Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организацию общественного производства рассматривают в двух аспектах.



2019-12-29 212 Обсуждений (0)
Организацию общественного производства рассматривают в двух аспектах. 0.00 из 5.00 0 оценок




Неэ-мический - между затратами и ре­зультатами существует только технологическая связь, т. е. затраты осуществляются ради получения результата (конкретного товара).

Э-мический затраты сопоставляются с результатами: не­обходимо произвести максимум результата с минимальными затра­тами. Эффективное общественное пр-во предполагает взаимосвязь: максимум результата - минимальные за­траты - реальные потребности людей

Потребность - это внутреннее состояние человека, обуслов­ленное необходимостью создания условий для существования и жизнедеятельности людей (Маслоу, физиологические, потребность в безопасности, потребность в соц. контактах, потребность в уважении, потребность в саморазвитии; от низшего к высшему). Потребности обгоняют пр-во, что дает стимул э-мическому развитию.

З-Н ЭНГЕЛЯ: по мере роста благосостояния населения относительно меньше расходуется средств на приобретение продовольственных товаров и больше – на непродовольственные.

Но наличие потребностей не ведет непосредственно к э-мической деятельности. Только осознанная потребность становится побудительным мотивом – э-мический интерес. Э-мический интерес выражает хозяйственную выгоду, реализуя которую субъект удовлетворяет свои потребности. Для организации производства ружны еще и ресурсы.

Ресурсы. Виды ресурсов - материальные ресурсы - земля, сырье, капитал; - людские ресурсы - люди и предпринимательская деятель­ность, хотя последняя является необходимым элементом самого тру­да, будь то менеджер или собственник.

Земля - естественный ресурс, который своими свойствами оп­ределяет в той или иной степени общественное пр-во- В с/х – главное средство производства(средство труда +предмет труда), в добы­вающей промышленности - равноценное средство производства, в обрабатывающей - предмет производства, в социальном и жилищ­ном хозяйствах - пространство, место расположения условий жизни. Земля не является продуктом человеческого труда, это - дар природы, землю нельзя заменить новой зем­лей, поскольку онане создается, земля имеет количественную ограниченность. Обладает оригинальным свойством - плодородием, в кото­ром выделяют естественное и э-мическое плодородие.

Капитал - это совокупность материальных и финансовых средств, обеспечивающих нормальный процесс производства и реа­лизации товаров и услуг.

Подходы к К:

1. Самуэльсон, Фишер, К- сов-ть средст произ-ва, рынок капитала-часть рынка ф-ров произ-ва. (рынок ф-ров пр-ва: рынок труда, земли, капитала)

2. Минц, Шварц, Робинсон. К-это сумма финансов, ден. средств фирмы, рынок капитала-часть рынка ссудного капитала (рынок ссудных капиталов: денежный рынок – SRбанк.опер.; рынок капитала)

3. Беккер, К-знания. Именно человеческий капитал является источником дохода => инвестиции в человеческий капитал – самые прибыльные.

4. К-время. Доход – отказ от удовлетворения потребности в настоящем, ради получения прибыли в будущем. Чем больше время, тем больше К.

5. По К. Марксу: капитал — самовозрастающая стоимость; капитал — это стоимость, приносящая прибавочную стои­мость, производственное отношение, представленное в вещи, кругооборот форм К товарная, производительная, денежная)

Труд это целесообразная и осмысленная деятельность людей по преобразованию продуктов природы в соответствии с человече­скими потребностями и является главным ресурсом общества, по­скольку все другие мертвы без человеческого труда.

Предпринимательские способности – без них все ресурсы не м.б. реализованы (м.б. отнесены к труду)

В процессе своего функционирования ресурсы принимают форму ф-ров производства, к личным относят работников и их способность к труду, к вещественным - станки, машины, оборудование, здания и сооружения. Соединение ф-ров производства и составляет сущность организации производства.

Доход – совокупность финансовых средств, используемых для обеспечения жизнедеятельности.

1) общий – вся сумма средств, получаемых работников от своей деятельности; средний – общий доход, деленный на стоимость потребляемых жизненных благ; предельный – доход, полученный на дополнительную единицу затрат того или иного ресурса.

2) номинальный – общее количетсво получаемых населением средств для обеспечения своей жизнедеятельности; располагаемый – доход, который м.б. использован на потребление и сбережение (=номинальный - налоги); реальный – сумма мат благ и услуг, которые можно приобрести на располагаемый доход в данное время при данных ценах.

Э-мическая теория рассматривает ограниченность ресурсов в двух аспектах:

Абсолютная ограниченность.- в каждое данное время у общества недостаточно ресурсов для одновременного удовлетворения всех потребностей общества.

Относительная ограниченность -  если мы сужаем круг потребностей до определенного их количества, то ре­сурсов для их удовлетворения достаточно. Относительная ограниченность ресурсов определяет необхо­димость выбора: с одной стороны, нужно определить (выбрать) по­требности, которые реально могут быть удовлетворены наличными ресурсами, с другой - выбрать вариант наилучшего использования ресурсов, т. е. чтобы они давали максимум результата при мини­мальных затратах.

В э-мической теории обоснование такого выбора осущест­вляется анализом графика производственных возмож­ностей *рисунок*- показывает максимально возможное пр-ва товаров А и В при помощи использования ограниченных ресурсов) Увеличение производства одного товара возможно только за счет уменьшения производства другого товара. График – кривая линия, поскольку одни ресурсы более эф-ны при пр-ве А, другие – при пр-ве В. => чем больше мы производим определенного продукта, тем больше падает эф-ть ресурсов. Но технич, эк, соц прогресс выводит пр-во к новым возможностям (за пределы кривой). Обычно имеются резервы производства. Предпринимателю необходимо выбрать к-л вариант => появляются альтернативные затраты – которые могли бы быть, если бы выбрали др вариант.


5

Благо - это все то, что заключает в себе определенный положительный смысл - продукт природы, результат труда, удовлетворяющие определенную потребность человека, понятие блага всегда связывается с потребностьюлюдей, с осознанной необходимостью в нем.

Классификации благ.

1.Материальные- готовыепродукты (земля, воздух, вода, леса) и продукты человеческого труда (одежда, жилище, станки, машины, оборудование).+ имущественные права (долговые обязательства, патентные права, авторские права)

2.Нематериальныето блага, удовлетворяющие духовные по­требности человека.(просвеще­ние, здравоохранение, спорт, культура) внутренние: собственные качества человека. его способности к деятельности (талант, профес­сиональное мастерство, предпринимательская способность). Эти блага заключаются в самом человеке и даны ему природой, ко­торые затем развиваются человеком. Внешние блага - это все то, что дает внешний мир, окру­жающая среда. (имидж, протекцию, деловые связи, должностные привилегии) Передаваемые - это все те. которые могут отчуждаться от человека. Непередаваемые - это личные качества и способности человека+воздух, дневной свет, климат.

 3.Э-мические -  которые являются результатом человеческого тру­да, созданы в ограниченном количестве по сравнению с обществен­ными потребностями. Недолговременные - удовлетворяют по­требность один раз (продукты питания). Долговременные - блага, способные возобновляться, воспроизводиться, удовлетворяющие одну и ту же потребность не­сколько раз (средства производства). Настоящие - в непосредственном распоряжении человека се­годня. Будущие - человек будет располагать в будущем (процент, рента,товары будущего производства). Прямые – прямо удовлетворяют потребность человека (пища, одежда). Косвенные – удовлетворяют потребность как средство для пр-ва необходимого блага (станки)

4. Неэ-мические.- блага, предоставляемые природой, су­ществуют в неограниченном количестве.

5. Общественные- это такое, которое потребляется члена­ми общества сообща и, как правило, безвозмездно. Бывают чистые и смешанные. Чистое общественное благо обладает двумя свойствами: неисключаемостью (производитель такого блага не имеет выбора: предоствавить его всем членам общества или только некоторым) несоперничеством (увеличение числа потребителей не ведет к снижению ценности блага). Чисто частное благо - это такое благо, каждая единица ко­торого может быть продана за отдельную плату. Исключаемость+соперничество (конку­ренция).

6) Специфические блага:

Продукт – результат труда, который непосредственно потребляется человеком;

Товар – результат труда, удовлетворяющий потребность человека посредством купли-продажи его на рынке;

Услуга – результат труда, не имеющий натурально-вещественной формы и не может быть предметом накопления.

Взаимодополняемость благ - свойство благ удовлетворять потребности людей лишь в комплексе с другими благами. Взаимодо­полняемые блага называют комплементарными товарами. Абсолютная (жесткая) – потребление одного блага предполагает потребление того же количества другого блага (лыжи и крепления). Относительная – при потреблении одного блага потребление другого блага может менятся (кофе исахар, автомобиль и бен­зин). Взаимодополняемыми являются не только предметы потреб­ления, но и средства производства, ресурсы

Товар У дополняет товар Х, если рост предложения Х ведет к росту предельной полезности У. Если Х – дополнительный к У, то У- дополнительный к Х. Уменьшение цены на Х => Возрастание спроса на Х => увеличение предельной полезности У и увеличение спроса на У .

 Взаимозаменяемость благ - свойство благ удовлетворять по­требности людей за счет друг друга. Взаимозаменяемые товары называются субститутами. Абсолютнаяполностью заменяют друг друга (красные и розовые гвоздики) Относительные – не полностью(масло и маргарин)

Товар У является заменителем товара Х, если прирост Х ведет к понижению предельной полезности У. Если Х – заменитель У, то У- заменитель Х. Уменьшение цены на Х => Возрастание спроса на Х => снижение предельной полезности У и снижение спроса на У .

На рынке потребители осуществляют выбор, сравнивая наборы различных товаров и услуг. Совокупность потребительских наборов, которые обеспечивают одинаковый уровень удовлетворения потребностей называется КРИВОЙ БЕЗРАЗЛИЧИЯ *рисунок*. Кривая показывает, что потребитель готов отказаться от определенного количества одного товара ради увеличения потребления другого. Количественно это выражается предельной нормой замещения. (максимальное количества одного товара, от которого потребитель готов отказаться ради получения дополнительной единицы другого товара.)

Также на выбор потребителя влияют доходы, которые при помощи цен ставят пределы потребления. Возможный выбор в этих условиях выражается БЮДЖЕТНОЙ ЛИНИЕЙ. Показывает различные комбинации двух товаров, которые потребитель может купить при определенном доходе. Наклон зависит от соотношения цен.

Воздействие цени и дохода на выбор: эффект дохода (изменение потребления благ из-за исзменения дохода при постоянной цене), эффект замещения (ихменение потребления благ из-за изменения цены при постоянном доходе. )

Вывод: Кривая безразличия показывает, что потребитель ХОЧЕТ купить, бюджетная линия – что МОЖЕТ купить.

Все многообразие благ не сразу поступает в потребление, а осуществляет кругооборот, в  процессе которого достигается соответствие объема и структуры всех созданных в обществе благ объему и структуре общественных потребностей. Этот процесс в условиях рыночной э-мики опосредуется рынком ресурсов, где распределяются через куплю-продажу труд, капитал, земля, которые принимают форму машин, станков, оборудования, рабочей силы. Сырья, материалов. Все эти блага составляют объект производительного потребления.Другая часть благ поступает на потребительский рынок в форме различных продовольственных товаров – пищи, одежды, жи­лища – и составляет объект для личного потребления.

При этом процесс кругооборота представляет собой движения двух потоков-ресурсов и доходов. При этом в одном потоке собственники ресурсов—домохозяй­ства – поставляют их на рынок фирмам и государству, которые по­купают их и формируют доходы домохозяйств. Собственники товаров и услуг – фирмы – поставляют их на потребительский рынок, где их приобретают домохозяйства и госу­дарство, которые таким образом формируют доходы фирм. Государство, в свою очередь, для своей общественной дея­тельности получает доход в виде налогов от фирм и домохозяйств, поставляя взамен свои услуги, льготы, общественные товары, дота­ции, субвенции и другие платежи. *рисунок*

6

Рынок - со­вокупность э-мических отношений между субъектами э-мики по поводу производства и сбыта товаров на основе з-на стоимости, спроса и предложения с целью удовлетворения потребностей насе­ления и получения прибыли. Носители рыночных отношений – субъекты.

Государство: государствен­ные учреждения и бюджетные организация. Цель: регу­лирование э-мики, обеспечение сбалансированности и стабиль­ности э-мического развития.

Фирмы - основные поставщики товаров и услуг для государства, фирм, домохозяйств, основные плательщики нало­гов. Покупают рабочую силу, средства производства и предметы потребления. Цель - получение прибыли. Домохозяйство - это хозяйственная единица, состоящая из од­ного и более человек, функционирующая на потребительском рынке. Продают на рынке рабочую силу, имущество, капитал, сооружения, участки земель, покупают потребитель­ские товары и услуги,удовлетворение своих потребностей и получе­ние дохода. 

Сущность рыночных отношений: возмещение затрат и получение прибыли продавцами, удовлетворение своих потребностей покупателями, свободное соглашение между покупателями и продавцами на основе возмездности, эквивалентности и конкурентности.

Функции рынка следует отнести; органическое соединение в едином воспроизводственном механизме сферы производства и обращения; установление общественной ценности материальных благ и услуг путем сопоставления индивидуальных затрат и общественно необходимых; создание э-мических стимулов развития общественного производства через прибыль; осуществление незримого контроля за эффективностью ис­пользования материальных и финансовых средств.

Роли рынка в э-мике - рынок через систему обратных связей дает «сигналы» производителям, что и в каком объ­еме производить; он регулирует пропорции между регионами, отраслями, про­изводствами и создает основу сбалансированного развития эк-ки; рынок дифференцирует производителей, исполняя роль «са­нитара», путем «вымывания» неконкурентоспособных предприятий.

Классификация рынков.

1.По степени ограничения конкуренции: Конкуренция - это состязательность, борьба между субъектами рыночной э-мики за лучшие условия произ­водства и сбыта товаров и услуг (ценовая, неценовая, добросовестная, недобросовестная, внутриотраслевая, межотраслевая)

- рынок совершенной конкуренции (на рынке множество покупателей и продавцов, но ниодна из этих групп не может влиять на рыночные цены. Для продажи предлагаются одинаковые стандартизирован­ные товары. Покупатели и продавцы имеют полную информацию о рын­ке. Покупатели и продавцы могут свободно входить и выходить на рынок и из него. Имеет место только ценовая конкуренция.);

- рынок монополической конкуренции (на рынке име­ется множество фирм, но эта конкуренция отличается от свободной: каждая фирма обладает относительно небольшой долей рынка, продается дифференцированный товар, методами ведения конкурентной борьбы являются как цена, так и качество товаров);

-олигополистический рынок (на рынке господствует несколько фирм. которые продают крупные партии товаров; продукция может быть как стандартизированной, так и диф­ференцированной; имеет место значительное влияние на уровень цен: поскольку на рынке несколько фирм. то существует воз­можность сговора между ними (тайного) по поводу политики к дру­гим фирмам; вход в отрасль значительно затруднен, существуют барьеры);

-рынок чистой монополии (когда отдельный про­изводитель занимает доминирующее положение в производстве и продаже товара).

2. По пространственному признаку: местные, региональные, национальные, мировые.

3. По характеру продаж: оптовый, роз­ничный, фьючерсный.

4. По уровню насыщения товаром: равновесный, избыточный, дефицитный.

5. По степени регулируемости: нерегулируемый рынок - нет гос. вмешательства.(толкучках, оптовках, базарах), Q и P формируются путем прямых контактов продавцов и покупателей, + Нелегальный рынок: теневая э-мика (торговля с нарушением з-на, уклонение от уплаты налогов) + Черный рынок (торговля запрещенными товарами, нез-нные валютные операции) Регулируемый рынок - в условиях многообразия форм собственности. Государство устанавливает общее правило по­ведения субъектов, осуществляет контурное регулирование; основные процессы регулируются рыночным механизмом, отношения между г-вом и субъектами строятся на двусторонней основе. Централизованно управляемый рынок – весь рынок под контролем гос-ва, господство гос. соб-ти, продавцы и покупатели свободны в пределах, установленных государством.

6. По виду представленного на рынке товара, объекту купли-продажи рынки бывают: рынок потребительских товаров (продовольственных; непродоволь­ственных, рынок услуг), рынок ф-ров пр-ва (раб силы, ср-в пр-ва, сырья и мат, земли), рынок недвижимости (жилья и земли)

7.финансовый рынок. (1 фондовый = ц/б + ссуд капиталы, 2 фьючерсный - срочные контракты, 3 денежный - краткоср ссуды)

8. Информационный рынок.

Сущность рын-го механизма: под действием з-на спроса, зак. предложения и зак. стоимости устанавливается равновесный объем и равновесная цена. Пусть сначала D=S, затем D > S => P увеличится = П увеличится => возрастут новые капиталы и свободные ресурсы => увеличится пр-во => увеличится S => снизится P.

Преимущества рыночного механизма:Онориентирует пр-во не на склад, а на конечный результат. Оперативно приспосабливает объем и структуру производ­ства к объему и структуре потребления. Обеспечивает высокую мобильность, приспособление субъ­ектов к любым изменениям конъюнктуры рынка. Способствует эффективному использованию ресурсов (направляет их туда, где они дают наиб отдачу). Оперативно и оптимально использует достижения НТП.

Недостатки рыночного механизма. Рынок не способствует рациональному использованию невоспроизводимых ресурсов. Не обеспечивает пр-во общественных товаров. Не обеспечивает защиту окружающей среды. Рыночная э-мика основана на рыночном механизме, подвержена кризисам, нестабильностью. Не создает системы соц. гарантий населению. Не может дать общенациональной идею развития. Не обеспечивает единства эк. пространства, сбалансированности эк-ки. Все эти изъяны должно ликвидировать государство.

Объекты госрег-я: совокупный спрос, совокупное предложение, совокупное пр-во (все сферы, отрасли, виды пр-ва, которые выпускают ТиУ)

Классическая модель гос. рег. (А. Смит): невмешательство гос-ва, з-н о «невидимой руке» (рынок через D и S сам регулирует пр-во, предприниматели действуют согласно сложившейся ситуации), рыночный механизм осуществляется через систему прямых (от производителя к потребителю – исходя из потребностей пр-ли сами определяют Q пр-ва) и обратных связей (с помощью P рынок дает сигналы о соответствии D и S).

Кейнсианство: ведущая роль гос-ва в регулировании э-мики, «теория эффективного спроса»: увеличение дохода => увеличение склонности к сбережению> уменьшение спроса на предметы потребления > уменьшение спроса на раб силу и уменьшение инвестиций в пр-во => г-во должно создавать эффективный спрос путем инвестиций в пр-во и вложений на соц-эк цели. Зависимости: i от Y (увеличение дохода =Ю увеличение спроса на деньги => увеличение процентной ставки), I от i (увеличение процентной ставки => снижение инвестиций), Y от I – мультипликатор: изменение Y = К * изменение I (первичные вложения в одну отрасль => потребность в росте пр-ва в смежных отраслях > мультипликативный рост пр-ва, доходов и совокупного спроса => г-во должно тщательно выбирать направления инвестирования). «-»: 1 ради увеличения спроса и расходов г-ва можно прибегнуть к дефициты госбюджета => займы и печать денег => инфляция, 2 для увеличение расходов г-ва необходимы высокие налоги на з/п и П => люди не заинтересованы в высоких заработках => сужается налоговая база.

Неоконсерваторы:

Монетаризм (Фридмен): 1 существует прямая зависимость между количеством денег в обращении и уровнем товарных цен, 2 усложнение рыночных связей => издержки гос регулирования – оно запаздывает с мерами, 3 «денежное правило» - вместо гос регулирования нужно осуществять прирост денежной массы в обращении на 3-4% (т.к. затруднения с деньгами дают спады в пр-ве, колебания)

Школа «Теория э-мики предложения»: (Лаффер) свобода частного предпринимательства и рыночный механизм. Цель э-мики: создать благополучные условия для увеличения предложения труда и капитала. Решение: снизить налоги на з/п и П => рабочие и бизнесмены заинтересованы в увеличении доходов, росте пр-ва => налоговая база увеличится.

Школа «Теория рациональных ожиданий» : (Лукас) против гос. опеки предпринимателей. Предприниматели сами могут принимать решения, а непредсказуемость г-ва им мешает. Решения правительства в области ДКП и НО должны вступать в силу через два года.

Неоклассическая школа: (Самуэльсон) гос. рег. для общ-ых товаров(здравоохранение, энергетика, просвещение, культура), для остального рыночный механизм, который соединяет структуру производства и потребления.


7

ЭП представляет собой упорядоченную систему мер и действий государства по управлению национальной э-микой. На практике выделяют ЭП в узком и широком смысле. В узком смысле ЭП – это управление отдельными отраслями, регионами, предприятиями. В широком смысле - ЭП включает все действия государства в области налоговой, ценовой, кредитной, дотационной, внешнеэ-мической политики и реформировании отношений собственности, оказывающих влияние на развитие производства.

В ЭП выделяют стратегию (общее направление э-мического развития по достижению долгосрочных целей) и тактику (действия государства по достижению среднесрочных целей)

Недостатки государственного вмешательства: Государство по природе является монополистом. Государственное вмешательство предполагает принуждение. Государство не всегда имеет ясное представление о тех мерах, которые необходимо предпринять в той или иной ситуации и какие последствия вызовут эти действия государства. Государство, вмешиваясь в э-мические процессы, может вместо решения проблемы усугубить положение дел.

Элементы ЭП: Бюджетная политика. Реструктуризация государственных расходов, возврат к системе государственных закупок, использование государственных внутренних займов, поддержание государственного предпринимательства. Денежно-кредитная политика. (Резервирование, рефинансирование, валютная политика, депозитная политика). Фискальная политика. (Формирование системы справедливого налогообложения, использование муниципальных налогов, регулирование налогообложения граждан.) Внешнеэ-мическая политика. Таможенные пошлины, системы иностранных займов, валютные ограничения. Социальная политика. Регулирование минимальной зарплаты, минимальные пенсии на основе потребительской корзины; адресная поддержка малоимущему населению.

Типы ЭП: общая (направлена на эк-ку в целом), секторная (на опр секторы), региональная (на опр регионы), индивидуальная (на отд предприятия)

1. Пассивная и активная ЭП.

- Пассивная (неолиберальная). Проводится в стабильных социальных, политических, финансовых условиях. Саморегуляторы: гибкая цена, гибкая з/п, гибкая ставка % (т.е. не устанавливается ЦБ, а становится следствием операций на открытом рынке). Государство ограничивается регулированием денежного предложения. На первом месте – ДК инструменты, на втором – НБ (сокращение налоговой нагрузки, изменения в политике гос расходов: стабилизация или реструктуризация гос расходов, ограничение и отказ от дотаций, переход к косвенным методам регулирования). Ограничение деятельности профсоюзов.

- Активная (кейнсианская). Проводится в условии кризисов, нестабильных э-мических ситуаций. На первом месте – НБ инструменты, на втором – ДК.. Направлена на регулирование совокупного спроса. Национализация, макроэ-мическое планирование, использование системы гос заказа и контракта, рост деятельности профсоюзов.

2. Последовательная и непоследовательная ЭП.

- Последовательная базируется на прогнозах (долгосрочных и краткосрочных), исходя из которых формируется стратегия (этапы стратегии количественно определены), тактика. Бывает активная (считается наиболее эффективной; цели корректируются с учетом различных ф-ров: инфляции, безработицы,…) и пассивная (конечные цели не учитывают уровень инфляции, занятости,…).

- Непоследовательная направлена на решение конкретных проблем: правительство дает оценку конкретным проблемам в конкретном случае, а не в перспективе.



2019-12-29 212 Обсуждений (0)
Организацию общественного производства рассматривают в двух аспектах. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организацию общественного производства рассматривают в двух аспектах.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (212)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)