Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проектирование учебного курса



2020-03-17 243 Обсуждений (0)
Проектирование учебного курса 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Одним из важных моментов при проектировании учебного курса наряду с определением целей и задач, исходящих из анализа предшествующей ситуации, мотивационно-смысловых позиций обучаемых и позиции самого педагога является выбор типа учебного курса и его содержания, которое бы способствовало наиболее успешно решению поставленных задач.

С.И. Гессен полагает, что в научном образовании можно выделить несколько ступеней и в соответствии с их логикой учебный курс может бытьэпизодическим, систематическим или научным.

Термин «эпизодический» лучше всего обозначает существо вводного или предварительного курса. Тип этого курса лучше всего подходит для преподавания психологии в школе. Окружающая ребенка среда, являющаяся для него отправным пунктом, с научной точки зрения эпизодична. Она представляется ему как совокупность событий, т.е. именно как сумма эпизодов, а не как единая в частях своих система. Прагматизм глубоко прав как психологическое учение, объясняющее происхождение у человека интереса и стремления к знанию. Поскольку достижение знания требует человеческой деятельности, деятельность эта действительно объясняется в своем происхождении жизненно-практическими потребностями человека, его стремлением действовать и своим действием ограждать себя от опасного, вредного и неприятного. Только ради познания этого ему полезного готов он самостоятельно развивать ту деятельность, которая необходима для достижения знания. Но существо знания состоит именно в том, что оно требует активной деятельности познающего. Только тот, кто самостоятельно пришел к знанию, действительно познал, а не пассивно запомнил показанный ему факт. Поэтому обучение знанию и должно исходить в своей первоначальной стадии из жизненно-практического, из деятельного. Пусть с точки зрения научной системы жизненно-практическое случайно, фрагментарно, отрывочно. Эта научная эпизодичность исходного пункта знания необходима при обучению знанию, потому что только она вызывает у обучающегося самостоятельную деятельность, направленную на достижение знания. Не любой эпизод является отправным пунктом обучения, а только тот, который может познавательно заинтересовать. Эпизод должен переродиться в проблему, которая есть подлинное начало знания. Все своеобразие проблемы состоит именно в том, что проблема означает неудовлетворенность данным, искание того другого, в котором данное может получить объяснение.

Но именно потому, что решение проблемы должно быть самостоятельным делом ученика и , значит, предполагает упорство его познавательного стремления, обучение должно исходить из того, что ему «близко» и «понятно», - понятно не в своем научном объяснении, которое еще только ищется, но в своем жизненно-активном значении, в той своей прагматической ценности, ради которой оно должно быть знанием объяснено. Но это значит, что в эпизодическом курсе эпизод не должен оставаться чем-то себе довлеющим и последним, а должен быть пронизан превышающим его началом, именно началом научной системы.

Задача эпизодического курса сводится таким образом, к тому, чтобы анализом окружающих ученика эпизодов, интересующих его как деятельное существо, довести его до сознания основных элементов, из которых слагаются все эти эпизоды, и той системы, которая их все в себе объемлет как находящие в ней свое объяснение части.

Научная система не должна быть дана ученику, но искома им позади того материала, который дается ему во всей случайности своего существования, во всей фрагментарности своего бытия и, если образует понятное ему единство, то лишь постольку, поскольку он служит удовлетворению его потребностей как деятельного существа.

Эпизодический курс должен подвести ученика к элементам научной системы, но исходить не из них, а из близкого ученику мира, составляющего для него жизненно-конкретное целое.

Если на ступени эпизодического курса элементы научной системы являются только скрытой пружиной преподавания, явно направленного на «родной» ученику эпизод, то в систематическом курсе система уже становится явным предметом обучения. В отличие от эпизодического, систематический курс характеризуется тем, что он не приходит к элементам, а исходит из них, как из основных положений, выраженных в определениях и аксиомах или первых законах и фактах.

Систематический курс отвечает на вопросы уже имеющиеся у учащихся, и объясняет знакомые им уже явления действительности, на первый план в его изучении выступает система науки.

Систематический курс характеризуется полнотой и законченностью, не в смысле, конечно, невозможного никогда исчерпания всех подробностей, а в смысле обзора всех тех отделов системы, в которых каждая неприведенная подробность должна занять свое определенное место. Он должен прежде всего иметь ввиду изложение целого науки. Он есть переходная ступень обучения, подготавливающая ученика к овладению методом исследования. Но для того, чтобы выполнить эту свою подготовительную функцию, научная система в нем должна быть пронизана превышающим ее методом, устремлена к нему. Научный метод должен просвечивать в ней так же, как она сама пронизывала эпизод на ступени эпизодического курса. При этом она должна оставаться, однако, системой, ибо, чтобы овладеть методом научного исследования, надо предварительно познакомиться с системой как продуктом метода. Преодоление системы предполагает знакомство с ней.

Система, являющаяся в систематическом курсе явным предметом преподавания, должна предлагаться не как нечто окончательное и последнее, что должно быть заучено как незыблемая научная догма, все познавшая и разрешившая все вопросы, но как нечто только временно последнее, подлежащее дальнейшему усовершенствованию и даже, быть может, полному преобразованию. Только тогда систематический курс откроет глаза обучающемуся на всю сложность и трудность научного объяснения действительности, возбудит интерес к научному ее исследованию, вкус к научной работе, или, по крайней мере, понимание ее и уважение к ней.

Овладение методом научного исследования - эта последняя цель научного образования - может быть достигнута только путем вовлечения учащегося в самостоятельную исследовательскую работу. Ступень научного курса - это теория университета, предполагающая нераздельное единство преподавания и исследования. Учащийся не просто учится, но занимается наукой, он - studiosus. Учение и исследование здесь совпадают.

С одной стороны, являясь вузовским (университетским) предметом, психология должна быть пронизана духом научного исследования, но это условие применимо только при обучении студентов психологов и в некотором приближении студентов педагогов. Поэтому университетский курс психологии в этом смысле в принципе не может быть научным (исследовательским) в преподавании его студентам инженерных специальностей. Ввиду того что его место в системе непрофилирующих предметов - это ограничивает занятия научно-исследовательской работы студентов прежде всего из-за недостаточного на то времени и отсутствием у них соответствующей образовательной базы.

Спроектированный учебный курс психологии есть курс систематический, т.к. на первое место выступает система науки в ее логическом изложении, но поскольку студенты видят ее как некую «помогающую» область знаний, с помощью которой пытаются найти ответы на значимые им проблемы, и именно это задает вектор в отборе изучаемого материала, данный курс имеет некоторый уклон в пропедевтическую (собственно эпизодический курс) сторону. Это позволяет создать ситуацию учения, значимого для студента. Они воспринимают курс как опыт, который может быть использован для решения проблем, действительно их касающихся. И это оправдано.

К. Роджерс, обсуждая значение психотерапии для образования подчеркивал, что «надо разрешить учащемуся на любом уровне соприкасаться с важными проблемами его жизни, чтобы он сталкивался с проблемами и спорными вопросами, которые хочет разрешить» (37, с.347).

Следуя логике Роджерса можно сделать вывод, что главная задача преподавателя состоит в том, чтобы создать атмосферу в аудитории, помогающую возникновению учения, значимого для студента.



2020-03-17 243 Обсуждений (0)
Проектирование учебного курса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проектирование учебного курса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (243)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)