Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обработка и интерпретация результатов



2019-12-29 228 Обсуждений (0)
Обработка и интерпретация результатов 0.00 из 5.00 0 оценок




Категории анализа

В соответствии с разработанной системой анализа результатов, ответы испытуемого классифицируются по 11 категориям:

1. АГРЕССИВНОСТЬ. (Аg) . Эта категория включает ответы, по которым рука представляется как атакующая, повреждающая, наносящая вред, обиду, оскорбляющая, агрессивно доминирующая, активно хватающая другого человека или объект. Например: "дает пощечину", "ударяет", "толкает", "хватает за нос", "ловит насекомое", "захватывает", "готовиться ударить", "дерущаяся", "хватает ужа", "крадет фрукты".

2. ДИРЕКТИВНОСТЬ ( Dir ). Эта категория включает ответы, по которым рука представляется как ведущая, руководящая, разрушающая, направляющая или иным образом активно влияющая на другого индивида, общающаяся (причем общение является вторичным по отношению к намерению оказать активное влияние на действия другого лица, например: читает лекцию, проповедует, обучает, дает указания.) Примеры ответов, относящихся к категории Dir : "дирижирует оркестром", "постовой требует остановиться", "предостерегает", "предупреждает", "указывает направление".

Ответы по этим категориям показывают вероятность проявления агрессивных тенденций в поведении и означают нежелание со стороны субъекта прийти к согласию с участниками общения. Намерения, права и чувства остальных людей не принимаются во внимание в процессе реализации этих тенденций. Кроме того, между владельцем руки и лицом (лицами), которому угрожают, которого оскорбляют или которым руководят отсутствуют взаимные или равные межличностные отношения. Тенденция к действию проявляется независимо от лиц или объекта, на которых направленаэта тенденция.

3. СТРАХ ( F ). Эти ответы означают страх перед возмездием или агрессией со стороны других. Категория включает все ответы, в которых описывается рука, являющаяся либо жертвой чьей-либо агрессии, либо в случаях, когда ею пытается управлять кто-то другой с целью нанесения физического ущерба. Сюда включены также случаи, когда рука представляется наносящей ущерб своему владельцу, причем мазохистские тенденции указывают на вероятность явной агрессии. Кроме того, сюда относятся тенденции к действию, которые основаны на отрицании агрессии. В таких реакциях скрыт страх перед возмездием. Примеры ответов, относящихся к категории F: "рука душит меня", "поднята в страхе, чтобы защитить себя", "отражает удар", "царапает ногтями", "просит: "Не бей меня".

4. АФФЕКТАЦИЯ ( А f ). Сюда относятся ответы, в которых рука выражает привязанность, позитивное эмоциональное отношение к другим, выражает стремление к сотрудничеству и активной социальной жизни, общается (причем общение является вторичным по отношению к демонстрации благожелательности, аффектации). Рука делает аффективный или аффективно-благожелательный жест. Предлагает дружбу или помощь другим. Например: "Привет!", "дружеское похлопывание по плечу", "пожатие рук", "Добро пожаловать!", "похлопывает собаку", "протя­гивает для оказания помощи ребенку", "предлагает цветы",

5.КОММУНИКАЦИЯ ( Com ). Данная категория включает ответы, в которых рука общается или пытается общаться с кем-то. Для того, чтобы отнести ответ к этой категории необходимо, чтобы общение (коммуникация) было связано с чувством равенства или подчиненности по отношению к объекту общения. В этих ответах должно подразумеваться, что лицо, которое общается, нуждается в аудитории больше, чем аудитория в нем, или, что между коммуникатором и аудиторией существует взаимная связь, подразумевающая желание разделить трудности, желание быть понятым. Например: "жестикуляция при разговоре", "жест рукой, обозначающий прошение".

Ответы, связанные с коммуникацией, но в которых общающийся находится в более высоком положении по отношению к аудитории (читает лекцию, проповедует, учит, дает указания и т.д.) относятся к другой категории.

Важно четко дифференцировать ответы категории Dir от ответов категории Соm. Коммуникация, имеющая место в ответах Dir, является вторичной по отношению к намерению оказать воздействие на аудиторию. Четкое представление об этом различии может деть сравнение психологического различия между проповедованием, которое является примеромDir, с попыткой договориться, которое относится к категории Сom.

 6. ЗАВИСИМОСТЬ (Dер). Эта категория включает ответы, в которых отражается зависимость владельца руки от благожелательного отношения других лиц при совершении им какого-либо действия. Сюда включается все ответы связанные с подчинением владельца руки другому лицу, а также ответы, в которых рука активно или пассивно ищет поддержки со стороны другого лица, что может быть отражено в таком ответе, как "приветствующая рука". Психологическое значение этого ответа, пожалуй, лучше всего понять следующим образом: испытуемый, дающий такой, ответ активно ищет поддержки со стороны других лиц, ожидая, что они должны уделять ему свое время и внимание. Зависимость здесь проявляется в том, что "приветствующая рука" приветствует самого испытуемого, демонстрируя тем самым свое внимание к нему.

Кроме того, к этой категории относятся ответы, в которых рука активно взывает о помощи любого рода, подчиняется силе или власти превосходящего лица. Примеры ответов, относящихся к категории Dер: "просьба подать руку", "хочет остановить попутную машину", "отдает честь офицеру", "клянется в чем-то", "рука ребенка, хватающаяся за что-нибудь, чтобы не потерять равновесия", "просьба: "Дайте мне, пожалуйста...", "просьба о помощи", "кто-то ожидав­ший получить что-нибудь".

Необходимо отметить, что категории F, Аf, Com и Dер включают реакции, которые активно уменьшают вероятность проявлений агрессивного поведения. Они отражают тенденции, связанные с социальной кооперацией, независимо от того, каковы специфические мотивы этой кооперации (страх перед возмездием, необходимость присоединения к другим людям в целях получения удовольствия, развлечений, необхо­димость катарсиса и т.п.).

7. ЭКСГИБИЦИОНИЗМ (Ех). Категория включает все ответы, в которых рука принимает участие в деятельности, связанной с развлече­ниями или другими публичными проявлениями себя "напоказ". Например: "показывает кому-то руку", "любуется ногтями", "играет на пи­анино", "танцует", "показывает лак на ногтях", "женщина протягивает руку, чтобы привлечь к ней внимание", " показывает что-нибудь кому-нибудь", " показывает кольцо".

8. УВЕЧНОСТЬ (С ri р). Данная категория включает ответы, в которых рука представляется как больная, искалеченная, деформированная или иным образом поврежденная. Например: "рука, поврежденная артритом", "сломан большой палец", "сломанное запястье", "деформированные пальцы", "рука больного или умирающего человека", "искалеченная".

Две последние категории включают ответы, которые могут быть личностными так и безличными. Это значит, что осуществление тенденции к действию может требовать присутствия другого лица (лиц), а может и не требовать его. Эти категории не используются для оценки вероятности агрессивного поведения, поскольку их роль в этой области непостоянна.

9. АКТИВНАЯ БЕЗЛИЧНОСТЬ (Act). Эта категория включает ответы, в которых рука представляется имеющей тенденцию к действию, осуществление которого не требует присутствия другого лица. Тенденции к безличному действию, наблюдаются всегда, когда рука должна изменить свое физическое положение или направить усилие против силы тяжести. Например: "шьет", "вяжет", "машет" (не в знак прощания), "продевает нитку в иголку", "подбирает маленький предмет", "пишет, "достает что-нибудь", "плавает", "бросает что-то", "тащит".

10. ПАССИВНАЯ БЕЗЛИЧНОСТЬ (Раs). К этой категории относятся все ответы, в которых осуществление тенденции к действию не требует присутствия другого лица и в которых рука не меняет своего физического положения и не преодолевает силы тяжести. Например: "отдыхает", "сушит ногти", "чего-то ждет", "роняет что-то".

11. ОПИСАНИЕ (Dser). Эта категория включает ответы, в которых приводится описание физического состояния руки, описание настроения, связанного с ней или эмоционального отношения к ней. Никакой специфической тенденции к действию в этом случае не фиксируется и не подразумевается. Например: "красивая", "некрасивая", "пухлая рука".

Все вышеописанные категории являются авторскими, однако ана­лиз проведенного на отечественной выборке исследования позволяет авторам адоптации теста "Рука" рекомендовать выделение еще двух дополнительных категорий анализа: обман (Frd) и размышление (Pef). Введение этих категорий не изме­няет механизма подсчета суммарного балла агрессивности, так как не заменяет оценку проявлений агрессивного поведения, разработанной авторами теста, а проводится наряду с ней (см. пример ниже). Вмес­те с тем выделение этих категорий позволяет дать немаловажные, на взгляд С.И. Ериной и Н.А. Колесниченко, дополнительные качественные характеристики психической жизни индивида, максимальный удельный вес этих категорий относи­тельно общего числа ответов составил для отечественной выборки: "обман" - 25,5 %, "размышление" – 16,6 %, что свидетельствует о желательностиих учета в процессе качественногоанализа.

К категории "обман" (Fraud) отнесены такие ответы испытуемых, в которых рука осуществляет любые действия, перемещения, отображающие стремление сделать что-то нечестным, обманным путем или "представляется как принадлежащая нечестному человеку. Особенности интерпретации ответов испытуемых с учетом дополнительной категории анализа "обман" (Fraud).

Категория "размышление" (reflekction ) включает ответы, в которых рука осуществляет действия, сопровождающие процесс размышле­ния, интеллектуальной деятельности ее владельца. Введение новой категории анализа в этом случае способствует более глубокому проникновению во внутренний мир испытуемого, пониманию действий не просто как активно или пассивно безличных, но как способствующих размышлению, отражающих некоторую интеллектуальную направленность личности.

Таким образом, качественный анализ первичных интерпретаций по категориям, не входящим в подсчет суммарного балла агрессивности может давать ценную и обширную информацию о направленности личности, ее индивидуально-психологических особенностях, преобладающих тенденциях и актуальных состояниях. Необходимо отметить, что подобный анализ должен проводиться с большой осторожностью, поскольку достаточно надежной статистики такого рода для отечественной популяции пока нет.

Система подсчета баллов:

Подсчет баллов производиться путем вычитания баллов (количество ответов) по категориям F , Af , Com , Dep и суммы (количества ответов) по категориям Ag и Dir, т.е.:

(Ag + Dir) - (F+ Af+ Com+ Dep).

Из приведенной формулы видно, что подсчет баллов является сравнением тенденций к действиям, отражающим готовность к явному агрессивному поведению, с теми, которые направлены на социальную кооперацию или страх перед открытым агрессивным поведением. В ответах, относящихся к категориям Ag и Dir предполагается, что чувства, права, намерения и привилегии объектов действий не существенны. С другой стороны, тенденции к действиям в категориях F , Af , Com , Dep отражают чувство социальной кооперации, т.е. они предполагают, что "рука" также, если не в большей степени, нуждается в наличии других людей, как и другие люди в "руке".

При выявлении удельного веса агрессивных тенденций соотносится общее число проявлений доминирования и агрессивности (Ag и Dir), с одной стороны и количество реакций типа социальной кооперации и отрицания агрессии (F , Af , Com , Dep ) с другой стороны. В итоге мы получаем представление о преобладающем способе реагирования, т.е. о перевесе установок либо на кооперацию, либо на конфронтацию, а отсюда косвенно о содержании и влиянии смыслообразующих мотивов и тем самым о степени агрессивности в подсчет баллов не включаются категории Dsep, Crip, Pas.

Механизм интерпретации получаемых результатов может быть описан следующим образом. Изображения рук, предъявляемые испытуемому, воспроизводят единичный момент выполнения некоторого движения, жеста. Это дробный атомарный элемент активности, не несущий сам по себе никакой смысловой нагрузки и социально нейтральный. С помощью механизма проекции испытуемый наполняет этот фрагмент жеста предметным смыслом, включая его в контекст какого-то более широкого вида активности - действия или деятельности. С укрупнением активности становится правомерным логический переход, совершаемый интерпретатором - от внешних действий к побуждающим их цели и мотиву, и далее к тем или иным свойствам личности. В том случае, когда испытуемый дает ответ о действиях руки на уровне операции, т.е. активности заведомо не несущей социальной нагрузки, включение его в анализ неправомерно, т.к. операция может быть компонентом любой деятельности, агрессивной и неагрессивной, а значит, такое высказывание никак не характеризует мотивационную сферу испытуемого.

Ответы заносятся в протокол самим испытуемым или экспериментатором со слов испытуемого. При фиксации важно зафиксировать высказывание как можно точнее. Фиксируется также положение, в котором испытуемый держит карточку и последующие изменения этого положения. ^ - прямое вертикальное положение

> - карточка повернута вправо

< - карточка повернута влево

V - перевернутое положение карточки

В особой графе фиксируется время начальной реакции. Среднее время проведения теста - 15 минут, интерпретация результатов в среднем занимает 20 минут.

2.4. Рисуночные пробы как средство диагностики агрессивных тенденций, враждебности и конфликтности

Р.Ф. Беляускайте в сборнике научных трудов «Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога» под ред. И.С.Грузова, предложила оригинальную систему интерпретации результатов проективных методик «Дом – дерево – человек» (ДДЧ) и «Кинетический рисунок семьи), позволяющую помимо качественного анализа провести количественную обработку данных. Для количественной оценки общепринятые качественные показатели были сгруппированы в симптомокомплексы, каждый из которых оценивается баллами. Если показатель отсутствует ставиться 0 баллов, присутствие некоторых признаков оценивается в зависимости от степени выраженности. Так, в тесте ДДЧ наличие облаков на одном рисунке оценивается – 1 балл, на двух – 2 балла, а на всех трех – 3 балла (симптомокомплекс «тревожность»). При наличии большинства признаков ставиться 1 или 2 балла в зависимости от значимости данного признака в интерпретации отдельного рисунка или всей целостности рисунков теста. Например, отсутствие основных деталей (глаза, нос, рот) - 2 балла (симптомокомплекс «трудности в общении»), факт изображения человека в профиль в том же симптомокомплексе – 1 балл. Выраженность симптомокомплекса показывает сумма баллов всех показателей данного симптомокомплекса.

 



2019-12-29 228 Обсуждений (0)
Обработка и интерпретация результатов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обработка и интерпретация результатов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (228)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)