Экспрессивная психомоторики в работе с проблемными детьми.
Особые коррекционные и развивающие возможности предоставляет специально организованная среда в спортивном зале для проведения практических занятий по психомоторике. В.В.Клименко (1996) писал, что «психомоторика – механизм развития не только тела, но и души, потому что координация движений – зеркало умственных процессов». Психолог-психомоторик из Италии, специалист по невербальным видам общения и телесной терапии, преподаватель Миланского Католического Государственного Университета, работавшая в Новосибирске в рамках программы «Темпус» Розальба Армандо, практический психолог Е.И.Карандашова [66] считают, что экспрессивная психомоторика предназначена для развития двигательной моторики, эмоциональный и познавательный сферы у детей дошкольного возраста, так как в это время ребенок еще не может сам производить коррекцию своего поведения; движение, голос, взгляд взрослого дают начало пути, который ведет ребенка к построению собственной идентичности. Такие занятия уже давно используются нами в организации психокоррекционной работы с детьми, имеющими те или иные поведенческие, эмоционально-личностные проблемы. Возрастной диапазон участников занятий психомоторной практикой 4 - 10 лет. Цель психомоторной практики – раскрытие экспрессивности ребенка, которая включает в себя моторные, аффективные и познавательные компоненты. Опираясь на экспрессивность ребенка, мы можем способствовать его развитию, то есть актуализировать его резервные возможности, как в моторной и эмоциональной сферах, так и в сфере развития его мыслительной деятельности. Спортивный зал общей и специальное оборудование позволяет создать различные виды развивающего пространства: - сенсомоторного пространство, используемое для движений, развития общей моторики, где ребенок получает возможность для развития вестибулярного аппарата, переживания ощущений равновесия и потери чувства равновесия, бега, лазания, прыжков с высоты, кувыркания и так далее., пространство для символической и сюжетно-ролевой игры и место отстранения. - Пространство для символической и сюжетно-ролевой игры, где ребенок сам или с помощью взрослого может организовать себе место, напоминающее ему дом, больницу, пожарную часть и т.д., развернуть игру, проживая различные чувства: радость, тревогу, гнев, сопереживание; строить отношения с другими детьми и взрослым. - Место отстранения, конструктивной деятельности, где есть жесткие предметы: деревянные конструкторы, доски, мелкие игрушки (куклы, фигурки животных, доски или листы бумаги, на которой можно рисовать). Кроме этих, основных, возможна организация других пространств: шумового, в котором ребенок взаимодействует с ударными и музыкальными инструментами; пространства для продуктивных видов деятельности – лепки, рисования, аппликации, плетения; пространства для подвижных и спортивных игр: различных видов игр с мячом, телом (борьба, бокс, фехтование), начальное и конечное пространства – для отстранения от тех эмоций, видов деятельности, которыми были заняты дети до этого, переключения их на другой вид деятельности (как правило, недалеко от входной двери в зал, условно обозначенное ковром, половым покрытием). Они организуются на короткий промежуток времени в начале и конце занятия. Наиболее часто в работе с агрессивными детьми, по инициативе самих детей, применялись игры типа - «Бокс», «Фехтование», «Борьба», направлены на «выведение во вне» агрессивных импульсов, снятие мышечной и психо-эмоциональной напряженности, служащие средством переформирования этих проявлений в чувство удовлетворения, радости. Их проводят по типу соревнований, заранее оговаривая правила (не бить по лицу, отпустить при первой просьбе, начинать и заканчивать борьбу по условному сигналу и т.д.). Так дается возможность в ходе регламентированной игры не только отреагировать свои чувства, но и учиться сдерживать их, ориентируясь на правила. Игры «Стена» и «Колонна» пользовались большой популярностью у расторможенных, гипервозбудимых детей, так как помогают снять эмоциональную напряженность, выработать терпение, умение ждать, ограничивать свою импульсивность, умение работать по сигналу, соблюдать правила. Эти игры можно проводить прежде чем дети заходят в игровое пространство зала. Им предлагается повалить «стену» из поднятых матов, которые удерживают взрослые. Только сначала нужно договориться чем будем стараться повалить маты – руками? спиной? боком? На счет «Раз, два, три!» все вместе… Так три - четыре «захода, чередуя нападение и отступление, подготовку, смену способа действия, пока есть силы удерживать маты у взрослых и желание играть у детей. Эти приемы и их модификации можно использовать в ходе занятия, когда наблюдается сильное эмоциональное возбуждение детей. На первых занятиях у малышей были очень популярны игры с матерчатым туннелем – они пролазают по нему туда и обратно бессчетное количество раз, смеясь, толкаясь, демонстрируя самые разнообразные способы прохождения туннеля – ползали на животе вперед головой, на спине вперед ногами, на корточках сильно согнувшись. Кто-то с большой осторожностью, после нескольких заходов, а кто-то получая удовольствие от сидения внутри туннеля. Игра с туннелем служила преодолению чувства страха перед замкнутым пространством или темным помещением, неизвестностью, новым объектом. Способствовали развитию уверенности в себе, разрешению внутреннего конфликта «могу – не могу», преодолению себя. А, может быть, давали возможность детям преодолеть первичные, пренатальные страхи темноты и замкнутого пространства связанные с рождением… Длительным увлечением на первых занятиях были игры с матрацами и покрывалами – дети просили «зарыть» их и с восторгом выбирались, устраивая настоящую борьбу со взрослым, пытаясь и его закидать матрацами. Борьба подушками вызвала бурю эмоций и восторга у детей! Интересно, что некоторые малообщительные, излишни тревожные дети предпочитали долго оставаться под слоем матрасиков, они лежали, то затаившись, как мышата, то смеясь и бросая взгляд на взрослого. Выбираясь, они вновь и вновь пытались воспроизвести ситуацию, «сообщая» ведущему о своем желании спрятаться еще. С этого момента пошли первые игры, дающие возможность зрительного и эмоционального контакта, до этого избегающими всякого общения со взрослым. Нравилась детям ига, позволяющая преодолеть чувство страха, связанная с прыжками на маты с высоко поднятой горки-лесенки. Мальчики Максим С. И Денис П. открыли для нас и для себя эту игру– они забирались под самый потолок и прыгали в низ на маты, радостно смеясь, когда взрослый накрывал их матрацем. Максим кричал: «Зеленый крокодил Максимку проглотил! Зеленый крокодил - Максимкин, а красный – Дениса!» (матрацы обшиты красной и зеленой тканью). К слову сказать оба, эти ребенка страдали аутистическими проявлениями, связанными с агрессивным отвержением окружающего мира, а тот кто работал с аутичными детьми знает, какой это скачок, прогресс в развитии, когда ребенок становится способным не только обращаться ко взрослому, но и взаимодействовать без агрессии со своими сверстниками, выйти на уровень символизма, приняв игровую ситуацию, словесно отдавая инструкцию взрослому. Трехлетняя Сонечка с задержкой развития, очень тревожная и неуверенная в себе (родителей нет, ее воспитывает прабабушка), на первых занятиях не отходила от взрослого, призывая завернуть ее в покрывало и покачать, взять на руки. После ряда занятий, вероятно, получив необходимую порцию любви и поддержки, стала произносить первые слова и играть в дом, где ее ровесник Алеша А. был «сыном». Заботливая «мама»: сама «строила» дом, накрывая лесенку покрывалами, собирала «яблоки»- мячики, укладывала своего сыночка спать и даже пыталась петь ему колыбельную песенку, как до этого ей пел психолог. Та менее чем за полгода занятий психомоторикой произошла трансформация зависимого, испуганного ребенка в человека, способного организовывать пространство по своему желании, заботиться о других. Шум, крик, оглушительный визг детей на начальном этапе даже у привыкших к ко всему педагогов вызывал недоумение. Тихий, нерешительный, очень тревожный Никита (4, 5 года, явления дезадаптации повышенная тревожность, неуверенность, негативизм и «букет» страхов) вдруг стал на редкость громкоголосым, превратясь в настоящего «агрессора» – он бегал за кем-нибудь из взрослых и кидал мячи – снаряды. Очень ласковый, послушный и спокойный Вовочка (6 лет, тяжелая задержка развития, серьезное психомоторное отставание, конфликтность, протестное поведение и негативизм) превратился в «страшного зверя» и, «потеряв дар человеческой речи», прыгал на четвереньках, угрожая всем вокруг. Так, происходила эмоциональная разрядка, и на последующих занятиях стало тише, часто – это была очень спокойная, «рабочая» обстановка, когда каждый занимался своим делом – строил дом, сооружал крепость, переоборудовал моторное пространство, организовывали общие игры в «Злого волка», «Путешествие». Психомоторные пробы, проведенные в конце цикла занятий, дали возможность увидеть положительную динамику развития не только моторных и координационных навыков, дети стали более свободно выражать свои чувства, приобрели навыки конструктивного решения конфликтных ситуаций, стали менее тревожны, раздражительны. Совершенствовались речевые и коммуникативные навыки, игровая деятельность и возможности творческого самовыражения. Выводы · В психологической литературе существует разделение понятий: агрессия, агрессивность, агрессивное поведение. Агрессия – готовность к агрессивным действиям; агрессивность – качество личности; агрессивное поведение – специфические действия, сопровождаемые нанесением физического или психического вреда. · Агрессивность, как качество личности является неотъемлемой динамической характеристикой активности и адаптивности человека. В "норме" она может оказываться качеством социально приемлемым и даже необходимым. Но ее чрезмерное или недостаточное проявление может иметь отрицательные последствия. Агрессивное поведение может быть рассмотрено, как одна из форм расстройства поведения. Это проявляет себя в разных видах девиаций, психопатиях. · На сегодняшний момент в психологии разработано достаточное количество психодиагностических методик: вербальных и проективных, которые позволяют выявить агрессивные тенденции. · В зависимости от взглядов на природу агрессивного поведения, которых придерживается исследователь, различные авторы предлагают собственные системы по профилактике и коррекции агрессивного поведения. Многие техники работы по высвобождению агрессивности и изменению негативных поведенческих реакций должны проводиться специалистами: психотерапевтами, психологами. · Предложенные в пособие методы и приемы организации сопровождения развития детей с поведенческими проблемами могут быть рекомендованы психолога, социальным педагогам, воспитателям и учителям, работающим как в общеобразовательных так и в специализированных учреждениях.
Заключение Поведенческие расстройства, проявление агрессии в детских и учебных заведениях является проблемой, которая все больше волнует педагогов и родителей. Появление большого количества литературы отечественных и зарубежных психологов по проблемам поведенческих расстройств, агрессивности и способам профилактики, коррекции этих состояний определяется нарастающим вниманием к ней со стороны исследователей самых разных специальностей – психологов, социологов, отражая тем самым социальные запросы общества, испытывающего на себе возросшее воздействие насилия и жестокости. Предложенные в пособии методы диагностики агрессивных тенденций и поведенческих расстройств у детей, подростков и взрослых помогут своевременно выявить проблему и понять причины ее возникновения. Однако, на наш взгляд, гораздо легче предупредить проблему возникновения расстройств поведения у детей и подростков, чем работать с уже сформированными и устойчивыми агрессивными тенденциями, защитной агрессией и оппозиционно-вызывающими расстройствами с началом в детском и подростковом возрасте. Этому будут способствовать приведенные в пособии тренинги оптимизации детско-родительских отношений «Школа общения с ребенком», разработанные и апробированные многолетней практической деятельностью авторов; социально-психологический тренинг предупреждения тревожности и «синдрома психологического выгорания» у педагогов, а так же традиционные народные игры с детьми «Русские забавы», средства психогимнастики, игровой терапии, изобразительной деятельности и музыки, так же успешно применяющиеся в практической деятельности психологов и педагогов. Предложенные упражнения для коррекции агрессивности, занятия экспрессивной психомоторикой мы рекомендуем проводить только опытным специально подготовленным психологам и психотерапевтам, так как они ориентированны на отреагирование глубинных чувств и могут вызвать непредсказуемые эффекты, требовать дальнейшей психотерапевтической помощи. Подводя итоги вышеизложенному, еще раз хотелось бы отметить, что только системный подход к проблеме предупреждения и коррекции поведенческих расстройств и агрессии у детей и подростков может оказаться действенным средством помощи этой категории детей. Система психологической помощи должна включать в себя целенаправленное воздействие на все социально-значимое окружение ребенка, включая родителей, педагогов. Материалы пособия могут быть использованы при подготовке студентов психолого-педагогических факультетов Вузов, организации психологического сопровождения развития детей с отклоняющимся развитием, рекомендованы для практического использования практическим психологам, педагогам общего типа школ, педагогам-дефектологам и психологам специальных (коррекционных) школ, социальным работникам, родителям детей, имеющим трудности в поведении.
Список литературы : 1. Агавелян Р.О. Социально-перцептивные особенности личности педагога специальной школы в профессиональной деятельности: Монографическое исследование. - Новосибирск, 1999. - 408с. 2. Адлер А. Понять природу человека. - СПб., 2000. - 256с. 3. Алфимова М.В., Трубников В.И. Психогенетика агрессивности//Вопросы психологии 2000. - №6. - С.112-121. 4. Аммон Г. Психосоматическая терапия. - СПб., 2000.- 238с. 5. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. - М., 1980. 6. Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. - М., Наука, 1991.– 248с. 7. Антонян Ю.М. Преступная жестокость, М., 1994. - 216с. 8. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн.1/Пер. с англ. - М., 1982. 9. Артюхова Т.Ю. Психологические механизмы коррекции состояний тревожности личности: Дис. ... канд. психол. наук. Новосибирск, 2000. - 197с. 10.Аувяэрт Л.И. Роль семьи и сверстников в правовой социализации несовершеннолетних: Автореф. дис. ... канд. психол. наук, М., 1982. - 19с. 11.Бандура А. Теория социального научения. – Спб., 2000. – 320 с. 12.Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. Пер. с англ., - М., 1999. – 512 с. 13.Барднер Г., Ромазан И., Чередникова Т. «Я хочу!» Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей//Практическая детская психология. - М.,1993. - 90с. 14.Бейч Д. Р., Гольдберг Г. Творческая агрессия, 1974 (Пер. ГПНТБ СО АН СССР, в 2х ч.). 15.Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М., 1993. - 199с. 16.Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству: Метод. рек. для родителей и воспитателей дошк. учреждений, учителей нач. школы. - Новосибирск, НГПИ. - 1993. - 62с. 17.Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. - СПб., 2001- 512с. 18.Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1995. - 328с. 19.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. - 464с. 20.Большунов А.Я, Большунова Н.Я. Условия формирования детского сообщества как базиса детской культуры и развития индивидуальности дошкольника//Личность и деятельность: Тезисы докладов Сибирской научной конференции. - Новосибирск, 1995. С.42-44. 21.Большунова Н.Я. Организация дошкольников в форме игры средствами сказки: Учебное пособие. – Новосибирск: Изд-во НГПУ 2000 – 372с. 22.Братусь Б. С. Аномалии личности. - М., 1988. - 301с. 23.Братусь Б. С. Опыт обоснования гуманитарной психологии//Вопросы психологии. - 1990. - №6. 24.Бурлачук А.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 1999. – 528с. 25.Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия – СПб., 1997 – 336с. 26.Бютнер К. Жить с агрессивными детьми: Пер. с нем. - М., 1991. - 144с. 27.Вагенас Э. Динамика агрессивности у дошкольников в условиях разных стилей воспитания: Автореф. дис. ... канд. психол. наук, М., 1995. - 18с. 28.Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. - М., 1993. - 224с. 29.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. - М., 1981-1986. 30.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 1995. - 240с. 31.Детские народные подвижные игры: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей/Сост. А.В. Кениман, Т.И. Осокина. – М., 1995. – 224с. 32.Диагностика и коррекция социальной дезадоптации подростков. - М., 1999. - 184с. 33.Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога: Сб. научн. трудов., М., 1987. - 178с. 34.Дубинко Н.А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте//Вопросы психологии 2000. - №1. С.53-57. 35.Егошкин Ю.В. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд. психол. наук, М., 1995. - 17с. 36.Еникеев М.И., Кочетков О.Л. Общая, социальная и юридическая психология. Краткий энциклопедический словарь. - М., 1997. – С.5-6; 146; 217. 37.Ениколопов С.Н. Агрессивность как специфическая форма активности и возможности ее исследования на контингенте преступников// Психологическое изучение личности преступника, М., 1976. С.83-114. 38.Ениколопов С.Н. Некоторые результаты исследования агрессии//Личность преступника как объект психологического исследования. Сб. научн. тр. - М., 1979. – С.100–109. 39.Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. - М.,1998. - 176с. 40.Жарова М.Н. Проблема агрессивности в контексте идей философской антропологии: Автореф. дис. ... канд. филос. наук, Ростов – н/Д, 2001. – 30с. 41.Завражин С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте//Вопросы психологии 1993. - №5. - С.43-49. 42.Запорожец А.В. Основные проблемы онтогенеза психики: Избр. Психологические труды: В 2 т. - М., 1986. 43.Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. - М., 1982. - 216с. 44.Зейгарник Б.В. Патопсихология/Под ред. А.С. Спиваковской. - М., 2000. - 576с. 45.Зогрофова Й. Проблемы агрессивности человека. (Реферат). - М., 1990. - 22с. 46.Изард К. Психология эмоций/Пер. с англ. – Спб., 2000. – 464с. 47.Илешева Р.Г. Нарушения поведения у детей и подростков. – Алма-Ата, 1990. – 160с. 48. Иовчук Н.М. Детско-подростковые психичекие рассторойства. –М., 2002- 80с. 49.Ковалев П. А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: Автореф. дис. ... канд. психол. наук, СПб., 1996. - 18с. 50.Королеко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия, М.: «Акадимический проект», Екатиринбург «Деловая книга», 2000. - 460с. 51.Корытченкова Н.И. Влияние стилей семейных отношений на агрессивность личности ребенка: Дис. ... канд. психол. наук. Новосибирск, 2000. - 197с. 52.Кудрявцев И.А., Ратинова Н.А. Криминальная агрессия. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2000. - 192с. 53.Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. М., 1988. - 168с. 54.Левис Ш. Стресс и ребенок. - СПб., 1996. - 208с. 55.Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии//Вопросы психологии. – 1972. - №6. - С.168-173. 56.Лендрет Л.Г. Игровая терапия: искусство отношений. Пер. с англ. – М., 1994. – 360с. 57.Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. - Киев, 1981, - 392с. 58.Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. - М., 1983. 59.Леонтьев В.Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования. - Новосибирск, 2002. - 264с. 60.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986. - 144с. 61.Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет. сада. – М., 1986 – 79с. 62.Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М., 1999. - 416с. 63.Лоренц К. Агрессия. - М., 1994. – 272с. 64.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб., 2001.- 190с. 65.Майерс Д. Социальная психология. Пер. с англ. - СПб., 1999. - 416с. 66.Методика психомоторной практики. Учебное пособие. Состав. Карандашова Е.И. - Бердск, 1998. – 33с. 67.Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. - М., 1998. - 592с. 68.Миронова М.Н. Попытка целостного подхода к построению модели личности учителя//Вопросы психологии. - 1998. - №1. - С.44-53. 69.Мирский Э.М. О предмете междисциплинарного исследования//Системные исследования: Ежегодник. - М., 1980. - С.70. 70.Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое сопровождение, диагностика, коррекция. - М., 2001. - 192с. 71.Михайлова О.Ю. Криминальная сексуальная агрессия: теоретико-методологический подход. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. Ун-та, 2000. - 150с. 72.МКБ-10: Международная классификация психических заболеваний и поведенческих расстройств. Указание по диагностике/Под ред. С.Ю. Циркина. - СПб., 1994. 73.Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: Эмоциональный и кризисный механизм. СПб., 1999. - 128с. 74.Незнанов В.Г. Клинико-психопатологическая характеристика, прогнозирование и психофармакологическая коррекция агрессивного поведения у больных психическими заболеваниями: Автор. дис. … доктора мед. наук, - СПб., 1994 – 38с. 75.Ниссен Г. Агрессивность и аутоагрессивность у детей и подростков//Социальная и клиническая психиатрия 1992. - Т. 2, №4. С.13-20. 76.Овчарова Р.В. Технологии практического психолога в образовании. - М., 2001. - 448с. 77.Осипова Н.Н. Характеристика агрессивности у деликвентных подростков: Автор. дис. … канд. мед. наук, - М., 1999 – 24с. 78.Основы психологии. Практикум//Под ред. Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д., 1995. - 576. 79.Отклоняющееся поведение молодежи. Краткий словарь-справочник/Под общ. ред. В.А. Попова, Владимир, 1994. С.7-8. 80.Паренс Г. Агрессия наших детей. Пер. с анг.: М., 1997. - 160с. 81.Петров В.Г. Психологические особенности агрессивного поведения и пути его коррекции: Авореф. ... канд. психол. наук, Иркутск, 1999. - 24с. 82.Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Осенние праздники, игры и забавы для детей. – М., 1999. – 128с. 83.Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Зимние праздники, игры и забавы для детей. – М., 2000. – 128с. 84.Пошивалов В.П. Экспериментальная психофармакология агрессивного поведения. - Л., Изд-во "Наука", 1986 – 176с. 85.Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. - М., 1993. 86.Психология. Словарь. - М., 1990.- С. 9-10. 87.Ратинов А.Р., Ситковская О.Д. Насилие, агрессия, жестокость, как объекты криминально-психологического исследования//Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование. Сб. науч. трудов. – М., 1989. С.4-15. 88.Раттер М. Помощь трудным детям. Пер с англ. - М., 1999. - 240с. 89.Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности//Психологический журнал, - 1996. - Т.16. - №5. - С.3-18. 90.Реан А.А. Психология изучения личности. – СПб., 1999. - С. 216 – 251. 91.Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учеб. Пособие. - СПб., 2001. - 224с. 92.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие. - М., 1995. - 529с. 93.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2х т. М., 1989. 94.Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль//Вопросы психологии 1992. - №5-6. С.35-40. 95.Румянцева Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке. – М.: Университетское, 1991. – 150с. 96.Румянцева Т.Г. Критический анализ концепции «человеческой агрессивности». - Мн.: Изд-во БГУ, 1982. - 128с. 97.Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии//Вопросы психологии 1991а. - №1.- С.81-87. 98.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М. - 1995. 99.Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М., 1993. - 138с. 100.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога.- М. 2001. -208с. 101.Семенюк Л.М Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. Москва – Воронеж, 1996. 102.Скрипник Т.В. Психологические средства антиципирующей коррекции отклоняющегося поведения личности: Дис. ... канд. психол. наук. Омск, 2000. - 182с. 103.Славина Л.С. Дети с аффективным поведением, М., 1966. - 152с. 104.Словарь психиатрических и относящихся к психическому здоровью терминов, Т.1. – Изд-во ВОЗ, Женева, 1991. - С.59; 78. 105.Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности//Вопросы психологии 2002.- №1. - С.17-26. 106.Собчик Л.Н. Стандартизированный метод исследования личности СМИЛ. - СПб., 2000. - 219с. 107.Соколова Е.В. Отклоняющееся развитие: причины, факторы, условия преодоления. - Новосибирск, 2003 - 288с. 108. Соколова Е.В. Технология оптимизации детско-родительских отношений как средство преодоления эмоционально-личностных проблем у детей. – Бердск, 1997. – 37с.. 109.Соколова Е.В. Психологические условия оптимизации психического развития в дизонтогенезе. Дисс.на соис. ….канд. психол. наук, Н. -2000. -235с. 110.Соловьева С.Л. Агрессивность как свойство личности в норме и в патологии: Автор. дис. … доктора псих. наук, - СПб., 1996 – 42с. 111.Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие/Под. ред. проф. В.А. Лабунской. - М.,1999. - 397с. 112.Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста - СПб., 1999. - С.10; 41; 42; 108. 113.Тест "Рука". Руководство. - Ярославль, 1994 – 40с. 114.Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании/Педагогические сочинения. Т. 1. М., 1998. - С.194-256. 115.Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. - М., 1994. - 192с. 116.Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990. - 367с. 117.Франк С.Л. Смысл жизни//Вопросы психологии. - 1990. - №6. - С. 68-132. 118.Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. Пер. с англ. - М., В 2х т. 1999. 119.Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. - М., 1992. - С.201-255. 120.Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 1998. – 672с. 121.Фурманов И.А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция. - Минск, 1996 – 180с. 122.Хеккаузен Х. Мотивация и деятельность. – М., Т. 1, 1986. – 408с. 123.Хлыстова Н.М. О природе негативных образований личности: Сб. науч. тр. Ч.1. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998. - С.75-81. 124.Холличер В. Человек и агрессия. М., 1975 - 132с. 125.Хорошко В.К. Самоубийство детей//Российский психиатрический журнал.- 1998. - №3. - С.70-80. 126.Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. - М.,1993. - 93с. 127.Чеховская М.В. Клиническая характеристика психических нарушений у лиц с гетероагрессивным поведением: Автореф. дис. ... канд. мед. наук, Томск, 1997. - 24с. 128.Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность. - Ярославль, 2001. - 160с. 129.Чистякова М.И. Психогимнастика. - М.,1990. - 128с. 130.Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М.,1994. - 239с. 131.Эльконин Д.Б. Детская психология. - М., 1960. - 328с. 132.Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.- 304с. 133.Эриксон Э. Детство и общество. - Обнинск,1993. - 55с. 134.Юнг К.Г. Конфликты детской души. – М., 1994. - 336с. 135.Buss A. H. The psychology of aggression. N.Y., 1961. 136.Kosewski M. Agresywni przesetepcy. Warszawa, Wiedsa Powszechna, 1977, s.196. Приложение № 1. Темы и краткое содержание групповых консультаций для родителей.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (219)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |