Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности преподавания психологии студентам инженерных специальностей



2020-03-17 187 Обсуждений (0)
Особенности преподавания психологии студентам инженерных специальностей 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Особенности преподавания психологии студентам инженерных специальностей определяются прежде всего их восприятием курса психологии как имеющего для них некоторую прагматическую ценность. Несмотря на то, что психология ими в школе не изучалась, они имеют некоторые представления об этой области знаний (результаты опроса перед началом изучения психологии):

«Психология - это наука о человеке, о его состоянии души и о взаимоотношении людей»,

«Психология - это наука о сознании человека, его чувствах», «это наука, которая изучает психологию людей, взаимоотношения людей и общества, поведение людей, особенности развития психики»,

«Это наука об особенностях поведения каждого человека, его внутреннем мире»,

«Психология - это наука, которая изучает внутреннее состояние человека (душевное состояние)»,

«Это наука изучающая поведение людей в обществе, общение друг с другом и выявление определенных индивидуальных качеств человека», «Это наука о психике человека, его душевном и эмоциональном состоянии, изучении человека как личности»,

«Психология - это наука о нравственном, моральном, духовном образе человека, о его мировоззрении. Она изучает мораль общества и человека»,

«Не имею представления» и т.д. (Приложение).

Преподаватель при проектировании курса может пойти двумя путями: просто систематизировать представления студентов о психологии и выстроить полный обзор психологической науки, тем самым расширив их общеобразовательный кругозор, - и выполнит функцию транслятора знаний. И тогда занятия будут монологичны, а функциональное назначение знаний - это знания «впрок», которые как правило не запоминаются студентами и есть вероятность, что не будут востребованы ими в дальнейшем.

Либо попытается выстроить учебный курс с опорой на субъективный опыт, исходя из актуальной потребности в конкретных знаниях и тем самым создаст ситуацию учения, значимого для студента. Этот путь на наш взгляд более продуктивен. Как показывают исследования, субъективно значимые знания лучше запоминаются и востребованы в дальнейшем для построения собственной линии поведения.

Включение в учебный материал субъективного опыта порождает новую психодидактическую реальность, усвоение которой, с одной стороны, обогащает опыт личности, придает знаниям и умениям личностный смысл, с другой обогащает жизненный опыт. Приданию личностного смысла содержанию учебного материала способствует так же оценка его значимости для обучающегося. Это позволяет обеспечить вариативность содержания образования.

В рамках требований федерального стандарта ежегодно, в соответствии с диагностикой субъективного опыта и актуальных потребностей студентов возможно постоянное переструктурирование содержания психологического образования с усилением аспектов значимого для данной конкретной группы студентов учебного материала.

Так, с учетом мотивированности студентов на получение знаний, умений и навыков в определенных сферах человеческой жизнедеятельности (семейная психология, возрастная психология, психология управления, межличностных отношений, делового общения и т.д.) или на получение знаний вообще (знания - как ценность) - как условие повышения компетентности (что в большей степени характерно для студентов заочной формы обучения) и с установкой на всестороннее развитие своей личности, - соответствующим образом строится содержание учебного материала. В первом случае он может быть личностно-ориентированным, во втором - когнитивно - ориентированным.

Факт поступления в вуз укрепляет веру молодого человека в собственные силы и способности, порождает надежду на полнокровную интересную жизнь. Вместе с тем на 2, 3 курсах нередко возникает вопрос о правильности выбора вуза, специальности, профессии. К концу 3 курса окончательно решается вопрос о профессиональном самоопределении.

Практика преподавания показывает, что многие студенты (особенно новых специальностей, например, земельный кадастр и др.) к этому времени не имеют четких представлений о профессии и соответственно не видят себя в перспективе работником выбранной отрасли и изучение психологии не связывают со становлением себя как специалиста. Поэтому с этой точки зрения уместно обсуждение таких психологических категорий как личность, субъект, выбор, ответственность, смыслы, жизненный путь, которые значимы для данной ситуации и помогут в чем-то дальнейшему самоопределению. Задача преподавателя средствами психологии показать, что такие качества как коммуникативность, ответственность, рефлексия, способность к сотрудничеству и кооперации, профессиональная самостоятельность - важны человеку как специалисту в любых отраслях профессиональной деятельности.

Опыт преподавания психологии показывает, что студентов больше волнуют общечеловеческие проблемы, характерные для периода ранней взрослости: межличностные (интимные) отношения, выбор партнера, создание семьи, семейные взаимоотношения, воспитание детей, общение, поэтому целесообразно включение данных вопросов в учебный курс.

Особенности преподавания определяются также стилем учебной деятельности студентов (результаты наблюдений), позицией преподавателя и его типом научно-педагогического сознания (сциентистско -технократический или гуманистический (25, с.7)). И, наконец , типом учебного курса: не исследовательский (университетский), что характерно для психологических и педагогических вузов, а систематический с уклоном в пропедевтический (эпизодический), пронизанный в большей степени практическими эпизодами, чем духом научного исследования.




2020-03-17 187 Обсуждений (0)
Особенности преподавания психологии студентам инженерных специальностей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности преподавания психологии студентам инженерных специальностей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)