Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Преодоление поведенческих нарушений  у детей через организацию развивающей среды.



2019-12-29 239 Обсуждений (0)
Преодоление поведенческих нарушений  у детей через организацию развивающей среды. 0.00 из 5.00 0 оценок




 Новые проекты организации средового пространства, необходимого как средство преодоления поведенческих нарушений у детей дошкольного возраста имеют характер открытой, незамкнутой системы, предполагающей изменение и развитие. Специально организованное жизненное пространство в группе должно стимулировать активность ребенка, давать возможность выразить свои эмоции, проиграв их в различных ситуациях, делать его творцом своего предметного окружения и, следовательно, творцом своей личности.

Известно, что в развитии ребенка с нарушениями психического и физического здоровья важная роль принадлежит окружающему средовому пространству. Л.С.Выготский писал: «Следя за больными детьми, в конечном счете мы видим, что путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды…» (1991, с.320).

При построении развивающей среды в специализированных группах детского сада № - 3 «Журавушка» г.Бердска, которые посещают дети с нарушениями психофизического развития, в частности дети с задержкой психического развития, эмоциональными и поведенческими проблемами, аутизмом и другими аномалиями развития, мы опирались на ряд принципов организации пространства в группе детского сада. Это, прежде всего, сочетание привычных и неординарных элементов; открытость – закрытость пространства; гибкого зонирования, стимулирующего самостоятельность и творчество ребенка; возможность свободного выбора деятельности; а также принцип стабильности – динамичности, которые позволяют сочетать двигательную активность и созидание окружающей среды в соответствии со своими желаниями и настроением.

Совершенствование двигательных функций, эмоциональная и двигательная разрядка, снятие мышечного напряжения   ребенка успешно происходит, когда в игровой комнате есть спортивный комплекс, лесенка, горка, турник, канат, маты для прыжков, мячи и т.д.  Общая координация движений и, одновременно, коррекция страхов темноты и замкнутого пространства отрабатывается в играх со специальным матерчатым туннелем, сшитым из темной ткани и надетым на обруч.

 Легкие, но достаточно большие «строительные блоки» – обклеенные картонные коробки, покрывала, деревянные рамки, ширмы, мебель групповой комнаты – все это позволяет изменить границы и конфигурацию пространства группы, может быть переоборудовано по желанию детей и обыграно в играх-драматизациях, сюжетно-ролевых играх (корабль, крепость, замок и др.).

Специально изготовленные «психологические норки» и самостоятельно построенные детьми «домики» создают не только ощущение защищенности и уединения, служат атрибутами для игры, но и позволяют реализовать творческую активность, ведь строить дом для ребенка - все равно, что строить самого себя.

Разнообразные графические изображения на полу, стенах, подоконниках (волнообразные и зигзагообразные линии, традиционные классики, «следы зверей и птиц», клавиши пианино и др.) стимулируют двигательную и игровую активность, «показывают» новые возможности движений и действий (так ходит медведь, это зайчик проскакал, а это змея проползла).

Боксерская груша в группе, «мягкие стенки», обитые толстым паралоном по росту ребенка, предметы неопределенной формы, закрепленные на полу (по типу куклы Гамби – гнущаяся фигурка с не прорисованным лицом), агрессивные куклы «би-ба-бо» (волк, баба-яга), пластиковые бутылки с песком для пинания тренируют мышцы ног и рук, помогают снять чрезмерное мышечное напряжение, выразить чувства гнева, враждебности, фрустрации.

Песок и воду полезно использовать в качестве неструктурированной среды для игр. Еще Джайнотт (1961), Г.Л.Лэндрет (1994) описывают воду как наиболее эффективное терапевтическое средство из всех игровых материалов. Песок и вода не имеют структуры и могут превратиться по желанию ребенка во что угодно: в поверхность луны, пляж, бассейн – возможности здесь безграничны. Не существует правильного или неправильного способа игры с песком и водой, поэтому ребенок всегда уверен в успехе. По нашим наблюдениям, это особенно полезно для неуверенных, замкнутых детей; для детей с аутизмом, не принимающих игр с игрушками, с несформированными игровыми действиями, не понимающих символизма игрового пространства. А остаться сухим ребенку помогает накидка из целлофановой пленки длинной до пола с прорезью для головы и рук.

