(для студентов инженерных специальностей):
Организационно- методический раздел.
52. Цель курса:
Программа разработана для студентов, в чью профессиональную деятельность психология войдет, как одна из общеобразовательных дисциплин, которая будет способствовать:
· повышению общей и психологической культуры - формированию умения психологически мыслить, применяя теоретические знания к решению практических задач;
· формированию целостного представления о психологических особенностях человека как факторах успешности его деятельности, пониманию индивидуальных особенностей человека, его личностного становления и саморегуляции;
· умению самостоятельно мыслить и предвидеть последствия собственных действий;
· самостоятельно учиться и адекватно оценивать свои возможности;
· самостоятельно находить оптимальные пути достижения цели и преодоления жизненных трудностей.
1. Задачи курса:
· введение студентов в контекст основных направлений психологической науки и практики, формирование элементарной психологической компетентности;
· приобретение опыта учета индивидуально-психологических особенностей человека, стилей его познавательной и профессиональной деятельности;
· формирование культуры межличностных отношений, приобретение опыта анализа проблемных ситуаций, организации профессионального общения и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений, рефлексии и развития деятельности;
· ознакомление с основными приемами саморазвития;
· овладение понятийным аппаратом, описывающим познавательную, эмоционально-волевую, мотивационную и регуляторную сферы психического, проблемы личности.
Усвоение содержания данной программы организуется с преобладанием форм и методов контекстного обучения, моделирующих жизненные ситуации: проблемных лекций, практических аудиторных занятий и самостоятельной внеаудиторной работы студентов, анализа ситуационных задач, ролевой и деловой игры.
Место курса в системе социогуманитарного образования.
Программа курса разработана для студентов, чья психологическая культура и компетентность органично войдут в профессиональную деятельность и личную жизнь. Знания по психологии помогут студенту формированию целостного представления о личностных особенностях человека как факторе успешности, позволят более эффективно принимать решения с опорой на знание психологической природы человека, воспитывать собственных детей, строить семейные отношения.
Требования к уровню освоения содержания курса.
Эти требования определены государственным стандартом:
· Знать основные категории и понятия психологической науки;
· Иметь представление о предмете и методе психологии, о месте психологии в системе наук и ее основных отраслях;
· Знать основные функции психики, ориентироваться в современных проблемах психологической науки;
· Иметь представление о роли сознания и бессознательного в регуляции поведения;
преподавание психология студент
· Иметь представление о мотивации и психической регуляции поведения и деятельности, интерпретировать собственные психические состояния;
· Знать основы социальной психологии, психологии межличностных отношений, психологии больших и малых групп;
Содержание курса.
№
| Тема
| Часы
| Содержание
|
Раздел 1. Человек и его познание.
|
1.
| Необходимость изучения психологии: в поисках смысла.
| 2
| Многообразие форм человеческого знания. Наука и другие способы познания (обыденное, художест- венное, религиозное). Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в науке. Классификация наук и место психологии в этой классификации. Основные отрасли научной психологии. «Поп-психология». Психологические знания как условие личностного совершенствования и как источник опыта, который может быть использован для решения проблем. Психология как наука и как психологическая практика.
|
2.
| Объект и предмет психологии.
| 4
| Соотношение субъективной и объективной реальности. Понятие психики. Функции психики. Структура психики. Сознание как интегративный способ бытия человека. Сознание и бессознательное. Понятие о механизмах психологической защиты. Состояния сознания. Измененные состояния сознания. Расстройства сознания. Становление предмета психологии: основные подходы. Психические явления и психологические факты. Направления научной психологии в Западной Европе и США, представления их о природе человека. Психология сознания, психоанализ, бихевиоризм, гештальт- психология, гуманистическая и транс персональная психология. Основные направления отечественной психологии. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, теория деятельности А.Н. Леонтьева, теория установки Д.Н. Узнадзе.
|
3.
| Способы приобретения психологических знаний.
| 2
| Особенности предмета и объекта исследования в психологии. Основные общенаучные исследова- тельские методы: теоретические, эмпирические (наблюдение, эксперимент, измерение). Классификация методов психоло- гического исследования. Неэкспериментальные психологичес- кие методы (наблюдение, беседа, «архивный метод»). Психологическое тестирование. Методы описания и понимания психологии человека ( интроспекция, самоотчет, включенное наблюдение, эмпатическое слушание, идентификация, беседа как диалог, интерпретация внутреннего мира другого человека, герменевтика). Проблема достоверности получаемой психологической информации. Знание психологических методов как ресурс понимания себя и других.
|
Раздел 2. Человек: индивид, личность индивидуальность.
|
4.
| Телесное существование человека
| 4
| Человек как индивид. Индивидные свойства человека (возрастно-половые, индивидуально-типические). Изменение возрастных свойств человека и их влияние на психическое развитие человека. Половой диморфизм. Нейропсихологические основы телесного бытия человека. Функциональная организация работы мозга. Мозг и психика. Психическое как функциональный орган индивида. Конституционные типологии в психологии (Э. Кречмер, У. Шелдон). Темперамент как интегративная характеристика индивидных свойств человека. Исследования Б.М. Теплова, и В.Д. Небылицина. Проблема учета и овладения психодинамическими характе- ристиками поведения человека в различных видах деятельности.
|
5.
| Душевная жизнь человека. - желания - чувства - разум
| 4
| Стороны душевной жизни человека: желания, чувства и разум. Потребности и мотивы. Иерархия потребностей. Мотивация и психическая регуляция поведения. Теории мотивации. Механизмы волевого поведения. Волевая регуляция. Развитие воли. Чувства и эмоции человека. Функции эмоций. Формы эмоций (аффект, настроения, страсти, стресс, состояние фрустрации и др.). Чувства как обобщение эмоций. Теория дифференциальных эмоций (К.Изард) Роль эмоций в регуляции деятельности человека. Формирование чувств как необходимое условие развития человеческой субъективности. Простейшие приемы психической саморегуляции. Разумная жизнь человека. Восприятие, ощущения. Типы ощущений. Понятие чувствительности и порогов ощущений. Природа и свойства восприятия. Развитие восприятия. Расстройства восприятия. Память. Виды памяти. Процессы памяти: запечатление, сохранение, воспроизведение. Закономерности механического запоминания (Г. Эббингауз). Мнемотехнические приемы. Тренировка и воспитание памяти. Проблема внимания в психологии. Виды внимания. Основные свойства внимания. Мышление. Виды мышления. Культура мышления. Мышление в процессе решения задач. Творческое и критическое мышление. Понятие о воображении. Виды воображения. Психологические механизмы воображения. Развитие воображения. Некоторые расстройства познавательной деятельности.
|
6
| Человек как личность и индивидуальность. (духовное бытие человека)
| 4
| Общее представление о личности в психологии. Структура личности: экспрессивно-инструментальный уровень (Способности и задатки. Виды способностей. Влияние наследственности и среды. Развитие интеллекта и специальных познавательных способностей в течение жизни. Тесты интеллекта. Развитие творческих способностей. Характер как стержень душевной жизни. Структура характера. Типы характера (А.Е. Личко). Акцентуации и психопатии. Характер и темперамент. Формирование характера. Понятие статуса и роли. Позиция как наиболее целостная характеристика человека как личности), содержательно-смысловой уровень (потребности и личностные ценности, выборы, отношения, конструкты, смысл жизни), экзистенциональный уровень (свобода, ответственность, духовность). Я- последняя инстанция в личности. Соотношение понятий характер- личность - человек. Индивидуальность как встреча с собой - Другим. Понятие универсальности.
|
7.
| Основные линии развития личности в онтогенезе.
| 2
| Психическое развитие личности. Периодизация психического развития. Соотношение возрастных новообразований и психического развития человека. Сензитивные периоды. Зона ближайшего развития и ведущая деятельность. Факторы развития личности. Социализация. Планирование и выбор жизненного пути.
|
Раздел 3. Человек среди людей.
|
8. 9.
| Деятельность и общение как способы социальной жизни человека. Психология межличностного взаимодействия.
| 4 4
| Человек как субъект деятельности. Понятие деятельности. Освоение деятельности человеком. Практическая деятельность как исходная и основная форма деятельности человека. Интериоризация. Внешняя и внутренняя деятельность. Деятельность, действие, операция. Умения и навыки. Понятие общения в психологии. Структура общения. Функции общения. Деловое общение. Переговорный процесс. Деловой этикет. Стратегии, тактика, средства, методы, формы и критерии эффективного взаимодействия. Психология малых групп и межгрупповые взаимодействия. Конформизм и групповое давление. Понятие лидерства и руководства. Стили руководства. Семья как малая социальная группа. Динамика семьи. Супружеские конфликты. Психология внутри и межгрупповых конфликтов. Типы конфликтов. Структура конфликта. Типология стилей и стратегий поведения и разрешения конфликтов. Тактические приемы поведения в острых конфликтных ситуациях. Управление групповыми конфликтами. Стратегии вмешательства. Виды больших социальных групп. Психология толпы.
|
10
| Профессиональное развитие личности
| 2
| Психология и трудовая деятельность. Соотношение личности и профессии. Профессионализация субъекта труда. Прогрессивная и регрессивная (профессиональная деформация, психическое выгорание) стадии профессионального развития. Возрастные и биографические кризисы в профессиональном развитии (нереализованности, опустошенности, бесперспективности). Работоспособность субъектов труда, профессиональная и функциональная надежность. Функциональные состояния субъекта труда. Психологические приемы управления функциональным состоянием. Психологические основы профессиональной подготовки и адаптации к труду. Психологическая готовность к изменениям характера своей профессиональной деятельности.
|
| Итого:
| 32
|
|