Формы предпринимательства
1) организационно – правовые: 1. хозяйственные товарищества и общества; 2. производственные кооперативы; 3. государственные и муниципальные унитарные предприятия; 4. некоммерческие организации(включая потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации/объединения, фонды и др.); 5. индивидуальные предприниматели. – это гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью, без образования юридического лица. 2) организационно – э-мические: Концерн – Концерн приобретает контрольный пакет акций различных компаний, являющихся по отношению к нему дочерними. В свою очередь дочерние компании также могут владеть контрольными пакетами акций других акционерных компаний, нередко расположенных в других странах. Ассоциации –цель создания – совместные решения научно – технических, производственных, э-мических, социальных и других задач. Консорциум –объединение предпринимателей с целью совместного проведения крупной финансовой операции Синдикат – объединение сбыта продукции предпринимателями одной отрасли с целью устранения излишней конкуренции между ними. Картель – соглашение между предприятиями одной отрасли о ценах на продукцию, услуги, о разделе рынков сбыта, долях в общем, объеме производства . Финансово промышленные группы -объединение промышленного, банковского, страхового и торгового капиталов, а также интеллектуального потенциала предприятий и организаций.
13 Воспр-во в целом как общеэ-мическая категория и воспроизведение нового продукта. Воспр-вом называется процесс производства в непрерывном потоке своего возобновления. Если процесс производства является дискретным, т.е. в нем есть начало и завершение, то процесс воспроизводства перманентен: окончание одного процесса является началом другого. Далее рассматриваем классификационные подходы к анализу э-мического воспроизводства: I. По типам: 1. Экстенсивный тип. 2. Интенсивный тип. II. По масштабам: 1. Простое. 2. Расширенное. 3. Суженное. Две системы измерения общественного продукта и основные макроэ-мические показатели плановой и рыночной систем. Фонды как традиционная система деления общественного продукта. В системе показателей БНХ надо проанализировать категории: § Валовой общественный продукт (ВОП) (денеж.оценка СОП) = промежут.продукт+КОП = МПЗ+А+произв.нац.продукт=Фн+Фп+Фв § Совокупный общественный продукт (СОП) – весь нат-физ.объем произведенных мат.благ в обществе. § Конечный общественный продукт (КОП); § Фонд возмещения (ФВ) – возмещение потребленных ресурсов § Фонд потребления (ФП) – Ф потреб.по труду+Фобществ.потребления § Фонд накопления (ФН) – для рсширения средств пр-ва СНС – система основана на анализе гос.счетов, учете Д и Р п/п,д/х,гос-ва. УЧЕТ ПРИБАВОЧНОЙ СТОИМОСТИ! § ВНП – продукт пр-ва отеч.п/п в РФ и за рубежом § ВВП – продукт пр-ва отеч. И иностр.п/п в РФ (расчет по Д = рента+%+з/п+А+Косв.Н; расчет по Р = Р п/п,д/х,гос-ва+чист.Э, расчет по пр-ву = сумма доб.ст-ти) § ЧНП = ВНП-А § НД=ЧНП-Косв.Н Критерии определения хозяйственной системы: социально-э-мический, технологический, управленческо-регулятивный, воспроизводственный. 1) Технологический подход акцентирует внимание на структуре и элементах народного хозяйства, характеризуемых исходя из уровня развития производительных сил общества, производительности труда и т.п. При таком анализе национальная э-мика представляет собой совокупность отраслей, видов производств, а также характеризуется объемом произведенной продукции (товаров и услуг), их качеством, уровнем использования ресурсов и т.п. 2) Социально-э-мический подход основан на понятии общественного производства, которое является формой выражения э-мической деятельности людей. Оно представляет собой процесс взаимодействия человеческого общества и природы, направленный на удовлетворение потребностей людей. 3) Воспроизводственная структура в э-мической литературе определяется двояко: § По критерию характера и видов осуществляемой хозяйственной активности в э-мике в качестве составных элементов выделяют основных ее субъектов (домашние хозяйства, фирмы и государство). Такой подход имеет право на существование. Взаимодействие всех основных субъектов (агентов) э-мики рассматривается в модели кругооборота продуктов, ресурсов и доходов, которая, как известно, является современной иллюстрацией непрерывного характера производства. § В зависимости от функционального назначения отдельных частей общественного продукта, созданного в национальной э-мике (воспр-во средств пр-ва, пр-во предметов потр-я для воспр-ва раб.силы, ) Материальное, нематериальное пр-во и непроизводственная сфера. § Мат.пр-во: средства производства, предметы потребления – для воспроизводства человеческого ф-ра производства § нематериальную сферу – пр-во нематериальных благ § непроизв.сфера – например – оборона/правопорядок Институциональные сектора. По характеру поведения э-мических агентов выделяют шесть институциональных секторов: 1) нефинансовые предприятия; 2) финансовые учреждения; 3) государственные учреждения: 4) некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства; 5) домашние хозяйства; 6) остальной мир. Секторальная структура – реальный и финансовый сектора. Реальный сектор предполагает осуществление производственной деятельности, т.е. такой, при которой осуществляются затраты труда, капитала, товаров и услуг для создания других товаров и оказания услуг. Реальный сектор предполагает существование рынков, на которых объектом купли-продажи являются рабочая сила, инвестиционные товары (машины, оборудование, сырье, материалы), а также потребительские товары и услуги. Финансовый сектор включает операции со всеми видами финансовых активов (валюта, ценные бумаги и т.д.), которые обращаются, соответственно, на финансовых рынках. Отраслевая структура э-мики. Отраслевая структура национальной э-мики представляет собой совокупность отраслей, т.е. качественно однородных хозяйственных единиц с особыми условиями функционирования на основе общественного разделения труда. В отраслевом разрезе международный стандарт СНС рекомендует выделять 7 отраслей: ¨Сельское хозяйство, лесоводство, рыболовство ¨Доб. и обраб.промышленность ¨Строительство ¨Оптовая, розничная торговля ¨Рестораны и гостиницы ¨Транспорт и связь ¨Прочие услуги
14 Методы расчета величины и структуры общественного продукта. ВОП (СОП), ВНП, ВВП и их производные в системах учета БНХ и СНС: национальный доход и чистый национальный продукт, фонд потребления и накопления и личный располагаемый доход. Общественный продукт – это выраженная в рыночных ценах совокупность товаров и услуг, произведенных в течение одного года. В широком смысле понятие «общественный продукт» используется для характеристики суммарного объема национального производства (всей совокупности продуктов и услуг, произведенных в стране в течение года). БНХ: 1) в основу была положена схема воспроизводства совокупного общественного продукта (СОП), которая содержала оценку продукции материального производства, но игнорировала основную часть сферы услуг; 2) эта схема содержала повторный счет (исходная и промежуточная продукция учитывались в одном показателе по несколько раз – в отраслях как добывающей, так и перерабатывающей промышленности, что искажало реальные итоги хозяйственной деятельности); 3) эта схема имела недостаточно развитую систему показателей, особенно в области финансов, не получила должного развития система внешнеэ-мических связей. § Валовой общественный продукт (ВОП) (денеж.оценка СОП) = промежут.продукт+КОП = МПЗ+А+произв.нац.продукт=Фн+Фп+Фв § Совокупный общественный продукт (СОП) – весь нат-физ.объем произведенных мат.благ в обществе. § Конечный общественный продукт (КОП) = ВОП-ПрП = ВОДп+АмОПФ = ЧОП+ФВСП СНС: § ВНП – продукт пр-ва отеч.п/п в РФ и за рубежом § ВВП – продукт пр-ва отеч. И иностр.п/п в РФ (расчет по Д = рента+%+з/п+А+Косв.Н; расчет по Р = Р п/п,д/х,гос-ва+чист.Э, расчет по пр-ву = сумма доб.ст-ти) § ЧНП = ВНП-А § НД=ЧНП-Косв.Н - характеризует величину доходов всех поставщиков производственных ресурсов для создания чистого продукта § ЛРД = НД – корпоративн.налоги и отчисления + Т – индив.налоги § Фонд потребления (ФП) – Ф потреб.по труду+Фобществ.потребления § Фонд накопления (ФН) – для рсширения средств пр-ва ВНП/ВВП все же не дают общей оценки качества жизни и уровня благосостояния т.к.: 1) Нет учета качества конечной продукции (ВНП - агрегированный количественный показатель); 2) одна и та же количественная величина ВНП может отражать совершенно разные по значимости для граждан наборы продуктов, которые неоднозначно влияют на благосостояние; 3) может существовать ситуация, когда рост ВНП есть, а роста благосостояния нет; 4) множество разнообразных продуктов производятся в домохозяйствах не для рынка, но увеличивают благосостояние, это не отражается в ВНП; 5) загрязнение среды отрицательно влияет на благосостояние, но это не является задачей ВНП; 6) теневая э-мика Национальная э-мика: воспр-во и кругооборот продукта и дохода. ***Большой и замутный рисунок 14(в карман) Кругооборот и его элементы в плановой и рыночной системах – концептуальные различия модели народнохозяйственного кругооборота: в закрытой э-мике, в открытой э-мике. Концепт отличие – участие иностранных эк.институтов. Смотри в письме Н.Крамаренко. Доход и богатство нации. Национальное богатство представляет собой совокупность ресурсов (активов) страны, составляющих необходимые условия производства благ и обеспечения жизни людей Национальное богатство – это совокупность накопленных материальных благ, являющихся плодом человеческого труда, земли и природных ресурсов, а также нематериальных и финансовых активов страны НД=ЧНП-Косв.Н - характеризует величину доходов всех поставщиков производственных ресурсов для создания чистого продукта Ф-ры положительной и отрицательной динамики. Показатели национального богатства – это показатели запасов, которые могут в течение года не только увеличиться, но и уменьшиться. Показатели запасов следует отличать от показателей потоков, какими являются, например, объем произведенных в течение года благ. Структура национального богатства – новые подходы. В соответствии с СНС э-мические активы, составляющие национальное богатство, подразделяются на: 1. Нефинансовые э-мические активы – все активы, не относящиеся к финансовым. - Произведенные активы – это активы, созданные в результате производственных процессов: Основной капитал, Запасы материальных оборотных средств, Ценности – это блага значительной стоимости, которые служат средством сохранения этой стоимости во времени, Накопленное имущество населения (справочно). - Непроизведенные активы – это активы, которые созданы и существуют отличным от производства способом: Материальные непроизведенные активы – явления природы (земля, подземные водные ресурсы). Нематериальные непроизведенные активы – авторские права; торговые марки, знаки и т.д. 2. Финансовые э-мические активы – возникают, как правило, из финансовых обязательств. К финансовым активам относятся: монетарное золото и спец.права заимствования (СПЗ); ценные бумаги; займы; акции. 15 Спрос и предложение как категории макроэ-мического анализа. Агрегирование. Основная модель э-мического равновесия выражается через равенство совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (AS). Национальная э-мика в данном случае представляется в виде единого (агрегированного) рынка, состоящего из одного совокупного потребителя и одной совокупной фирмы Совокупный спрос и его составляющие. Совокупный спрос (AD) – это э-мический агрегат, равный реальному объему национального производства, который готовы купить потребители при каждом возможном уровне цен. Совокупный спрос характеризует желание и возможность э-мических субъектов приобрести определенный объем товаров и услуг при сложившемся уровне цен. Совокупный спрос отличается от рыночного спроса и состо ит из следующих составных частей: 1) Потребительский спрос домашних хозяйств (C) – потребительские расходы домашних хозяйств (продукты питания, одежда, оплата жилья, различные услуги, товары длительного пользования и т.п., исключая расходы на покупку и строительство жилья, входящие в инвестиционные расходы); 2) Инвестиционный спрос (I) – инвестиционные расходы предпринимателей на приобретение машин, оборудования, строительство (в том числе жилых домов) и т.п.; 3) Государственные закупки (G) – все федеральные и местные расходы на армию и вооружение, бесплатное медицинское обслуживание и образование, государственные инвестиционные программы, строительство жилья, дорог и т.д.; 4) Чистый экспорт (Xn) – разница между экспортом и импортом. Совокупное предложение и его ф-ры. Совокупное предложение – это э-мический агрегат, равный наличному реальному объему производства (выпуска) при каждом возможном уровне цен. Модель совокупного предложения графически может быть представлена кривой, выражающей положительную зависимость между уровнем цен и объемом национального производства. К неценовым ф-рам совокупного предложения относятся: 1.Изменения цен на производственные ресурсы: 2.Изменения в производительности. 3.Изменения правовых норм – тоже могут изменить издержки на единицу продукции и вызвать смещение кривой совокупного предложения. Совокупный спрос и предложение – основные отличия от микроэ-мической модели спроса и предложения. Взаимосвязь совокупных спроса и предложения в краткосрочном и долгосрочном аспекте.
