Манипулирование как одна из форм межличностного взаимодействия.
Манипуляция – деструктивная форма общения, управление повед-ем собес-ка так, что он совершает поступки, действия и высказыв-я, кот-ые наносят ущерб его интересам будучи введенной в заблуждение другой стороны. Любое манипулирование предполагает обман. Манип-р не рассм-ет Л. в целом, он ищет черту над кот-ой можно провести манип-ю: честность, интнллиг-ть, неспособн противостоять агрессии. Манипуляция предполагает объективное восприятие партера по общению, стремление добиться контроля над его поведением и мыслями. Сферой разрушения манипуляции является бизнес и деловые отношения, она влияет и на другие сферы отношений. От нее разрушается любовь и дружеские взаимоотношения. Манипулятивные тактики – это обманные приемы и способы воздействия, которые побуждают человека к действиям и высказываниям в ущерб своим интересам, которые он не совершал бы, если бы не был введен в заблуждение. Манипулятивные тактики- 1. провоцирование замешательства и дезориентации. Цель: расстроить собеседника, выбить из колеи, заставить отказаться от своих интересов. Реализуется в виде явных оскорблений, высказыв-й, унижающих достоинство, указывающих на комплекс. Выход: «Ну вы такой шутник» или прямое игнорирование. Вернуть манипулятора к проблеме. 2.тактика использования слухов, провоцирование защитных реакций. Цель: вызвать состояние необходимости объяснять и оправдывать свое поведение. Выход: дать четкий ответ, что это неправда или не оправдываться. 3. игра на чувстве безысходности. Цель: заставить человека поверить, что вы предлагаете единственный выход из сложившейся ситуации. действует на чел-ка с выс. тревожностью. 4. игра на чувстве жадности. Цель: убедить собеседника воспользоваться необыкновенной возможностью, принять рискованное решение сейчас, но сулящей огромной выгодой в будущем. 5.тактика затягивания времени. Цель: выиграть время, поддерживать состояние уверенности, что цель общения будет достигнута в определенный момент. 6. тактика подвешенной морковки. Цель: управлять повед-ем в желаемом ключе. Реализация: чел-ку указывается на перспективу желаемого при определенных условиях. Выход: ограничивать по времени. 7. тактика покупки на симпатию. Цель: получить услуги, уступку. Реализация: чел-к ман-р дает максимум + хар-к. Ман-р ничего чел-ку не дает, а только восторги, вним-е. Выход: отказать ссылаясь на объективные причины. проблемой манип. воздействия занимались Шостра, Сидоренко, Доценко. 18.1.Основные подходы к изучению мышления в отечественной и зарубежной психологии. Теории мышления. Мышление – процесс опосредованного и обобщ-го отражения в созн-и чел существенных св-в предметов и явл-й объективного мира, нахождение закономерных связей и отнош-й между ними. Опоср-е и обобщ-е происх-т в виде слова. Существует большое кол-во теорий описывающих процесс мышления. Подходы: 1. Основными характеристиками механического подхода яв-ся: - перенос объяснительных механизмов функционирования любых психических процессов мышления; - «субъектность» мышления (не учитывается внутренняя активность субъекта); реактивность, внешняя обусловленность мышления; подмена объяснения процесса его моделированием; - отсутствие специального языка анализа мышления. Механический подход представлен двумя теориями: 1)согласно ассоцианистскому подходу исходными элементами опыта яв-ся чувственные представления. Он гласит, что сила ассоциаций зависит от повторяемости. 2) В теории диффузных репродукций считается, что чувственные представления вызывают у ч-ка диффузный поток ассоциаций, 2. В бихевиористическом подходе мышление выступает в следующих видах: 1) научение (первая стадия выработки навыка реше-ния практической задачи); 2) как безгласное поведение (речь минус звук). Мышление рассматривается как научение и подчиняется законам ассоцианизма. Торндайк считал мышление инструментальным научением в кот. активность не направлена, а решение находится случайно в результате положительного подкрепления случайной пробы. 3. Информационная теория мышления рассматривает его как процесс переработки информации ч/з оперирование с условными символами. В рамках данного подхода мыслительные процессы моделируются по аналогии с компьютером, В результате происходит сведение мышления к элементарным информационным процессам. 4. Телеологический подход в качестве основной характеристики мышления выделяет его целенаправленность, активность. Черты данного подхода: внутренняя направленность субъекта на достижение цели; в мышлении происходит поиск существенного в противоположность наглядно воспринимаемому; мышление рассматривается как акт усмотрения отношений элементов задачи. 5. В рамках целостного подхода изучается творческое мышление. Основные рассматриваемые вопросы о структуре и механизмах решения творческих задач. Данное направление понимается как переструктурирование и целостная организация проблемной ситуации. Основными методами исследования яв-ся рассуждение в слух. В отечественной психологической науке, основанной на учении о деятельностной природе психики человека, мышление получило новую трактовку. Его стали понимать как прижизненно формирующуюся способность к решению разнообразных задач и целесообразному преобразованию действительности, направленному на то, чтобы открывать скрытые от непосредственного наблюдения ее стороны. А.Н. Леонтьев, подчеркивая произвольный характер высших форм человеческого мышления, их производность от культуры и возможность развития под влиянием социального опыта, писал, что мышление человека не существует вне общества, вне языка, вне накопленных человечеством знаний и выработанных им способов мыслительной деятельности. Отдельный человек становится субъектом мышления, лишь овладев языком, понятиями, логикой. Концепция планомерного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. В ее основу было положено представление о генетической зависимости между внутренними интеллектуальными операциями и внешними практическими действиями. Процесс переноса внешнего действия во внутрь, по Гальперину, совершается поэтапно, проходя строго определенные стадии. Методика формирования понятий Л.С. Выгодского и Л.С. Сахарова – методика получила название «методика двойной стимуляции». Эта методика позволила установить три основные ступени формирования понятий у детей: 1) Образование неоформленного, неупорядоченного множества отдельных предметов, обозначаемых одним словом. 2) Образование понятий-комплексов на основе некоторых объективных признаков. 3) Образование настоящих понятий. Здесь предполагается умение ребенка выделить, абстрагировать элементы и затем интегрировать их в целостное понятие вне зависимости от предметов, которым они принадлежат.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (242)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |