Сознание как высшая форма развития психики.
Сознание - это высшая форма отражения действительного мира; свойственная только людям и связанная с речью, с функционированием мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения ч-ка. Ядром сознания яв-ся знание. Психология изучает происхождение, структуру и функционирование с. индивида. С. характеризуется: 1.активностью 2. интенциональностью (направленностью на предмет: сознание всегда -создание чего-либо): способность к рефлексии. 3. самонаблюдение (осознание самого себя). 4. мотивационно-ценностным характером: различной степенью ясности. С-е. индивида уникально, оно обуславливается внешними по отношению к с. и независимыми от него факторами (прежде всего структурами той соц. системы, в кот. существует индивид). Структура с. индивида формируется в раннем онтогенезе благодаря присвоению ребенком структур такой Дея-ти, как общение со взрослыми. Структура дея-ти порождает структуру с, определяя, соответственно, следствие его основных свойств: 1. Соц.характер (включая опосредовательность знаковыми, в том числе вербальными и невербальными и символическими структурами). 2. Способность к рефлексии и внутренний диапогизм 3. Предметность Сознание - это прежде всего осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с др. лицами и вещами. Сознанию ч-ка присущи: самостоятельность, самоанализ, самоконтроль, они фор-ся тогда, когда ч-ек выделяет себя из окружающей среды. Самостоятельность - важнейшее отличие психики ч-ка от психики животных. Понятие самосознание неоднозначно в широком смысле -психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется. В более узком смысле - высшая собственно человеческая форма отражения действительности. Здесь сознание структурно организованно. В структуре сознания выделяется: 1 . Осознание вещей. 2. Переживание те определенное отношение к содержанию того, что отражается. 3. Знание познание и осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень понимания. Ощущение, восприятие, представление, понятия, мышление образуют ядро сознания, также включаются акт внимания. Чувства и эмоции суть компоненты человеческого сознания, целое. .Структура сознания по Зинченко. 1 Духовный слой – (С.для души) – в ситуации Я-ты, я- другой. – то,что нам дается на генетическом уровне.(н-р Темперамент) 2.Бытийный (С.для бытия), включает: - биодинамические свойства движения и действия (мир производственной, предметно-практичекой деят-ти) - чувственные образы – (мир представлений, воображений, культ-х символов) 3На бытийном уровне сознания решаются сложные задачи. Образ действия человека должен вписываться в образ мира (мир людей, понятий, знаний) 3. Рефлективный (С.для С.) включает: - значение – содержание общественного сознания, усваиваемого человеком: операционные значения (естественно для человека, по другому быть не может – как чистить зубы по утрам), предметные (деят-ть, направленная на достижение какой-то цели); вербальные (слова воспринимаются буквально); житейские и научные значения. -смысл - субъективное понимание и отношение к той или иной ситуации или информации (к чему то относимся хладнокровно, чему=то уделяем особое внимание) Эпицентром сознания является сознание собств. Я – (проявляется в Л. индивидуальности) Зинчнко 8.2. Кризисы в психическом развитии детей и взрослых. Кризис развития – это переломный момент в нормальном течении психического развития. Он возникает на стыке 2 возрастов. Источником его возникновения выступает противоречие м/у возрастающими физическим и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с людьми, а также видами деят-ти. Опираясь на представления Фрейда о психосексуальном раз-ии ч-ка, Эриксон разработал теорию, в кот. акцентируются социальные аспекты этого раз-ия. Оно рассматривается как процесс интеграции индивидуальных биологических факторов с факторами воспитания и социокультурного окружения. По мнению Эриксона ч-к на протяжении жизни переживает 8 психосоциальных кризисов, специфичных для каждого возраста: 1. Кризис на первом году жизни. Он связан с удовлетворением или неудовлетворением физиоло-гических потребностей ребенка ухаживающим за ним ч-ка; 2. Второй связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка, ребенок получает опыт автономии. Напротив, слишком строгий или слишком последовательный внешний контроль приводит к раз-ию у ребенка стыда и сомнений (1-3 года) 3. Третий кризис соответствует второму детству (от 3 до 6 лет). В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы которые он строит и кот. ему позволяют осуществлять, способствуют развитию у него инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач приводи к чувству вины. 4. Четвертый кризис проходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или напротив чувство неполноценности. 5. Пятый кризис переживают подростки в процессе идентификации. Этот процесс предполагает объеди-нение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выбора, которые он должен сделать. Неспособность к идентификации может привести к ее распылению или же путаницей ролей. 6. Шестой кризис свойственен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым ч-ком, вместе с которым ему предстоит совершить цикл: работа-рождение детей -отдых, чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие; 7. Седьмой кризис переживается ч-ком в 40-калетнем возрасте. Он 8. Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует завершение предшествующего жизнен-ного пути, а разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. Достижение ч-ком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. 8.3. Понятие о психокоррекции ее цель задачи и методы. Термин «коррекция» буквально означает «исправление». Психокоррекция — это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействии. Пспхокоррещия ориентирована на клинически здоровую личность людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы невротического характера, а также на людей, чувствующих себя хорошо, однако желающих изменить свою жизнь либо ставящих перед собой цель развития личности. В психокоррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов. Психокоррекция обычно ориентируется на среднесрочную помощь (в отличие от краткосрочной— до 15 встреч — помощи при консультировании и долгосрочной — до нескольких лет — помощи при психотерапии). Психокоррекцнонные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента. Основное отличие психокоррекции от воздействий, направленных на психологическое развитие человека, заключается в том, что психокоррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку, в то время как основная задача развития состоит в том чтобы при отсутствии или недостаточном развитии сформировать у человека нужные психологические качества. Постановка целей коррекционной работы прямо связана с теоретической моделью психического развития и определяется ею. В отечественной психологии цели коррекционной работы определяются пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым. На этом основании выделяют три основных направления и области постановки коррекционных целей: 1 Оптимизация социальной ситуации развития. 2, Развитие видов деятельности ребенка. 3 Формирование возрастно-психологических ново-образований. В зарубежной психологии цели воздействия понимаются: либо как восстановление целостности личности и баланса психодинамических сил, либо как модификация поведения ребенка за счет обогащения и изменения среды и научения его новым формам поведения. Выбор методов и техник коррекционной работы, определение критериев оценки ее успешности в конечном счете будут определяться ее целями. При конкретизации целей коррекции необходимо руководствоваться следующими правилами: 1. Цели коррекции должны формулироваться в позитивной, а не в негативной форме. Определение целей коррекции не должно начинаться со слова «не», не должно носить запретительного характера, ограничивающего возможности личностного развития и проявления инициативы клиента. Принцип комплексности методов психологического воздействия утверждает необходимость использование многообразие методов тактик и приемов. Основными принципами психокоррекционной работы являются следующие: 1. Принцип единства диагностики и коррекции. Подробно рассмотренный в трудах Д.Б. Эльконина, И.В. Дубровиной и др., этот принцип является основополагающим всей коррекц.работы, т.к эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы. 2. Принцип нормативности развития. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития. 3. Принцип коррекции «сверху вниз». выдвинутый Л.С. ВыготскимВ центре внимания психолога стоит завтрашний день развития, а основным содержанием коррекционной деятельности является создание «зоны ближайшего развития» для клиента. Коррекция но принципу «сверху вниз» носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований. 4. Принцип коррекции «снизу вверх». Используются упражнение и тренировка уже имеющихся психологических способностей. 5. Принцип системности развития психологической деятельности. Этот принцип задает необходимость учета в коррекционной работе профилактических и развивающих задач. 6. Деятельностный принцип коррекции. Коррекционное воздействие всегда осуществляется в контексте той или иной деятельности, являясь средством, ориентирующим активность. Методы: Беседа; гипноз, аутотренинг, тренинг, внушение и самовнушение, влияние – прямое и косвенное, убеждение, переубеждение, игротерапия и т.д.арттерапия, сказкотерапия.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (322)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |