Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ стандартов второго поколения



2020-03-17 167 Обсуждений (0)
Анализ стандартов второго поколения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Блок гуманитарных и социально-экономических дисциплин Государственного образовательного стандарта, имеет тенденцию к расширению за счет введения все новых и новых предметов. Например, «Культурологии», «Русского языка и культуры речи» , «Психологии и педагогики» и др. Такая гуманитаризация образовательного пространства вузовской среды с одной стороны созвучна тем изменениям в обществе, когда человеческий фактор приобретает приоритетную ценность, но с другой стороны возникает вопрос: не засоряем ли мы, например, лишней психологической премудростью профессиональное образование. То, что гуманитарные предметы необходимы студентам инженерных специальностей, подтверждают сами студенты - потребность в психологических знаниях для них актуальна. Поэтому если принять как данность (Государственный стандарт) и потребность (мнение студентов) курса психологии, необходимо разрабатывать действенные, эффективные учебные программы этого предмета, которые в условиях дефицита учебного времени были бы максимально полезны и продуктивны.

В качестве примерной программы курса психологии предлагается программа, разработанная под руководством А.А. Вербицкого, член-корреспондента РАО, доктора психологических наук и рекомендованная отделением психологии УМО университетов РФ для практического использования преподавателям, в частности, аграрного университета.

В названной программе достаточно четко прописан организационно-методический раздел, в котором определены цели и задачи курса, место в системе социогуманитарного образования и требования к уровню освоения содержания курса. Психология представлена первыми тремя разделами : Человек и его познание; Чувственное и рациональное познание; Общее и индивидуальное в психике, еще два раздела касаются предмета педагогики.

Почему появилось желание переструктурировать учебный материал данной программы, изменить названия многих тем, некоторые убрать и ввести новые?

Во-первых, авторский подход к разработке содержания программы затрудняет ее применение в практической работе в связи с тем, что данная точка зрения в широком смысле (для читателя - студента и в том числе преподавателя) не представлена в учебно-методической литературе. Попытка найти авторские научные публикации (из списка рекомендованной литературы) были безрезультатными.

Во-вторых, философский стиль в изложении вызывает некоторые напряжения ввиду того, что этот язык не понятен студентам - они не связывают его с их житейскими представлениями о психологии.

В-третьих, заявленные в качестве основных учебников учебники Р.С. Немова «Психология» - М., 1999. и К.А. Абульхановой «Психология и педагогика» - М., 1998. - имеют отличную более простую структуру изложения учебного материала.

Авторы при построении курса психологии используют понятия гносеологии как раздела философии, выделяя в самостоятельный раздел «Чувственное и рациональное познание». К первому уровню относится познание с помощью органов чувств. В результате чувственного познания у человека складывается образ, картина окружающего мира - мир в его непосредственной данности и многообразии. В психологии чувственное познание субъекта представлено, в первую очередь, в процессах восприятия и его частной форме - ощущениях. К рациональной ступени познания в гносеологии относят мышление человека. В мышлении познание человека выходит за пределы чувственного восприятия, вскрывает существенные свойства, связи и отношения между предметами окружающего мира. Мышление представляет собой отражение мира субъектом в понятиях, суждениях и умозаключениях.

Психология познания, в отличие от других наук, изучает познавательную деятельность конкретного человека в его реальной жизни и деятельности. В рациональном познании психология, помимо мышления, выделяет процессы памяти, воображения, внимания (42, с.278).

Несколько своеобразна, что требует дополнительного осмысления, представленность в теме «Чувственное познание» психических процессов: ощущения, восприятие, внимание, эмоции, память. Для этого необходимо дополнительное время, т.к. в учебной литературе, которая доступна и рекомендуется студентам непсихологических специальностей «внимание и память» как правило относят к познавательной сфере личности (в философии - к рациональному познанию !?).

В теме «Рациональное познание» учебный вопрос - средства рационального познания: действие, образы, логика, там же - мышление, творчество, коммуникация и рефлексия в деятельности современного профессионала, на наш взгляд, в своей логике трудны для осмысления студентами - непсихологами.

Тема «Постулаты и принципы построения психологической реальности» с ее содержательным наполнением: предположительные знания в психологии: аксиомы и постулаты; соотношение возрастных новообразований и психического развития человека; соотношение наследственности и социальной среды; взаимоотношение телесного и духовного в человеке; зона ближайшего развития и ведущая деятельность; сензитивные периоды; принципы - основа научных исследований; исторический подход; системный подход; деятельностный подход; - не может в таком содержании быть представлена студентам инженерных специальностей (даже если не учитывать их предрасположенность к логическому мышлению, как профессиональному качеству).

Переструктурирование содержания учебного материала вызвано так же личностно - ориентированной направленностью обучения, которая предполагает включение субъективного опыта студента. Вопросы прикладного характера, которые включены в изучение отдельных тем Примерной учебной программы, создается впечатление, привязаны к теме несколько искусственно. А при изучении психологии студентами инженерных специальностей - это один из основных моментов, мотивирующий их на изучение данного курса.

В теме «Конституциональный уровень психики» авторы предлагают рассмотрение вопросов - личностная и ситуативная тревожность; волевая регуляция поведения человека, что на наш взгляд более целесообразно рассмотреть в другом контексте.

И, наконец, перечень вопросов к зачету по всему курсу не пропорционален объему предлагаемого для изучения материала и при разработке рабочей программы тоже изменен.

 



2020-03-17 167 Обсуждений (0)
Анализ стандартов второго поколения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ стандартов второго поколения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (167)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)