Основные теории личности в отечественной и зарубежной психологии.
Психология личности относительно молодая наука, ее развитие произошло в начале 20 века в ответ на кризис традиционной вундтовской психологии. Подходы к пониманию личности зависимости от исторического отрезка времени. 1.Философско -историческая концепция личности 1 зависимость психических процессов о личности; 2ход психических процессов зависит от общего личности; 3. психические процессы не остаются независимо развивающимися процессами; 4.психич-е процессы-психические функции ч-ка; 5.внешние воздействия действуют на индивида ч/з внутренние условия (в ходе Дея-ти формир-ся свойства Л.) 2. Концепция личности Лазурского - отправная точка раз-ия личности. Впервые выдвинуто положение об отношениях личности, представляющей ядро личности. Основная задача личности: это приспособление к окружающей среде. 3. Мясищев - поставил вопрос о структуре отношения обеспечивают целостность личности. 4. Ковалев - личность генеральное образование психических процессов, психических состояний, психических свойств (темперамент, направленность личности, спос-ти, характер) 5. Мерлин - свойства личности характеризуют ч-ка как субъекта общественно- трудовой Дея-ти, содержание свойств - отношение к действительности. 6. Структурный подход Платонова, личность динамическая система развивающаяся во времени, изменяющая состав вход в нее элементов и 7. Божовнч рассматривает внутреннюю структуру личности ее направленность. 8. Узнадзе - теория установки целостная составляют субъекта. Ядов - диспозиционные механизмы регуляции соц. поведения личности. Петровский определяет личность как ч-ка, общественного индивидуума, активного преобразователя мира, разумное существо, обладающее речью и способен трудовой Дея-ти.В 20 веке в заруб.психологии выделилось 3 основных направления в изучении личности. - Глубинная психология или психоаналитическое направление. - Гуманистическое - Типологическое. - Психоанализ Фрейда определяет Ид, эго, супер эго. Он считал, что все - Психодинамический подход Адлера - бессозна-тельное включает стремление к власти, вследствии чувства неполноценности. Юнг - коллективное бессознательное (архетипы), передаваемые по наследству. Э.Фромм невозможность достичь гармонии, чувство одиночества. Бихевиористический подход Уотсон, Скгтнер - теория стимула реакции, теория соц-ного научения, чел-ек - личность в поведенческих терминах. - Гуманистические теории Роджерса, Маслоу. В каждом чел-ке существует ориентация толкающая его на реализацию своих возможностей - область самоактуализации, ч-к наделен стремлением заботиться о своей жизни с целью ее сохранения и научения. - Теория личностных черт Олпорта, Айзенка, Кеттела, те черты личности, кот. обуславливают сходное поведение людей в различных ситуациях и этим отличаются друг от друга. - Теория личностных конструктов Келли, личностные конструкты - идея или мысль, кот. ч-ек использует чтобы осознать или интерпретировать, объяснить свой опыт. - Генетический подход Тойча - легко определяет поведение, у ч-ка внутреннее направление запрограммировано, но можно изменить сознательно направленной дея-тью. 15.2. Понятие о психологическом диагнозе и его уровнях. Диагноз психологический (от феч. diagnosis - распознание) «конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования. Предмет диагноза психологического - установление индивидуально-психологических различий как в норме, так и в патологии». Важной составляющей психологического диагноза является необходимость выяснения в каждом отдельном случае причин возникновения данных проявлений в поведении клиента и их возможных последствий. Диагноз м-т устанавливаться на разных условиях (уровнях)LВыготский Л.С.) 1. Симптоматический - ограничивается констатацией определенных индивидуально- психологических особенностей личности или симптомов, 2. Этиологический уровень - выяснение проявлений в, поведении причин и следствий. Данный диагноз учитывает не только наличие определенных особенностей, но и причины их возникновения. 3. Высший уровень - типологический диагноз заключается в определении места и значения полученных данных, в целостной, динамической картине личности, в общей картине жизни клиента. На сегодняшний день психологу часто приходиться ограничиваться диагнозом первого уровня, и о психодиагностике и ее методах обычно говорят в связи со способами выявления и изменения определенных характеристик объекта исследования. Однако, специалист может и должен использовать свои профессиональные знания и опыт на 2 и3 уровнях.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (305)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |