Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Цели и задачи преподавания психологии



2020-03-17 241 Обсуждений (0)
Цели и задачи преподавания психологии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Определение целей и задач преподавания психологии в различных областях образовательного пространства имеет свои особенности: наиболее полно и значимо они определены при подготовке специалистов-психологов; традиционная практика психологической подготовки учителя расставляет свои акценты; в связи с расширением практики преподавания психологии в школе возникает потребность в формулировке и реализации специфических задач, определяемых особенностями подросткового возраста; и, наконец, проблемы психологической подготовки студентов технических и других гуманитарных вузов (юридических, медицинских и пр.) требуют решения своих собственных задач и определенных целей.

Особую актуальность для отечественной психологической науки имеют безусловно проблемы психологического образования и подготовки профессиональных психологов в различных сферах социальной практики. Эти проблемы обсуждались в частности на Всероссийской конференции «Развивающаяся психология - основа гуманизации образования» (30, с.148).

«Не вызывает сомнения тезис о том, что профессиональные установки психолога в значительной степени задаются в процессе его профессионального обучения» (6, с. 249) и соответственно важен вопрос о соотношении процессов образования и подготовки (академических и профессиональных программ), диагностических (и шире - констатирующих) и психотерапевтических (и шире - формирующих, развивающих) процедур.

Общее устремление сегодняшней ситуации - это сближение научной теоретической и практически ориентированной психологии, к преодолению того разрыва о котором выше говорил Ф.Е. Василюк (12, с.26) - между способностью изучать человека и способностью помогать людям в их реальных жизненных ситуациях.

«…В ценностном плане, если мы не хотим производить только психотехников - манипуляторов, то в обучении процесс образования должен иметь безусловный приоритет над процессами подготовки. Круг профессионалов должен формироваться в академической атмосфере дискуссий, споров представителей разных направлений и совместном проживании со студентами исторического и актуального пути развития психологии в реальном социокультурном контексте» (6, с. 256).

В соответствии с обозначенными требованиями, цели обучения психологии специалистов можно определить следующим образом:

· овладение теоретическими и практическими знаниями и методами построения взаимодействия и общения с людьми в различных условиях их жизнедеятельности;

· формирование психологического сознания, содержание которого в единстве знания и действия. Поэтому что теоретическое познание вне освоения способов конструирования ситуаций поведения и действования, которые могут быть направлены двусторонне - на себя и на других людей, - не есть профессиональное психологическое знание (31, с.17).

Во многом содержание психологической подготовки учителя воспроизводит в сокращенном виде университетский курс психологии, направленный на подготовку психолога - исследователя или преподавателя психологии. Анализ практики подготовки педагогов показывает, что до недавнего времени академическая наука оставалась единственным фактором оформления ее содержания. Сегодня в педагогическом вузе психологическому знанию придаются инструментальные функции и цель ее преподавания - это подготовка учителя к построению и организации нормативно-технологической деятельности с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей школьников.

Психологическое образование педагога не может быть представлено как простой набор психологических дисциплин, отражающих отраслевой принцип строения психологической науки; оно должно представлять собой целостную систему знаний, ориентированную непосредственно на практику образования.

Проектирование практики психологического образования педагога, адекватной современной социокультурной ситуации в стране, необходимо вести на основе трех составляющих: педагогической деятельности, задающей ее целевые ориентиры; психологического знания, детерминирующего ее содержание; организации профессионального образования, определяющей ее технологические аспекты (21, с.57).

При преподавании психологии в школе в первую очередь необходимо учитывать фактор возрастных психологических особенностей. Удержать внимание и интерес ученической аудитории к некоторому абстрактному теоретическому знанию в течение урока невозможно. Поэтому при отборе содержания прежде всего нужно ориентироваться на то, на что более всего мотивирован человек в этом возрасте.

Учебный курс психологии в школе имеет ярко выраженную практическую и прикладную направленность. Это - личностно ориентированный курс психологии, где существует несколько иная система обучения, в которой общение в учебном процессе происходит не по поводу какого-то постороннего предмета, а по поводу «меня самого», что позволяет реализовать основные воспитательные и образовательные функции курса: с одной стороны, овладение психологическими знаниями и способами психической саморегуляции способствует личностному росту, а с другой - достигаемая конструктивность в решении жизненно важных и реально существующих у подростка проблем придает психологическим знаниям ценность и смысл.

Центральная задача введения психологической грамотности в школьное обучение, на взгляд участников эксперимента, в результате которого еще в 1988 г. в школе появился новый учебный предмет - психология, - «помочь ребенку стать более творческим, более социально адаптированным, более защищенным и, как следствие, целенаправленно формировать базу его внутренних ресурсов и стабильности в рамках сберегающих здоровье технологий» (34, с.66).

Для определения целей преподавания психологиистудентам инженерных специальностей нужно на наш взгляд исходить прежде всего из анализа наличной ситуации: психологических особенностей возраста, образовательного и жизненного опыта студента; и его мотивации: в большей степени это человеческая потребность в психологических знаниях для развития личности, как субъекта отношений, и/или потребность профессионального самосовершенствования.

Студенческая пора выпадает на период развития человека который в возрастной психологии называют по разному:

юношеский (17-21 год), средний возраст - первый период (22-35 лет) по классификации, принятой Международным симпозиумом по возрастной периодизации, проходившем в Москве в 1965 году;

переход в молодость (17-22 года), начало жизненного цикла молодости (22-28 лет) - Levinson, 1986. (26, с.200);

молодость (20-25 лет) - согласно стадий психосоциального развития по Э. Эриксону;

· ранняя взрослость (18-23 года).(18, с.21).

В течение этого времени молодые люди обычно ориентируются на получение профессии и «устройство». Достижение личной идентичности и начало продуктивной работы - то, что знаменует собой период ранней зрелости - дает толчок к новым межличностным отношениям. На одном полюсе этого измерения находится интимность (как слияние собственной идентичности с идентичностью другого человека), а на противоположном - изоляция. Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из кризиса интимность - изоляция, - это любовь. Социальным установлением, связанным с этой стадией, является этика. По Эриксону, нравственное чувство возникает тогда, когда мы осознаем ценность продолжительной дружбы и социальных обязательств, равно как и дорожим подобными отношениями, даже если они требуют личной жертвы. (45, с.230).

Молодость является важным этапом в развитии умственных способностей человека: интенсивно развивается творческое мышление, умение обобщать, повышается способность к абстрактному мышлению. На первый план выступает способность поиска оригинальных, нестереотипных решений, реализация своего мировоззрения, достижение жизненных целей.

Шайи (Schaie, 1986) полагает, что в детстве, отрочестве и юности приобретаются структуры для понимания и объяснения мира - это период приобретения, в ранней взрослости интеллектуальные способности используются, чтобы сделать карьеру и избрать стиль жизни - это период достижения. Это важный период в когнитивном развитии, в котором применяются в жизни способности думать, решать проблемы и принимать решения. Однако речь здесь не о решении заданий интеллектуальных тестов или даже абстрактных проблем. Большей частью подразумевается, что достигший взрослости человек должен принимать личные решения, которые складываются в план его жизни (22, с. 670).

На основании этого следует думать, что на занятиях по психологии студент значимыми для себя знаниями будет считать не знания вообще о человеке, личности, ее индивидуальных способностях, а те, которые он применяет или применит в жизни для достижения, они заинтересованы в знаниях, которые функциональны.

Но и простое знание фактов тоже имеет свою ценность, как отличительная особенность для данного возраста, - для повышения компетентности. О чем свидетельствуют данные опроса студентов, - их интерес к психологическим знаниям и 100% убежденность, что психологию в вузе следует изучать всем.

Изучая психологию, каждый студент независимо от его будущей профессии должен научиться мыслить психологически (9, с. 143) при анализе и оценке человеческих действий и поступков, при выявлении особенностей характера и способностей, темперамента и других свойств личности, социально-психологических явлений в обществе, коллективе, личном общении с другими людьми и т.д.

Но это общая цель преподавания психологии в любом вузе и специалистам - психологам и неспециалистам, т.е. формирование умения психологически мыслить, применяя теоретические знания к решению практических задач, то возникает вопрос: в каких действиях, входящих в профессиональную деятельность специалиста-непсихолога, потребуются эти знания и умение их применять? По мнению известного психолога Е.А. Климова, психологические знания нужны любому специалисту-непсихологу для «психологической грамотности», поскольку ему «приходится доводить идеи, замыслы, настроения до сознания других (искать взаимопонимания, обучать, руководить)». Не менее важно, считает он, также «хорошее регулирование собственного внутреннего мира и самосовершенствование на научной основе».

«Если будет культивироваться детальное и уважительное знание о содержании внутреннего мира разнотипных профессионалов, это ослабит конфликты, переживания напряженности, недоразумения в сфере взаимодействия «делателей», руководителей и подчиненных, политиков и народа. Нас объединит профессиоведческая психологическая культура» (23, с. 52).

Надо признать, что даже ребенку оказывается нужным и полезным так или иначе рефлексировать черты своей и чужой психики.

Одних житейских слов, понятий, объяснительных схем мало, чтобы человек успешно регулировал свое поведение среди предметов и людей. Правда, научная психология - не сосуд, в котором заранее есть вся потребная для дела душеведческая мудрость. Дело обстоит так же, как и в отношении знаний о природе, - их важно постоянно порождать, накапливать, упорядоченно хранить и во внешней памяти (в книгах и т.п.), но минимум научной осведомленности (грамотность) надо признать необходимым носимым запасом для каждого. Некоторый минимум научной психологической осведомленности нужен каждому. Для чего? Во-первых, для базовой ориентировки, которая позволяет сделать правдоподобные предположения о психологических причинах успеха или неуспеха деятельности, межличностного взаимонепонимания, конфликта, отклонений психического здоровья от нормы. Если есть предположения (гипотезы), их можно проверять (самому или обратившись к специалисту-психологу). Во-вторых, для того, чтобы понять относительно специальную психологическую литературу, если это понадобится.

Чтобы замечать и тем более детально видеть особенности природной, психической реальности, надо располагать, как минимум, запасом слов для обозначения соответствующих явлений.

Профессиональная грамотность и тем более культура специалиста (профессионализм) не сводятся к знаниям в своей области. В связи с этим и психологическая составляющая профессионализма - это не только осведомленность, но и воспитанность душевного склада человека (начиная от его убеждений, устойчивых эмоциональных отношений к разным сторонам действительности и кончая, быть может, своеобразной преднастройкой органов чувств). Кроме того, обдумывание специфики профессиональных побуждений, мотивов (а это занятие психологическое) - дело важное для строительства профессионального жизненного пути.

Профессионал не только что-то специфическое знает, хочет, но еще и может, способен, умеет. Многое из того, что человек знает, ему не трудно перечислить, указывая хотя бы на некоторые целостности в своей предметной области или на крупные разделы, направления («оглавление») своей науки. А породить достаточно полные и детализированные ответы на вопросы типа «Что я умею?», «Каковы мои исполнительные и познавательные действия?», «Что я должен уметь?» не легко. Требуется особая (психологическая) направленность ума на эту реальность и специальный анализ. И информационный продукт соответствующего рода важен, в частности, для самовоспитания и самокоррекции развивающегося профессионала в любой области (23, с. 38).



2020-03-17 241 Обсуждений (0)
Цели и задачи преподавания психологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Цели и задачи преподавания психологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (241)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)