Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ценовая дискриминация: понятие, условия, последствия.



2019-12-29 262 Обсуждений (0)
Ценовая дискриминация: понятие, условия, последствия. 0.00 из 5.00 0 оценок




В некоторых ситуациях чистая монополия может осуществлять ценовую дискриминацию – устанавливать разные цены на одинаковые по качеству и уровню издержек товары для разных покупателей.

Условия осуществления ценовой дискриминации:

1) невозможность для потребителя перепродать купленный у монополии товар;

2) возможность разделить всех потребителей данного товара на группы в соответствии с их готовностью заплатить.

Если фирма знает, какую максимальную цену готов заплатить за товар каждый покупатель, то имеет место совершенная ценовая дискриминация (или идеальная).

Последствия ценовой дискриминации:

1) производится больший объем продукции;

2) увеличивается прибыль продавца за счет потребительского излишка;

3) возрастает благосостояние общества, т.к. товар становится доступным большему числу потребителей.

Графический анализ ценовой дискриминации. (при условии, что МС – const).

На рис. 8.1.1 видно, что прибыль монополиста равна площади прямоугольника I; заштрихованный треугольник – это потребительский излишек; площадь треугольника II – это безвозвратные потери общества из-за монопольной цены.

Переход к политике ценовой дискриминации (рис.8.1.2) означает, что MR=P, а график MR сливается с графиком спроса. Весь потребительский излишек переходит к продавцу, увеличивая его прибыль (площадь треугольника I на рис. 8.1.2). Исчезают и безвозвратные общественные потери за счет расширения рынка сбыта (Q`m > Qm).

Ценовая дискриминация может носить систематический или временный характер. Однако, в любом случае, монополист учитывает эластичность спроса на свой товар. Объектом ценовой дискриминации являются в основном малоэластичные товары.

Монопольная власть – это способность фирмы воздействовать на цену своего товара, изменяя продаваемое на рынке количество этого товара.

Чистая монополия обладает действительной (полной) монопольной властью.

Степень монопольной власти весьма относительна, если на рынке действует не одна, а несколько производителей аналогичной продукции.

Необходимой предпосылкой монопольной власти является наклоненная вниз кривая спроса на продукцию фирмы.

Для количественной характеристики монопольной власти используются:

1) показатель монопольной власти Лернера L = (P-MC)/P, который показывает степень превышения цены товара над предельными издержками его производства.

0 < L < 1, чем больше L, тем больше монопольная власть фирмы.

2) индекс монопольной власти (M), который показывает степень превышения цены над долгосрочными средними издержками (LAC): M = (P-LAC)/P;

Индекс Херфиндаля –Хиршмана, который определяет степень концентрации рынка: Н = Р21 + Р22 + … + Р2n , где Н – показатель концентрации, Рn - процентная доля фирмы на рынке или удельный вес в отраслевом предложении. При HHI < 1 000 рынок неконцентрированный, достаточно конкурентный и слияния фирм допускаются.

При 1 000 < HHI < 1 800 рынок умеренно концентрирован и дополнительно изучается допустимость слияния.

При HHI > 1800 рынок является немногочисленным (высококонцентрированным), и если после слияния фирм индекс увеличивается на 50 пунктов, то слияния разрешаются, если на 100 пунктов, то слияния запрещаются.

Источники или ф-ры монопольной власти :

1. Доля фирмы в рыночном предложении;

2. отсутствие хороших заменителей у товара, выпускаемого фирмой с монопольной властью;

3. Эластичность рыночного спроса. Чем меньше эластичность спроса на товар фирмы, тем больше монопольная власть этой фирмы на рынке.

Социальная цена– это убытки или потери для общества в целом от монопольной власти.

Сравним объем предложения и цену продукции на рынках чистой монополии и совершенной конкуренции. При соблюдении равенства всех прочих условий.

На рынке чистой монополии Р > МС, теряется часть потребительского излишка и увеличивается выигрыш продавца. Заштрихованный треугольник между графиками “D” и “МС” показывает появление безвозвратных общественных потерь.

Негативные последствия чистой монополии:

1) Q < Qk – производит меньший объем продукции;

2) Рm > Рk – назначает более высокую цену;

3) Потребителям э-мически не выгодно иметь дело с монополистом. Имеет место х – неэффективность;

4) Монопольная власть формирует тенденцию к сдерживанию НТП и бюрократизации производства;

5) Деятельность монополий усиливает дифференциацию доходов, что чревато социальными конфликтами;

6) Монополия несет большие расходы на сохранение входных барьеров.

 


11

Рынок монополистической конкуренции. Дифференциация товара. Максимизация прибыли в рамках краткосрочного периода. Неценовая конкуренция. Эффективный масштаб производства. Олигопольный рынок. Олигопольная взаимозависимость. Множественность моделей олигопольного поведения фирмы. Дуополия. Жесткость цен. Картельное соглашение. Лидерство в ценах. Частичная монополия. Практика сдерживания цен.

Монополистическая конкуренция– рыночная структура, когда несколько десятков фирм в отрасли, выпускающие дифференцированный продукт, конкурируют между собой, при этом ни одна из них не обладает всей полнотой власти по контролю за рыночной ценой.

Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию “чистой монополии” и в то же время на “совершенную конкуренцию”.

Кривая спроса фирмы в условиях монополистической конкуренции – нисходящая, эластичная.

Ф-ры эластичности спроса – число конкурентов; степень дифференциации продукта.

Монополистические аспекты: убывающая кривая спроса, возможность влиять на цену.

Конкурентные аспекты: разделение рынка с множеством др мелких фирм, не зависит в действиях от других фирм, сговор невозможен

Дифференцировать товар– это значит отличить его от других, аналогичных товаров по какому-либо признаку: качество, реклама, торговая марка, условия продажи, упаковка и т.д.

Дополнительные расходы, связанные с дифференциацией товара, могут стать барьером для входа новых фирм в отрасль.



2019-12-29 262 Обсуждений (0)
Ценовая дискриминация: понятие, условия, последствия. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ценовая дискриминация: понятие, условия, последствия.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (262)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)