Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Воспитание по типу гиперопеки



2019-12-29 262 Обсуждений (0)
Воспитание по типу гиперопеки 0.00 из 5.00 0 оценок




“Гипер” – повышение. При таком воспитании ребенок находиться в изнеживающих Оранжерейных” условиях, окружен чрезмерной заботливостью, огражден от жизненных трудностей при постоянно проявляющейся тревоге за его здоровье. Такой тип воспитания вреден, он приводит к отсутствию самостоятельности, пассивности, безволию, закрепляет инфантильность. Кроме этого, у детей, выросших в таких условиях, формируются тревожно-мнительные черты характера как в отношениях с окружающими, так и в отношении своего здоровья.

Воспитание по типу “кумир семьи”

Это нередкая форма неправильного воспитания. Заключается она в том, что ребенок в семье является центром внимания, когда постоянно восхваляют все его качества, касающиеся внешнего вида (“самый красивый”), психических данных (“самый умный”). Чаще это бывает в семьях, где единственный ребенок окружен повышенным вниманием нескольких взрослых – матери, отца, дедушки, бабушки и других близких, постоянно выражающих восторг в его адрес. Иногда такое может быть у одинокой матери, заласкивающей своего ребенка, или при скрытой безнадзорности, когда все силы родителей направлены на создание материального благополучия семьи. При этом допускается вседозволенность, излишняя свобода. Отсутствуют запреты недозволенного. Выполняются все требования детей относительно нарядов, наличия излишних карманных денег. При таком воспитании ребенок вырастает эгоистом, с повышенным самомнением, с собственной переоценкой и с непоколебимой “жаждой признания”. Поведение таких детей и подростков характеризуется демонстративностью, повышенным интересом к дорогим нарядам, “престижным” вещам и занятиям. Такие подростки любыми средствами стараются выделиться среди окружающих, привлечь к себе внимание. При невыполнении их желаний они становятся злобными, агрессивными, а иногда могут демонстрировать покушение на свою жизнь.

Воспитание по типу “золушки”

Этот тип семейного воспитания встречается сейчас нечасто. Заключается он в том, что родители и лица, их заменяющие, проявляют излишнюю строгость, чрезмерную требовательность к ребенку, превышающую его возможности. Взрослые требуют беспрекословного послушания и, что особенно вредно для ребенка, нередко публично ущемляют его самолюбие, достоинство, наказывают на глазах у других. В результате формируются такие характерологические особенности, как неуверенность в себе, нерешительность. Неумение отстаивать свои интересы, пугливость, робость. В некоторых же случаях развиваются вспыльчивость, возбудимость, агрессивность.

Характер семейного руководства имеет непосредственное отношение к становлению упрочению агрессивного поведения. Хотя наказания часто не эффективны, при правильном применении они могут оказать сильное позитивное влияние на поведение.

Эрон и его коллеги [цит. по 25] провели лонгитюдное исследование зависимости ряда параметров и становления агрессии. Они собрали сведения от испытуемых, их родителей и сверстников три раза – в первый раз, когда испытуемые были в третьем классе, затем спустя 10 лет, а затем через 22 года. В первом эксперименте серии участвовало 800 третьеклассников. Уровень агрессивности того или иного ребенка определялся, по отзывам одноклассников – всех детей просили перечислить учеников, для которых характерно агрессивное поведение (например, тех “кто пихается или толкается”). Строгость наказаний измерялась по ответам на 24 вопроса о том, как они обычно реагируют на агрессивное поведение своего ребенка. В целом к лояльным наказаниям относились просьбы вести себя по-другому и поощрение за изменение поведение, к умеренным – выговоры и брань, а также способы физического реагирования, как шлепки и подзатыльники, рассматривали в качестве строгих наказаний.

Эрон и другие обнаружили, что дети, подвергавшиеся строгим наказаниям, характеризовались своими сверстниками как более агрессивные. Наименее агрессивные 18-летние юноши были как раз из числа тех, кого наказывали умеренно. Результаты экспериментов и исследовательских программ свидетельствуют, что наказание может изменять устойчивое поведение, если применяются в соответствии с определенными принципами. В книге Бэрона и Ричардсона (1997) описываются принципы, следуя которым, наказание при агрессивном поведении может быть эффективным. Процитируем эти принципы:

“Наказание должно быть напрямую связано с поведением ребенка, с тем, чтобы акт наказания регулярно и с высокой вероятностью осуществлялся после совершения поступка. Временной разрыв между неприемлемым действием и наказанием должен быть минимален, так как наказание непосредственно после проступка предполагает большую важность запрета определенной модели поведения и является более действенным, чем отсроченное. Кроме того, немедленное наказание приносит неприятности до того, как нарушитель сможет осознать удовольствие “от совершенного проступка” [25, с.103].

“Родители, которые грозятся наказать, но не осуществляют свои угрозы на практике, по сути дела учат ребенка игнорировать их самих. Наказание окажется наиболее эффективным, если его будут применять последовательно, то есть за одно и тоже нарушение всегда будет назначаться одна и та же санкция; нельзя один раз наказать за проступок, а в другой раз проигнорировать подобное поведение” [там же].

“Разъясняя, какой поступок повлек за собой наказание и, рассматривая возможные альтернативы поведения, вы не создаете барьеров, которые могут помешать осуществлению каких-либо действий вообще и желаемых в частности” [там же].

“Процедуры типа временной изоляции, хотя и относят к наказаниям, означают отсутствие поощрения, а не демонстрацию неприязненного отношения, поэтому они не вызывают многих проблем, неизбежных при физических наказаниях. Такие процедуры эффективны для модификации поведения непослушных и агрессивных детей. Когда ребенок ведет себя плохо, его на короткое время оставляют в одиночестве в тихой комнате” [25,с.104].

“И, наконец, любое наказание требует разъяснения, оно должно занимать определенную нишу в системе эмоциональных отношений между родителями и ребенком” [там же].

Паттерсон и Стаутхамер-Лебер.[цит. По 25] изучали зависимость между характером семейного руководства и асоциальностью. Исследователи проанализировали взаимоотношения в семьях более чем двухсот мальчиков из четвертого, седьмого и десятого класса. Они обнаружили, что два параметра семейного руководства – контроль (степень опеки и осведомленности о своих детях) и последовательность(постоянство в предъявляемых требованиях и методах дисциплинарного воздействия) связаны с количеством приводов ребенка в полицию. При этом сыновья родителей, которые не следили за их поведением и были непоследовательны в наказаниях, как правило, вели себя асоциально.

Ребенок получает сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Дети учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей. Однако те, кто наиболее агрессивен, скорее всего, окажутся отверженными большинством в своей возрастной группе. С другой стороны, эти агрессивные дети, видимо, найдут друзей среди других агрессивных сверстников. Разумеется, это создает дополнительные проблемы, так как в агрессивной компании происходит взаимное усиление агрессивности ее членов [25; 121].

У детей один из главных путей научения агрессивного поведения – наблюдение за чужой агрессией. Дети, которые встречаются с насилием у себя дома и которые сами становятся жертвами насилия, склонны к агрессивному поведению. Но один из самых спорных источников обучения агрессии средства массовой информации. После многолетних исследований разных психологов с использованием разнообразных методов и приемов. Все еще не выяснена степень влияния СМИ на агрессивное поведение. Представляется, что масс-медиа все же оказывает влияние.

Одна из причин интереса к детской агрессивности – возможность на основании знаний о ней прогнозировать агрессивность в зрелые годы. Было придумано и описано в литературе множество экспериментов, чтобы проверить, сохраняется ли агрессивное поведение в течение длительного времени. Хьюсманн и его коллеги подытожили результаты своего 22-летнего эксперимента, отметив, что “с тех пор как индивид вырабатывает характерный стиль агрессивных реакций, он, похоже, не меняется с течением времени” [цит. по 25, с.]. Они подтвердили высказывание, результатами своих исследований, придя к следующему заключению: “Ранняя агрессивность, проявляемая в школе, имеет серьезные шансы превратиться в жесткую антисоциальную агрессивность в молодые годы. Такая агрессивность может проявиться в криминальном поведении физической агрессией, в жестоком обращении с детьми у обоих полов, а также в жестоком обращении с супругой и принуждающем поведении у мужчин” [там же].

Акцентуации характера так же могут быть рассмотрены как  фактор риска возникновения поведенческих расстройств у подростков. Понятие «акцентуация» впервые  ввел немецкий психиатр и психолог К. Леонгард. Им же разработана и описана классификация акцентуаций личности. В нашей стране получила распространение другая классификация, которая была предложена детским психиатром, профессором А.Е. Личко. 

В работах К. Леонгарда используется сочетания «акцентуированная» личность и «акцентуированные черты характера». А.Е. Личко полагает, что правильнее было бы говорить об акцентуациях характера, потому что в действительности именно об особенностях характера и типологии характера идет речь. Мы соглашаемся с мнением А.А. Реана, который полагает, что справедливым является использование обоих сочетаний - и акцентуированная личность, и акцентуация характера, так как понятие «личность» более широкое, включающее в себя направленность, мотивы, установки, интеллект, способности и т.д. [91].

Акцентуацию можно определить как дисгармоничное развитие характера, гипертрофированное выражение отдельных его черт. Акцентуация не является патологией, это крайний вариант нормы. Но акцентуирование личности может затруднять ее адаптацию в некоторых ситуациях и обуславливает ее повышенную уязвимость.

Хотя на сегодняшней день вопрос о динамике акцентуаций разработан еще недостаточно, но можно сказать, что черты акцентуированного характера в подростковом возрасте достаточно распространены. В дальнейшем, очевидно, происходит их сглаживание или компенсация, а также переход явных акцентуаций в скрытые. Распространенность в подростковом возрасте акцентуаций у мальчиков и девочек различна [91].

 На наш взгляд, при неблагоприятных условиях социализации предрасполагающими к развитию агрессивного поведения, антисоциальных личностных расстройств у подростков и молодых людей могут быть эпилептоидный тип, истероидный, неустойчивый тип, астено-невротический типы акцентуаций по Личко; а также  возбудимый и застревающий тип по К.Леонгарду.

Такдля подростков с эпилептоидным типом акцентуации главной чертой будет склонность к состояниям злобно-тоскливого настроения с постоянным нарастающим раздражением и поиском объекта, на котором можно было бы сорвать зло. Характерна аффективная взрывчатость. Аффекты сильны и продолжительны по времени. Лидерство проявляется стремлением властвовать над сверстниками. Свойственны мелочная аккуратность, дотошное соблюдение правил, приверженность к порядку, педантизм.

Истероидный тип такжебудет склонен к демонстративным реакциям протеста, неадекватного поведения негативизма. Главными чертами является мощный эгоцентризм, жажда внимания к своей персоне, удивления, восхищения, почитания. Лживость и фантазирование служат цели приукрашивания и привлечения внимания к своей личности. Свойственна театральность переживаний. Среди сверстников претендуют на первенство или на исключительное положение.  Для астено-невротическкого типа  на фоне повышенной утомляемости характерна раздражительность. При утомлении аффективные вспышки проявляются по ничтожному поводу. Гипертимный тип отличается хорошим, слегка повышенным настроением, высоким жизненным тонусом. Активны, стремятся к лидерству. Плохо переносят одиночество, размеренный режим, монотонный и требующий мелочной аккуратности труд, вынужденное безделье. Склонны к переоценке своих возможностей и чрезмерному оптимизму. Стремление окружающих подавить их активность нередко ведет к бурным, но коротким вспышкам раздражения, вербальной агрессии.

Возбудимый тип (по К.Леонгарду)отличает импульсивность поведения. В области социального взаимодействия, общения для них характерна крайне низкая терпимость, конфликтность, склонность к агрессивным действиям. Застревающий тип  характеризуется высокой устойчивость аффекта, длительностью эмоционального отклика переживаний. Оскорбление личных интересов и достоинства, как правило, долго не забывается и не прощается. В связи с этим, окружающие характеризуют их как злопамятных и мстительных людей. Переживания аффекта часто сочетаются с фантазированием, вынашиванием плана ответа обидчику. Болезненная обидчивость этих людей, как правило, хорошо заметна.

 

1.4. Отклоняющееся развитие, девиантное поведение и психопатологические варианты агрессии.

Поведенческие расстройства, связанных с проявлениями агрессивности и жестокости, могут быть рассмотрены в контексте  отклоняющегося развития, девиантного поведения и психопатологических особенностей личности.

Н.Я. Семаго и М.М. Семаго под термином « отклоняющееся развитие» понимают любое отклонение отдельной функции или системы, психических функций от «программы развития» вне зависимости от знака этого изменения «+» или «–» (опережение или запаздывание), выходящее за пределы социально-психологического норматива, определяемого для данной образовательной, социокультурной или этнической ситуации и данного возраста ребенка, следует рассматривать как отклоняющееся развитие данной функции или системы психических функций. Ребенок, демонстрирующий подобные феномены, должен быть отнесен к категории детей с отклоняющимся развитием. [100, с. 19].

Так, асинхронное развитиехарактеризуется нарушением основного принципа развития (гетерохронии), когда наблюдаются сложные сочетания недоразвития, ускоренного (акселеративного) развития, искаженного развития как отдельных психических функций, так и структуры их базовых составляющих (с преимущественным нарушением базовой аффективной составляющей). В то же время следует отметить, что асинхрония развития присуща и различным категориям других выделяемых групп развития, т.е. не является абсолютно специфичной для данной группы отклоняющегося развития.

Детей, демонстрирующих различные поведенческие расстройства относят к подгруппе дисгармоничного развития (один из вариантов асинхроии). Характер аффективного реагирования детей экстрапунитивного типа дисгармоничного развития связан с элементами негативистических и протестных форм поведения, а порой и демонстративной негативистичностью. Дети этого типа на фоне утомления могут демонстрировать агрессивные и протестные реакции. Они чрезвычайно требовательны к окружающим (по типу «маленького монстра» в семье), могут сознательно демонстрировать реакции, характерные для более младшего возраста, или, наоборот, требовать признания себя как лидера, даже не имея фактических оснований. Часто бывают раздражительны, легко переходят от дисфории к эйфории. При неблагоприятных условиях развития, указывают авторы, вероятно возникновение асоциальных форм поведения, как правило, группового характера. Наиболее типичными диагнозами других специалистов для детей и подростков этого типа развития являются: «формирование личности по истерическому типу», «неврозоподобные реакции», «психопатия возбудимого типа», «истерический невроз», «патологическое формирование личности», «расстройство поведения –(F91), в частности, вызывающее оппозиционное расстройство» –(F91.3) по МКБ-10 [100, с. 69-70].

В Международной классификации психических и поведенческих расстройств 10-го пересмотра (МКБ-10) под шифром F 91 «Расстройства поведения» у детей и подростков подробно описаны симптомы, когда имеет место повторяющееся и стойкое поведение, при котором нарушаются права других людей или важнейшие соответствующие возрасту социальные нормы или правила. Такое поведение должно наблюдаться, по меньшей мере, 6 месяцев и включать следующие появления:

· Проявляет необычно частые для своего возраста вспышки гнева;

· Часто спорит со взрослыми;

· Часто активно отказывается выполнять требования взрослых;

· Часто преднамеренно делает вещи, которые досаждают другим людям;

· Часто обидчив и ему легко досадить;

· Часто сердится и негодует;

· Часто злобен и мстителен;

· Часто затевает драки;

· Использовал оружие, которое способно причинить серьезный вред другим людям (например, кирпич, клюшку, разбитую бутылку, нож);

· Проявляет физическую жестокость по отношению к другим людям и животным;

· Преднамеренно разрушает чужую собственность;

· Преднамеренно разводит огонь с риском или намерением причинить серьезный ущерб;

· Совершает преступления на виду у жертвы;

· Частые проявления задиристого поведения (например, преднамеренное причинение боли, унижения, мучения) и др.

По проявлению тех или иных симптомов делают вывод о несоциализированных и социализированных расстройствах поведения, оппозиционно-вызывающем поведении и неуточненных расстройствах поведения детского и подросткового возраста.

Отклоняющемся называется такое поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм: культурных, моральных, юридических[111]. Дисфункциональность семьи считается главным фактором, который имеет значение в развитии отклоняющегося поведения. Различают отклонения  корыстного типа - правонарушения и поступки, незаконным путем получить материальную, денежную и имущественную выгоду (хищение, взятки, кражи и т.д.);

 агрессивного типа - проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбления, побои, убийства);

социально-пассивного типа - отказ от активной жизнедеятельности, от своих гражданских обязанностей (отклонение от работы, учебы, употребление алкоголя, наркотиков, токсических средств; крайнее проявление - самоубийство) социальных ролей.

В.Д. Менделевич [67] раскрывает следующие типы девиантного поведения:

Делинквентное - отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях представляющее уголовно наказуемое деяние.

Аддиктивное - одна из форм девиантного поведения с формированием стремления уходу от реальности птем искусственного изменения своего психического состояния.

Патохарактерологическое  - под этим типом понимается поведение, обусловленное патологическими изменениями характера, сформировавшегося в процессе воспитания.

Психопатическое - основывается на психопатологических симптомах и синдромах, являющихся проявлением тех или иных психических заболеваний.

Отклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного психосоциального развития и нарушения процесса социализации, которые выражаются в различных формах детско-подростковой дизадаптации уже в раннем возрасте, например в усвоении социальных ролей, учебных программ, норм, требований. В зависимости от природы и характера дизадаптации выделяют патогенную, психосоциальную и социальную дизадаптации. Каждая может быть как отдельно, так и в сложном сочетании.

Патогенную дизадаптацию вызывают отклонения и патологии психического развития и нервно-психические заболевания, причиной которых являются функционально-органические поражения центральной нервной системы.

Психосоциальная дизадаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, подростка. По своей природе и характеру различные формы психосоциальной дизадаптации делятся на устойчивые и временные, неусойчивые формы. Устойчивые формы могут возникнуть за счет акцентуаций характера, неадекватной самооценки, нарушений эмоционально-волевой и и эмоционально-коммуникативной сферы (недостаточная эмпатия, расторможенность, либо патологическая застенчивость и т.д.

Социальная дизадаптация проявляется в нарушении форм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, социальных установок. Можно выделить две стадии социальной дизадаптации подростков: педагогическая и социальная запущенность.

Так, описывая признаки социальной дизадаптации детей и подростков, связанных с «уродствами» характера Иовчук Н.М. [80] в качестве иллюстрации истерической психопатии приводит примеры высокой конфликтности, припадков и протестных реакций (грубость, агрессии, аутоагрессиию, отказ от посещений школы и т.д.) у детей и подростков. При возбудимой (эксплозивной) психопатии типичны проявления капризности, обидчивости, жестокости и угрюмости, немотивированной злобы в общении со сверстниками, родителями. По самым незначительным поводам у таких детей могут отмечаться приступы гнева, ярости, неадекватного крика, озлобленности и активного протеста. В школьном возрасте они демонстрируют асоциальное и противоправное поведение (драки, уходы, стремление делать «назло»). Эпилептоидная психопатия, хотя и характеризуется вязкостью, застреваемостью в эмоциональности и в мышлении, может сочетать в себе приступы злобы, аффективные разрядки с агрессивностью, жестокостью, садистским стремлением причинить боль себе и окружающим. Такие дети конфликтны, подозрительны, недоброжелательны, подозрительны и придирчивы. Их адаптация в школе, поведение дома остается трудным из-за мстительности, мелочной придирчивости, периодов недовольно-злобного настроения и вспышек ярости. При отсутствии правильного воспитания школьная дизадаптация, приводящая к отказу от посещения школы может развиваться в клинике психопатии неустойчивого круга. Непослушание, непоседливость, легкость освоения отрицательных форм поведения, мелкие правонарушения, склонность к обману и прогулам, употребление алкоголя и наркотиков часто приводят таких детей в асоциальные группировки, они могут рано вступать на криминальный путь. Группа «эмоционально тупых» личностей включает в себя проявления психопатии этого типа уже с раннего возраста: лживость, жестокость, недоразвитие высших нравственных чувств. Такие дети издеваются над младшими, мучают животных, враждебны даже к родителям. В школе сквернословят, дерутся, рано начинают воровать и бродяжничать, вступаю на криминальный путь [80, с. 32-40].

Компенсация личностных аномалий предполагает комплекс социально-средовых, медицинских и психолого-педагогических воздействий. Важными коррекгирующими факторами являются оздоровление среды, изоляция ребенка от лиц с асоциальным поведение, психотерапевтическая работа с ребенком и семьей, помощь в адаптации и эмоциональная поддержка зврослых, медикаментозное лечение, назначаемое врачом -  психиатром.

Рассматривая клинико-динамические признаки различных видов агрессии Ю.Б.Можгинский [73] описывает признаки различных вариантов агрессии, связанные с психопатологическими особенностями личности в рамках душевного заболевания:

Импульсивно- садистическая агрессия является психопатологическим вариантом агрессивных действий, относящихся к проявлениям расстройств болезненно-психотического уровня. В ней сочетаются садистический комплекс и автоматизированные действия. Совершенные с особой жестокостью, часто серийные, убийства включают в себя компонент импульсивности в виде стереотипных множественных ножевых ударов, внезапного возбуждения на фоне изменения сознания с последующей амнезией. Эти нарушения связаны с садистическим комплексом.

При сверхценной агрессии мотивация насильственных действий формируется на основе патологических сверхценных идей преследования, мести убийства. Этот вариант может включать в себя состояния, при которых указанные идеи достигают уровня бреда с отдельными галлюцинаторными переживаниями. Могут встречаться также случаи с глубокими расстройствами психики, когда идеи мести связаны с конкретными обстоятельствами, имеютпсихологически понятную причинно-следственную связь с ситуацией и не содержат в своей структуре таких психотических симптомов как галлюцинации.

Отличительным признаком защитной агрессии является наличие действительной, непосредственной угрозы для жизни и здоровью, для сохранения которых предпринимаются соответствующие насильственные действия. Эти действия иногда могут содержать в себе признаки как импульсивно-садистической, так и сверхценной агрессии.

Признаки формирования агрессивности можно обнаружить на всем протяжении развития личности. Проявлениями основной динамики агрессивности могут быть абсолютно беспричинные колебания настроения, периоды гневливости, всеохватывающего диффузного страха и подозрительности, немотивированной веселости, внезапных, резких, ни с чем не связанных изменений в характере и поведении, обнаруженных окружающими или родственниками. Этапные проявления агрессивности представлены более понятными в психологическом отношении проявлениями: в детском возрасте – расторможенностью, драчливостью, садистскими действиями, кражами, стремлением причинить боль сверстникам или беспомощным людям. Позднее, в период пубертата, этапные синдромы обнаруживаются в виде уходов из дома, оппозиции к близкому окружению, употребления одурманивающих средств [73, с. 55-58].

Таким образом, каждое агрессивное действие, имеющее патологическую природу, входит в структуру тех или иных психопатологических агрессивных симптомокомплексов со своей динамикой развития. Исследования случаев совершения тяжелых агрессивных действий приводит к обнаружению истоков этой патологии в раннем детстве и в разных периодах позднего детского и подросткового возраста. Это область проявлений агрессии относится к сфере деятельности психиатров, медицинских психологов, а ребенок, демонстрирующий подобное поведение нуждается в обязательной  консультации врачей-специалистов.

 

 

Выводы:                                                                

В современной литературе намечается тенденция к различению понятий агрессия, агрессивность, агрессивное поведение. Выделяют в особую категорию жестокость, рассматривая ее в рамках свойств агрессивности. Агрессия и агрессивное поведение – конкретные действия, а агрессивность – свойство личности. Мы считаем, что агрессивность является врожденным качеством личности, которое в процессе воспитания и становления личности проявляется в деструктивных действиях, либо ослабевает и может не иметь враждебного оттенка.

В мировой психологии существует несколько теорий агрессии. Исторически ранней является биологически-инстинктивная теория (З. Фрейд, К. Лоренц). Сторонники этого подхода рассматривают агрессивное поведение как врожденный механизм. Фрустрационная теория агрессии (Д. Доллард, Н. Миллер). Согласно этой концепции агрессия, во-первых, всегда есть следствие фрустрации; во-вторых, фрустрация влечет за собой агрессию. Теория социального научения (А. Бандура). Это направление рассматривает агрессию как явление социальное, а именно как форму поведения, усвоенного в процессе социального научения. Когнитивные модели агрессии (Л. Берковиц). В центре данной теории находятся эмоциональные и когнитивные процессы, лежащие в основе этого типа поведения. Кроме того, имеются многочисленные варианты каждой из названных базовых теорий. Все они имеют свои сильные и слабые стороны.

Единой классификации видов и форм агрессии и агрессивности на сегодняшний день нет. Агрессивность как устойчивая черта личности зависит от уровня социализированности личности, (чем ниже уровень социализированности, тем выше уровень агрессивности индивида).

Агрессивные действия, поведенческие расстройства, связанные с проявлениями жестокости, конфликтности, озлобленности рассматриваются как проявления отклоняющегося развития (дисгармоничное развитие), девиантного поведения, психопатических расстройств и психопатологических особенностей личности. В ряде случаев при неправильном воспитании, отрицательном влиянии социального окружения на ребенка агрессивные проявления служат причиной социальной дизадаптации.

Компенсация личностных аномалий, связанных с поведенческими расстройствами предполагает комплекс социально-средовых, медицинских и психолого-педагогических воздействий. Важными коррегирующими факторами являются оздоровление среды, изоляция ребенка от лиц с асоциальным поведение, психотерапевтическая работа с ребенком и семьей, помощь в адаптации и эмоциональная поддержка взрослых, наблюдение у специалистов.

 



2019-12-29 262 Обсуждений (0)
Воспитание по типу гиперопеки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Воспитание по типу гиперопеки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (262)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)