Билет № 9. 9.1. Память, ее виды функции и процессы. Психофизиологические механизмы памяти.
По мнению Сеченова п. лежит в основе всего психического'раз-ия. П. -запечатление, сохранение и последующее узнавание и воспроизведение прошлого опыта, позволяющая накапливать информацию не теряя прежних знаний, сведений, навыков. П. объединяет м/д собой все психические процессы. Память (Лурия) - сложная, функциональная система активная по своему характеру, развертывающаяся во времени, разбивающаяся на ряд энергетических потенциальных звеньев и организация в ряд иерархических уровней. Виды: 1. по особенности запоминания и воспроизведения материала двигательная (запоминание сохранение и воспроизведение различных движении и их систем), эмоциональная (пережитые сохраненные данные, чувства выступают для нас в виде сигналов либо побуждающих к действиям, либо удерживающих), образная (память на слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые, осязательные образы) , словесно-логическая (память на речь, на логику и смысл изложения). 2. характеру Дея-ти - непроизвольная (нет цели), произвольная (цель, способы запоминания); 3. по способу запоминания - механическая (без понимания) и смысловая; 4. по продолжительности запоминания и сохранения материала: сенсорная (свехкратковременная), кратковременная, долговременная, оперативная (долговременная, кратковременная), опосредован-ная, генетическая. Основные процессы памяти: 1. запоминание м/б произвольное и непроизвольное. Происходит сохранение следа от возбуждения в коре г.м. непроизвольно запоминается многое, но больше и лучше то, что имеет жизненное 2. сохранение и забывание. Сохранение - удержание в памяти информации. Забывание - невозможность вспомнить, биологически целесообразно для организма. По теории забывания - сильное забывание происходит ч/з час после заучивания, зависит от характера материала. На сохранение и забывание влияет возраст, непроизвольная информация, подавление. 3. Воспроизведение м/б произвольное и непроизвольное, Формы воспроизведения: - узнавание - воспроизведение при опоре на восприятие; - воспоминание - в отсутствии восприятия и объекта; - припоминание - преднамеренное воспроизведение. Память - это продукт дея-ти мозга связана с фиксацией условно-рефлекторных связей в мозге. У ч-ка процессы памяти связаны с работой 2-ой сигнальной системы. На основе безусловных рефлексов и уже выработанных условных рефлексов образуются новые временные связи. Они обладают разной прочностью и разными качествами, но каждая из них сохраняется определенными структурами мозга. Установлено, что передние полюса височных долей яв-ся структурами памяти. Полученная информация м-т храниться и в других отделах мозга. Мех-змы кратковр. памяти- При запоминании в ГМ форм-ся энграмма-временная связь м/у клетками, в кот. Включаются разные структуры (подкорковые, сенсорные) Возбуждение попадает в энграмму и циркулирует там. Эта циркуляция называется ревербирация (1мех-зм). 2 механизм - синаптическое облегчение – стойкие изменения синаптической проводимости при повторном прохождении через синапс. В основе долговременоой памяти лежат механизмы – 1 – ревербирация, 2- синаптическое облегчение, 3- сложные структурно-химические преобразования на синоптическом и клеточном уровне. 9.2. Проблема периодизации возрастного развития. Знакомясь с периодизацией индивидуального развития, следует учитывать некоторые специфические проблемы. Не существует жестких границ начала и завершения каждой стадии. Как показали многочисленные исследования, для процессов созревания и инволюции характерны неравномерность и гетерохронность, которые как отражение внутренних противоречий развития содержат различные возможности жизни — от преждевременного старения в одних случаях до активного долголетия в других. В самом деле, можно быть тридцатилетним стариком — или творчески и физически активным, «молодым» и до, и после семидесяти. Существует много классификаций возрастов, разработанных специалистами из разных областей человеческого знания, (а следовательно, и основанных на разных критериях). Первые попытки описания психического развития относятся к очень давним временам. Возрастную периодизацию развития предлагали Пифагор, Гиппократ и Аристотель, философы Китая и Индии. В результате многочисленных попыток создания возрастной периодизации появилось множество различных классификаций, но и на сегодняшний день единой классификации, к сожалению, так и не существует. Вместе с тем можно отметить и наличие общих тенденций в различных возрастных периодизациях, а также близость некоторых из них между собой. Наиболее распространена периодизация, принятая Международным симпозиумом по возрастной периодизации в Москве (1965 г.): Новорожденный до 10 дней. Грудной 10 дней — 1 год. Раннее детство 1 —2 года. Первый период детства 3—7 лет. Второй период детства 8—12 лет для мальчиков, 8—11 — для девочек. Подростковый возраст 13—16 лет для мальчиков, 12—15 — для девочек. Юношеский возраст 17—21 год для юношей (мужчин)Дб—20 — для девушек (женщин). Средний (зрелый) возраст: первый период 22—35 лет для мужчин, 21—35 — для женщин, второй период 36—60 лет для мужчин, 36—55 — для женщин. Пожилой возраст 61 —74 года для мужчин, 56—74 — для женщин. Старческий возраст 75—90 лет для мужчин и женщин. Долгожители старше 90 лет 9.3. Понятие о психодиагностике (ПД), характеристика основных психодиагностических методов. Термин впервые был использован Роршахом в 1921г, обозначен им как процесс обслед-я. В совр психологии ПД явл-ся одной из основных областей психолог теории, практики. Шмелев дал определ-е ПД- область психолог науки и одновр важная форма психолич практики, кот-я связана с разработкой и применением разнообр методик для выявл-я, изуч-я индив псих особ-ей чел-ка. Т.е. ПД явл-ся одноврем и областью психолог теории, в рамках кот разрабатыв-ся психодиагн методы и методики и областью психол практики. Кот-я использует уже разраб стандартизир, надежные и валидные методики в процессе оказания психол помощи конкр чел-ку или группе. Метод – обоснов-ый, нормативный способ осущ-ния исслед-я, способ организации психодиагн деят-ти. Методика – конкр воплощение метода, выработ способ организации взаимод-я психодиагноста и клиента на основе конкр-го мат-ла и конкр процедуры. Пр: метод тестир-я включает большое кол-во методик. В наст вр в ПД нет единой общепринятой классиф-ции психодиаг.методов. по мнению Буревича для практич деят-ти психодиагноста методы и методики удобно классиф-ть по степени формализации обработки научных данных. К методам высокой степени формализации относят тестирование, проектив мет. Для них хар-на жесткая регламентация процедуры обслед-я, точное соблюд-е инструкции, строго определ способы предъявления стим-го мат-ла. Также эти методики позволяют собрать инф-цию об испыт-мых в относит коротк срок. В таком виде, кот-ый позволяет проводить кач и колич сравнение психолог особен испыт-го с др. людьми. К методам низкой степени формализации относят наблюд, беседу и анализ продуктов деят-ти. Эти методы дают ценные свед-я о испыт-х. по мнению Бурлачука психод-ие методы можно классифиц-ть по типу ответов испыт-ых: субъективные(беседа, автобиогр, самонаблюд-е, опросники), объективные(тесты интеллекта, способн-й, достиж), проективные . ТестированиеТесты - это стандартизированные краткие и чаще всего ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий. По содержанию Объективные тесты делятся на три класса, или направления: тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений. Опросники – группа ПДх методик, в которых задания могут предъявляться в виде вопросов, на которые клиенту надлежит ответить, или утверждений, с которыми он должен согласиться или не согласиться. Проективная техника - это группа методик, предназначенных для диагностики личности. (Тест методика «Картины облаков» В. Штерна методик «Деревня» и «Тест мира») Интерпретативные методы подразумевают истолкование испытуемым какого-либо события, ситуации. ( Тест тематической апперцепции (ТАТ), тесты словесных ассоциаций).
Билет № 10. 10.1. Этапы эволюционного развития психики. Психика — есть свойство головного мозга, позволяющее животным и человеку отражать воздействия предметов и явлений объективного мира. Психическая деятельность есть отражательная, рефлекторная деятельность мозга, вызываемая воздействиями предметов и явлений действительности и представляющая собой отражение их, образ того, что воздействует на мозг. Ни один поведенческий акт не возможен без возникновения на клеточном уровне отрицательных потенциалов, которые сопровождаются электрическими и химическими изменениями и деполяцией двух видов: возбуждения и торможения. 1. Вес происходит в одной живой клетке. Развитие от простого к сложному. 2. Механизмам эволюции раз-ия подчиняются закону единства и борьбы противоречий. 3. Эволюция происходит в рез-те последовательности мелких сдвигов под действием случайных мутаций. Иногда эволюция м-т совершенствоваться скачками начиная с крупньтх переделок в отдельных узлах, а затем распределяясь на весь вид. Ряд концепций систематизации психического раз-ия наиболее известны в нашей стране концепция Леонтьева и Фабри. Согласно концепции Леонтьева, кот. подошел к решению проблемы систематики эволюционного раз-ия с учетом теории отражения живого и окружающего мира выделил три стадии: 1. Элементарной сенсорной психики, ( от простейших до рыб), возникает способность отражать отдельные свойства предметов (холдно-тепло) 2. Перцептивной психики, находятся птицы и Низший уровень перцептивной психики – жив-е отвечает рефлекторно; высший – появляются интеллект- е действия (дельфины, собаки, обезьяны) 3. этап Интеллектуальный – (человек) – 1 уровень –появление речи, потребность в общении; 2- появляется сознание, орудия труда, способность заниматься творческой деятельностью; 3-появляется самосознание (самоконтроль, самооценка); 4-влозникает соц.поведение – дружба, нац.культура…) 10.2. Интеллектуальная одаренность и ее структура. Одаренность это: 1) общие способности обуславливающие широту возможностей человека. 2) умственный потенциал целостно-индивидуального характера познавательных возможностей и способностей к учению, 3) совокупность задатков природных данных, 4) талантливость наличие внутренних условии для выдающихся достижении в деятельности. Факторы влияющие на одаренность: наследственность, социальность, психофизиология, психоактивные вещества, креативность (черта личности, творчество, процесс). Интеллектуальная одаренность - это личностное, динамическое образование, кот. формируется в процессе вхождения ребенка в культуру и проявляется в высоких творческих достижениях. Американская модель одаренность: интеллект выше 120, креативность и мотивация достижения (стремление к превосходству и конкурентоспособность) Отечественная модель: интеллект, креативность, духовность. Интеллект на 80% наследуется. Креативность наследуется на 1/3. Духовность не наследуется а приобретается в процессе воспитания. Особенности одаренного ребенка: - особая познавательная сфера - ненасыщаемая познавательная потребность - повышенная познавательная мотивация - повышенная работоспособность, интересы. Следует создавать условия т.е. обучение должно вести за собой развитие. Псих, особенности: потеря статуса в классе равносильно (умереть), они отличаются от других детей (когнитивной сферой, эмоциональной, Я-концепции). Может наблюдаться: высокая тревожность. фрустрированость, обособленность (отчужденность от группы) низкая самооценка, невысокий самоинтерес, эмоциональная неустойчивость, необщительность, социальная неопытность. Одаренные дети учатся в зоне задерживающего развития, его потребность должна удовлетворяться. Если посмотреть на кривую распределения, то она означает, что большая часть детей имеет норму IQ=90-110, 1Q= 120- одаренные дети, а ниже 90 является дефективным. Занимались одаренностью Теплое, Анохин, Лейтос, Ларионова Людмила Игнатьевна, Гилфорд. Юркевич, Савинков, Дружинин. Шадриков. 10.3. Психологическое сопровождение развития школьников в учебной деятельности. Сопровождение рассматривают с трех позиций: 1) как процесс, 2)как метод, 3)как систему проф. дея-ти или службу сопр-ия. С точки зрения процесса сопр-ня представляет собой совокупность последовательных действий позволяющих реб-ку максимально реализоваться в обуч. и воспитании. Сопр. Как метод- это способ практического осуществления сопр-ия., обеспечивающий создание условий для принятия участниками образовательного пространства оптимальных решений в ситуации шк-ого взаимодействия. Сопр. яв-ся объединением специалистов разного профиля осуществляющие процесс сопр-ия, сопров-ие выступает как комплексная системная технология, как особая культура поддержки естественного раз-ия детей и помощи решении задач раз-ия и обучения. Традиционно целью сопр-ия яв-ся обеспечение в сопр-ии психич-ого и психологического здоровья детей взрослых. Основные задачи психологической службы: 1. Реализация в работе с детьми возможностей и резервов развития каждого ребенка. 2. Развитие индивидуальных особенностей детей их интересов, способностей и склонностей. 3. создание благоприятного психологического климата для раз-ия детей. 4. Оказание своевременной психологической помощи детям и родителям. Объект сопровождения - психическое или психологическое здоровье учащихся. Родители и педагоги выступают как субъекты они яв-ся сопутствующими всего процесса психологического сопр-ия. Предмет сопр-ия - ситуации развития ребенка с миром, с окружающими, с самим собой. Таким образом сопр-ие представляет собой комплекс мероприятий по 1. Комплексность сопровождения ребенка как субъекта учеб. Дея-ти. 2. сопровождение д/б последовательным, гибким, адаптирующимся к потребностям школы конкретных учеников и оперативно реагировать на проблемы ребенка. 3. Сопров. должно яв-ся интегративной частью всего пед. процесса в школе. 4. В сопровождении раз-ия реб-ка участвуют род-ли, педагоги и администрация школы. 5. Центральная фигура в сопров-ии - психологическая служба. 6. Психологическое сопр-ие должно отвечать требованию индивидуального планирования. Служба сопровождения охватывает направления - диагностическое, развивающее, коррекционное, психологическая помощь, мониторинг процесса психол.сопровождения.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (259)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |