Характеристика общей модели консультативного процесса.
ПК - выделилось из психотерапии, возникло в ответ на потребность людей, не имеющих клинических нарушений, но ищущих психол помощи. .Эти люди испытывают трудности в повседневной жизни. Спектр: личные, увольнение, успеваемость в школе др ПК не имеет строго очерченных границ. Психологическое консультирование –область практическое психологии, цель кот. заключается в оказании психол.помощи клиенту в ходе специально организованной беседы, направленной на осознание клиентом сути проблемы и способов её разрешения. Работаем со здоровой личностью, с целью адаптации человека к жизни за счет активизации личных ресурсов. Что дает ПК: помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению, очень часто обучает клиента новому поведению, оно способствует развитию личности. Отличия от др. видов помощи: клиенту отводится более активная роль, кратковременность встреч (3-15), клиент сам должен уметь разрешать свои проблемы после встреч с консультантом. Ответственность за принятие решений больше на клиенте. Структура процесса консультирования: 1. Исследование проблемы (сбор информации) консультирование устанавливает контакт с клиентом или достигает обоюдного доверия. Выслушивание клиента. Максимальная искренность, эмпатия. Поощрять клиента к углубленному рассмотрению его проблемы и фиксировать его чувства, высказывание клиента и невербальное поведение. 2. 2Двумерное определение проблемы консультирование направленно точно охарактеризовать проблему клиента, устанавливая как эмоциональное, так и когнитивные их аспекты. Уточнение проблемы ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания. Точное определение проблемы позволяет понять их причину, а иногда указывает способы их решения, если при определении проблемы возникают трудности, значит необходимо вернуться к стадии исследования. 3 3.Идентификация альтернатив. Возникают и обсуждаются возможные варианты решения. Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента назвать все возможные варианты, однако не навязывает своих решений. 4.Планирование. Составление плана реалистичного решения проблем должно помочь клиенту понять, что не все проблемы решаемы. Некоторые проблемы, которые клиент предполагает для консультирования требуют большего времени. Следует предусматривать решение, и каким способом клиент проверяет реалистичность выбранного решения. 5Деятельность. происходит последняя реализация плана решения проблемы в жизнь. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств времени, эмоциональных затрат, а так же с пониманием неудачи в достижении цели. Клиент должен понять, что частичная неудача это не катастрофа. 6. Оценка и обратная связь. Клиент и консультант оценивают уровень достижения цели (степень разрешения проблемы) и обобщают достигнутый результант. В случае надобности возможно уточнение плана решения и возникновение новых или более глубинных проблем необходим возврат к предыдущим стадиям либо в зависимости о степени глубинных проблем может быть рекомендовано обращение к психотерапевту. В процессе консультирования важны не только схемы, сколько профессиональная и человеческая компетенция консультанта.
Билет № 12.1. Общее представление о внимание его виды и свойства. Психофизиологические механизмы внимания. Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения.. Внимание тесно связано с мышлением, восприятием, ощущениями человека. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на движение, мышление, все виды восприятия: моторное, интеллектуальное, сенсорное. Существуют три типа внимания: 1) непроизвольное - отсутствие целенаправленного волевого акта; 2) произвольное - наличие целенаправленного волевого акта; 3) послепроизвольное целенаправленность, но отсутствие волевых усилий. Выделяют также свойства, или параметры, внимания: 1) концентрация внимания выражается в степени сосредоточенности на объекте; 2) устойчивость характеризуется длительностью сосредоточенности, умением не отвлекаться в течение определенного периода времени; 3) объем внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых объектов; 4) распределение - способность одновременного выполнения нескольких действий; 5) переключение -способность менять направленность внимания, переходить от одного вида работы к другому. Основные функции внимания: 1) направленность - избирательный характер психической деятельности, В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на известный промежуток времени. Внимательного слушателя легко отличить от невнимательного. Но иногда внимание направлено не на окружающие объекты. В данном случае говорят об интеллектуальном внимании, которое несколько отличается от внимания сенсорного. В некоторых случаях, когда человек проявляет повышенную сосредоточенность на физических действиях, имеет смысл говорить о моторном внимании. 2) сосредоточенность, углубленность в деятельность, которую выполняет человек; 3) контроль и регуляция деятельности; 4) интеллектуальное внимание Отбор значимых воздействий возможен только на фоне общего бодрствования организма, связанного с активной мозговой деятельностью. 1) внимание как результат двигательного приспособления. Раз мы можем произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание невозможно без мускульных движений. Именно движения приспосабливают органы чувств к условиям наилучшего восприятия; 2) внимание как результат ограниченности объема сознания. Не объясняя, что они понимают под «объемом сознания» и какова его величина, И. Герберт и У. Гамильтон считают, что более интенсивные представления вытесняют или подавляют менее интенсивные; 3) внимание как результат эмоции. Эта теория, особенно развитая в Гальперин. выдвинул оригинальную трактовку внимания. Основные положения его концепции заключаются в следующем: 1) внимание является одним из моментов ориентировочно- 2) по своей функции внимание представляет контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Последняя и представлена вниманием как таковым, 3) в отличие от действий, направленных на производство определенного продукта, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного особого результата; 4) с точки зрения внимания как деятельности психического контроля все конкретные акты внимания (и произвольного, и непроизвольного) являются результатом формирования новых умственных действий. Все эти теории опираются на реальные факты, но, абсолютизируя выделенные феномены, они игнорируют все остальные проявления. Правильно понять феномен внимания можно лишь в совокупности всех его свойств. Итак, внимание - направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (230)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |