Учебно-методическое обеспечение курса
1. Рекомендуемая литература (основная) Немов Р.С. Психология: В трех томах. Учебник для студентов высш.пед.учеб.заведений. - М.: Просвещение, 1999. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие / Под ред. С.А. Смирного.- М.: Академия, 1998. Психология и педагогика. Учебное пособие / Под ред. К.А. Абульхановой и др. - М., 1998. 2. Рекомендуемая литература (дополнительная) Вербицкий А.А. активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. - М.:ИЦ, 1999. Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении. - М.: ИЦ, 2000. Вербицкий А.А., Чернявская А.Г. Менеджер в роли учителя: Материалы к курсу «Психология и педагогика». - Жуковский, 1999. Гессен С.И. Основы педагогики. - М., 1995. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: ЧеРо, 1996. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х томах. Перевод с французского. - М.: Мир, 1992. Давыдов В.В. Развивающее обучение. - М., 1996. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М., 1991. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. - М., 1990. Зимняя И.А. Педагогическая психология. 2-е изд. М., 1999. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. - М.: Тривола, 1994. Ильин Г.Л. Проективное образование и реформирования науки. - М., 1993. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М.,1990. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. - М., 1997 Коул Майкл. Культурно-историческая психология. - М., 1997. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения: методологический анализ. - М., 1997. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского и М.Г.Ярошевского. - Ростов на\Дону: Феникс, 1998. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М., 1997. Милорадова Н.Г. Мышление в дискуссиях и решениях задач. Учебное пособие. 2-е изд. - М., 2000. Милорадова Н.Г. Психология. Учебное пособие в 3-х книгах: Методология познания психологической реальности. На пути к продуктивному мышлению. Я - в зеркале психологических характеристик. - Жуковский., 1999. Новиков А.М. Профессиональное образование в России. - М., 1997. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов / Под ред. А.А. Радугина, Е.А. Кроткова. - М., 1996. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. - М., 1997. Российская педагогическая энциклопедия. Т.1,2. - М., 1993-99 гг.. Сатир В. Как построить себя и свою семью. - М., 1992. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. - М.: Школа-Пресс, 1995. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М., 1995. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. Хрестоматия с комментариями по курсу «Ведение в психологию». Учебное пособие. - М.: Смысл, 1997. Татур Ю.Г. Образовательная система России: Высшая школа. - М.: ИЦ ПКПС, 1999. Теории учения. Хрестоматия. Ч.1 / Ред.-сост. Н.Ф. Талызина, И.А. Володарская. - М., 1996. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - М., 1995. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. Учебное пособие. - М.: Логос, 1999.
Авторы (составители): Вербицкий А.А.- член-корр. РАО; доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой социальной и пед.психологии6 Московский государственный открытый педагогический университет. Милорадова Н.Г.- кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии: Московский государственный строительный университет. Чернявская А.Г. - кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой гуманитарного образования: Международный институт менеджмента ЛИНК. Рецензенты: Новиков А.М. - академик - секретарь отделения базового профессионального образования РАО, доктор педагогических наук, профессор. Салмина Н.Г. - доктор психологических наук, профессор кафедры педагогической психологии: факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
Издательство Московского психолого-социального института. Подписано к печати 10.08.2000. Тираж 10 000.
Красноярский государственный аграрный университет Кафедра профессиональной педагогической подготовки
Рабочая программа курса «Психология» Для специальностей: землеустройство Земельный кадастр Городской кадастр
Красноярск 2000 Сегодня в России идет процесс гуманизации и гуманитаризации высшего образования. Во всех вузах страны введены в качестве обязательных для изучения ряд новых дисциплин гуманитарного цикла. В число этих дисциплин входит курс «Психология». В соответствии с «Государственными требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы» по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» в результате изучения курса выпускник вуза должен получить представления · о природе психики человека, · знать основные психические функции и их физиологические механизмы, · соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, · знать в каких формах происходит освоение человеком действительности, · осознавать роль сознания и самопознания в поведении и деятельности человека, формировании его личности, · понимать значение воли, эмоций, потребностей и мотивов · уметь дать психолого-педагогическую характеристику личности, ее темперамента, способностей, характера, · интерпретировать собственные психические состояния, · владеть простейшими приемами психической саморегуляции, · осознавать закономерности межличностных отношений в быту и в коллективе, · знать формы, средства и методы психологической деятельности, · владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций. Обеспечение данных требований к специалисту реализуется в учебном курсе «Психология». Тип курса: систематический. Цель изучения данного курса - введение студентов в контекст основных направлений психологической науки и практики, формирование элементарной психологической компетентности. Задачи курса - помощь в формировании системы психологических знаний о сущности и закономерностях развития личности; ознакомление с основными способами исследования индивидуальных особенностей человека; формирование культуры межличностных отношений; ознакомление с основными приемами саморазвития; освоение общепсихологических понятий и представлений. Основные формы учебной работы - лекции, семинарские занятия. Значительное внимание уделяется самостоятельной работе студентов в форме написания рефератов и обсуждения их на семинарских занятиях. По итогам курса студенты сдают зачет. Преподавание ведется на 3 курсе ( 6 семестр). Тематический план
(курс рассчитан на 2 часа в неделю - лекционных занятий, 2 часа в две недели - семинарских занятий.) Фрагмент курса СЕМИНАР: “Я-КОНЦЕПЦИЯ” по теме: “ЛИЧНОСТЬ, ЕЕ СТРУКТУРА И ПРОЯВЛЕНИЕ”. ЦЕЛЬ: - ознакомление с основными теоретическими, подходами к феномену “самооценка” в отечественной и зарубежной психологии; · получение представления о месте самооценочного механизма в развитии личности; · знакомство с диагностическими задачами исследования самооценочного механизма; · знакомство с возможностями формирования продуктивного самооценочного механизма АКТУАЛИЗАЦИЯ: Развитие самосознания и формирование «Я-концепции». ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ: 1. Понятие «Я-концепция», «самооценка». Подходы к описанию. Самооценка и уровень притязаний. Самооценка как оценочная составляющая «Я-концепции». Самооценка как новообразование кризиса 7 лет. Литература: 1.Кон И.С. Открытие Я. М., 1978. .Бороздина Л.В. Что такое самооценка? //Вопрсы психологии. 1992, №4. .Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии //Собр.соч.в 6тт, т.4 2. Проблемы самооценки в младшем школьном возрасте. Особенности социальной ситуации развития. Новая социальная роль. Кризис 7 лет. «Я»-реальное и «Я»-идеальное. Самооценка и оценка учителя. Литература: 1.Захарова А.В., Андрущенко Т.Ю. Исследование самооценки младшего школьника. //Вопросы психологии, №4, 1990. .Липкина А.И. Самооценка школьника. М.,1976. .Цукерман Г.А. Виды общения в обучении.:Томск, 1992, С.76-80. 3. «Я»-концепция и самооценка в подростковом и последующих возрастах. Особенности социальной ситуации развития. Физическое развитие и самооценка. Социальное развитие и самооценка. Ориентация на самооценку и оценку окружающими. Референтная группа. Самооценка у несовершеннолетних с девиантным поведением. Литература: 1.Кле М. Психология подростка.:М.,1991. .Савонько Е.М. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста.//Вопросы психологии,№4,1969. .Э.Берн. Я-концепция и воспитание .Валицкая Г.К., Гиппенрейтер Ю.Б. Самооценка несовершеннолетних правонарушителей.//Вопросы психологии,№1,1989. Дополнительное задание: (дать ответ после обсуждения вопросов семинара) .Подумайте и предложите способы защиты самооценки. .Назовите симптомы позитивной «Я-концепции» и негативной. АКТУАЛИЗАЦИЯ. Основные подходы к описанию феномена «Я-концепция», «Самооценка» в отечественной и зарубежной психологии. Обсуждение 1 вопроса. («Я-КОНЦЕПЦИЯ» - это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. .Описательная («Образ Я», картина Я) - это комплекс сведений человека о нем самом, отвечающим на вопрос «Что я имею? Чем обладаю?». .Оценочная («Самооценка» или «Принятие себя») - специфическая функция самосознания. Это наличие критической позиции индивида по отношению к тому чем он обладает. «Что значит это для меня?». Я-КОНЦЕПЦИЯ, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем. ОБРАЗ Я - убеждение, которое может быть как обоснованным так и необоснованным (когнитивная составляющая установки). САМООЦЕНКА - эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая), аффективная оценка, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением. Важно выделить и 3 составляющую поведенческую - потенциальная реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.) Задание 1. Вам предложен набор характеристик. Какие из них вы могли бы отнести к себе? Отметьте те, из них, которые являются наиболее устойчивыми. А теперь распределите по 3 столбцам, выражающим ваше отношение к собственным качествам: 1. Меня это радует. 2.Мне это безразлично. 3.Мне это неприятно. Я счастливый. У меня ничего не ладится. У меня все получается. Я тугодум. Я неуклюжий. Я зануда. Я неудачник. Я добросовестный. Я обманщик. Я интроверт. Я фантазер. Я оптимист. Я человек надежный. Я раздражительный. Я хороший друг. Я подвержен настроению. Я общительный. Я религиозный. Я умный. Я слабовольный. Я опрометчивый. (Раздаточный материал: 15) Вопрос : Что же вы, в сущности, делали, работая с этой схемой? (Во-первых, описывали себя, пользуясь набором характеристик. Во-вторых, пытались выразить свое отношение к собственным качествам.) Какие аспекты Я-концепции присутствовали в ваших действиях?
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (235)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |