Проблемы постановки целей ЭП (основополагающие требования):
1. цели должны быть количественно и качественно определены; формирование конкретной цели – важная проблема 2. на одном уровне не должны формулироваться противоречивые цели (напр, эк рост и стабильность цен). Метод волнообразного маневрирования: если сформированы противоречивые цели, то проставляется приоритетность (очередность) 3. практическая реализация целей ЭП показала, что достижение одной цели может тормозить решение другой цели или сделать ее реализацию невозможной => снижается эффективность ЭП 4. государство, являясь монополистом, имеет свою собственную систему целей, отличающуюся от целей э-мики. Т.е. существуют формально озвученные цели (переход к рынку) и реально достигаемые (переход гос собственности в частную) 5. правительство должно иметь столько средств ЭП, сколько у нее целей, т.е. нельзя ставить недостижимые цели 6. осуществляя выбор целей, необходимо спрогнозировать, невыполнение какой из них представляет собой наибольшую опасность. «Дерево целей»: есть ствол (генеральная цель), от него отходят ветки: главные – у корней, чем тоньше – тем менее значимы, листочки – задачи. Пирамида целей: 3 уровня целей: I. Уровень глобальных целей ЭП (стратегия развития государства: достижение максимального благосостояния граждан) II. Уровень главных целей. Здесь расположены функции государства: эк свобода, правопорядок, безопасность. III. Уровень прикладных конкретных целей (они должны соответствовать принятому стратегическому курсу): - эк рост. Индикатор – темп роста ВВП (для стабильного эк роста: 1-2%). Существует 3 основных подхода: 1) высокие темпы эк роста (в условиях преобразований) 2) стабильные темпы эк роста (в промышленно-развитых государствах) 3) нулевой эк рост (когда государство ставит иные задачи, напр, экологическую безопасность) - стабильность цен – связана с обеспечением финансовой стабильности, прежде всего, борьба с инфляцией. Индикатор – индекс цен (1-2%) - полная занятость – связана с существованием определенного уровня безработицы. Индикатор – уровень безработицы (1-2%) - внешнеэ-мическая стабильность – связана с положительным сальдо торгового баланса. Индикатор – 1-2% от ВНП. Другой подход: в 70е гг появляется концепция «магического треугольника целей ЭП». Это цели, которые обеспечивают внутреннюю стабильность: эк рост, полная занятость, стабильность цен. Затем они стали считать, что необходимо достигать не только цели внутренней стабильности, но и общие цели => «магический треугольник» становится «магическим четырехугольником»: к трем целям добавляется четвертая – внешнеэ-мическая стабильность. Затем было принято решение, что каждой стране необходимо принимать собственные решения, нужно провести анализ конкретной ситуации и уже потом разрабатывать цели, инструменты,… => уже в конце 90х гг сложно рассмотреть какую-то одну концепцию. Система хозяйствования изменяется, т.к. основной целью стал эк рост. «Стратегия устойчивого развития»: нужно всем миром перейти с индустриальной ступени (главная цель – эк рост) на постиндустриальную (главная цель – безопасность: соц, эк, экологическая, информационная,…). Было принято новое направление в ЭП – устойчивое развитие. «Магический четырехугольник» становится «магическим многоугольником»: на первый план выходят цели, обеспечивающие безопасность (в т.ч. безопасность жизни человека) Механизм принятия э-мических и политических решений Теория общественного выбора (ТОВ) На процесс принятия эк и полит решений оказывают влияние политические ф-ры, но сама политика не вершится вне э-мики. Решения, принимаемые крупными политиками, базируются не столько на общественных и э-мических, сколько на личных интересах тех, кто их принимает. В политике и э-мике имеет место «Большая игра». Понятие государства он заменяет понятием «политический предприниматель». Главный критик теории – э-микс. Она не до конца признана, т.к. неверна точка отсчета => выводы тоже неправильны. Составные части теории: 1. Теория бюрократии – оценка деятельности гос служащих. Главные вопросы: - Какие ф-ры определяют благосостояние чиновников? Ф-ры: уровень оплаты (зависит от набора функций, которые выполняет чиновник; чем больше функций, тем больше оплата => главное – максимум функций, максимум престижа и власти). Задача: увеличить масштабы контролируемых ресурсов => расширение полномочий => резкий рост бюрократического аппарата. - В каких ограничениях приходится действовать чиновникам? Бюрократ действует в системе, является ее элементом => один чиновник ничего не может изменить => необходимы реформы ГУ. Президент принимает решения, бюрократия их осуществляет (тогда, когда это выгодно чиновникам; если же это ущемляет их эк интересы, бюрократический аппарат будет тормозить реформы). 2. Теория погони за рентой. Отдельные эк группы получают исключительные преимущества с помощью государства. Смысл погони за рентой – поставить принуждающую силу государства на службу конкретных частных интересов, т.к. государство может ограничить доступ части продавцов или покупателей на тот или иной рынок, установить таможенные пошлины, преимущества в кредитовании, налоговые льготы,… => происходит перераспределение ресурсов с использованием гласных полномочий, где государство вмешивается в механизм конкуренции. Т.о., теория пытается показать в действии механизм коррупции. 3. Теория политического делового цикла – политики, которые находятся на выборных должностях, с одной стороны - заинтересованы, чтобы выборы проходили в растущей фазе (эк подъем), с другой стороны – они сами формируют эту фазу, повышая пенсии, стипендии, min з/п,… После выборов соц-эк ситуация ухудшается, растет уровень инфляции. Реалистическая модель ГР. Бизнес не всегда отвергает ГР, а наоборот, стремится к такому ГР, которое защищает его интересы. Начало теории: основа основ вмешательства – лоббирование частных интересов. Решения внешне рассматриваются как блага всего общества. А на самом деле появляется феномен политического парадокса:: регулируемые управляют управляющими. Основные выводы, которые были сделаны, т.е. выходы из парадокса «невидимой руки правительства»: 1. Не все виды регулирования поддерживают производителей в ущерб потребителям 2. В конституции государства необходимо поставить барьеры для принятия лоббируемых решений. Т.е. нужно наделить лидера особенными полномочиями по установлению контрольных мер в случае принятия протекционистских решений. 3. Необходим плюрализм и демократия, т.к. в таких условиях «невидимая рука» исчезает. 4. Предлагается определить контуры ГР в виде гражданского договора (только по поводу управления товарами и услугами)
8 Спрос (“D”) показывает количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по каждой из предложенных на рынке цен. На динамику спроса оказывают влияние ценовые и неценовые ф-ры: 1. Цена данного товара (Р); 2. Цены других товаров (субститутов и комплиментов) (Рs, Рc); 3. Текущие доходы потребителей (V); 4. Вкусы и предпочтения потребителей (Z); 5. Объективные (внешние) условия потребления (N); 6. Ожидания потребителей (Е). 7. Зависимость “Д” от указанных ф-ров называется функцией спроса Кривая спроса показывает зависимость между рыночной ценой и величиной спроса на данный товар. З-н спроса – это з-н зависимости величины спроса от уровня цен: чем ниже цена товара, тем большее его количество будет куплено, и наоборот. Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами: снижение цены увеличивает число покупателей, расширяет их покупательную способность, делает выгодным приобретение дополнительных единиц подешевевшего товара. Действие ценовых ф-ров приводит к изменению величины спроса, передвигая его в другие точки по постоянной кривой спроса. Действие неценовых ф-ров приводит к изменению в спросе (функции спроса) и выражается в смещении кривой спроса вправо (если он растет) и влево (если он падает). Взаимосвязь “Р” и “Д” можно рассмотреть и в обратном направлении: Р = f(Q) – это обратная функция спроса. Э-мический смысл обратной функции спроса: большее количество товара может быть продано только по более низкой цене. Предложение (“S”) – то количество товаров, которое продавцы готовы представить к продаже по данной цене в данное время. Условия, при которых формируется объем предложения называется ф-рами предложения. Ф-ры предложения : 1. Цена данного товара (Р); 2. Цены на другие товары – комплименты (РC) и субституты (РS); 3. Издержки производства и уровень технологий (С); 4. Налоги и субсидии (Т); 5. Объективные (внешние) условия производства (N); 6. Ожидания производителей (Е). Функция предложения отражает зависимость величины “S” от ф-ров, его определяющих: Кривая предложения – графическое изображение зависимости между ценой товара и величиной предложения товаров на рынке. Движение вдоль кривой предложения есть изменение величины предложения при изменении цены. З-н предложения – при высоких ценах товаров предлагается больше, чем при низких. Реакция предложения на цену объясняется тем, что: 1) фирмы, занятые в отрасли, при повышении цены задействуют резервные или быстро вводимые новые мощности, что приводит к увеличению предложения; 2) в случае устойчивого повышения цены в эту отрасль устремляются другие производители, что еще больше увеличивает пр-во и предложение товара. Изменение в предложении означает, что кривая предложения сместилась в какую-то сторону в результате действия неценовых ф-ров.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (244)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |