Понятие о Я – концепции и ее роли в развитии Л-ти.
«Я-концепция» - это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он относится к самому себе и строит свое взаимодействие с другими людьми. Я-концепция яв-ся важным фактором организации психики и в поведении индивида, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий индивида. В психологии выделяются две формы «Я-концепции» - реальная и идеальная. В реальной «Я-концепции» главное - это представление личности о себе, о том, какой «Я» есть («Я-реальное»). Идеальная «Я концепция» заключает в себе представление личности о своих желаниях, т е. каким бы я хотел быть («Я-идеальное»). Те атрибуты, которые чeлoвeк хотел бы иметь, но не имеет, отражены в «Я-идеальном». Степень адекватности «Я-концепции» напрямую связана с самооценкой личности - это оценка личностью самой себя, своих возможностей качеств и места среди других людей. Самооценка влияет на эффективность деятельности личности, ее дальнейшее развитие. Социальное взаимодействие является исходной точкой самооценки. В области теоретической психологии первые работы, содержание представления о я-концепции, принадлежат Джеймсу, Кули, Миду. Джеймс постулировал различие двух аспектов, свойственных интегральному я: я-сознаюшее-рефлексивно-процессуальное и я- как -объект содержание сознания в кот. в свою очередь можно выделить такие аспекты, как духовное я , материальное я, социальное я, я физическое Кули и Мид подчеркивали ведущую роль социальных взаимодействий как источника я-концепции индивида. Эриксон предложил генетическую теорию формирования эго-идентичности. Феноменалистический подход в понимании я концепции развитый Роджерсом, основывается наследующих положениях: 1. поведение зависит от ракурса индивидуального восприятия; 2. этот ракурс по своей природе субъективен; 3. всякое восприятие индивида преломляется в феноменальном поле его сознания, центром кот. яв-ся я-концепция; 4. Я-концепция - это одновременно и представление, и внутренняя сущность индивида, кот. тяготеет к ценностям, изменяющим культурное происхождение; 5. соответственно я концепция регулирует поведение; 6. я концепция обладает относительной стабильностью и обуславливает довольно устойчивые схемы поведения; 7. расхождение м/д опытом индивида и его я-концепцией нейтрализуются с помощью механизмов психологической защиты; 8. главным побуждение всякого ч-ка яв-ся стремление к самоактуализации. Я-концепция – это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Я – концепция не просто продукт самосознания, но и важный фактор, влияющий на поведение чел-ка, такое внутриличностное образование, которое во многом определяет направление деятельности индивида, его поведение в ситуации выбора, контактах с людьми. Я – концепция определяет не просто совокупность знаний чел-ка о себе, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельностное начало и возможности развития в будущем. Существуют 3 основные составляющих Я – концепции: - Когнитивная - Оценочная - Поведенческая Когнитивная носит название самопонимание – это знание о себе. Когда чел-к описывает себя, он в словах пытается выразить основные характеристики привычного самовосприятия. К ним относятся любые ролевые, статусные психологические характеристики индивида, описание его жизненных целей. Оценочная составляющая Я – концепции – самооценка является оценочным отношением к себе, в котором присутствует элементы сравнения себя с неким внешним эталоном другими людьми или нравств-ым идеалом. Происходит сопоставление образа реального Я (представление личности о себе), с образом идеального Я (представление личности о себе в соответствии с ее желаниями). Самооценка может быть адекватной, завышенной или заниженной. Неадекватная, завышенная самооценка, связанная с социальной дезадаптацией Л-ти, создает достаточно широкую зону конфликтных ситуации и при определенных условиях способствует проявлению делинквентного поведения. Неблагоприятная Я – концепция (низкая самооценка), приводит к дальнейшему нарушениям поведения. Поведенческая составляющая Я – концепции отношение к себе сказывается на отношениях с людьми и определяет социальное поведение. Наши поступки часто обусловлены элементами нашей Я – концепции, которые влияют на, то, как мы воспринимаем, запоминаем, оцениваем людей и себя. Н-р: Если занятие спортом являются центральной частью Я – концепции чел-ка, он будет замечать физическое сложение и спортивные навыки других. Он будет быстро припоминать связанный со спортом опыт и радоваться научению подобной информации. Поведенческая составляющая выражается в большой или меньшей способности и самоконтролю - эта способность управлять своим поведением. Роль концепции в развитии Л-ти очень велика. Л-ть – это совокупность качеств, которые характеризуют каждого чел-ка и определяется как природными данными, так и социальными условиями. При помощи Я – концепции чел-к стремится к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию, что приводит к развитию его Л-ти.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (233)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |