Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация эффективного общения педагога с детьми



2019-12-29 267 Обсуждений (0)
Организация эффективного общения педагога с детьми 0.00 из 5.00 0 оценок




Организация эффективного общения педагогов с детьми, оптимизация взаимоотношений детско-взрослого сообщества описаны в работах А.Я. и Н.Я. Большуновых [20, 21]. В своей концепции они исходят из представлений о специфике, самобытности и самоценности детского общества и существовании особых, противоречивых отношений между детским и взрослым обществом, детской и взрослой субкультурами. Детское общество не просто воспроизводит формы отношений и ценности взрослого общества, но творит свои отношения и развивает самобытные ценности. Отношения детского и взрослого общества предполагает, с одной стороны, создание механизмов защиты детской культуры, с другой – управление взаимодействием детской и взрослой субкультур. При этом особой проблемой становится задача развития собственно детского общества как стержня, ствола, на котором выращивается детская культура и развивается индивидуальность ребенка. При таких условиях можно ожидать формирования детского сообщества как некоторого близкого, интимного каждому ребенку «круга общения».

Агрессивность, грубость, авторитарность так же как и аутичность, замкнутость, робость – это отражение внутренних проблем ребенка, которые он пытается преодолеть неконструктивными способами, тем самым оставляя эти проблемы нерешенными. Устанавливая нормы и, одновременно, предоставляя ребенку возможность конструктивного выхода из кризиса, конфликта, педагог помогает преодолеть ограничения развития. Следовательно, воспитателю необходимо владеть техникой конструктивного решения детских конфликтов и конструктивного преодоления ограничений развития.

Для того чтобы,  детское сообщество нормально развивалось, необходимо, чтобы в группе, классе присутствовала система норм, одинаковых для всех. В самом общении взрослых с детьми,  действиях воспитателей, педагогов устанавливается и развивается ряд ценностей – условий, при которых для каждого ребенка данное сообщество будет являться некоторым «Мы», внутри которого каждое “Я“ будет интимно признанным и обозначенным. Н.Я. Большунова, А.Я. Большунов (1995, 1999)  представляют их так:

· Ценность доверия между членами сообщества. В общении важно исходить из «презумпции доверия» между детьми, между детьми и взрослыми. Для выражения недоверия должны быть очень серьезные основания. Взрослые не всегда адекватно воспринимают действия и поведения ребенка, трактуя как ложь такие явления как: детские фантазии, попытки объяснить себе те или иные события в контексте детской картины мира, наконец,  попытки защитить себя. Во всех этих случаях недоверие к ребенку может обернуться недоверием ребенка ко взрослому, а вместе с тем и утратой возможности оказать влияние и помощь ребенку.

· Ценность терпимости по отношению к членам группы. Каждому «другому» дозволено быть таким, каким он хочет быть, если только поведение ребенка или взрослого не нарушает требований уместности или «табу». Речь здесь  идет о недопустимости смешивать отношение к отдельным поступкам и личности ребенка в целом, нельзя переносить оценку поступка на отношение к самому ребенку, даже если его действия и требуют запрета.

· Ценность значимости и уместности каждого члена группы. Это означает, что поведение каждого «другого» признается полезным для группы, одобряются любые формы действия, связанные с достижением успеха. Конкретно это означает, что легализируются ценности и достоинства каждого ребенка, подчеркиваются особые способности, качества личности, которые становятся признанными всеми.  При этом важно, чтобы каждый ребенок был в группе был признан в чем-либо компетентным и значимым. Это развивает чувство целостности, помогает без ревности и зависти, с уважением и признанием принимать успехи и достижения других.

· Ценность заботы, поддержки и понимания. Это означает, что каждый ребенок может рассчитывать на понимание и поддержку при трудностях и неуспехе. Ребенок должен быть уверен, что ему помогут найти конструктивное решение, выход из трудной ситуации. Это чувство защищенности позволяет с доверием, открыто, относиться к окружающим и оказывать, в свою очередь, помощь и поддержку другим.

· Ценность взаимного контроля за ситуацией. Не только взрослые, но и дети чувствуют себя дискомфортно в ситуациях неопределенности, невозможности принимать решения в отсутствии информации. Невозможность прогнозировать, что будет завтра, чем будем заниматься после сна, или когда придет мама, рождают чувство тревоги, неуверенности. В группе должна существовать соответствующая возрасту система обеспечения детей информацией о самых важных событиях, возможность принятия решений и осуществления выбора способа поведения.

· Ценность альтернативности. Это означает, что по отношению к любому вопросу, решению должна признаваться возможность альтернативной позиции. Важно, чтобы эта позиция была открытой. Альтернативная позиция уважается, признается право каждого взять на себя ответственность за свое «собственное мнение».  Признается право каждого взять ответственность за собственное мнение.

· Ценность риска и победы – ценность развития. Это означает, что каждый ребенок должен иметь право предпринимать некоторые действия, которые обусловлены его собственной позицией. При этом каждый имеет право рисковать и имеет право на ошибку. Не допустимо воспитывать страх перед тем, что что-то может быть сделано не так, это развивает бездеятельность, неспособность жить в соответствии с самим собой.

· Ценность открытой и эффективной системы вознаграждения. Это означает, что всем членам группы (детям) известно и принимается, что именно и как вознаграждается. Причем решения о системе вознаграждения могут приниматься при совместном с детьми обсуждении и должны быть связаны с действительными потребностями детей.  Критерии позитивного поведения должны быть понятны детям и быть у них «на слуху», представлены в образцах действия взрослых. Важно так же чтобы награда соответствовала возрасту, потребностям и желаниям ребенка, иначе обесценивается смысл поощрения. Отсутствие ясных, принятых всеми критериев ведет к появлению ревности, зависти, недоброжелательности, неспособности адекватно отнестись к успехам других, а значит, и к своими собственным.

Мы согласны с мнением авторов, что вне соблюдения этих ценностей и естественного права ребенка «быть самим собой», распоряжаться самим собой «невозможна организация любой гуманитарной личностно-ориентированной системы» [21, с. 36]

 

3.2. Оптимизации детско-родительских отношений как средство профилактики и коррекции поведенческих расстройств у детей

 Детско- родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение. Т. Харрис считал, что “лучше всего можно помочь детям, помогая их родителям”. Тот факт, что многие родители не знают эмоциональных потребностей детей и не обладают необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с детьми на эмоциональном уровне,  давно тревожит психологов и педагогов.  Анализ результатов психодиагностических исследований семей, воспитывающих детей с проблемами поведения и эмоциональной сферы, показывает, что в психологической помощи нуждаются не только дети, но и их родители: им нужно овладеть навыками, способствующими позитивным отношениям в системе ребенок-родитель. Предположение о том, что большинству родителей известны эти навыки, и способы их использования, ошибочно, поскольку в нашем обществе не принято обучать родителей эффективному взаимодействию с детьми.

Мысль о том, что родителей надо учить воспитывать своих детей, осознавалась уже в глубокой древности. В более позднее время Я.А.Коменский, М.Лютер, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци и другие исследователи писали о том, как много в воспитании детей зависит от родителей.

Проанализируем различные подходы к пониманию возможностей психологической помощи родителям в вопросах воспитания, описанные Ю. Хямяляйнен (1995).

Альфред Адлер, известный как психолог, занимавшийся проблемами личности, одновременно ставший одним из основоположников работ по воспитанию родителей, разработал основные критерии воспитания родителей и семейной терапии, которыми специалисты пользуются и в настоящее время. Основным принципом семейного воспитания, по его мнению, является взаимоуважение членов семьи. Самосознание ребёнка он ставит в прямую зависимость от того, насколько его любят и уважают в семье. Это направление воспитания родителей. А. Адлер рассматривает воспитание родителей не только с точки зрения развития ребёнка и семьи, но и с точки зрения общества – как деятельность, результат которой оказывает влияние на его состояние.

Формулируя некоторые принципы взаимоотношений в семье, он указывает, что разум больше помогает в воспитании, чем сила. Родители должны избегать конфликтов с детьми и стремиться в отношениях с ними к роли советчика и руководителя. Только так можно достичь тёплой, дружеской, основанной на взаимном уважении семейной атмосферы.

В воспитании нужно следовать внутренней логике взаимоотношений: родители должны позволить ребёнку уже в раннем детстве прочувствовать последствия их действий и поведения, так ребёнок поймёт, как устроен мир. По теории А. Адлера, родителям не следует наказывать детей, так как это порождает озлобленность, равную той, к которой приводит и метод принуждения и командования.

Основными понятиями адлеровского воспитания родителей являются “равенство”, “сотрудничество” и “естественные результаты”. С ними связаны два центральных принципа воспитания, отказ от борьбы за власть и учёт потребностей ребёнка. Эта модель воспитания подчёркивает равенство между родителями и детьми, как в области прав, так и в области ответственности, – равенство, но не тождественность.

Задачи воспитания родителей по адлеровской модели связаны с углублением родителями педагогических знаний. Упрощенно две основные задачи его модели выглядят следующим образом: помочь родителям понять детей, войти в их образ мышления и научиться разбираться в мотивах и значении их поступков; помочь каждому из родителей развивать свои методы воспитания ребёнка с целью его развития как личности.

Учебно-теоретическая модель разрабатывалась многими учёными. Корни её уходят в бихевиористическую психологию и терапию учёбы. Основной упор в модели делается на технику поведения и его формирование у ребёнка. Учебно-теоретическое направление воспитания родителей основано на общей теории бихевиоризма и, хотя многие исследователи этой теории (Ватсон, Б. Ф. Скиннер) в своих трудах не употребляют термин “воспитание родителей”, именно их, наряду со многими другими психологами того же направления, мы считаем родоначальниками этого направления.

В учебно-теоретической модели воспитания подчеркивается, что поведение родителей и детей «заучено» и изменить его можно методом переучивания. Основное его решение заключается в учёбе. Объектом особого внимания являются такие формы изменения окружающей среды, которые ведут к переучиванию ребёнка, к новому его опыту. Цель воспитания родителей, таким образом, состоит в том, чтобы научить их быть “ техниками поведения” или “инженерами окружающей среды”. Согласно основной идее модели поведение родителей меняется по мере осмысления ими собственного поведения и поведения детей, а такое изменение, соответственно, отражается и на поведении детей. Постепенно родители овладевают умением управлять факторами, влияющими на поведение членов семьи, и регулировать взаимоотношения в семье.

Исходной посылкой учебно-теоретического направления является мысль о том, что родители могут научить детей адекватному поведению в обществе. Представители этого направления выделяют обычно три способа формирования поведения: положительное подкрепление (поощрение), отрицательное подкрепление (наказание), отсутствие подкрепления (нулевое внимание). С практической точки зрения учебно-теоретическая модель воспитания родителей – это направление, которое стремится помочь родителям управлять собственным поведением и поведением детей, и по мере необходимости, изменять его. Родителей обеспечивают научными данными по регуляции поведения, знакомят со специальной терминологией, помогающей описать эти процессы.

Задачи учебно-теоретической модели воспитания родителей реализуются в нескольких направлениях. Прежде всего, родителям прививают навыки социального наблюдения (навыки диагностики), их обучают принципам теории и применению этих принципов в воспитании детей (усвоение теории и её практическое применение), учат создавать определённую оценочную программу для более эффективного формирования или изменения поведения ребёнка (вмешательство в его поведение).

Если попытаться выразить цели учебно-теоретической модели воспитания родителей коротко, то можно сказать, что они направлены на привитие родителям, а через них и их детям социальных навыков поведения. Термин “социальные навыки” имеет большое значение в теории социального обучения. Под ним понимают такое сформированное и закреплённое поведение, с помощью которого индивид может осуществлять целенаправленные действия в различных ситуациях, взаимодействуя с социальной средой. Родители, владеющие социальными навыками своим поведения, передают их детям.

Отвечающая требованиям личностно-ориентированной педагогике, психологии ненасилия и гуманизма, нам особенно интересна модель чувственной коммуникации Т.Гордона.Воспитание родителей по этой модели уходит своими корнями в теорию личности К. Роджерса, в его терапию, способы работы с пациентом. В модели внимание концентрируется на коммуникационных отношениях и навыках общения. В центре её – передача чувств от человека к человеку. Аксиомы, на которые должна быть ориентирована работа консультаций по вопросам семьи: «Позитивные и негативные чувства членов семьи нуждаются в раскрепощении, они должны проявляться открыто перед всей семьёй. Проявление истинных чувств приводит к глубокому внутреннему удовлетворению. Самые тесные взаимоотношения между людьми могут быть построены только на основе чувств и никогда на лицемерии. Каждый член семьи – это личность со своими чувствами, поэтому каждый может доверяться своим чувствам и чувствам своих близких и принимать их такими, как они проявляются» .

Согласно этой модели родители должны усвоить три основных умения:

· Активно слушать, то есть умение слушать, что ребёнок хочет сказать родителям.

· Довести до сознания ребёнка собственные слова, другими словами – умение выразить собственные чувства доступно для понимания ребёнка.

· Использовать принцип “оба правы” при разрешении спорных вопросов, т.е. умение говорить с ребёнком так, чтобы результатами разговора были довольны оба его участника.

Т. Гордон считает, что родители должны помогать ребёнку самостоятельно справляться со своими проблемами, чтобы постепенно перевести всю ответственность за поиск решений на самого ребёнка. Он считает последовательность в воспитании детей важным критерием. По его мнению, искренность намного важнее, например, терпеливости, готовности к самопожертвованию или последовательности в выражении своих чувств. Тот же принцип искренности главенствует и в роджеровской терапии.

Из всего сказанного следует, что и воспитание родителей должно исходить из благожелательного отношения к родителям. Занятия проводятся по группам, в которых люди учатся общению: активному слушанию, самовыражению и получают навыки ведения беседы. Так родители воспитывают и на практике закрепляют чувства уверенности в себе, которое затем переносят в будничную семейную жизнь. По мере развития способности к общению легче выражаются чувство в отношениях между родителями и детьми, растёт и способность детей самостоятельно решать свои проблемы. В результате обучения в конфликтных ситуациях стороны чаще, чем раньше, прибегают к беседе, и взаимоотношения между членами семьи становятся более близкими.

Модель, основанная на трансактном анализе, уходит корнями в психоаналитические теории личности. Основы данного направления разработал Эрик Берн. Согласно этой теории личность каждого индивидуума определяется факторами, которые можно назвать состоянием “Я”, собственным состоянием. Это способ восприятия действительности, анализа получаемой информации и реакции индивидуума на действительность. Человек может ощущать, оценивать действительность и вести себя в различных ситуациях тремя способами: по-детски, по-взрослому и по родительски.

Задачи, основанные на модели трансактного анализа, коротко можно определить так: научить оперировать понятиями трансактного анализа при рассмотрении своего поведения или взаимоотношений в семье, что должно помочь родителям анализировать и лучше понимать проблемы, связанные с отношениями в семье, общением между отдельными её членами. Модель учит родителей находить общий язык с детьми, лучше доводить до их сознания собственные нужды и понимать запросы ребёнка.

Основные понятия трансактного анализа и технику их применения может освоить и ребёнок, что даёт возможность всей семьёй познавать и понимать себя творчески, т.е. основная задача воспитания родителей – научить членов семьи взаимным компромиссам и умению пользоваться ими в других социальных сферах. В указанной модели постоянно подчёркивается, что ключ к изменению поведения ребёнка лежит в изменении взаимоотношений между ребёнком и родителями. Результаты такого качественного изменения не заставят себя долго ждать. Трансактный анализ как бы подчёркивает возможность изменения: “Человек меняется по мере того, как его взрослый берёт бразды правления в свои руки” (Т. Харрис). Весь образ жизни семьи может измениться в результате применения методов трансактного анализа.

Модель групповых консультаций и профилактическое воспитание родителейразработана Х. Джиноттом. Он был детским психотерапевтом и в 50-х годах разработал модель групповой терапии для родителей. В основе этой модели лежит стремление научить родителей переориентировать свои установки в зависимости от потребностей ребёнка. Он говорил о том, что родители должны чаще проявлять свои чувства, причём чувства не только положительные, но и отрицательные: неприязнь, печаль. По его мнению, воспитать здорового ребёнка можно лишь тогда, когда родители обладают самосознанием, когда они способны воспринимать ребёнка вместе со всеми его чувствами и деяниями, когда они сами являются искренней личностью.

Для Х. Джинотта важно, чтобы родители знали самих себя и разбирались в своих чувствах. Условием развития самосознания ребёнка является положительное восприятие родителями их родительских функций. Именно на это и направлена модель: родители должны рассматривать свой родительский опыт положительно, не испытывать никакого чувства вины перед детьми. По мнению автора, многие родители не справлялись со своими родительскими функциями только потому, что ранее получили неправильное представление о воспитании детей, а не потому, что не могли с ними справиться. Уже в клинике он отметил результативность групповой работы, на её основе и построена модель групповых консультаций и группового инструктажа для так называемых нормальных родителей.

Х. Джинотта различает три формы воспитания родителей: групповая психотерапия; консультация; инструктаж. Все они ориентированы на то, чтобы помочь человеку стать хорошим воспитателем своих детей. При этом важно благожелательное отношение к родителям, понимание их проблем и желание помочь им. Терапия, консультации и инструктаж организуется для групп родителей.

Целью групповой терапии является достижение постоянных изменений в структуре личности родителя. Психотерапия предназначена для людей с эмоциональными нарушениями, страдающих от неумения разрешать проблемы отношений родителей и детей.

Групповые консультации должны помочь родителям справляться с проблемами, возникающими при воспитании детей. Здесь не нужны никакие структурные изменения человеческой личности, главное – помочь родителям избежать ненужных стрессов и лучше ориентироваться в различных семейных ситуациях. Во время бесед в группах родители рассказывают друг другу о своих трудностях и делятся опытом выхода из различных положений. Так они учатся друг у друга и постепенно начинают более объективно смотреть на проблемы своей семьи и семейной жизни вообще. Такие группы включают родителей, нуждающихся в специализированной психотерапии, но чувствующих себя неуверенно из-за неумения справиться со своими проблемами, откуда и возникает их неспособность услышать ребёнка.

Инструктаж родителей также происходит в группе. По своей методике и даже теоретическим подходам групповой инструктаж напоминает групповые консультации. Он ставит более скромные цели по сравнению с консультацией или терапией. Здесь главное – увеличить время совместного пребывания родителей и детей, научить взрослых прислушиваться к детям, их чувствам и запросам, помочь найти общий язык, научить руководить детьми, например, при поддержании порядка в доме. Инструктор такой группы должен выслушать рассказы родителей с пониманием, относиться к родителям с симпатией и поддерживать в них уверенность в своих силах и самоуважение.

Условием развития полноценного самосознания ребёнка является здоровое самосознание родителей, их уверенность в правильном выполнении ими роли отца и матери. Поэтому одной из центральных задач является утверждение самоуважения родителей, что обязательно приведёт их к чувству удовлетворенности своей ролью. А довольные и уважающие себя родители воспитают здоровую личность.

Х. Джинотта считает, что чем лучше родители будут знать себя, тем лучше они смогут понять чувства и поведение своих детей. Поэтому одной из задач воспитания родителей является эмансипация родителей, пробуждение желания лучше познать самих себя и в конечном итоге – лучше понимать своих детей. Порой неразрешённые собственные эмоциональные конфликты бывают причиной неправильной реакции родителей на проявление ребёнком каких-то чувств или его поведения.

Автор постоянно говорит о необходимости одобрительно относиться к чувствам ребёнка. Он считает, что ребёнка надо воспринимать таким, каков он есть, хотя отдельные его поступки можно и осуждать. Родители могут сердиться на ребёнка, но они не имеют права оскорблять его личность. Чувство – это тоже часть личности ребёнка, их надо принимать такими, какими они проявляются. Поэтому за проявление чувств ребёнка не следует ни хвалить, ни ругать. Данная модель, являлась центральной при организации нашей работы с родителями, воспитывающими детей с расстройствами поведения.

Опираясь на эти положения, мы разработали и апробировали технологию оптимизации детско-родительских отношений как средство преодоления проблем эмоционально-личностного развития ребёнка [108]. При составлении занятий были использованы принципы и  приемы, описанные в книгах  Ю.Б.Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», Шелдон и Шейла Левис «Ребенок и стресс», А.Крафт, Г.Лэндрет «Родители как психотерапевты,  Н.Грегори, Л.Хей и др.

Цель и задачи занятий родительских групп:

Цель - оптимизация детско-родительских отношений, устранение неадекватных форм реагирование и обучение эффективным способам общения с ребенком.

Задачи:

· Формирование позитивной установки на принятие и понимание ребенка ребенка.

· Укрепление уверенности родителей в собственных воспитательных возможностях, утверждение самоуважения и чувства удовлетворенности своей ролью. Довольные и уважающие себя родители воспитают здоровую личность.

· Улучшение понимания родителей собственных чувств, эмоциональных переживаний ребенка, особенностей его поведения.

· Обучение приемам саморегуляции, контроля  негативных эмоциональных состояний, адекватным способам реагирования в проблемных ситуациях, конфликтах и стрессовых ситуациях.

· Психотерапевтическая помощь родителям в решении собственных внутренних конфликтах и проблем.

Условия проведения занятий:

Формирование групп происходит на добровольной основе. Как правило, в группу входят родители детей, близких по возрасту. Количественный состав групп 5-6 пар (10-12 человек). Однако, как показывает наша практика, оба родителя редко находят возможность посещать занятия, тогда предпочтительнее, чтобы один родитель – чаще это мать, посещал все занятия, а другой ходил по мере возможности. Предпочтительнее разнополые родительские группы. Цикл включает 12- 15 занятий, продолжительность по 2 часа. Занятия проводятся один раз в неделю.

Для проведения занятий требуется зал с ковровым покрытие, стулья, музыкальное оборудование, видеомагнитофон, краски, карандаши, бумага для рисования и записи.

Каждое занятие включает в себя теоретическую часть, содержащую конкретные знания и способы эффективного взаимодействия с ребёнком, практические упражнения, приводящие к осознанию и отреагированию собственных проблем (чувство вины, причины неприятия ребёнка, негативные эмоциональные переживания из собственного детства). Выполнение упражнений позволяло повысить родительскую сензитивность к эмоциям и переживаниям ребёнка, развить способность к децентрации.

Занятия дают возможность научить родителей пониманию и использованию невербальных чувств и эмоций, предвидению возможных сложностей в развитии ребёнка и применению действенных способов их преодоления, а также учат родителей использовать полученные знания с учётом индивидуального психического своеобразия, особенностей развития и возможных нарушений детско-родительских взаимоотношений. Таким образом, каждый родитель может стать домашним психотерапевтом для своего малыша.

Часть занятий посвящена проблемам саморегуляции и релаксации, где родители получили необходимые навыки преодоления тревожных состояний, как у себя, так и у ребёнка.

После каждого занятия родителям предлагается домашнее задание, выполняя которое они должны применить полученные знания в общении с ребёнком, а также фиксировать собственные чувства, реакции ребёнка, какие-либо изменения в поведении и отношениях в семье. Ведение такого дневника самоанализа будет способствовать глубокому осмыслению полученной информации.

При проведении занятий можно использовать и вспомогательные средства: музыкальное сопровождение; наглядные пособия (схемы, таблицы); анализ видеозаписей; упражнения на саморегуляцию и релаксацию; рисуночные методы; игровой тренинг. Данная программаможет служить профилактическим и психотерапевтическим средством в работе с родителями детей, имеющих те или иные нарушения развития.



2019-12-29 267 Обсуждений (0)
Организация эффективного общения педагога с детьми 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация эффективного общения педагога с детьми

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (267)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)