Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Типы подходов к изучению лидерства



2019-12-29 327 Обсуждений (0)
Типы подходов к изучению лидерства 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Уровень ситуационности

Нет учета ситуации Есть учет ситуации
Поведение Тип 2: анализ образцов лидерского поведения без учета ситуации Тип 3: ситуационный анализ эффективного поведения лидера
Характер Тип 1: Анализ лидерских качеств без учета ситуации Тип 4. Ситуационный анализ характера эффективного лидера

Тип 1(Анализ лидерских качеств без учета ситуации) включает подходы, основанные на анализе лидерских качеств

Теория личных качеств. Лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств => если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективными руководителями. Некоторые из этих качества: это уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и э-мическое образование и высокая степень уверенности в себе. «-»: Не существует такого набора личных качеств, который присутствует у всех эффективных лидеров. В разных ситуациях требуются различные способности и качества. Личные качества лидера должны соотноситься с личными качествами, деятельностью и задачами его подчиненных

Теория «X» и теория «Y» Дугласа МакГрегора. “Х” (автократичный руководитель): люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы; стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили; чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.

«Y» (демократичный руководитель): люди уже обладают мотивацией и стремятся к ответственности, поэтому необходимо так их организовывать и направлять, чтобы они одновременно реализовывали и свои цели, и цели организации. Демократичный руководитель- вкладывает много усилий в создание атмосферы открытости и доверия

Тип 2 (анализ образцов лидерского поведения без учета ситуации) рассматривает лидерство как набор образцов поведения, присущих лидеру в любом организационном окружении

Системы управления Лайкерта. 4 базовых системы стиля лидерства:

1) эксплуататорско-авторитарная - руководители имеют характеристики автократа.

2) благосклонно-авторитарная - могут поддерживать авторитарные отношения с подчиненными, но они разрешают подчиненным участвовать в принятии решений. Мотивация создается вознаграждением и в некоторых случаях - наказанием.

3) консультативная - проявляют значительное, но не полное доверие к подчиненным. Имеется двустороннее общение. Важные решения принимаются наверху, но многие конкретные решения принимаются подчиненными.

4) групповые решения и участие работников в принятии решений - самая действенная, полностью доверяют подчиненным. Взаимоотношения между руководителем и подчиненными дружеские и взаимно доверительные. Принятие решений в высшей степени децентрализовано. Общение двустороннее и нетрадиционное.

Управленческая сетка Блейка и Моутон.

***если таблицу не видно – навал, типа управленец может вести себя либерально, командно(демократично), плохо управлять, авторитарно

Люди ->

Либеральный

Командный, демокр

 

Статус кво

 
   

Плохое управление

Авторитарный

Результат ->

         

Тип 3 (ситуационный анализ эффективного поведения лидера) предполагает изучение лидерских качеств, но уже в зависимости от конкретной ситуации

Подход Фидлера. Ф-ры, влияющие на поведение руководителя: 1 отношения между руководителем и членами коллектива; 2 структура задачи; 3 должностные полномочия. Эффективность лидера зависит как от того, насколько данный лидер ориентирован на задачу или на отношения, так и от того, в какой степени лидер контролирует группу и реализует свое влияние на нее. Типы лидеров:

1) ориентированы главным образом на задачу - обеспокоен тем, чтобы работа была сделана как следует. Взаимоотношения и чувства работников его не интересуют. Быстрое принятия решений, подчиненных общей цели, суровый контроль над подчиненными.

2) ориентированный на взаимоотношения - интересуется тем, какие чувства и взаимоотношения возникают в среде работников. Он стремится повысить эффективность труда путем улучшения человеческих отношений: поощряет взаимопомощь, позволяет подчиненным принимать участие в выработке важных решений, учитывает настроение и потребности работников и т.д.

Ни один из этих двух типов лидера не является более эффективным, чем другой. Все зависит от ситуации, т.е. от степени контроля лидера и его влияния среди членов группы. «Высокой контроль»: у лидера прекрасные межличностные отношения с подчиненными, его положение в группе беспрекословно признается как влиятельное и главенствующее, а работа, которую выполняет группа, хорошо структурирована и четко определена. «Низкий контроль» - наоборот. «Средний контроль» - самыми эффективными являются лидеры, ориентированные на взаимоотношения.

Метод Хауса — Митчелла (путь-цель). Руководитель может побуждать подчиненных к достижению целей организации, воздействуя на пути достижения этих целей: увеличить личную выгоду достижения подчиненными цели данной работы, сделать путь к выгоде более легким, объясняя средства ее достижения, убирая помехи и ловушки и увеличивая возможности для личной удовлетворенности на пути к выгоде. Стили руководства: 1 стиль поддержки (=ориентация на человека), 2 инструментальный (=ориентация на работу), 3 поощряющий участие подчиненных в принятии решений, 4 ориентированный на достижение.

Теория ЖЦ Херси — Бланшарда. Самые эффективные стили лидерства зависят от “зрелости” исполнителей (способность нести ответственность за свое поведение, желание достигнуть поставленной цели, образование и опыт в отношении конкретной задачи). Стили лидерства: 1 давать указания – для низкого ур зрелости (большая степень ориентированности на задачу и малая - на человеческие отношения); 2 продавать – средний ур зрелости (подчиненные хотят принять ответственность, но не могут; высокая степень ориентирован на задачу и отношения); 3 участвовать - умеренно высокая ст зрелости (подчиненные могут, но не хотят отвечать за выполнение задания); 4 делегировать - высокая ст зрелости (подчиненные и могут, и хотят нести ответственность; низкая степень ориентированности на задачу и на человеческие отношения).

Модель принятия решения руководителем Врума — Йеттона. Стили руководства в зависимости от того, в какой степени подчиненным разрешается участвовать в принятии решении:

1) Руководитель сам решает проблему или принимает решение, используя имеющуюся у него на данный момент информацию

2) Руководитель получает необходимую информацию от своих подчиненных и затем сам решает проблему.

3) Руководитель излагает проблему индивидуально тем подчиненным, кого это касается и выслушивает их идеи и предложения, но не собирает их вместе в одну группу. Затем принимает решение, которое отражает или не отражает влияние подчиненных

4) Руководитель излагает проблему группе подчиненных, и весь коллектив выслушивает все идеи и предложения. Затем он принимает решение, которое отражает или не отражает влияние подчиненных

5) Руководитель излагает проблему группе подчиненных. Все вместе находят и оценивают альтернативы и пытаются достичь согласия касательно выбора альтернативы.

Тип 4(Ситуационный анализ характера эффективного лидера) представляет ряд новых подходов, вновь изучающих лидерские качества, но уже в связи с конкретной ситуацией

Концепции лидера-преобразователя и харизматического лидера. Лидера можно описать с помощью 5 параметров: способности доминировать и нравиться, добросовестности, эмоциональной стабильности и интеллекта. Харизматический лидер способен нарисовать идеальное будущее и показать путь к нему. Он обладает даром убеждения, воодушевляя последователей, которые считают его непогрешимым. Но ситуация и реакция окружающих также влияют на эффективность харизматического лидера: лидер может эксплуатировать такие ф-ры, как готовность последователей подчиняться и наличие критической ситуации, с пользой для себя. Лидер-преобразователь может повысить этический и интеллектуальный уровень группы, объединить действия людей, не играя на эгоистических интересах.

Теория познавательных ресурсов. Эффективный лидер умен и опытен, но сами по себе эти качества не влияют на производительность группы. Их влияние зависит от ситуационных ф-ров: способности лидера руководить группой и отсутствия конфликтов и стрессов. Чем опытнее лидер, тем меньше он использует свой интеллект; умный руководитель меньше полагается на интуицию и опыт, что хорошо в ситуации небольшого стресса, но мешает в кризисную минуту


38

Влияние – поведение индивида, который вносит изменение в поведение другого индивида. Влиять можно, только обладая властью. Сущность власти – целенаправленное воздействие для достижения собственных целей и целей организации. Власть не бывает абсолютной, она всегда ситуационна. Власть – это социальный термин, который пронизывает всю организацию.

Виды власти: должностная (делегируется сверху, зависит от уровня доверия высшего начальника, м.б. в любое время забрана обратно) и личная (степень уважительного отношения подчиненных, приходит снизу – от подчиненных)

Источники власти: (через что реализуется власть)

1. Власть, основанная на принуждении. Подчинённый верит и убеждён, что руководитель обладает достаточной властью его наказать.

2. Власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что руководитель может его наградить.

3. Экспертная власть: исполнитель знает и верит, что руководитель обладает специальными знаниями.

4. Эталонная власть - власть примера или власть харизмы. Характеристики руководителя постоянно привлекательны для подчинённых, что он стремиться ему подражать.

5.З-нная власть: подчинённый верит, что руководитель имеет з-нное право влиять на поведение подчинённого.

6. информация.

7. связи.

Типы власти: (откуда приходит власть)

+ Личностная основа власти: Экспертная власть. Власть примера (эталонная). Право на власть (з-нная власть). Власть информации (координация информационных потоков + контроль). Потребность во власти (потребности одних людей влиять на других - объективная потребность, значит, её нужно использовать).

+ Организационные основы власти проявляются через: Принятие решения. Вознаграждение (тесно связано с мотивацией). Принуждение. Власть над ресурсами. Власть связей.

Способы влияния: Воздействие ч\з нормы, принципы, мораль, Приказы и поручения, Негласный контроль, Манипулирования

Методы влияния: Просьба, Пожелание, Распоряжение и приказ, Мнение, Идея

Руководство – Управление деятельностью фирмы, управление персоналом; Управление внутренней средой; Управление внешней средой; Поддерживание и развитие компетенции руководителя; Управление работой руководителя; Управление группами; Управление организацией.

УП: подбор, продвижение персонала по службе, кадровая политика, оценка персонала, нормирование труда.

Объект труда – организация в целом, организация как социум-коллектив.

Направления деятельности:

1. стратегическое управление – постановка целей, разработка способов и средств их достижения

2. экспертно-инновационная деятельность

3. административная (оценка результатов и корректировка деятельности, организационная подфункция, кадровая подфункция, стимулирование)

4. коммуникационная (налаживание связей, распределение информации, проведение переговоров, деловое пространство)

5. социальная (благоприятный климат, поддержание норма)

Предмет труда менеджера – информация. Орудие труда – средства работы с информацией. Основной результат деятельности менеджера – управленческое решение. Оценка труда - по достижению поставленных целей

Самоменеджмент руководителяпредполагает последовательное и целенаправленное использование эффективных методов работы в личной повседневной практике для того, чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время.

 

 


39

Группаобособленное объединение небольшого количества людей, находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течении достаточно долгого промежутка времени. Взаимодействие членов группы базируется на общем интересе и может быть связано с достижением общей цели.

Жизнь группы и ее функционирование находится под влиянием 3 ф-ров:

-характеристики членов группы (личные характеристики чел-ка, способности, образование и жизненный опыт);

-структурные характеристики группы (коммуникации в группе и нормы поведения - кто с кем и как контактирует, статус и роли - кто занимает какую позицию в группе и что делает, личные симпатии и антипатии м/у членами группы, силу и конформизм - кто на кого оказывает влияние и кто за кем следует, кто кого готов слушать и кому подчиняться);

-ситуационные характеристики группы - мало зависят от поведения членов группы и группы в целом. Эти характеристики связаны с размером группы, ее пространственным расположением, задачами, решаемыми группой, и системой вознаграждения, применяемой в группе.

СТРУКТУРА ГРУППЫ . компоненты:

Формальное лидерство. Почти каждая группа имеет своего формального лидера. Типичные формальные лидеры группы: начальник подразделения, руководитель проекта, председатель комитета, президент ассоциации.

Роль – это способ поведения индивида в некоторой ситуации, определяемый его внутренней мотивацией и представлениями о должном.

нормы поведения, т.е. принятые образцы поведения внутри группы, которые должны выполняться всеми ее членами. Нормы могут быть формализованы в определенных документах: стандартах, положениях и процедурах. Однако большинство норм, которыми руководствуются группы, носят неформальный характер.

Статусв группе - положение или ранг, который присваивается тому или иному члену этой группы другими ее членами.

Статус может быть формальным и неформальным.

Статус той или иной личности в группе может определяться рядом ф-ров, включая такие как старшинство в должностной иерархии, название должности, расположение кабинета, образование, социальные таланты, накопленный опыт, уважение, соответствующее заслугам, знаниям. Эти ф-ры могут способствовать повышению и понижению статуса в зависимости от ценностей и норм группы. Члены группы, чей статус достаточно высок, способны оказывать большее влияние на решения групп, чем члены группы с низким статусом.

Типы групп:

1) Формальные группы создаются по воле руководства и обычно выделяются как структурные подразделения в организации. Они имеют формально назначенного руководителя, формально определенную структуру ролей, должностей и позиций внутри группы, а также формально закрепленные за ними функции и задачи. Типы формальных групп:

- Командная группа руководителя (сост из руководителя и его непосредственных подчиненных, которые также могут быть руководителями);

- Рабочая группа или группа на задании. Она обычно создается для решения отдельной задачи и может быть переформирована в другую, в зависимости от характера задачи (например, проектная группа);

- Комитеты создаются для заполнения пробелов в организационных структурах таким образом, чтобы решать задачи, не входящие в компетенцию ни одного из отделов, координировать деятельность отделов и выполнять специальные функции.

2) Неформальные группы создаются членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками и т.п. Неформальные группы обычно имеют свои неписаные правила и нормы поведения, люди хорошо знают, кто входит в их неформальную группу, а кто нет. В неформальных группах складывается определенное распределение ролей и позиций. Обычно эти группы имеют явно или неявно выраженного лидера.

Чтобы справиться с потенциальными проблемами и овладеть потенциальными выгодами неформальной группы, руководство должно признать неформальную организацию и работать с ней, прислушиваться к мнению неформальных лидеров и членов группы, учитывать эффективность решений неформальных организаций, разрешать неформальным группам участвовать в принятии решений и гасить слухи путем оперативного предоставления официальной информации.



2019-12-29 327 Обсуждений (0)
Типы подходов к изучению лидерства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Типы подходов к изучению лидерства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (327)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)