Методы изучения самосознания.
В области психодиагностики самосознания используют стандартизированные (тестовые опросники). Состоящие из утверждений, касающихся отношения испытуемого в самому себе в различных жизненных сферах: чувств, мыслей относительно тех или иных событий или обстоятельств в жизни субъекта; поведенческих проявлений, взаимоотношений с другими людьми. Опросник самоотношения СтолинаВ.В. содержит 57 утверждений и 2 варианта ответа согласен, не согласен. Опросник направлен на исследование отношений к самому себе. По шкалам: самоуважение, самоинтерес, аутосимпатия, ожидаемое отношение от других. 16.2.Развитие личности в условия депривации. Психическая депривация - это динамическое психическое состояние, возникающее в жизненных ситуациях, где субъект лишен возможностей для удовлетворения основных жизненно важных потребностей в достаточной мере и в течение длительного времени.Депривация – условия, в кот-х реб-к лишен удовлетворения потребностей. Классический вариант воспитание вне семьи( потребность в любви, безопасности), однако, в настоящее время данная проблема становится более актуальной в связи с тем, что в группу деприв-ных личностей относятся уже и дети из внешне благополучных семей. Данной проблемой занимались такие ученые как: Дубровина, Лангмайер, Матейчик, Прихожан, Боулби, Шипицына, декан ИГПУ И.В.Ярославцева. В зависимости от типа решения ученые рассматривают несколько видов депривации однако в чистом виде они встречаются редко, т.к. тесно взаимосвязаны. 1. Материнская. Ее следствием выступает: - отсутствие базового доверия к миру - Эриксон (тревожность, страхи). - несформированность самосознания. - несформированность произвольных форм поведения. - инфантилизм, т.е. незрелость. 2.Эмоциональная - снижение коммуникативно-познавательной активности. - несформированность мотивационно - потребностной сферы. -эмоционально -личностные нарушения. -аффективные расстройства поведения. 3. Сенсорная. - замедление и дезорганизация развития психических процессов. - задержка процесса становления ориентировочно - исследовательского поведения - дезонтогенетическое развитие. 4. Когнитивная. - снижение познавательных интересов. - затруднение в понимании предвосхищения событий. - дисгармония интеллектуального развития. - нарушение поведенческой регуляции. 5.Психосоциальная. - снижение коммуникативной активности. - трудности в установлении контактов. - нарушение процесса социального и профессионального самоопределения. 6.Соматическая. - соматическая ослабленность. - физический инфантилизм. - задержка психического развития соматогенного происхождения. - хронические болезни. В основе девиантного поведения лежит мех-м 3-х компонентов: когнитивный, аффективный, волевой. В зависимости от времени и полноты прерывания связи со значимыми взрослыми выделяют 2 уровня психической депривации: общая и парциальная. Общая – диспропорция всех сторон разв-я. Формир-ся в тех условиях, где реб-к рано лишен удовл-я потреб-й. (по Боулби - полная депривация). Средняя степень – хар-ся растр. Эмоц-вол, мотив-потреб сфер, когнитивной. Тяжелая – грубые диспропорции в разных сферах. Парциальная – формируется у тех детей, кот-ые воспит в семьях, но не удовл потребности. Есть семья, но частичная. Проявляется в разнообр-х психич. состояниях неблагополучия мозаичные, затрагивают эмоц.сферу. Выраж-ся слабой гармоничностью Л. разв-я. Умеренная – неустойчивость эм-вол и мотив-потр сферы Л. Средняя – хар-ся растр. эмоц-вол, мотив-потреб сфер, когнитивной. Дифференциация псих.депр важна, чтобы целенаправ-но наметить МССП сопровожд. Проявления псих депр: 1. замедление дезорганизация психич процессов на ранних этапах онтогенеза. Сниж-е познав интересов и комм-позн актив-ти, затрудн в поним и предвосхищ соб-тий, недост-ть интел разв. 2.деформ-я самосозн, снижение баз довер к миру, недостат сформиров-ть произвольных форм повед-я. 3. сниж-е комм актив-ти и трудности в установл конт-тов с широким социумом, наруш-е процесса соц-го и проф самоопредел. 4. неравномерн-ть и ослабление процесса психофизич разв реб-ка, сниж-е функциональной актив-ти организма вследствие недостат-й сформир-ти адаптац-го мех-ма. 5. соматич ослабл-ть, инфантилизм и хронич болезни. 6. снижение толерантного потенциала реб-ка как составляющего его адаптационного мех-ма. 16.3. Психологические основы трудовой деятельности. Психология трудовой деятельности — это отрасль психологической науки, изучающая условия, пути и методы научно обоснованного решения практических задач в области функционирования и формирования человека как субъекта труда. Труд — это целесообразная деятельность по преобразованию окружающего мира для удовлетворения потребностей человека Основные задачи психологии трудовой деятельности являются изучение и разработка практических рекомендаций по следующим проблемам: 1) психологические особенности конкретных видов профессиональной деятельности (ее средств, содержания, условий и организации, анализ ошибок, классификация профессий и т. д.); 2) влияние индивидуально-психологических особенностей человека на эффективность, надежность, безопасность труда; 3) психологические закономерности формирования профессиональной пригодности человека (профориентация, профотбор, профподготовка, адаптация к труду); 4) функциональные состояния субъекта труда (утомление, эмоциональное напряжение, стресс, монотония и др.) и методы их диагностики, профилактики и коррекции; 5) психологические закономерности взаимодействия человека и техники; 6) инженерно-психологическое обеспечение (проектирование, оценка) процесса создания и эксплуатации новой техники и т. д. Психология трудовой деятельности занимается не только изучением и обоснованием путей, методов и средств совершенствования деятельности, но также исследованием фундаментальных явлений психики человека (формирование субъекта труда, механизмы регуляции состояний, роль личностных особенностей в трудовом поведении формирование профессиональных способностей и т. д.). Реализация функций труда требует создания определенных предпосылок для его успешной реализации: 1) отбор людей, наиболее пригодных для конкретной деятельности; 2) профессиональная подготовка; 3) рациональные условия и организация трудового процесса; 4) удобство и эффективность орудий труда; 5) адекватность возможностей человека рабочим нагрузкам; 6) система безопасности труда, сохранения профессионального здоровья и долголетия, психологической поддержки работоспособности. Труд (его содержание, условия, цели) должен способствовать развитию личности человека, приносить ему радость и удовлетворение достигнутыми результатами. Методы изучения трудовой деятельности: 1) анализ рабочих документов (руководство инструкции и т.п.) - для общего ознакомления со спецификой конкретной деятельности. 2) наблюдение за рабочим процессом — для сбора визуальной информации о содержании деятельности; 3) хронометраж — оценка временных параметров трудового процесса 4) опрос (беседа, анкетирование, экспертные оценки и др.) — получение письменной и устной информации от субъекта труда; 5) самонаблюдение и самоотчет — воспроизведение субъектом труда своих личных впечатлений, суждений, переживаний объективных характеристик профессии, в связи с выполнением трудовых задач; 6)трудовой метод — информация об особенностях деятельности от экспериментатора, включенного в трудовой процесс; 7) биографический метод — анализ жизненного и профессионального пути; 8) физиолого-гигиенические методы— изучение условий деятельности; 9) эксперимент (естественный и лабораторный) — изучение психологических особенностей субъекта труда (психометрические тесты, личностные опросники, психофизиологические, физиологические и биохимические методы). Корректурная проба(буквы зачеркивать) – коэфф-т точности и работоспособности, Теппинг-тест (точки в 8 квадратах) - функциональное сост-е двигат анализатора. Крипелин – умств. Работоспособность –это максимальные возможности чел, определяются наиб.кол-вом работы, кот. может он сделать. Левитов, Климов,Сеченов, мясищев, Бехтерев. 17.1. Понятие о потребностях, классификация потребностей в современной психологии. П – испытываемая нужда в чем-либо. Отеч психология исходит из того, что источником активности лич. яв-ся ее потребн. Именно п. побуждают ч-ка действовать определенным образом и в определенном направлении. П. – это исходная форма активности, всегда связана с наличием чувства удовл или неудовл. П. активизирует, стимулирует повед-е, направ-е на поиск того, что требуется. Осн-ые хар-ки чел. потр-й: сила, периодичность, способ удовл-я. Наиб-ее кол-вл потр у чел-ка: физич, духов, соц-ые. Как в отечественной, так и в зарубежной психологии личности существует множество классификаций потребностей. Некоторые авторы, например, Мюррей насчитал более 140 потребностей человека. Можно выделить две классификации потребностей. 1. в зависимости от происхождения: - естественные или биологические - культурные 2. по характеру предмета. материальные , социальные, духовные Удовлетворение естеств и матер обеспечивает сущ-ние чел-го организма. Это потребности в пище, одежде, сне, жилище, безопасности, сексуальные потребности, потребность экономии сил. Социальные потребности отражают потребности человека принадлежать, к какой-либо группе, в признании, доминировании, лидерстве, самоутвержд-и, внимании и привязанности окружающих, в уважении и любви, дисциплинированности, независимости- зависимости. Культурные, духовные присущи и необходимы Л. для ее всестор разв-я, ее богатства и нравст красоты. Как Л. люди отлич-ся друг от друга разнооб-ем особых сочет-й потр-ей. Другая классификация делит все виды потребностей на два больших класса: потребности сохранения (нужды) и развития (роста). Абрахам Маслоу, один из ведущих психологов в области исследования мотивации в США, разработал "иерархию потребностей". Она состоит из следующих ступеней: Ступень 1 – физиологические потребности – это низшие, управляемые органами тела потребности, как дыхание, пищевая, сексуальная, потребности в самозащите. Ступень 2 – потребность в надежности – стремление к материальной надежности, здоровью, обеспечению по старости и т.п. Ступень 3 – социальные потребности. Потр-ть в общение с другими людьми. Ступень 4 – потребность в уважении, осознании собственного достоинства – здесь идет речь об уважении, престиже, социальном успехе. Ступень 5 – потребность в развитии личности, в осуществлении самого себя, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире. Маслоу считает, что высшие потребности не могут удовлетворяться без удовлетворения низших., но почему так происходит его концепция не объясняет. 17.2. Проблема взаимосвязи обучения и развития. Проблема взаимосвязи была и остается одной из стержневых проблем педагогики. Традиционная проблема взаимосвязи прежде всего познавательного трансформировалась в проблему соотношения обучения и раз-ия личности, задав новые ракурсы системы образования. Смещение смысловых акцентов опред-ся рядом причин: 1. Состоит в том, что образование в демократическом обществе было направлено на формирование ЗУН. 2. Связано с процессами развития науки, обогащения и увеличения объема знаний, за кот. образовательные учреждения не успевают. Оно д/б направлено на формирование самостоятельных способ обучения. 3. Обусловлена тем, что длительное время учет возрастных особенностей считался приоритетным и неизменным принципом обучения. Связана с признанием приоритета принципа развивающего обучения; с развитием личности; осмыслить факторы, создать концепции развивающего обучения (Занков, Давыдов, Эльконин и др.) по словам Выготского данная проблема явл-ся принципиальной для пед . псих-ии, сущ-ет ряд точек зрения: 30г 20в. 1) обуч-е не зависит от развития и наоборот (обуч-е чисто внешний процесс, определенным образом согласующийся с разв-ем, но активно в нем не участвует Фрейд, Ж. Пиаже) 2) обуч-е и есть разв-е (каждый шаг в обуч соотв-ет шагу в разв, любое обуч-е явл-ся развив-щим В.Джемс) 3) попытка преодоления крайности Штерн В. – разв-е это процесс от обуч-я не зависящий, а само обуч-е в случае новых форм повед-я становится синонимом разв-я. Разв-е делает возможным обуч-е, а обуч-е стимулир-ет дальнейшее разв-е. 4) между разв и обуч устанавливаются сложнейш динамич-е зависимости, кот-ые нельзя охватить единой умозрительной формулой. Обуч должно идти впереди разв. Выготский ввел понятие зоны ближайшего разв-я и интеризации. Данная т.зр принята как приоритетная в нашей системе образ-я. При решении соотношения обучения и умственного развития Выготский ведущую роль отводил обучению. Он считал, что процесс раз-ия ребенка не совпадает с процессом обучения. Благодаря концепции психического развития Выготского педагогика обогатилась представлением о том, что психическое социально по происхождению, что обучение и развитие - взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы. При этом ведущая роль обучения стала пониматься как побуждение в ребенке процессов развития. Точка зрения Выгодского стала основополагающей для представителей когнитивной психологии. Нужно отметить, что во всех концепциях обучения выделяются разные показатели раз-ия ч-ка т.к. понятие раз-ие определяется по разному. Наиболее распространенной яв-ся такая - раз-ие ч-ка - это процесс количественных и качественных изменений его организма, НС и психики. Знание различных характеристик раз-ия, сущ-ти и природы обучения - это не просто фактор, но и средство, и основа раз-ия ч-ка. Анализ соотношения обучения и раз-ия личности показал взаимосвязь этих процессов. Подобно тому, как целостна и едина личность, так целостен и процесс ее фор-ия, осуществляемый с помощью обучения и воспитания. Разв-ть гармоническую личность, значит обучать ее ЗУ, творческой дея-тью и формировать эмоциональное отношение к миру через организацию различных видов деят-ти.
Популярное: ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (354)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |