Критерии волевого действия
1. Целенаправленность и сознательность (это необходимые, но не достаточные критерии). 2. Дефицит побуждений (= борьба мотивов, по Рубинштейну). 3. Дополнительное побуждение и достижение намеченной цели. Иванников выделяет критерий – волевое действие – это решение, принимаемое по внешним и внутренним причинам (социальные или личные причины). Психологические механизмы волевого действия. Раньше Джеймс, Рубинштейн считали, что механизм волевого действия – это волевое усилие, то есть воля рассматривалась изолировано. Но психологический механизм лежит на пересечении мотивов, смыслов и воли. Начало такого понимания было заложено Выготским, затем над этим работали Иванников, Селиванов. Психологический механизм – намеренное изменение смысла и придание действию дополнительного смысла. В таком случае действие выполняется не только ради мотивов, но и ради личностных смыслов. Дефицит побуждения и дополнительное побуждение достигается двумя путями: 1. Изменение смысла действия. 2. Придание дополнительного смысла. Изменение смысла действия может быть реализовано: -через переоценку значимости мотива выполняемого действия или предмета потребности. Это может осуществляться как самим человеком, так и с помощью других людей; -через изменение социальной роли и позиции человека; - через предвидение и переживание последствий выполняемых действий или отказа от выполнения действия; - через обращение к внешним символам (ритуалы, религия). Придание дополнительного смысла достигается: -через то, что в рамках старого действия задается новая цель, отвечающая новому мотиву (смыслообразующие мотивы); -через включение заданного действия в другое действие как условие его осуществления; - результаты одного действия являются средством для выполнения другого действия, и действия становятся тогда привлекательными; - через постановку конкретных целей. По Рубинштейну, волевое действие – это поступок, по которому судят о личности. Функции волевого действия: регуляции – реализуются в способности человека управлять по сознательному решению психофизиологическими процессами и состояниями и различными двигательными актами; побуждения – реализуются в ситуации конфликта между желаниями человека и сознательным его решением о необходимости осуществления действия; выбора действия – связана с ситуацией, когда человек не находит разумных оснований выбора и воля дает возможность человеку сделать выбор по собственному критерию. Волевая регул-я повед-я состоит в оптимальной мобилизованности Л, концентрации активности в необх направл-ии. Главную психол ф-ию воли составляет усиление мотивации и совершенствование на этой основе регуляции действий. Этим волевые действия отлич-ся от импульсивных, т.е. действий, совершаемых непроизвольно и недост-но контролируемых созн-ем. 19.2. Характеристика основных теорий обучения. В педагогической науке достаточно много теорий, раскрывающих и характеризующих основы обучения, воспитания и развития человека. Однако методологическое и теоретическое значение среди них имеют те, которые отражают психологические закономерности восприятия и осмысления педагогических воздействий и их результатов. Ассоциативно-рефлекторная теория обучения опирается на основные закономерности условно-рефлекторной деятельности головного мозга. Суть ассоциативно-рефлекторной теории заключается в следующем: 1. Усвоение знаний, навыков и умений, формирование и развитие качеств личности является результатов образования в сознании различных систем ассоциаций. 2. Процесс образования ассоциативных систем включает в себя чувственное восприятие предметов и явлений; осмысливание, доведенное до-понимания их внутренних связей и отношений; запоминание и применение полученных знаний на практике. 3. Центральное звено обучения - осмысливание как активная аналитико-синтетическая деятельность в ходе решения теоретических и практических задач. 4. Решающими условиями продуктивного обучения выступают: - формирование активного отношения к учебе; - логическое изложение учебного материала; - активизация познавательной деятельности обучаемых; - демонстрация различных приемов умственной деятельностии ихзакрепление с помощью упражнений. Теория обучения Э. Торндайка. В конце XIX в. Э. Торндайком была выдвинута одна из основополагающих теорий научения того времени — теория проб и ошибок.. Суть ее заключается в том, что животное (Э. Торндайк проводил эксперименты на кошках) в результате многократных проб и ошибок случайно находит ту из имеющихся у него реакций, которая соответствует раздражителю — стимулу. Такое совпадение вызывает удовлетворение, что подкрепляет данную реакцию и связывает ее со стимулом. Если повторится подобный стимул, то повторится и реакция. В этом заключается первый и основной закон Э. Торндайка — закон эффекта. Второй закон — закон упражнения — заключается в том, что реакция на стимул обусловлена количеством повторений, силой и длительностью стимульного воздействия. Согласно третьему закону научения — закону готовности, реакция животного зависит от его подготовленности к данному действию. Как утверждал Э. Торндайк, “только голодная кошка, будет искать пищу”. Гештальттеория обучения. Первоначальной задачей в обучении является обучение пониманию, охвату целого, конфигурации, общего соотнесения всех частей целого, их соотношения. Гештальтпсихологи подчеркивают, что такое понимание наступает в результате внезапного возникновения решения или озарения — “инсайта”. Полемизируя с Торндайком относительно правомерности теории проб и ошибок, гештальт-психологи правильно отмечали, что многократное бессмысленное повторение может принести только вред, что необходимо сначала понять путь действия, его структуру, и потом уже повторять это действие. Бихевиористская теория обучения. Научно-экспериментальной базой бихевиоризма явились, с одной стороны, положения Э. Торндайка о характере научения. С другой стороны, бихевиоризм основывался на учении И. П. Павлова об условных рефлексах. Однако основное, центральное звено условного рефлекса было игнорировано основоположником этой психологической теории — Дж. Уотсоном. Он оставил в схеме рефлекса только крайние его члены, обозначив их “стимул” (S) и “реакция” (R). Отношение “стимул - реакция” (S-”R) определяло навык как выработанную, “выученную” реакцию на определенный стимул. Согласно раннему бихевиоризму, вся психическая деятельность человека, как и животного, может быть описана в терминах “научение” и “навык”. Эти два понятия — “научение” как приобретение индивидуального опыта и “навык” как упроченная связь стимула — реакции тождественны для Дж. Уотсона. Игнорирование “сознания”, “мышления” Дж. Уотсон оправдывает невозможностью их объективного непосредственного изучения. Поэтому, согласно Дж. Уотсону, бихевиоризм как подлинная естественная наука может обойтись без таких умозрительных понятий, как “мозг”, “ум”, “сознание”. Основная же задача психологии заключается в изучении поведения человека. Изучение речевого поведения человека и обучение его этому поведению рассматриваются бихевиоризмом в том же контексте. С начала столетия на основе этих психологических теорий формировались определенные направления и теории обучения. Согласно одному из них, основная задача “формального” обучения — развить у ребенка способности, необходимые для того, чтобы добывать знания. Согласно другому — основная цель обучения заключается только в освоении определенной суммы знаний. Основываясь на постулате, что “ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь”, С.Л. Рубинштейн подчеркивал искусственность такого противопоставления двух направлений обучения. Он считал, что в реальном ходе обучения (через которое ребенок проходит, развиваясь) и развития (которое совершается в процессе обучения) происходит и то, и другое: и освоение определенной системы знаний, и вместе с тем развитие способностей ребенка.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (466)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |