Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общее понятие об ощущениях. Основные закономерности процесса ощущения.



2019-12-29 191 Обсуждений (0)
Общее понятие об ощущениях. Основные закономерности процесса ощущения. 0.00 из 5.00 0 оценок




 Ощущения - есть отражение конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент.

Для возникновения ощущений необходимо, прежде всего, наличие в нервной ткани процесса раздражения которое вызывает возбуждение. Возбуждение систем нервных клеток, наиболее совершенных по своей организации, при обязательном участии клеток коры головного мозга и дает ощущение. Физиологическая основа ощущений – сложная деятельность органов чувств. И.П.Павлов назвал эту деятельность анализаторной, а системы клеток, наиболее сложно организованных и являющихся воспринимающими аппаратами, которые непосредственно осуществляют анализ раздражений, – анализаторами. Анализатор характеризуется наличием трех специфических отделов: периферического (рецепторного), передающего (проводникового) и центрального (мозгового).

Периферический (рецепторный) отдел анализаторов составляют все органы чувств – глаз, ухо, нос, кожа, а также специальные рецепторные аппараты, расположенные во внутренней среде организма (в органах пищеварения, дыхания, в сердечно-сосудистой системе, в мочеполовых органах). Этот отдел анализатора реагирует на конкретный вид раздражителя и перерабатывает его в определенное возбуждение. Рецепторы могут находиться на поверхности тела (экстероцепторы) и во внутренних органах и тканях (интероцепторы). Рецепторы, находящиеся на поверхности тела, реагируют на внешние раздражители. Такими рецепторами обладают зрительный, слуховой, кожный, вкусовой, обонятельный анализаторы. Рецепторы, расположенные на поверхности внутренних органов тела, реагируют на изменения, происходящие внутри организма. С деятельностью интероцепторов связаны органические ощущения. Промежуточное положение занимают проприоцепторы, находящиеся в мышцах и связках, которые служат для ощущения движения и положения органов тела, а также участвуют в определении свойств, качеств объектов, в частности при осязании их рукой. Таким образом, периферический отдел анализатора выполняет роль специализированного, воспринимающего аппарата. Для всех анализаторов общими являются болевые ощущения, благодаря которым организм получает информацию о разрушительных для него свойствах раздражителя.

 Виды ощущений

Выделяют следующие основания классификации ощущений: I) по наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем, вызывающим ощущение; 2) по месту расположения рецепторов; 3) по времени возникновения в ходе эволюции; 4) по модальности (виду) раздражителя.

По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют дистантную и контактную рецепцию. Зрение, слух, обоняние относятся к дистантной рецепции. Эти виды ощущений обеспечивают ориентировку в ближайшей среде. Вкусовые, болевые, тактильные ощущения – контактные.

По модальности раздражителя ощущения делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, статические и кинестетические, температурные, болевые, жажды, голода.

Охарактеризуем кратко каждый из названных видов ощущений.

Зрительные ощущения. Они возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза – сетчатку, являющуюся рецептором зрительного анализатора.

Слуховые ощущения. Эти ощущения также относятся к дистантным и также имеют большое значение в жизни человека. Благодаря им, человек слышит речь, имеет возможность общаться с другими людьми. Раздражителями для слуховых ощущений являются звуковые волны – продольные колебания частиц воздуха, распространяющиеся во все стороны от источника звука.

Обонятельные ощущения. отражают запахи окружающих нас предметов. Органами обоняния являются обонятельные клетки, расположенные в верхней части носовой полости.

В группу контактных ощущений, как уже отмечалось, входят вкусовые, кожные (болевые, тактильные, температурные).

Вкусовые ощущения. Вызываются действием на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне или воде. Кожные ощущения. В кожных покровах имеется несколько анализаторных систем: тактильная (ощущения прикосновения), температурная (ощущения холода и тепла), болевая. Тактильные ощущения руки, объединяясь с мышечно-суставной чувствительностью, образуют осязание – специфически человеческую, выработавшуюся в труде систему познавательной деятельности руки.

Особое место и роль в жизни и деятельности человека занимают интероцептивные (органические) ощущения, которые возникают от рецепторов, расположенных во внутренних органах и сигнализируют о функционировании последних. Эти ощущения образуют органическое чувство (самочувствие) человека.

Пороги ощущений –нижний – минимальная величина интенсивности воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощ-я..чем меньше-тем выше чувствительность.

Верхний – мах. Сила раздражителя.

Разностный порог –минимальное различение в интенсивности двух однородных раздражителей, кот.чел.способен ощутить.

22.2. лидерство и руководство в малой группе. С т. зр. Карнышева, под группой понимается ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (профессиональные, возрастные группы).

По Андреевой, группа - это реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены общим признаком, разновидностью совместной деятельности и помещены в идентичные социальные условия, при этом осознающие свою принадлежность к данной группе.  В русском языке для обозначения понятия «лидер» и «руководитель» существуют два специальных термина.Лидерство подразумевает психическое влияние 1-го члена группы на других. Руководитель свои правовые полномочия получает извне от более широкой общности, в которую включена малая группа. Б.Д. Парыгин называет след. различия лидера и рук-ля:

 1) лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации; 2) лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой и является малая группа), руководство — элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений; 3) лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры;  4)  руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;

5) сфера деятельности лидера — в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе.

Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре.

Выделяют 2 вида лидерства:

1.инструментальное лидерство управление группой в решение каких-то задач.

2. экспрессивное (эмоции) лидерство обеспечивает позитивный статус группы и ее стабильность.

Внутри инструментального лидера выделяют: лидера организатора, инициатора, эрудита мастера.

Выделяют 2 модели руководства:

Директивная модель в основе лежит единоначалии руководителя. Кооперативная модель руководства дает возможность обмена м/у руководством и членами группы.

Теории лидерства:

1.теория «основных черт лидера» (Берд), объясняющая природу лидерства наследственностью. Основная идея подхода заключается в том, что лидер наделяется качествами, отличающими его от других людей и эти качества можно выделить и изучать особо;

2.ситуационный подход (Пиаже, Хартли) рассматривает влияние различных внешних факторов на становление человека-лидера, при этом подчеркивается относительная значимость личностных качеств. Смысл подхода можно выразить формулой обстоятельства формируют лидера;

4.психоаналитический подход акцентирует объяснение природы лидерства на мотивации поведения человека, на его стремление к власти с целью удовлетворения насущных потребностей или даже для личного утверждения и господства над другими людьми.

Стили лидерства: авторитарный (краткие распоряжения, запреты без снисхождения, неприветливый тон), демократический (инструкция в форме предложения, товарищеский тон, распоряжения с дискуссией), попустительский (тон-конвенциональный, отсутствия похвалы, никакого сотрудничества.



2019-12-29 191 Обсуждений (0)
Общее понятие об ощущениях. Основные закономерности процесса ощущения. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общее понятие об ощущениях. Основные закономерности процесса ощущения.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (191)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)