Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ наличной ситуации



2020-03-17 219 Обсуждений (0)
Анализ наличной ситуации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Психология в качестве обязательного для изучения предмета введена в учебные планы подготовки специалистов в КрасГАУ с 1995 года и преподается в течение одного семестра на 2 или 3 курсе.

Ее содержание представлено в общей программе дисциплины «Психология и педагогика» Государственного стандарта цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин. Общее количество часов - 80, из них 32 часа - лекции, 16 - семинарские занятия и 32 часа отведено на самостоятельную работу студентов для написания реферата. Итоговой формой контроля является зачет.

До введения в 2000 году Государственных стандартов второго поколения психология преподавалась по программе, которая представлена в приложении 2. Изменение программы обусловлено новыми требованиями и продиктовано Примерной программой дисциплины «Психология и педагогика» (приложение 1).

В предыдущем учебном опыте студентов психология как самостоятельная отрасль знаний отсутствовала. (Из ученых, имеющих отношение к психологии отдельные студенты называют Фрейда, Юнга, Карнеги, Спока и не более того, основная масса при вводном в курс анкетировании не ответила на поставленный вопрос). Хотя общее представление о психологии имеют, о чем свидетельствуют данные опроса приведенные выше.

Знание основ психологической науки, ее предмета, методов исследования необходимы не только студентам психологам. И студенты инженерных специальностей университета стремятся тоже, не столько к разъяснению частных психологических вопросов, связанных с их будущей специальностью, сколько к пониманию основ психологического знания и его различных областей с целью удовлетворения своего прагматического интереса.

Опрос студентов, в чью профессиональную подготовку психология не входит как основной предмет показал, что 100% из них считают, что изучение психологии в технических вузах необходимо.

Потому что, «необходимо не только повышать общий уровень знаний и всесторонне развиваться, но и уметь разбираться в себе, в окружающих людях - близких и далеких, строить на этой основе эффективные способы взаимодействия».

Знания психологии человека необходимо студенту не только как будущему специалисту, руководителю «чтобы строить отношения в системе руководитель-подчиненный», «продвигаться по службе», «легче общаться с людьми, знать индивидуальный подход к личности, найти свое место в коллективе», «чувствовать других людей», «как найти общий язык», «понимать людей и принимать их такими какие они есть», но и для «познания своего внутреннего мира», для того «чтобы разобраться в себе», «лучше себя чувствовать», «по-другому смотреть на жизнь». (Приложение)

В силу особенностей юношеского возраста, для которого ведущей деятельностью является профессиональное обучение и интимное межличностное общение, когда молодой человек вступает в период принятия ответственных решений (карьера, семья), определяющих всю дальнейшую жизнь: поиск своего места в жизни, выбор смысла жизни, формирование своего мировоззрения и самосознания, выбор спутника жизни интерес к психологическим знаниям достаточно велик. Важнейший психологический процесс юношеского возраста - становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я».

На этапе принятия ответственных решений, этапе человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости являются первостепенными, проявляется противоречивость внутреннего мира, сложность нахождения своей самобытности и формирования яркой, высококультурной индивидуальности оправдан интерес к психологии как сумме знаний, которые могут быть практически полезны для понимания человеческой природы, прежде всего своего внутреннего мира.

Диагностика готовности к саморазвитию (18, с.191) показала следующие результаты: (приложение 3)

(Число участников - 56

Критерии: А -могу совершенствоваться, но не хочу знать себя - 9

Б - хочу знать себя и могу измениться - 27

В - не хочу знать себя и не хочу изменяться - 2

Г - хочу знать себя, но не могу себя изменить - 15

Пограничные результаты: Б - Г - 1, А - В - Б - Г - 2)

У большинства (79,6%) молодых людей есть стремление и потребность познать себя;

% из них при потребности познать себя не имеют навыков самосовершенствования, они испытывают трудности в самовосприятии, которая вызывает как правило реакцию: не получается, значит не буду делать;

% гармонично сочетают желание познать себя с актуализацией потенциальных ресурсов саморазвития;

% имеют больше возможностей для саморазвития, чем желания познать себя. В этом случае надо поразмышлять, что стремление к самосовершенствованию, нахождению своего стиля жизни невозможно без самопознания.

И лишь 3,6% сочетают в себе нежелание знать себя и совершенствоваться. Это самое нежелательное сочетание.

Эта личностная потребность основной подавляющей массы студентов в психологических знаниях, должна казалось бы активизировать познавательную самостоятельную деятельность студентов, побуждать их к активному поиску ответов на интересующие вопросы, но как показывает практика преподавания, студенты занимают активно - пассивную позицию: они внимательно слушают преподавателя, задают много вопросов, но вызвать их на диалог, заставить озвучить собственные соображения по обсуждаемой проблеме достаточно проблематично. Кроме того большинство студентов не готовятся к семинарским занятиям, не читают рекомендованных научных статей, используя только лекционный материал. И даже студенты, имеющие конспекты дополнительно рекомендованных к семинару источников, не хотят говорить.

Можно предположить, что технический склад ума студентов инженерных специальностей определяет бедность их устной речи, неумение «говорить», либо в прошлом опыте учения это умение не было достаточно сформировано, либо к 6 семестру, когда изучается психология, у студентов уже сложилась устойчивая система учения, ориентированная «на зачет». Они научились минимизировать свои умения для решения учебной задачи, и склонны к манипулированию преподавателем, задавая массу вопросов.

По стилю учебной деятельности можно выделить две полярные группы студентов, которых можно условно назвать «автономными» и «зависимыми» (38, с. 356)

«Автономные» проявляют в учебной деятельности такие качества, как: настойчивость, уверенность в себе, склонность к самостоятельному выполнению работы и т.д. Для «зависимых» же характерно то, что у них эти качества практически не обнаруживаются. Диагностика по методике Г.С. Прыгина показала, что большинство студентов в отличие от школьников (24%-данные А.А. Реана) относятся к «автономным» (55%).

Отсюда можно заключить, что резерв в активизации деятельности студентов на занятиях есть и нужно продумать как его использовать.

Популярность психологии в учебных заведениях сильно возросла за последние 10 лет, и не из-за прогресса в психологических исследованиях, а в силу того, что многие студенты надеются найти в психологии структуру, представления, теории и перспективы, которые будут способствовать их собственному развитию и помогут им приспосабливаться к быстро меняющемуся, многоликому обществу (46, с. 7).

Практика показывает, что студенты готовы осваивать сложный интеллектуальный материал, если он имеет отношение к их собственным личным заботам.

По мнению студентов (данные опроса) знания психологии помогают уже сейчас и помогут им в будущем « в воспитании детей», «в общении с противоположным полом», что с помощью психологии «можно узнать человека и выработать тактику и стратегию взаимодействия».

На вопрос: «Были ли ситуации, в которых вы использовали знания полученные при изучении курса психологии?» практически все студенты отвечают «Да», а если «нет», то «обязательно будут».

«Я определила характер человека, и стала снисходительнее, спокойнее к нему относится».

«У меня практика по психологии проходит на младшей сестре - сейчас у нее подростковый возраст и пройденный курс мне помогает с ней безболезненно общаться».

«В споре с товарищем, у которого как я определил - завышена самооценка».

«Помог в конфликтной ситуации. Я поступила так: я представила себя на месте этого человека и поделилась своими мыслями с ним. И мы поняли друг друга».

«Выяснила свой характер, и что с этим делать ».

По мнению студентов психология помогла «лучше мыслить», «понимать все в осмысленном масштабе», т.е. через призму приобретенного психологического знания.

Любого человека ожидают ситуации, когда ему приходится доводить идеи, замыслы, настроения до сознания других людей (искать взаимопонимание, обучать, руководить). Не менее важно также хорошее регулирование своего внутреннего мира и самосовершенствование на научной основе. Задачи такого рода не решимы без учета факторов, закономерностей душевной деятельности (психики), поэтому интерес к психологии, стремление ее изучать, убеждение в необходимости такого курса даже в технических вузах, по мнению студентов - вполне оправдано.

 



2020-03-17 219 Обсуждений (0)
Анализ наличной ситуации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ наличной ситуации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (219)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)