Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Учебно-методическое обеспечение курса



2020-03-17 235 Обсуждений (0)
Учебно-методическое обеспечение курса 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Рекомендуемая литература (основная)

Немов Р.С. Психология: В трех томах. Учебник для студентов высш.пед.учеб.заведений. - М.: Просвещение, 1999.

Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие / Под ред. С.А. Смирного.- М.: Академия, 1998.

Психология и педагогика. Учебное пособие / Под ред. К.А. Абульхановой и др. - М., 1998.

2. Рекомендуемая литература (дополнительная)

Вербицкий А.А. активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991.

Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. - М.:ИЦ, 1999.

Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении. - М.: ИЦ, 2000.

Вербицкий А.А., Чернявская А.Г. Менеджер в роли учителя: Материалы к курсу «Психология и педагогика». - Жуковский, 1999.

Гессен С.И. Основы педагогики. - М., 1995.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: ЧеРо, 1996.

Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х томах. Перевод с французского. - М.: Мир, 1992.

Давыдов В.В. Развивающее обучение. - М., 1996.

Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М., 1991.

Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. - М., 1990.

Зимняя И.А. Педагогическая психология. 2-е изд. М., 1999.

Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. - М.: Тривола, 1994.

Ильин Г.Л. Проективное образование и реформирования науки. - М., 1993.

Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М.,1990.

Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. - М., 1997

Коул Майкл. Культурно-историческая психология. - М., 1997.

Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения: методологический анализ. - М., 1997.

Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского и М.Г.Ярошевского. - Ростов на\Дону: Феникс, 1998.

Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М., 1997.

Милорадова Н.Г. Мышление в дискуссиях и решениях задач. Учебное пособие. 2-е изд. - М., 2000.

Милорадова Н.Г. Психология. Учебное пособие в 3-х книгах: Методология познания психологической реальности. На пути к продуктивному мышлению. Я - в зеркале психологических характеристик. - Жуковский., 1999.

Новиков А.М. Профессиональное образование в России. - М., 1997.

Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов / Под ред. А.А. Радугина, Е.А. Кроткова. - М., 1996.

Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. - М., 1997.

Российская педагогическая энциклопедия. Т.1,2. - М., 1993-99 гг..

Сатир В. Как построить себя и свою семью. - М., 1992.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. - М.: Школа-Пресс, 1995.

Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М., 1995.

Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. Хрестоматия с комментариями по курсу «Ведение в психологию». Учебное пособие. - М.: Смысл, 1997.

Татур Ю.Г. Образовательная система России: Высшая школа. - М.: ИЦ ПКПС, 1999.

Теории учения. Хрестоматия. Ч.1 / Ред.-сост. Н.Ф. Талызина, И.А. Володарская. - М., 1996.

Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - М., 1995.

Шадриков В.Д. Происхождение человечности. Учебное пособие. - М.: Логос, 1999.

 


Авторы (составители): Вербицкий А.А.- член-корр. РАО; доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой социальной и пед.психологии6 Московский государственный открытый педагогический университет.

Милорадова Н.Г.- кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии: Московский государственный строительный университет.

Чернявская А.Г. - кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой гуманитарного образования: Международный институт менеджмента ЛИНК.

Рецензенты: Новиков А.М. - академик - секретарь отделения базового профессионального образования РАО, доктор педагогических наук, профессор.

Салмина Н.Г. - доктор психологических наук, профессор кафедры педагогической психологии: факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

 

Издательство

Московского психолого-социального института.

Подписано к печати 10.08.2000.

Тираж 10 000.

 


Красноярский государственный аграрный университет

Кафедра профессиональной педагогической подготовки

 

Рабочая программа курса

«Психология»

Для специальностей: землеустройство

Земельный кадастр

Городской кадастр

 

 

Красноярск 2000


Сегодня в России идет процесс гуманизации и гуманитаризации высшего образования. Во всех вузах страны введены в качестве обязательных для изучения ряд новых дисциплин гуманитарного цикла. В число этих дисциплин входит курс «Психология».

В соответствии с «Государственными требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы» по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» в результате изучения курса выпускник вуза должен получить представления

· о природе психики человека,

· знать основные психические функции и их физиологические механизмы,

· соотношение природных и социальных факторов в становлении психики,

· знать в каких формах происходит освоение человеком действительности,

· осознавать роль сознания и самопознания в поведении и деятельности человека, формировании его личности,

· понимать значение воли, эмоций, потребностей и мотивов

· уметь дать психолого-педагогическую характеристику личности, ее темперамента, способностей, характера,

· интерпретировать собственные психические состояния,

· владеть простейшими приемами психической саморегуляции,

· осознавать закономерности межличностных отношений в быту и в коллективе,

· знать формы, средства и методы психологической деятельности,

· владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций.

Обеспечение данных требований к специалисту реализуется в учебном курсе «Психология».

Тип курса: систематический.

Цель изучения данного курса - введение студентов в контекст основных направлений психологической науки и практики, формирование элементарной психологической компетентности.

Задачи курса - помощь в формировании системы психологических знаний о сущности и закономерностях развития личности;

ознакомление с основными способами исследования индивидуальных особенностей человека;

формирование культуры межличностных отношений;

ознакомление с основными приемами саморазвития;

освоение общепсихологических понятий и представлений.

Основные формы учебной работы - лекции, семинарские занятия. Значительное внимание уделяется самостоятельной работе студентов в форме написания рефератов и обсуждения их на семинарских занятиях.

По итогам курса студенты сдают зачет.

Преподавание ведется на 3 курсе ( 6 семестр).

Тематический план

Наименование разделов и тем дисциплины Всего часов лекции семинары
Раздел 1. Введение в психологию. 14 8 6
1.1. Психология как наука и практика. Предмет психологии. Становление предмета психологии: основные подходы. Место психологии в системе наук. Структура психологии. 6 4 2
1.2. Методы психологии. 4 2 2
1.3. Развитие психики и происхождение сознания. 4 2 2
Раздел 2. Основы общей психологии. 34 24 10
2.1. Личность ее структура и проявления. Индивид, человек, личность, индивидуальность. Мотивация. Понятие об интересах. Убеждения и их становление. Установки и стереотипные формы поведения. Понятие о направленности. Я-концепция Типологические особенности личности. Формирование и развитие личности в онтогенезе. Возрастная периодизация и социализация. 8 6 2
2.2. Личность в системе межличностных отношений. Понятие о группах. Межличностные конфликты. 6 4 2
2.3. Личность как субъект деятельности и общения. Понятие о деятельности. Основные виды. Внимание. Понятие об общении. Речь и язык. 6 4 2
2.4. Познавательная сфера личности. Ощущения. Восприятие. Память. Мышление. Воображение. 6 4 2
2.5. Эмоционально - волевая сфера личности. Эмоции. Понятие о чувствах. Воля. 2 2 -
2.6. Индивидуально-психологические особенности личности. Темперамент. Характер. Способности. 6 4 2
Всего: 48 32 16

 

(курс рассчитан на 2 часа в неделю - лекционных занятий, 2 часа в две недели - семинарских занятий.)

Фрагмент курса

СЕМИНАР: “Я-КОНЦЕПЦИЯ” по теме: “ЛИЧНОСТЬ, ЕЕ СТРУКТУРА И ПРОЯВЛЕНИЕ”.

ЦЕЛЬ: - ознакомление с основными теоретическими, подходами к феномену “самооценка” в отечественной и зарубежной психологии;

· получение представления о месте самооценочного механизма в развитии личности;

· знакомство с диагностическими задачами исследования самооценочного механизма;

· знакомство с возможностями формирования продуктивного самооценочного механизма АКТУАЛИЗАЦИЯ: Развитие самосознания и формирование «Я-концепции».

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Понятие «Я-концепция», «самооценка». Подходы к описанию.

Самооценка и уровень притязаний.

Самооценка как оценочная составляющая «Я-концепции».

Самооценка как новообразование кризиса 7 лет.

Литература:

1.Кон И.С. Открытие Я. М., 1978.

.Бороздина Л.В. Что такое самооценка? //Вопрсы психологии. 1992, №4.

.Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии //Собр.соч.в 6тт, т.4

2. Проблемы самооценки в младшем школьном возрасте.

Особенности социальной ситуации развития. Новая социальная роль. Кризис 7 лет. «Я»-реальное и «Я»-идеальное. Самооценка и оценка учителя.

Литература:

1.Захарова А.В., Андрущенко Т.Ю. Исследование самооценки младшего школьника. //Вопросы психологии, №4, 1990.

.Липкина А.И. Самооценка школьника. М.,1976.

.Цукерман Г.А. Виды общения в обучении.:Томск, 1992, С.76-80.

3. «Я»-концепция и самооценка в подростковом и последующих возрастах.

Особенности социальной ситуации развития. Физическое развитие и самооценка. Социальное развитие и самооценка. Ориентация на самооценку и оценку окружающими. Референтная группа. Самооценка у несовершеннолетних с девиантным поведением.

Литература:

1.Кле М. Психология подростка.:М.,1991.

.Савонько Е.М. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста.//Вопросы психологии,№4,1969.

.Э.Берн. Я-концепция и воспитание

.Валицкая Г.К., Гиппенрейтер Ю.Б. Самооценка несовершеннолетних правонарушителей.//Вопросы психологии,№1,1989.

Дополнительное задание: (дать ответ после обсуждения вопросов семинара)

.Подумайте и предложите способы защиты самооценки.

.Назовите симптомы позитивной «Я-концепции» и негативной.

АКТУАЛИЗАЦИЯ. Основные подходы к описанию феномена «Я-концепция», «Самооценка» в отечественной и зарубежной психологии.

Обсуждение 1 вопроса.

(«Я-КОНЦЕПЦИЯ» - это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой.

.Описательная («Образ Я», картина Я) - это комплекс сведений человека о нем самом, отвечающим на вопрос «Что я имею? Чем обладаю?».

.Оценочная («Самооценка» или «Принятие себя») - специфическая функция самосознания. Это наличие критической позиции индивида по отношению к тому чем он обладает. «Что значит это для меня?».

Я-КОНЦЕПЦИЯ, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.

ОБРАЗ Я - убеждение, которое может быть как обоснованным так и необоснованным (когнитивная составляющая установки).

САМООЦЕНКА - эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая), аффективная оценка, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

Важно выделить и 3 составляющую поведенческую - потенциальная реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.)

Задание 1. Вам предложен набор характеристик. Какие из них вы могли бы отнести к себе?

Отметьте те, из них, которые являются наиболее устойчивыми.

А теперь распределите по 3 столбцам, выражающим ваше отношение к собственным качествам: 1. Меня это радует. 2.Мне это безразлично. 3.Мне это неприятно.

Я счастливый.

У меня ничего не ладится.

У меня все получается.

Я тугодум.

Я неуклюжий.

Я зануда.

Я неудачник.

Я добросовестный.

Я обманщик.

Я интроверт.

Я фантазер.

Я оптимист.

Я человек надежный.

Я раздражительный.

Я хороший друг.

Я подвержен настроению.

Я общительный.

Я религиозный.

Я умный.

Я слабовольный.

Я опрометчивый. (Раздаточный материал: 15)

Вопрос : Что же вы, в сущности, делали, работая с этой схемой?

(Во-первых, описывали себя, пользуясь набором характеристик.

Во-вторых, пытались выразить свое отношение к собственным качествам.)

Какие аспекты Я-концепции присутствовали в ваших действиях?



2020-03-17 235 Обсуждений (0)
Учебно-методическое обеспечение курса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Учебно-методическое обеспечение курса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (235)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)