашем пособии.

В изучении агрессивного поведения широко применяется тестирование.Тестом называется кратковременное испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степени выраженности некоторого психического свойства (черты, функции, характеристики) [8]. Чаще всего применяются два класса тестов субъективные тесты (разновидность опроса) и проективные. В первом случае испытуемые отвечают на серию вопросов, образующих целую систему, смысл которой остается для них не ясен.

В последние годы широкое распространение приобрёл тест диагностики агрессивности А.Ассингера, позволяющий определить степень агрессивности поведения в процессе коммуникации. Достаточно ли корректен человек в отношении со своими коллегами. Тест состоит из 20 вопросов, предполагает выбор ответа из 3 вариантов предлагаемых ответов. Сумма баллов за ответы позволяет диагностировать степень агрессивности поведения у тестируемой личности. Мы также приводим ее в данном пособии.

Другим методом тестирования является проективная техника (термин, предложенный С.Л. Франком). Для этих тестов не существует ни правильного ответа, ни успеха, а имеется лишь большое разнообразие возможных ответов. В противоположность опросникам, спрашиваемый не понимает ни важности, ни значения своего ответа. В этих тестах субъекту предъявляются неструктурированные стимулы, которые приобретают некоторый смысл не в силу их объективного содержания, а вследствие субъективированного личностного значения, придаваемого стимулу субъектом .

Наиболее часто употребляемым является тест, изобретенный в 1921 г. швейцарским психиатром К.Роршахом. В нем используется максимально неопределенная ситуация. Испытуемому предлагают десять картинок с изображением различных конфигураций, и он должен ответить на вопрос: "Что бы это значило". Несмотря на большую популярность этого теста, Ф.Ферракути и М.Вольфганг считают, что он не очень пригоден для исследования агрессии.

Другим проективным тестом является ТАТ (тематический тест апперцепции). Он заключается в том, что субъекту предъявляется серия рисунков, сюжеты которых весьма неопределенны, и предлагается сочинить рассказ по картинам. Литература, посвященная проблемам прогнозирования насильственного поведения с помощью ТАТ, во многом противоречива. Сложность заключается в том, что используются самые различные подход, результаты подсчитываются по различным системам и коррелируются на основании различных критериев.

При исследовании детской агрессивности часто употребляется тест-мозаика Левенфельда: дается 465 маленьких плиток, имеющих различную форму и размеры, испытуемый должен сгруппировать их по своему усмотрению.

В последние годы был разработан новый тест для оценки агрессивности - "Hand-Test" (тест «Рука»). Субъекту предлагается 9 рисунков руки, и он должен определить, что делает каждая рука. В теоретическом обосновании «Hand - теста» его авторы исходили из положения о превосходстве человека над животными, обусловленном уровнем развития человеческого мозга и человеческой руки. Рука являющаяся основным инструментом, обеспечивающим кинестетическую и обратную связь, даёт человеку большую часть интериндивидуальной информации. Вследствие этого, проективный личностный тест, в котором различные изображения руки используются в качестве визуальных стимулов, позволяет выявить многие поведенческие тенденции человека на основании особенностей его индивидуального восприятия предложенного стимульного материала. В силу своих конструктивных особенностей методика позволяет надёжно прогнозировать и качественно оценивать такое специфическое свойство личности как открытое агрессивное поведение; склонность к открытому агрессивному поведению определяется по формуле. Подробное описание и стимульный материал к этому тесту вошли в наше пособие.

И, наконец, также проективный тест - фрустрационный тест С.Розенцвейга. Этот тест, по признанию самого автора, занимает место между тестом ассоциации слов и ТАТ. Он напоминает ТАТ тем, что в нем такие использованы картинки в качестве стимулирующего материала. Однако в рисунках. С.Розенцвейга эти картинки значительно однообразны по характеру и, что является более существенным, употребляются для того, чтобы получить от субъекта сравнительно более простые и незамысловатые ответы, ограниченные как по длине, так и по содержанию. Таким образом, эта техника сохраняет некоторые объективные преимущества теста ассоциации слов и, в то же время, приближается к тем аспектам личности, которые стремятся выявить ТАТ.

Стимулирующая ситуация метода заключается в карикатурно-образном рисунке, на котором изображены два или более действующих лица, занятые еще не законченным разговором [8]. Одно действующее лицо говорит определенные слова другому, ответы которого не приводятся. Инструкция требует, чтобы субъект написал в специально отведенном пустом месте первый же ответ, пришедший ему в голову. Будучи родственной, методу ассоциации слов, эта методика также является проективной, поскольку идентификация с каким-либо из персонажей картины поощряется структурой стимула. Для того чтобы облегчить подобную проекцию, специально опущены черты лица или какие-либо другие внешние выражения характера изображенных действующих лиц.

В этом тесте агрессивность рассматривается как специфическая форма активности, организация стимульного материала позволяет исследовать направления этой активности. Кроме того, фрустрационный тест Розенцвейга позволяет снизить роль социальной желательности ответов, и в отличие от непроективных тестов у него нет столь жесткой связи с теорией, на основании которой он разрабатывался. Более того, в настоящее время на факультете психологии МГУ разрабатывается интерпретация проективных методик с точки зрения концепции «личностного смысла» А.Н.Леонтьева. Другие его преимущества заключаются в том, что он значительно проще остальных проективных тестов в интерпретации требует меньше времени для эксперимента.

В последние годы в психологической практике достаточно широко стали использовать автобиографию как метод изучения личности. Написанная собственноручно, автобиография по содержанию может быть объективным фактическим материалом и субъективным описанием фактов (объективно описываются факты демографического порядка). Основное содержание автобиографий - взгляды, переживания, отношения к фактам и событиям жизни испытуемых. Для целей психологического анализа важно то, что испытуемый в своей биографии занимает субъективную позицию, передаёт собственную интерпретацию возникших обстоятельств, высказывает мнение, даёт оценку - проявляет индивидуальные черты личности. Биографический материал позволяет проследить результаты влияния случайных событий на поведение испытуемого, узнать воспитательную атмосферу семейной среды, формирование его точек зрения, элементов его миропонимания, и, наконец, проследить процесс наслоения и упрочения тех или иных форм поведения.

Используя автобиографический метод, можно изучить многие стороны индивидуальных особенностей изучаемого лица, рассматривая личность не как неизменную величину, а как равнодействующую огромного ряда факторов, наследственных и приобретённых, как динамический эволюционирующий комплекс, основные контуры которого часто с достаточной ясностью намечаются уже в раннем детстве.

Обобщая выше сказанное, можно отметить важность диагностики свойства агрессивности, опирающейся как на исследование конкретных форм реализации этого свойства в поведении, так и на анализ психологических черт, раскрывающих внутрисубъектную феноменологию агрессивности. Данные, полученные при использовании выше перечисленных психологических методик, могут применяться в целях прогнозирования и профилактики агрессивного поведения человека в условиях провоцирующего агрессию воздействия внешних социальных факторов.

Поскольку агрессивные тенденции нельзя рассматривать вне контекста личностных проявлений, особенностей характера, направленности личности, рекомендуется проводить комплексное исследование, включающее в себя описанные ниже личностные опросники.

Миннесотский многоаспектный личностный опросник ( MMPI). Предложен С.Хатуэем и Дж.Макинли в 1940 году. Опросник состоит из 550 утверждений, образующих 10 основных диагностических шкал. Рассчитан на лиц от 16 лет и старше, с коэффициентом интеллекта не ниже 80Q. На каждое из утверждений обследуемый должен дать один вариант ответа: «верно», «неверно», «не могу сказать». За совпавший с «ключом» ответ дается один балл. Полученные данные заносятся экспериментатором в стандартный бланк. Завершается обследование построением «профиля личности», который вычерчивается на специальных бланках (два вида - для мужчин и женщин), где бальные оценки переводятся в стандартные. Основные клинические шкалы:

 Шкала ипохондрии( HS) - определяет «близость» обследуемого к астеноневротическому типу личности.

 Шкала депрессии ( D) - предназначена для определения степени субъективной депрессии, морального дискомфорта (гипотимический тип личности).

 Шкала истерии ( Hy) - разработана для выявления лиц, склонных к невротическим реакциям конверсионного типа (использование симптомов физического заболевания в качестве средства разрешения сложных ситуаций)

 Шкала психопатии ( Pd) - направлена на диагностику социопатического типа личности).

 Шкала мужественности - женственности ( Mf) - предназначена для измерения степени идентификации обследуемого с ролью мужчины или женщины, предписанной обществом.

 Шкала паранойи( Pa) - позволяет судить о наличии «сверхценных» идей, подозрительности (паранойяльный тип личности).

 Шкала психастении ( Pt) - устанавливает сходство обследуемого, страдающего фобиями, навязчивыми действиями и мыслями (тревожно-мнительный тип личности).

 Шкала шизофрении ( Sc) - направлена на диагностику шизоидного (аутического) типа личности.

 Шкала гипомании ( Ma)- определяется степень» близости» обследуемого гипертимному типу личности.

 Шкала социальной интроверсии ( Si)- диагностика степени соответствия интровертированному типу личности. (Не является клинической шкалой, добавлена в опросник в ходе его дороботки)

1. Шкала (?) - регистрирует количество утверждений, которые обследуемый не смог отнести ни к «верным», ни к «неверным»

2. Шкала(L) - предназначена для обследования искренности обследуемого.

3. Шкала(F) - для выявления недостоверных результатов (связанных с небрежностью обследуемого)

4. Шкала(K) - введена, чтобы сгладить искажения, вносимые чрезмерной недоступностью и осторожность обследуемого.

Соотношения между показателями, полученными по этим шкалам, позволяют судить о достоверности результатов обследования. При интерпретации полученных результатов исходят из того, что любой показатель, равный 70Т или выше (пик «профиля») принимается в качестве нормативного для выявления патологических отклонений. Следует избегать буквальной интерпретации шкал, например нельзя полагать, что высокий показатель по шкале шизофрении указывает на ее наличие. Помимо основных оценочных шкал на базе утверждений создано много дополнительных шкал. Существуют сокращенные варианты опросника. Один из вариантов - Mini - Mult. Валидность (MMPI) достаточно велика. СМИЛ (адаптационный вариант теста MMPI) был стандартизирован Л.Н. Собчик (с 1968 по 1984год). Подтверждена надежность методики и спектр ее возможностей в сфере изучения индивидуальных личностных свойств. В практическом руководстве СМИЛ [106] подробно излагается техника проведения тестирования, а также интерпретация результатов. В приложении представлены опросники взрослый вариант (мужской, женский) и подростковый для мальчиков и девочек 13-15 лет.

 



2019-12-29 296 Обсуждений (0)
Глава 2. Методы исследования агрессивности как свойства личности и агрессии как формы поведения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Методы исследования агрессивности как свойства личности и агрессии как формы поведения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (296)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)