Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Упражнение десенсибилизации.



2019-12-29 288 Обсуждений (0)
Упражнение десенсибилизации. 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель: снижение негативных эмоций при обращении к тревожащей ситуации.

Ход работы. Участникам предлагаются релаксирующие упражнения на все группы мышц, а также стабилизация дыхания и сердцебиения. Убедившись, что участники достигли релаксации, им предлагается вспоминать тревожащие ситуации, начиная с наименее значимой. При усилении чувства тревоги – перейти к упражнениям по релаксации с помощью самогипноза.

Рефлексия: мышечное расслабление помогает преодолеть эмоциональное напряжение.

Нарисовать «чувство тревоги».

Цель: дополнительное отреагирование, переработка и осознание своих эмоций.

Материал: карандаши, мелки, краски, кисточки, листы бумаги, емкости для воды.

Ход работы. Участники в свободной манере изображают свое чувство тревоги. Обсуждение.

5. Домашнее задание. С помощью комплекса упражнений по релаксации достичь мышечного расслабления, нормализации дыхания и сердцебиения. В этом состоянии представлять тревожащие ситуации по нарастающей. Остановиться на той ситуации, при воспоминании о которой не удается снять мышечного напряжения и нормализовать дыхание. Сделать рисунок этой ситуации или своего ощущения.

Занятие 5.

Цель: десенсибилизация тревожных состояний.

1. Приветствие и обсуждение домашнего задания.

2. Десенсибилизация тревожных состояний.

Цель: снижение уровня тревожности.

Ход работы. На фоне глубокой релаксации участники вспоминают тревожащие ситуации в иерархическом порядке.

Рефлексия. Изменилось ли восприятие? При воспоминании о каком событии не удается нормализовать дыхание, серцебиение, расслабиться? Почему?

3. Определение границ тревожности по методу НЛП.

Цель: овладеть навыком управления своим эмоциональным состоянием.

Ход работы. Добровольный участник на полу отмечает условные границы своей тревожности. Становится на отметку низкого уровня тревожности и вспоминает ощущение покоя, комфорта. «Якорим» это состояние на сгибе фаланги большого пальца правой руки. Спиной вперед участник движется к отметке высокого уровня тревожности. Ведущий при этом поддерживает его. Не доводя участника до «высокой» отметки, просим вспомнить самое тревожное переживание. «Якорим» его у основания большого пальца правой руки. Затем участник упражнения начинает двигаться в сторону отметки «низкая тревожность», по пути соскальзывая пальцем левой руки с «негативного якоря» на «позитивный». Чуть дальше уровня отметки «низкой тревожности» участник снова вспоминает спокойное, комфортное состояние. Упражнение повторяют еще 2-3 человека по желанию, остальные обучаются опосредовано.

Рефлексия: возможность управления своим эмоциональным состоянием.

5. Упражнение на релаксацию.

Цель: закрепление состояния покоя и заряд положительными эмоциями.

Ход упражнения. Участники группы ложатся лицом вниз в один ряд очень близко друг к другу. Последний в ряду перекатывается по спинам товарищей с боку на бок до противоположного конца ряда и ложится первым. И так каждый участник по очереди. Упражнение получится, если все его участники находятся в состоянии полного мышечного расслабления.

5. Домашнее задание: различные упражнения на релаксацию.

Занятие 6.

Цель занятия: изменение дисфункциональных когниций.

1. Приветствие и обмен впечатлениями и информацией о времени, прошедшем после последней встречи.

2. Упражнение «Диафрагмальное дыхание».

Цель: достижение состояния релаксации, покоя; улучшение внутреннего кровообращения.

Подручный материал: спокойная музыка.

Ход работы. Положение – лежа на спине. Одна рука находится в области пупка, вторая – на ней сверху. На вдохе живот максимально выпячивается, дыхание задерживается на несколько секунд, затем – выдох, и живот максимально втягивается. Обсуждение.

3. Работа, направленная на выяснение рациональных и иррациональных установок.

Цель: коррекция эмоционального реагирования.

Ход работы. 1) Информирование участников группы о «философии» рационально-эмоциональной психотерапии (эмоциональные проблемы вызывают не сами события, а их оценка), об этапах восприятия события человеком: Ао – объективное событие, Ас – субъективно воспринятое событие, В- система оценки человека, С – эмоциональные и поведенческие последствия воспринятого события.

2) Участникам группы предлагается описать свои эмоциональные реакции на любую тревожащую ситуацию, например, задержали зарплату перед Новым годом. Выявляется весь диапазон эмоциональных реакций.

3) Выявление системы оценочных когниций. Участникам предлагается сфокусироваться на тех мыслях, которые приходили при столкновении с тревожащим событием, и высказать их. Далее производится анализ используемых участниками слов. Обычно с иррациональными установками связаны слова, отражающие крайнюю степень эмоциональной вовлеченности, имеющие характер обязательного предписания, а также глобальных оценок.

4) Реконструкция рациональных установок. Добровольный участник доказывает истинность своей установки и необходимость ее сохранения в данной ситуации. Далее опрашиваются другие члены группы, какие у них установки в этой ситуации. В ходе обсуждения группа решает, какие установки оказались наиболее адекватными и помогли снизить интенсивность негативных эмоций.

Рефлексия: пересмотр иррациональных установок повышает адекватность эмоционального реагирования и снижает уровень тревожности.

4. Домашнее задание. Рассмотреть проблемную ситуацию. Написать, какие при этом возникают мысли и эмоции. Исходя из полученных на занятии знаний, выявить иррациональные установки.

Занятие 7.

Цель: осознание многоаспектности действительности.

1. Приветствие. Обсуждение домашнего задания.

Работа с метафорами

Рассказывается притча: «Одному царю на Востоке приснился сон о том, что у него выпали все зубы. Встревоженный правитель призывает мудрецов и просит объяснить этот сон. Один из мудрецов говорит: «О, великий царь! Тебя ждет большое несчастье, ты потеряешь всех своих близких!» Этот мудрец был казнен. Позвали другого. «О, великий! – воскликнул новый мудрец. – Этот сон несет тебе радостную весть, ты переживешь всех своих близких!» Царь дал ему большую награду…» . Рефлексия: события могут быть рассмотрены с разных сторон.

Рефрейминг смысла.

Цель: изменение отношения к событию.

Ход работы. Обсуждение того, что любое происходящее событие многоаспектно и предполагает множественность описания с разных точек зрения. Многоаспектность действительности предполагает рассмотрение любого факта под таким углом, что ранее неблагоприятное значение приобретает благоприятное значение. Причем нахождение позитивного смысла не является логическим процессом и имеет только индивидуальное значение для конкретного человека. Группа предлагает проблемные ситуации, по каждой из которых, каждый участник определяет для себя позитивный смысл. Например, низкая зарплата у учителей. Позитивный смысл: - «не накуплю барахла», «меньше проблем, куда потратить», «не поссорюсь с мужем из-за очередной покупки»

Рефлексия: тревожность может быть снижена изменением отношения к ситуации.

4. Домашнее задание. Описать три тревожащих ситуации с разных точек зрения, найти позитивный смысл.

 

Занятие 8.

Цель: тренинг уверенности.

1. Приветствие. Обсуждение домашнего задания.

2. Упражнение «Скала».

 Цель: положительный эмоциональный настрой, усиление сплоченности группы; диагностика.

Ход упражнения. Игроки становятся в ряд. С помощью рук, ног и других частей тела образуют «уступы» и «препятствия». На расстоянии 10-15 см от «скалы» чертится линия, за которой «пропасть». Игроки по очереди, цепляясь за «уступы» и преодолевая «препятствия», передвигаются с одного края «скалы» на другой, стараясь не заступить за черту.

Рефлексия: перелез через «скалу» или упал в «пропасть»? Почему? Часто ли ты в жизни опираешься на других при решении своих проблем? Почему? Если нет, то, что мешает? В ком ты не уверен: в себе или в других?

3. Ролевая игра «В кабинете директора».

 Цель: распознавание игроками собственной манеры поведения; расширение диапазона возможного поведения.

Ход работы. Выбираются добровольцы на роль «директора» и «подчиненного».

Задание. «Директор» ждет важную комиссию, от решения которой зависит его повышение. Он хочет, чтобы работа его учреждения получила очень высокую оценку, а «подчиненный»,по его мнению, не проявляет должного усердия, его надо подтянуть. «Подчиненный». Он и так загружен до предела, и понимает, «директор» хочет за его счет блеснуть перед начальством. Итак, встреча «директора» и «подчиненного». Группа наблюдает за вербальным и невербальным поведением «подчиненного». Рефлексия: удалось ли «подчиненному» отстоять свою позицию или нет? Какую манеру поведения он использовал? Помогло ему такое поведение или, наоборот, навредило? Затем приглашаются желающие по-другому исполнить роль «подчиненного». Обсуждение.

4. Домашнее задание. Каждому составить подробный список социальных ситуаций, при которых он испытывает страх, тревогу или проявляет недостаточную уверенность в себе.

Занятие 9.

Цель: тренинг уверенности.

1. Приветствие. Обсуждение домашнего задания.

2. Игра «Кривое зеркало».

 Цель: разминка, эмоциональный настрой; конгруэнтность вербального и невербального поведения.

Ход работы. Участники получают карточки, на которых указано определенное эмоциональное состояние. Игрок должен словесно описать это состояние, но при этом невербально изобразить совершенно противоположное. Рефлексия: легко или трудно справится с этим заданием? У кого получилось лучше? У кого не получилось? С чем это связано? Часто ли в жизни мы говорим одно, чувствуя совершенно другое? Всегда ли мы осознаем это?

3. Ролевая игра «Встреча со скандальным родителем».

Цель: закрепление полученного в предыдущей игре навыка осознания и управления своими эмоциями.

 Ход работы. Выбор добровольцев на роль «учителя» и «скандального родителя».

Задание. «Скандальный родитель» - учительница не справедлива к вашему ребенку, просто придирается к нему. Вы считаете, что она мстит ему за ваше неосторожное высказывание на родительском собрании.

«Учитель» - во время беседы с «родителем» следить за равномерностью своего дыхания и сердцебиения, не напрягать мышцы шеи и плечевого пояса.

Остальные участники наблюдают. Затем 2-3 человека также выступают в роли «учителя».

Рефлексия. Удается или нет управлять своими эмоциями? Способствует ли спокойное состояние чувству уверенности в себе? А наоборот?

4. Домашнее задание. Упражнения на осознание телесных и эмоциональных ощущений.

Занятие 10.

Цель: тренинг повышения уверенности в себе.

1. Приветствие. Обсуждение домашнего задания.

2. Игра «Встреча на мостике»

Цель: эмоциональный настрой, самодиагностика.

Ход игры. Участники разбиваются на пары. Игроки в парах должны по узкому мостику перейти «бурную реку» в разных направлениях в течение 2 минут. Рефлексия.

3. Ролевая игра «Отказать просителю».

 Цель: повышение чувства уверенности, умение сказать «нет».

Ход игры. Участники делятся на пары. В течении 5 минут каждая пара придумывает ситуацию, в которой партнеру нужно твердо отказать. По истечении 5 минут пары по очереди проигрывают свои ситуации. Затем меняются ролями.

Рефлексия.

4. Упражнение, направленное на осознание телесных и эмоциональных ощущений.

Ход работы. Лежа на спине, попробуйте почувствовать все свое тело, начиная с лица, губ и так далее. Затем, напрягите челюсти, сожмите кулаки, начните тяжело дышать. Что вы чувствуете? Проявление, какой эмоции ощущаете?

Теперь давайте расслабим свои мышцы, нормализуем дыхание и сердцебиение. Представим, что солнечный лучик начинает освещать нашу макушку, скользит по лицу, разглаживает каждую морщиночку на лбу, согревает щеки, опускает уголки рта, соскальзывает на шею и т.д. Какие эмоции ощущаете теперь?

Рефлексия: «язык» тела помогает осознавать свои эмоции.

4.Домашнее задание. Написать, что, значит, быть уверенным в себе.

Занятие 11.

Цель: тренинг повышения чувства уверенности в себе.

1. Приветствие. Обсуждение домашнего задания.

2. Игра «Зубы дареного коня» .

Цель: каждому игроку испытать себя в качестве «душеведа», способного к эмпатии, а также научиться выражать свои желания.

Ход работы. Представим, что сегодня у всех праздник – День рождения. В этот день принято дарить подарки. Причем сегодня даритетель ничем не ограничен, дарить можно все, что угодно. Подумайте, что сейчас нужнее всего «имениннику», без чего он не сможет обойтись? Подумайте, что сейчас нужнее всего «имениннику», без чего он не сможет обойтись? Все встают в круг и одаривают сначала первого игрока. «Именинник» комментирует каждый подарок, его ценность лично для себя, и честно говорит дарящему, насколько он «попал в точку» со своим подарком. Комментарии должны быть аргументированы. Дарящий, при этом молча выслушивает.

Все встают в круг и одаривают сначала первого игрока.

Рефлексия. Кому удалось подобрать такие подарки, которые были с благодарностью приняты всеми «именинниками» ? За счет чего это произошло? Кто принял все подарки без исключения? Почему? Кто не принял ни одного подарка? Все ли были искренними? Насколько трудно было отказываться от подарков? Что вы чувствовали, когда ваши дары отвергались?

3. Ролевая игра.

Цель: тренинг умения попросить/потребовать.

Ход игры. Выбираются два игрока «администратор» и «проситель». «Просителю» нужно получить деньги в качестве материальной помощи для дорогостоящего лечения. «Администратор» уже пообещала эти деньги своей подруге для покупки шубки, портить отношения с подругой не хочет и давать деньги «просителю» не собирается.

Остальные игроки наблюдают. В дальнейшем, после обсуждения, еще 1-2 человека выступают в роли «просителя».

Рефлексия. Удалось, получить деньги или нет? Какую манеру поведения выбрал «проситель»? Как вы думаете, действительно ли он демонстрировал именно эту модель? Насколько она эффективна?

4. Домашнее задание: применение полученных навыков в реальной жизни.

 

Занятие 12.

Цель: осознание собственной ответственности за свою жизнь.

1. Приветствие, обмен информацией и впечатлениями.

2. Упражнение «Когда вырасту»

 Цель: вернуть забытые чувства, вспомнить детские мечты и сравнить их с настоящей реальностью.

Ход работы. Участников просят вспомнить детство и письменно ответить на вопросы: Кем мечтал стать в детстве? Что помешало осуществиться мечте? Как с возрастом менялись мечты о будущем? Что думаешь о своих сегодняшних мечтах? От кого зависит исполнение твоих желаний? Затем ответы зачитываются и обсуждаются .

Рефлексия. Насколько участники берут на себя ответственность за свою жизнь, как они сознают ее, каково соотношение мечтаний и реальной жизни.



2019-12-29 288 Обсуждений (0)
Упражнение десенсибилизации. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Упражнение десенсибилизации.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (288)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)