Интересными, предоставляющими огромные возможности самовыражения и конструирования своего внутреннего мира, на наш взгляд, являются игры – продуктивная деятельность по типу «Сотворение мира». Природный, бросовый материал, глина, пластилин, тесто из опилок, мелкие игрушки – вот все необходимое для «сотворения» (в ограниченном пространстве: большая коробка, рамка, перевернутый детский столик) подводного царства, поля битвы, деревенского дворика или кукольного домика. А это уже игра ни одного часа, и даже дня, где совершенствуется мелкая моторика (слепить, склеить, сконструировать), творческого воображения и планирующих функций мышления, произвольности, игровой деятельности и навыков взаимодействия, умения договариваться и распределять обязанности, роли. Родители активно включаются в изготовление необходимой атрибутики, значит, появляется еще одна возможность пообщаться со своим малышом по поводу общего дела.

Кинестетический способ репрезентации окружающего мира,  необходимость сенсорной стимуляции, характерный для дошкольного возраста, предполагает развитие разномодальных ощущений. Возможность получения многообразных ощущений из окружающего пространства может быть обеспечена различными материалами, находящимися в помещении группы и в свободном пользовании детей, специально организованными игровыми занятиями, детским экспериментированием.

Тактильные ощущения и осязание, успешно используются и развиваются в играх с набивными подушечками разной фактуры и размера (внутри насыпан песок, рис, горох, камушки); резиновыми шарами, наполненными мукой, крахмалом, сыпучими продуктами. Вещества различной субстанции, используемыми в игровой и продуктивной деятельности детей (глина, опилочное тесто, фольга); емкости с водой различной температуры, экспериментирование с плавающими и тонущими предметами (температура, вес, плотность, упругость) тактильные дощечки, «чудесные мешочки» с мелкими предметами сделают занятия не только развивающими, но и увлекательными.

Обоняние и вкусовые ощущения совершенствуются в играх с флакончиками, наполненными разнообразными пахучими веществами; с тряпочными куклами, набитыми сухими травами (душица, смородина, мелиса, валериана – одновременно и успокаивают ребенка, меняют его настроение и самочувствие). Очень нравятся детям праздники Вкуса и Запаха, когда можно попробовать, понюхать и угадать, (не видя!) лакомства, фрукты и овощи.

Зрительные и слуховые ощущения также совершенствуются в играх детей с окружающими атрибутами пространства групповой комнаты. Так, дети с увлечением подбирают «музыку», ударяя металлической палочкой по бутылкам с водой, наполненным до разного уровня, звенят колокольчиками, имеющими различную тональность, ищут одинаковые «звучащие коробочки», наполненные разнообразными веществами. Музыкальный фон в группе, с использованием классических произведений, детских песенок, специальных шумовых эффектов – шум моря, пение птиц, позволяют создать необходимый эмоциональный настрой, успокоить перевозбудившихся малышей.

 Цветные стеклышки и пластинки делают мир зеленым, розовым или необыкновенно солнечным, желтым, если через них выглянуть в окошко или одеть очки, где вместо стекол разноцветная прозрачная пленка. Преломляющие свет поверхности – стеклянные призмы, граненые шары или просто бусины, и вовсе делают окружающие предметы сказочно-радужными, полностью измененными. А разве не интересно наблюдать за причудливыми узорами в калейдоскопе, вдруг непомерно «выросшими» собственными пальчиками или рисунками, увиденными через увеличительное стекло? Детям очень нравятся игры со светом и темнотой, а ведь долгая зима дает массу возможностей устроить настоящее светопредставление для желающих в спальне. И всего-то надо выключить свет и зажечь фонарик – поменял цветную пластинку и комната стала синей, а после малиновой, даже привычный прыгающий солнечный зайчик «перекрасился» в волшебные цвета. А воспитательница рассказывает чудесную сказку, показывает слайды, диафильм - и страшно, и так интересно, что дух захватывает. Игры с тенью (на что похоже, у кого получится такая же собака?), мерцание зажженной свечи и наблюдение за «живым» огнем – разве это не способ научиться расслаблению, преодолеть страх темноты, учиться контролировать себя и управлять своими желаниями?!

Построение развивающего пространства в группе детского сада, использование игр и экспериментирования с различными материалами, музыкального и светового оформления, фитодизайна и аромотерапии; оборудование «домашнего уголка» в спальне, где каждый ребенок может приклеить у своей кроватки рисунки и фотографии близких, принести свою любимую игрушку и подушечку, с которой привык засыпать, позволяют сделать среду эмоционально комфортной, учитывающей возрастные особенности детей.

Яркость, необычность оборудования пространства, эмпатийное принятие, и вера в резервные возможности каждого ребенка, не только обеспечат детям успех в преодолении поведенческих и эмоциональных проблем, но и становятся действенным средством профилактики агрессивного поведения, страхов и тревожности.

3.4. Русские народные игры как средство профилактики поведенческих расстройств у детей 

 

Теоретическое обоснование программы: Социально-политические и социально-экономические преобразования, происходящие на рубеже XX-XXI веков в России, повлекли за собой и разрушительные последствия в социальной жизни общества: утрата духовной культуры, повышение уровня агрессии, увеличение преступлений направленных против личности. Педагоги и психологи отмечают рост нарушений в межличностных отношениях, что приводит к внутриличностным и межличностным конфликтам, к проявлениям деструктивной агрессивности. Беспокойство вызывает и возрастающее число агрессивных детей. В связи с этим встает вопрос о необходимости разработки коррекционных технологий для преодоления деструктивных тенденций в поведении подрастающего поколения.

Одним из методов, который может быть использован для развития коммуникативных способностей развития произвольности, профилактики  и коррекции агрессивного поведения у детей может быть игровой тренинг.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение у детей, выделяются следующие параметры [105]:

- недостаточное развитие коммуникативных навыков;

- неразвитость игровой деятельности;

- сниженную самооценку;

- нарушения в отношениях со сверстниками;

- сниженный уровень саморегуляции.

В настоящее время, когда отмечается разрушение ценностных основ духовной культуры, при нынешнем активном заимствовании традиций Запада, особенно актуальным становится вопрос об обращении к своему собственному духовному наследию и традициям русской национальной культуры в целом. Под влиянием навязывания Западных образцов мы забываем о том, насколько богата наша собственная народная культура, и насколько она важна в воспитании подрастающего поколения. Одна из главных проблем современного образования в том, что произошла утрата и девальвация социокультурных ценностных образцов, т.е. утрачены меры, по которым ребенок соизмеряет свои действия, поступки, желания, выстраивает свой путь в контексте базовых человеческих ценностей (Правды, Истины, Красоты, Добра).

У каждого народа есть свои обычаи и традиции, обряды и этикет, нормы и стандарты поведения. И как писал великий педагог К.Д. Ушинский своя система воспитания. «У каждого народа своя собственная национальная система воспитания, а потому, заимствование одним народом у другого воспитательных систем является невозможным» [114, с.256].

Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них отражается образ жизни людей, представление о чести, смелости, мужестве. Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Большой клад хранится в русских играх, забавах, которые, безусловно, несут в себе момент воспитания, развития, коррекции. Учитывая этот потенциал, нами была составлена программа тренинга для развития общения и корректирования агрессивного поведения у старших дошкольников «Русские забавы», основанный на содержательной подборке игр, хороводов, которые несут в себе развивающие, коррекционные и воспитывающие функции. Преимущества такого подхода обусловлены тем, что эти игры обращены к тем сторонам души ребенка, которая связана с родной культурой. Эти игры отражают «душевное устроение» народа и потому могут оказать особенно глубокое и внутренне непротиворечивое влияние нравственных оснований его деятельности и общения.

Рассматривая содержанию все народных игр, можно отметить, что эти игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. В правилах игры содержится большое воспитательное значение. Весь ход игры определяется правилами, которые регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, способствуют развитию произвольности. Игра оказывает влияние на физическое и психическое развитие детей. В игре от ребенка требуется внимание, выдержка, сообразительность, ловкость, слаженность действий, ответственность. В народных играх много юмора, шуток, задора. Играя, дети осваивают правила межличностного и межгруппового общения.

Отношение со сверстниками внутри сюжетно-ролевой и народной игры оказывают существенное влияние на становление личностных качеств ребенка, способствуют развитию таких из них как взаимопомощь, отзывчивость, сплоченность, эмпатия и т. д. Здесь складываются и реально проявляются усвоенные нормы и правила поведения, которые составляют нравственное развитие дошкольника, формируется умение общаться в коллективе сверстников. Народная игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающими сверстниками.

Задачи тренинга "Русские забавы"

1. Объединение участников группы, построение референтных отношений в группе, предупреждение конфликных ситуаций и агрессивности у детей.

2. Развитие саморефлексии, рефлексии, невербальных средств общения (мимики, жестов).

3. Развитие эмпатии, сопереживания другим, интереса к совместным играм, умения договариваться и решать спорные ситуации безконфликтно.

4. Развитие взаимопонимания, произвольности поведения, способности подчиняться правилам.

Одно занятие состоит из четырех игр. В зависимости от состояния детей и конкретных условий проведения занятия подбираются игры. Для успешного проведения занятия психолог должен предварительно подготовиться (изготовить подсобный материал, выучить слова песенок, стихов). Цикл засчитан на 1,5-2 месяца, по два занятия в неделю. Хорошо, если группа будет состоять из 10-12 человек.

Игры тренинга "Русские забавы"

(Составитель К. Ю. Гуляева).

Игровая.

Задачи: объединение участников группы; развитие эмпатии; развитие сотрудничества.

Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находиться ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

-У дядюшки Трифона было семеро детей, семеро сыновей.

Они не пили и не ели, друг на друга смотрели.

Разом делали как я!

При последних словах все начинают повторять жесты ведущего. Тот, кто повторил движения лучше всех, становиться ведущим.

Правило игры: при повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.

 

Пчелки и ласточка.

Задачи:развитие саморегуляции; подчинять дейсвия по правилам.

Играющие – пчелы – летают на полянке и напевают:

- Пчелки летают, медок собирают!

Зум, зум, зум! Зум, зум, зум!

Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит:

- Ласточка встанет, пчелку поймает.

С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется.

Правила игры: пчелам следует летать по всей площадке. Гнездо ласточки должно быть на возвышении.

 

3. Молчанка.

Задачи: развитие произвольности поведения; развитие саморегуляции;способность к самовыражению.

Перед началом игры все играющие произносят певалочку:

- Первенчики, червенчики, летали голубенчики

По свежей росе, по чужой полосе,

Там чашки, орешки, медок, сахарок –

Молчок!

Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами и потешками, шуточными стихотворениями. Если кто-то засмеется или скажет слово, он отдает ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песенки, читают стихи, танцуют, выполняют интересные движения. Разыгрывать фант можно и сразу, как проштрафился.

Правила игры: ведущему не разрешается дотрагиваться до играющих. Фанты у всех играющих должны быть разные.

 

Ляпка.

Задачи:развитие саморегуляции; действие по правилам;способность к установлению контакта.

Один из играющих водящий, его называют ляпкой. Водящий бегает за участниками игры, старается кого-то осалить, приговаривая:

- На тебе ляпку, отдай ее другому!

Новый водящий догоняет игроков и старается кому-то из них передать ляпку. Так играют в Вятке. А в смоленской области в этой игре ловящий ловит участников игры и у пойманного спрашивает: "У кого был?" – "У тетки". – "Что ел?" – "Клецки". – "Кому отдал?" Пойманный называет по имени одного из участников игры, и названный становиться водящим.

Правила игры: водящий не должен преследовать одного и того же игрока. Участники игры внимательно наблюдают за сменой водящего.

 

Заря.

Задачи:развитие сотрудничества;развитие саморегуляции; внимание к действиям другого;  развитие эмпатии.

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с лентой и говорит:

- Заря-зарница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Ленты голубые, кольца обвитые –

За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет на плечо одному из играющих, который, заметив это, берет ленту, и они быстро бегут в разные стороны по кругу. Тот, останется без места, становится зарей. Игра повторяется

Правила игры: бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту.

 

Почта.

Задачи: развитие произвольности поведения;развитие саморегуляции; развитие самовыражения; развитие эмпатии.

Игра начинается с переклички водящего с игроками:

- Динь, динь, динь!

- Кто там?

 - Почта!

- Откуда?

- Из города…

- А что в городе делают?

Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают и т. д. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий набирает пять фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети читают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего, и игра повторяется.

Правила игры: Задания могут придумывать и сами участники игры.

 

Змейка.

Задачи: развитие эмпатии; развитие самовыражения; развитие сотрудничества; умение чувствовать других.

Дети берут друг друга за руки, образуя цепь. Одного из крайних в цепи играющих выбирают ведущим. Он бежит, увлекая за собой всех участников игры, на бегу описывает разнообразные фигуры: по кругу. Делая резкие повороты, перепрыгивая через препятствия; водит цепь змейкой, закручивая ее вокруг крайнего игрока, затем ее развивает. Змейка останавливается, закручивается вокруг ведущего.

Правила игры: 1. Играющие должны крепко держать друг друга за руки, чтобы змейка не разорвалась. 2. Точно повторять движения ведущего. 3. Ведущему не разрешается бегать быстро.

Чтобы игра проходила веселее, надо учить детей придумывать интересные ситуации, например, ведущий называет по имени последнего играющего, названный ребенок и стоящий рядом с ним останавливаются, поднимают руки, и ведущий проводит змейку в ворота. Или: по сигналу ведущего дети разбегаются, затем восстанавливают змейку.

 

Челночок.

Задачи: умение чувствовать другого; развитие эмпатии.

Все участники игры встают парами лицом друг к другу и берутся за руки – это ворота. Дети из последней пары пробегают или проходят под воротами и встают впереди колонны, за ними бежит следующая пара. Игра заканчивается, когда все играющие пройдут под воротами.

Правила игры: 1. Пробежать или пройти нужно так, чтобы не задеть ворота. 2. Пробегая в ворота, дети держат друг друга за руки.

Ворота по высоте могут быть разными: дети могут поднимать руки и держать их на высоте плеч или на уровне пояса. Чем ниже ворота, тем труднее пробежать под ними. Более сложный вариант – когда дети, пробегая в ворота, проносят различные предметы, например, шарик в ложке, или покатывают рукой впереди себя большой мяч.

 

Салка.

Задачи:· действие по правилам;развитие саморегуляции.

Водящий бегает за детьми и, стараясь кого-то осалить, приговаривает: "Я осалил тебя, ты осаль другого!" Новый водящий, догоняя одного из играющих, повторяет слова.

Вариант. Водящий ловит кого-то и у пойманного спрашивает: "У кого был?" – "У тетки". – "Что ел?" – "Клецки". – "Кому отдал?" Пойманный называет по имени одного из участников игры, и названный становиться водящим. Игра повторяется.

Правила игры: 1. Водящий бежит только за одним из игроков. 2.Участники игры должны внимательно наблюдать за сменой водящего.

 

Стадо.

Задачи: развитие произвольности поведения;развитие саморегуляции;чувство взаимопомощи.

Играющие выбирают пастуха и волка, все остальные – овцы. Дом волка в середине площадки, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:

- Пастушок, пастушок, заиграй во рожок!

Травка мягкая, роса сладкая.

Гони стадо в поле, погулять на воле!

Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу пастуха овцы бегут в дом – на противоположную сторону площадки. Пастух встает на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.

Правила игры: 1. Во время перебежки овцам нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли. 2. Волк овец не лови, а салит рукой. 3. Пастух только заслоняет овец от волка, но не должен задерживать его рукой.

 

11.  Перебежки.

Задачи:  развитие саморегуляции; развитие интереса к совместным играм.

На противоположных сторонах площадки отмечают линиями два дома, расстояние между ними 10-20 метров. Участники игры делятся на две равные группы и занимают дома. В середине площадки стоит ведущий. Игрокам нужно из одного дома перейти в другой. Водящий их не пропускает, он старается осалить пробегающих. Осаленный выходит из игры. Побеждает та группа, в которой большее число игроков в конце игры.

 

12. Здравствуй, сосед!

Задачи:развитие сотрудничества; развитие саморегуляции;развитие эмпатии.

Играющие делятся на две равные группы и встают в два ряда лицом друг к другу на расстоянии вытянутых рук. Первые игроки – ведущие, они начинают игру: встают на одну ногу и скаут в направлении другой команды. Не останавливаясь, они обращаются к игроку: "Здравствуй, сосед!" Тот, к кому обращается, отвечает: "Здравствуй!" – и прыгает за ведущим. Игра заканчивается, когда все дети образуют одну цепь прыгающих за ведущими.

 

Фанты.

Задачи: развитиеинтереса к совместным играм;развитие самовыражения.

Ведущий обходит играющих и говорит:

- Нам прислали сто рублей.

Что хотите, то купите,

Черный, белый не берите,

Да и нет не говорите!

После этого он задает детям разные вопросы, а сам старается, что бы кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов: черный, белый, да, нет. Ведущий ведет примерно такой разговор: "Что продается в булочной?" – "Хлеб". – "Какой?" (Ответ). "А какой хлеб ты больше всего любишь: черный ил белый?" (Ответ). "Из какой муки пекут булки?" (Ответ). И т. д. Тот, кто произнес запрещенное слово, отдает ведущему фант. В конце игры, все, кто остался без фанта, выкупают его.

 

Веревочек.

Задачи: раазвитие способности подчиняться правилам;развитие сотрудничества.

Берут длинную веревку, концы ее связывают. Участники игры встают в круг, и берет веревку в руки. В середине стоит водящий. Он ходит по кругу и старается коснуться одного из играющих. Но дети внимательны, они опускают веревку и быстро прячут руки. Как только водящий отходит, он сразу же берут веревку. Кого водящий ударит по руке, тот идет водить.

Правила игры: 1. Играющие должны держать веревку двумя руками. 2. По ходу игры веревка не должна подать на землю.

Летит – не летит.

Задачи:объединение участников группы;действие по правилам;развитие интереса к совместной деятельности.

Игра проходит за столом. Играющие кладут на стол пальцы, ведущий называет птиц, зверей, насекомых и т.д. При названии летающего предмета все должны поднять пальцы вверх. Кто поднимает пальцы при названии нелетающего предмета или же не поднимет при названии летающего – платит фант.

Иногда играют так: все становятся в круг и при названии летающего предмета все игроки подпрыгивают. Если назван предмет, не летающий, все игроки стоят на месте.

Море волнуется.

Задачи: развитие произвольности поведения;умение чувствовать другого.

По числу играющих ставятся стулья в два ряда так, чтобы спинка одного стула соприкасалась со спинкой другого. Все участники игры садятся на стулья. Водящий говорит: "Море волнуется". Играющие встают и бегают вокруг стульев. "Море утихло", говорит водящий, и дети занимают свободные места. Кто-то останется без места, так как один стул занимает водящий. Тот, кто прозевал, идет водить.

Правила игры: 1. Играющим не размещается бегать близко около стульев. 2. Занимать свободное можно только после слов: "Море утихло".

Дятел.

Задачи: объединение, раскрепощение участников группы.

Дети собираются на площадке, выбирают водящего – дятла. Все встают в пары и образуют круг, дятел встает посередине. Играющие ходят по кругу, и все вместе говорят слова:

Ходит дятел у житницы *

Ищет зернышко пшеницы.

Дятел отвечает: "Мне не скучно одному, кого хочу, того возьму".

С этими словами он быстро берет за руку одного из играющих и встает в круг. Оставшийся без пары встает в середину круга, он дятел. Игра повторяется.

Солнце и месяц.

Задачи:развитие сотрудничества;развитие эмпатии.

Все дети собираются на площадке, выбирают двух ведущих. Те отходят в сторону и тихо, чтобы никто не слышал, сговариваются, кто из них будет месяц, а кто солнце.

Участники игры встают друг за другом, кладут руки на плечо впереди стоящего или берут его за пояс. Солнце и месяц подходят к играющим, берутся за руки и высоко их поднимают, получаются ворота. Играющие поют песенку:

Шла, шла тетеря, шла, шла рябая,

Шла она лугом, вела детей кругом

Старшего, меньшого, среднего большого.

С этой песенкой они проходят через ворота. Солнце и месяц останавливают последнего и тихо спрашивают: "К кому хочешь – к солнцу или месяцу?" Играющий также тихо отвечает, к кому он пойдет, и встает рядом или с солнцем или с месяцем. Игра продолжается. В конце игры нужно пересчитать, к кому перешло больше игроков.

 

Жмурки на местах.

Задачи: развитие произвольности поведения.

Жмурку ставят на середину игровой площадки, завязывают глаза, и он повертывается несколько раз вокруг себя. Играющие его спрашивают: "Где стоишь?" – "На мосту" – "Что продаешь - "квас" – "Ищи три года нас!" После слов участники расходятся по площадке, жмурка идет их искать.

Правила игры: дети пока их ищет жмурка, не сходят со своих мест, но они могут приседать, вставать на коленки или четвереньки. Найденный игрок становится жмурокй только в том случае, если водящий его узнает и назовет по имени.

Дед Сысой.

Задачи:развитие сотрудничества;развитие эмпатии;развитие невербальных средств общения;развитие самовыражения.

По жребию выбирают отгадчика – деда Сысоя. Остальные игроки отходят в сторону, договариваются, что будут ему показывать, как будут с ним объясняться. Затем все подходят к отгадчику, кланяются:

- Здравстуй, седой, дедушка Сысой!

Не тряси бородой, словно веничком,

Не стучи клюшечной, словно ступочкой.

А послушай, что мы скажем!

Да смотри, что мы покажем!

Заводила.

Задачи:развитие сотрудничества;развитие эмпатии;развитие умений соотносить свои действия согласно правилу игры.

Играющие образуют круг, став к центру. Водящий, выбранный по жребию, отходит в сторону, т.к. не должен видеть, кого выберут заводилой.

Задача заводилы – показать различные движения, которые должны тут же, не отставая от него повторять играющие: хлопать в ладоши, приседать, грозить кому-либо пальцем и т.д.

Водящего зовут в круг, и он начинает ходить внутри него, присматриваясь, кто же затевает каждый раз новое движение. После того как сменяться три движения, водящий должен угадать заводилу, но тот старается менять движения незаметно, выбирая момент, когда водящий смотрит не на него. Если водящий ошибочно назовет кого-либо заводилой, игра продолжается. Но после трех ошибок водящий уходит из круга, и в это время выбирают нового заводилу. Если водящий угадал заводилу, то меняется с ним местами.

Правило игры:водящему не разрешается долго смотреть, не отрываясь, на одного из игроков (предполагаемого заводилу), надо поворачиваться в разные стороны.

 

Круги.

Задачи: объединение, раскрепощение участников группы;развитие эмпатии; развитие сотрудничества.

По жребию выбирается водящий, ему завязывают глаза. Играющие, держась за руки, ходят вокруг стоящего посередине водящего, при этом приговаривают:

- Отгадай, чей голосок,

Становися во кружок

И скорей кого-нибудь

Своей палочкой коснись,

 Отвечай поскорей,

 Отгадать поторопись.

Затем, играющие останавливаются, а водящий ощупывает их головы. Тот, кого он верно назовет по имени, идет в круг, становиться водящим.

Правило игры: если водящий не смог угадать три раза, его сменяют новым водящим по жребию или по выбору.

 

Дрема.

Задачи:развитиеумений действовать по правилам;развитие сотрудничества;развитие эмпатии.

Считалкой выбирается водящий – "дрема". Он садиться на корточки в центре и закрывает глаза. Играющие, взявшись за руки, идут по кругу по часовой стрелке и приговаривают:

Сидит дрема, сидит дрема,

Сидит дрема со своей дремотой (2 раза).

"Дрема" должен исполнять все, что говорят играющие:

Встает дрема, встает дрема,

Встает дрема со своей дремотой (2раза).

"Дрема" встает, потягиваясь и зевая, начинает идти навстречу общему движению, не отрывая глаз:

Ходит дрема, ходит дрема,

Ходит дрема со своей дремотой (2раза)

Ловит дрема, ловит дрема

Ловит дрема со своей дремотой (2раза).

Как только произнеслось последнее слово, все игроки разбегаются по комнате, а "дрема" ловит их с закрытыми глазами. Если пойманный игрок назван правильно, он становиться "дремой", и игра продолжается.

Правила игры: 1. "дрема" не имеет права ловить ребят, пока не сказаны, последние слова приговори. 2. нельзя подглядывать, чтобы угадать пойманного игрока

 

В слепые Олены.

Задачи:развитие эмпатии;развитие взаимопонимания.

Жеребьевкой выбирается водящий, которому завязывают глаза. Это – "слепая Олена". Водящий встает лицом к стене, спиной к играющим. Рядом встает один из участников, а остальные расходиться по комнате. Оставшийся около "слеой Олены" вызывает одного из играющих, называя его каким-нибудь придуманным именем. Тот подходит к "слепой Олене" и слегка хлопает ее по спине. Стоящий рядом спрашивает "слепую Олену", кто ударил. Если "слепая Олена" отгадывает, ударивший становится водящим.

25. Жгуты (вариант).

Задачи: объединение участников группы.

Водящий, выбранный с помощью считалки, отворачивается от играющих, одну руку закладывает за спину ладонью вверх. Каждый из играющих ударяет его слегка пальцами по ладони. Если водящий отгадывает, кто ударил его по ладони, то ударивший становится водящим.

Узнай – кто.

Задачи:развитие эмпатии;развитие сотрудничества.

Водящий, выбранный считалкой, отходит в сторону и отворачивается от остальных. Один из играющих подкрадывается к нему сзади и закрывает глаза. Водящий должен на ощупь узнать, кто закрыл ему глаза, и назвать по имени.

Правило игры: водящий находиться в этой роли, пока не узнает кого-нибудь из играющих.

 

Молчаливое собрание.

Задачи:действие по правилам;развитие самовыражения;развитие взаимопонимания;развитие мимики, пантомимики.

Играющие усаживаются в круг. Каждый говорит соседу что-либо на ухо (например, "кошка" или стирать белье). Затем играющий встает и изображает мимикой и жестами сказанное ему соседом. Остальные должны угадывать. Засмеявшийся при этом платит фант.

 

В короли.

Задачи:действие по правилам;развитие самовыражения;развитие мимики, пантомимики.

Один из играющих по желанию или по жребию избирается королем или паном. Остальные участники – работники. Они сговариваются, на какую работу будут наниматься. Сговорившись, подходят к водящему и говорят: "Здравствуй, король!" – "Здравствуйте". – "Нужны вам работники?" – "Нужны". – "Какие?" Играющие знаками показывают какую-либо профессию. Король должен угадать, кого изображают работники. Если король правильно назвал профессию, работники убегают, а он должен их догонять. Если профессия названа неправильно, показывают второй, третий раз, пока король не догадается.

<



2019-12-29 239 Обсуждений (0)
Преодоление поведенческих нарушений  у детей через организацию развивающей среды. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Преодоление поведенческих нарушений  у детей через организацию развивающей среды.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (239)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)