Кривая совокупного спроса и кривая спроса на отдельный товар имеют общие черты и отличия. Общее сост в том, что: 1) Отражается обратная зависимость между уровнем цен и уровнем реального выпуска; 2) Действуют сходные мотивационные механизмы принятия решений (естественное стремление покупать больше по более низкой цене); 3) Пересечение с кривой предложения выражает равновесное состояние. Отличия заключаются в том, что: 1) Кривая спроса на отдельный товар строится при предположении о неизменности цен на остальные товары. В кривой совокупного спроса отражается изменение общего уровня цен. 2) Кривая спроса на отдельный товар строится при предположении о неизменности доходов. Кривая совокупного спроса предполагает возможность изменения доходов. Соответственно, отрицательный наклон кривой AD нельзя объяснить действием эффектов дохода и замещения. В микроэ-мике кривая предложения S имеет положительный наклон, свидетельствующий о том, что при повышении цен производители будут расширять пр-во данного товара. В макроэ-мике кривая совокупного предложения AS имеет более сложную конфигурацию. Здесь следует принять во внимание дискуссию, которая ведется в э-мической науке относительно природы и формы этой кривой. В соответствии с этим в современной э-мической литературе выделяются и рассматриваются три отрезка (участка) кривой AS (см. рис. 2): 1) На горизонтальном (кейнсианском) отрезке изменение в объеме национального производства осуществляется при постоянных ценах. 2) На промежуточном (восходящем) отрезке увеличение реального объема производства сопровождается ростом цен. 3) На вертикальном (классическом) отрезке кривой совокупного предложения повышаются только цены, а реальный ВНП остается неизменным. мпонента тор автономных и выпуска Ценовые и неценовые ф-ры формирования равновесия совокупных спроса и предложения. На динамику потребляемого (покупаемого) ВНП влияют ценовые и неценовые ф-ры. Действие ценовых ф-ров - изменение в объеме совокупного спроса. Неценовые ф-ры - изменение в совокупном спросе. К ценовым ф-рам, которые влияют на динамику объема AD, относятся: 1) Эффект процентной ставки – показывает, что уровень цен влияет на объем производства через процентную ставку. P ↑ => MD↑ => r ↑ => I ↓ и С ↓ => AD ↓ 2) Эффект богатства – повышение уровня цен приводит к снижению покупательной способности: P ↑ => Реальная стоимость активов ↓ => С ↓ => AD ↓ 3) Эффект импортных закупок – воздействует на величину чистого экспорта: P ↑ => Xn ↓ => AD ↓ Неценовые ф-ры. 1.Неценовые ф-ры, воздействующие на объем потребления домашних хозяйств: Благосостояние потребителей. Ожидания потребителей, Задолженность потребителей. Налогообложение 2.Неценовые ф-ры, вызывающие изменения в инвестиционных расходах: Процентные ставки. Ожидаемые прибыли от инвестиций. Налоги с предприятий Технологический уровень производства Уровень использования производственных мощностей. 3.Неценовые ф-ры, обусловливающие изменения в государственных расходах. Увеличение государственных закупок национального продукта при данном уровне цен будет приводить к возрастанию совокупного спроса до тех пор, пока налоговые сборы и процентные ставки будут оставаться неизменными. Уменьшение расходов государства приведет к сокращению совокупного спроса. 4.Неценовые ф-ры, приводящие к изменениям в расходах на чистый экспорт: Национальный доход в зарубежных странах. Валютные курсы. Рынок товаров и платных услуг, его равновесие. Основные регуляторы товарного рынка. Проблема равновесия. Процесс формирования равновесия на рынке товаров может рассматриваться на разных уровнях, причем с известными оговорками ему можно дать единую графическую интерпретацию – так называемая «Модель Маршалла» или «Крест Маршалла» (см. рис. 1). Равновесие рынка отдельного товара и динамики его параметров – цены, прибыли и объема товарной массы – представляет собой частичное равновесие (т.е. равновесие по отдельному товару). Общее равновесие рассматривается как совокупность частичных равновесных состояний на каждом рынке товаров. На макроэ-мическом уровне установление равновесия происходит в результате взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения, причем конфигурация соответствующих кривых (AD – AS) имеет более сложную форму. § рынок товаров находится в постоянной взаимосвязи со всеми другими рынками § для расширения производства товаров требуются инвестиции § по всем вариантам получения инвестиций логично сформулировать зависимость инвестиционного спроса от нормы процента i. При любых вариантах финансирования инвестиций действует правило: чем выше норма процента, тем ниже инвестиционный спрос, и наоборот § для установления равновесия на товарных рынках (AD = AS) необходимо, чтобы инвестиционный спрос, предъявляемый предпринимателями, был бы в полном объеме удовлетворен предполагаемыми сбережениями: I (i) = S (Y). Кривая IS. Модель «IS» и ее э-мический смысл. Для определения множества равновесий на товарных рынках используется модель «инвестиции – сбережения» (IS – модель) Кривая IS отражает взаимосвязь между процентной ставкой i и национальным доходом Y при равновесии между сбережениями и инвестициями. Она показывает, насколько нужно изменить процентную ставку при изменении национального дохода (национального объема производства) для сохранения равновесия на товарных рынках. Например, если доход возрастает, то это приведет к росту сбережений. Следовательно, должны также увеличиться и инвестиции, что возможно лишь при снижении процентной ставки. Кривая IS имеет отрицательный наклон. Это объясняется тем, что при снижении процентной ставки возрастают инвестиции, пр-во, доход и сбережений. Наоборот, при росте процентной ставки эти переменные уменьшаются. IS – анализ имеет практический смысл. Он позволяет понять, что макроэ-мическое равновесие товарного рынка неустойчиво, так как нет никакой гарантии, что инвестиции обязательно будут совпадать со сбережениями Кривая LM. Механизм функционирования рынка денег (шире – финансовых активов) определяется динамикой спроса и предложения денег. Предложение денег (денежная масса) – общее количество денег, находящихся в обращении и используемых в качестве оплаты товаров и услуг и при погашении долгов. В рыночной э-мике предложение денег представляет собой сумму наличных денег в обращении и вкладов в банках (депозитов): Ms = Cur + Dep, денежное предложение можно представить как функцию от трех переменных: денежной базы, ставки процента и нормы обязательного резервирования: Ms = f [MB (+); rr (–); i (+)]. Предложение денег имеет графическую интерпретацию и обычно изображается вертикальной прямой, поскольку предполагается, что денежно-кредитные и финансовые учреждения создали определенное, фиксированное на данный момент количество денег, которое не зависит от величины ставки процента (см. рис. 4). В реальной э-мической практике предложение денег зависит от целей, которые ставятся перед денежно-кредитной системой страны: 1.Если целью является поддержание на неизменном уровне количества денег в обращении, то денежное предложение действительно будет изображаться прямой вертикальной линией (Ms1). 2.Если целью является поддержание фиксированной ставки процента, то графическое изображение денежного предложения будет представлено горизонтальной прямой (Ms2). 3.Если денежно-кредитная политика допускает изменения и денежной массы в обращении, и нормы процента, то денежное предложение будет изображено в виде наклонной (восходящей) линии (Ms3). Если отразить два ф-ра (доход и процентная ставка) на графике, то получим кривую «ликвидность – деньги» (LM), известную как модель Хансена (см. рис. 10). Модель Хансена наглядно показывает, что для достижения равновесия на денежном рынке должно соблюдаться следующее условие: при данном предложении денег с ростом доходов должна возрастать процентная ставка. В этом случае будут увеличиваться альтернативные издержки хранения денег и снижаться курс облигаций. Это приведет к уменьшению спекулятивного спроса на деньги и увеличению покупок финансовых активов, поддерживая денежный рынок в равновесном состоянии
Модель «рынок товаров – рынок денег» - взаимное равновесие. Модель IS – LM- модель Хикса – Хансена. Кривые макроэ-мического равновесия товарного рынка (см. первый вопрос) и денежного рынка (см. второй вопрос) построены в координатах «доход – норма процента» (Y, i). Соединяя оба графика (кривые IS, LM), получим интерпретацию совместного макроэ-мического равновесия рынка товаров и денег – модель IS-LM (см. рис.11). Модель IS-LM является конкретизацией модели AD-AS, так как она позволяет найти такие сочетания рыночной ставки процента (i) и дохода (Y), при которых одновременно достигается равновесие на товарном и денежном рынках. Основной целью анализа э-мики с помощью этой модели является объединение товарного и денежного рынков в единую систему. В результате рыночная ставка процента превращается во внутреннюю (эндогенную) переменную. Ее равновесная величина отражает динамику э-мических процессов, протекающих не только на денежном, но и на товарном рынках. Одновременное равновесие товарного и денежного рынка достигается в точке Е1, которой соответствуют значения равновесных норма процента (i1) и дохода (Y1). ISLM – модель («инвестиции – сбережения – предпочтения ликвидности – деньги») имеет важное значение для анализа взаимодействия рынков товаров и денег.
16 Потребительский спрос и концепции потребительского выбора. Кейнсианская гипотеза абсолютного дохода. Средняя и предельная склонность к сбережениям. Основные положения кейнсианской теории состоят в следующем: 1.рыночный механизм сам по себе не в состоянии установить равновесие на уровне полной занятости. 2.Центральный элемент концепции Дж. М. Кейнса – теория регулирования э-мики на основе управления спросом. Причина кризисов и безработицы – неэффективный спрос (недопотребление), т.е. недостаточность совокупного спроса, которая приводит к вынужденной безработице. 3.Эффективный спрос, т.е. совокупный платежеспособный спрос, определяющий степень занятости, зависит от ожидаемого уровня потребления и инвестиций (он включает потребительский и инвестиционный спрос). 4. В рамках теории эффективного спроса Дж. М. Кейнс анализирует поведение потребителей (т.е. сколько они намерены тратить). «Люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но в меньшей степени, чем растут доходы». Сбережения являются благом для каждого отдельного человека, но злом для национальной э-мики в целом. 5.Личный располагаемый доход домашние хозяйства расходуют на потребление (C) и на сбережение (S): Y = C + S § Средняя склонность к потреблению (APC) – это отношение размеров потребления к величине дохода (доля дохода, идущая на потребление). § Средняя склонность к сбережениям (APS) – это отношение суммы сбережений к величине дохода (доля дохода, которая сберегается). § Предельная склонность к потреблению (MPC) – это соотношение между изменением потребления и вызвавшим его изменением дохода. § Предельная склонность к сбережению (MPS) – это соотношение между изменением величины сбережений и вызвавшим его изменением дохода.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (246)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |