Разработка учебной программы
Учебная программа состоит из трех разделов: 1. Человек и его познание. 2. Человек: индивид, личность, индивидуальность. 3. Человек среди людей. Первый раздел учебной программы вводит студента в контекст психологической науки через логику становления предмета психологии в различных психологических школах: отечественных и зарубежных и раскрывает взгляд их представителей на природу человека. Предпринята попытка целостного психологического взгляда на реальность человеческого бытия во всех его измерениях. Обрисовано проблемное пространство, в котором студент может самостоятельно двигаться, определив свою позицию во взгляде на природу человека в соотнесении ее с какой-либо научной психологической школой. Предмет изучения второго раздела - внутренний субъективный мир человека; человек в проявлениях своих индивидных, субъектных, личностных, индивидуальных свойств. При изложении нашего понимания психологической организации человека - главная исходная установка на целостное представление о человеке; отказ от традиционного описания человека через процессы, состояния, свойства; нет выделения в психологической реальности различных сфер. Следуя логике Слободчикова В.И. (42, с.210) предлагается изучение сути человека через проявления его телесной, душевной и духовной жизни. Третий раздел, в котором рассматриваются вопросы деятельности и общения имеет более всего прикладной характер и по содержанию отвечает предъявленным запросам студентов. В этом разделе предполагается свобода и подвижность в определении содержания последней темы «Профессиональное развитие личности». При изучении курса психологии на экономическом факультете, может быть включена «Экономическая психология», на экологобиотехнологическом факультете - «Экологическая психология», на зооинженерном - «Сравнительная психология», «Зоопсихология» и т.д. В качестве основной литературы заявлены учебник «Психология человека» Слободчикова В.И., Исаева Е.И., учебники «Психология» для технических и экономических вузов под редакцией Дружинина В.Н. Особое внимание обращено организации самостоятельной работы студентов. Предложенные 5 блоков тем позволяют, на наш взгляд, при свободе выбора и учете личных предпочтений студентов свести к минимуму копирование готовых рефератов.
Заключение
Проделанная работа позволяет сделать вывод о том, что преподавание психологии студентам инженерных специальностей отличается от преподавания данного курса специалистам - психологам, педагогам, школьникам по характеру целей и задач преподавания, содержанию учебных программ и характеру учебного материала. Наиболее оправдан выбор систематического курса с уклоном в эпизодический, содержание которого проектируется в личностно - ориентированной системе обучения. Несмотря на то, что для преподавания психологии студентам непсихологических специальностей разработана и утверждена Министерством высшего образования Примерная программа дисциплины, она требует обоснованного переструктурирования учебного материала с учетом наличной ситуации, в которой эта программа будет реализовываться. Специфика введения учебного курса психологии на инженерных специальностях предполагает диагностику субъективного опыта студентов, актуализацию их потребностей в определенном роде психологического знания и их мотивированность на изучение дисциплины. Только с учетом перечисленных условий возможен педагогический эффект от внедрения учебного курса в практику преподавания в вузе. Разработанная программа должна пройти апробацию в условиях нового учебного года и только это позволит сделать окончательное заключение о ее успешности или необходимости доработки. Тем не менее совершенно очевидно, что введение курса психологии в вузовскую практику, не только веяние времени, но и реальная потребность молодых людей в научно обоснованном психологическом знании.
Литература
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - С.Пб.: Питер, 2000. 5. Абульханова-Славская К.А. Психология и педагогика: Учебное пособие. - М., 1998. 6. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. - М., 1973. 7. Асмолов А.Г. Практическая психология как фактор конструирования образовательного пространства личности. //Психология с человеческим лицом. /Под ред.Д.А. Леонтьева. - М., 1997. 8. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии. //Вопросы психологии. 1997, № 5. 9. Бреслав Г.М. Образование и подготовка психологов: дилеммы гуманистической психологии.// Психология с человеческим лицом. /Под ред.Д.А. Леонтьева. - М., 1997. 10.Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. - М., 1994. 11.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979. 12.Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. - М., 1999. 13.Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить. - М., 1997. 14.Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов/нД., 2000. 15.Василюк Ф.Е. Методологический смысл психологического схизиса. //Вопросы психологии. 1996, № 6. 16.Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. //Полное собрание сочинений.: В 6 т., Т.1. - М., 1982. 17.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1996. 18.Гессен С.И. Основы педагогики. - М., 1995. 19.Дружинин В.Н. Психология: Учебник для технических вузов. - С.Пб., 2000. 20.Дружинин В.Н. Психология: Учебник для экономических вузов. - С.Пб., 2000. 21.Зеер Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование. - Екатеринбург, 2000. 22.Ильясов И.И. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине. - М., 1994. 23.Исаев Е.И., Слободчиков В.И. Общая психология: Учебная программа. //Вопросы психологии. 1998, № 5. 24.Исаев Е.И. Теория и практика психологического образования педагога. //Психологический журнал. 2000. Т.21, № 6. 25.Крайг Г. Психология развития. - С.Пб., 2000. 26.Климов Е.А. Основы психологии. - М., 1997. 27.Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. - Минск., 1999. 28.Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М., 1994. 29.Квин В. Прикладная психология. - С.Пб., 2000. 30.Леонтьев Д.А. Очерк по психологии личности. - М., 1993. 31.Леонтьев Д.А. Гуманистическая психология как социокультурный феномен. //Психология с человеческим лицом. - М., 1997. 32.Леонтьев Д.А. Возвращение к человеку. // Психология с человеческим лицом. - М., 1997. 33.Ляудис В.Я. Психологическое образование в России: новые ориентиры и цели. //Вопросы психологии 1998, № 5. 34.Ляудис В.Я. Методика преподования психологии. - М., 2000. 35.Лавриненко В.Н. Социальная психология и этика делового общения. - М., 1995. 36.Николаенко В.М. и др. Психология и педагогика: Учебное пособие. - М., 1999. 37.Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе. - М., 2000. 38.Першина Л.А. Контрольные задания по психологии. - М., 2000. 39.Рубинштейн С.Л. Общая психология. - С.Пб., 1999. 40.Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. /Под ред. Исениной Е.И. - М., 1994. 41.Реан А.А. Психология и педагогика: Учебник для вузов. - С.Пб., 2000. 42.Розин В.М. Психологическая практика. - М., 1995. 43.Радугин А.А. Психология и педагогика: Учебное пособие. - М., 1999. 44.Слободчиков В.И., Исаева Н.А. Психологические условия введения студентов в профессию педагога. //Вопросы психологии. 1996, № 4. 45.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М., 1995. 46.Современная психология: Справочник. /Под ред. В.Н. Дружинина. - М., 1999. 47.Тарабакина Л.В. Практикум по курсу психологии человека. - М., 1998. 48.Хьел Л.,Зиглер Д. Теории личности. - С.Пб., 1997. 49.Хрестоматия по гуманистической психотерапии. /Сост. М. Папуш. - М., 1995. 50.Цукерман Г.А. Психология саморазвития. - М., 1995. 51.Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного образования. //Вопросы психологии. 1995, №2.
Приложение
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (193)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |