Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Билет11.1.Понятие об эксперименте как методе исследования.



2019-12-29 237 Обсуждений (0)
Билет11.1.Понятие об эксперименте как методе исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок




Эксперимент - метод, предполагающий активное вмешательство ис­следователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения психических явлений.

Термин «экспериментирова­ние» означает проверку научных гипотез каузального характера на основе применения нормативов экспериментального метода.

Особенности проведения эксперимента:

 1. Исследователь сам вызывает изучаемое им явление;

 2. Экспериментатор может изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса;

 3. Возможно попеременное исключение отдельных условий (переменных);

 4. Эксперимент позволяет варьировать количественное соотношение условий, чтобы проводить математическую обработку полученных данных.

Виды эксперимента:

Лабораторный эксперимент, он протекает в специаль­ных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла экс­перимента может не знать. Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавли­вать общие математико-статистически достоверные закономерности развития психических явлений.

Естественный эксперимент проводят в естественных усло­виях жизни, учебы, труда людей, причем люди не подозревают, что над ними проводится эксперимент (но его результаты долж­ны быть зафиксированы, например, скрытой фотокамерой). Естественные эксперименты позволяют выявлять более достовер­ную информацию, но не могут проводиться многократно, по­скольку теряют свою естественность и скрытность от испытуе­мых.

Все же большее значение в психологии развития приобретает формирующий экспе­римент (который может иметь обучающий или воспитывающий ха­рактер). Формирующий экспериментпредполагает целенаправленные воздействия на испытуемого с целью создания, выработки опреде­ленных качеств, умений. Фактически, это развивающий метод в ус­ловиях специально созданного экспериментального педагогического процесса. Для повышения качества знаний о действительности (валидности)применяют разл.виды экспериментальных планов:

1. Собственно экспериментальный – самый надежный. В таком эксперименте обязательно наличие экспериментальной и контрольной групп. Завершение эксперимента обязательно тестированием и сравнением разультатво группы, получившей воздействие и неполучившей.

2. Квазиэкспериментальный план – предполагает некоторое отступление от истинного эксперимента.

11.2.Функции и виды воображения. Роль в творческой деятельности человека. Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.

Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать, Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи резко отличает человеческую деятельность от "деятельности" животных, иногда очень искусной.

Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. При этом простая актуализация уже имеющихся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения представляет собой совместную работу обеих сигнальных систем. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним. Как правило, слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь становления их, является средством их удержания, закрепления, их изменения.

Ведущим механизмом воображения служит перенос какого-либо свойства объекта. Эвристичность переноса измеряется тем, насколько он способствует раскрытию специфической целостной природы другого объекта в процессе его познания или создания человеком. В психологии различают произвольное и непроизвольное воображение. Первое проявляется, например, в ходе Целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отреферированной поисковой доминанты, второе – в сновидениях, так называемых неизменных состояниях сознания и т.д.

Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.

Виды воображения: пассивное и активное. Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее. Близко к этим видам воображения находится эмпатия – способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сопереживать.

Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т.е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.

Воссоздающее воображение – один из видов активного воображения,   - представление чего-либо нового для человека, опирающееся на словесного описание этого нового. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций. Первый – операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй – операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция. Один из первых психологов, изучавших эти процессы, Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация – первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации – существенное препятствие для творческого воображения. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции, например, способность, мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством.

Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения "удовлетворяются" неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности.

Ф-и воображения:

1.представление о действительности в образах

2.регулирование эмоциональных отношений

3.регуляция познавательных процессов и состояний человека

4.формирование внутреннего плана человека

5.планирование и программирование деятельности человека

Воспроизводящие или репродуктивные ставится задача воспроизвести реальность в том виде, в каком она есть с этим воображением. Соответственно направление в искусстве называется натурализмом и также реализм. Продуктивное – действительность сознательно конструируется человеком при этом в образе она преобразуется. Воображение тесно связано с творчеством – это зависимость обратимая, т.е. воображение формируется в процессе деятельности, а не наоборот. Существует столько видов воображения, сколько имеется видов человеческой деятельности: техническое, научно-художественное, музыкальное, и т.д. Все эти виды составляют разновидность высшего уровня –творческого воображения.



2019-12-29 237 Обсуждений (0)
Билет11.1.Понятие об эксперименте как методе исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Билет11.1.Понятие об эксперименте как методе исследования.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (237)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)