Автоматизированные системы плазовых работ
С появлением и развитием вычислительной техники стали использовать аналитические методы для проектирования формы корпуса судна и для выполнения плазовых работ. В Российском и зарубежном судостроении разработаны и применяют системы автоматизированного проектирования судов (САПР). В состав этих систем входят подсистемы, решающие плазовые задачи математическими методами на основе математических моделей формы и конструкции корпуса судна. Подсистемы содержат модули, каждый из которых решает определенную задачу. В России для автоматизированного решения плазовых задач используются отечественные системы, например, РИТМ-Судно и зарубежные системы FORAN, TRIBON, CATIA, AVEVA. Плазовые модули всех систем решают идентичные задачи и выдают аналогичные результаты. Они различаются применяемым математическим аппаратом и структурой программного обеспечения. Принципиальная структура модулей автоматизированной системы решения плазовых задач, присущая большинству существующих САПР судов, содержит: - банк исходных данных (исходной информации); - математическую модель (систему математических уравнений, описывающих геометрию корпуса); - математический метод (алгоритм) решения задачи; - программы решения задачи; - расчетные материалы и алгоритмы для решения задач; - результаты решения; - графические и текстовые представления результатов решения, выполняемые чертежными машинами и печатающими устройствами.
Модулями подсистемы плазовых задач рассчитываются и вычерчиваются: - теоретическая форма корпуса (генерируются его теоретические обводы и вычерчивается теоретический чертеж); - положения теоретических линий пазов, стыков наружной обшивки, поперечного и продольного набора (генерируются его теоретические линии и вычерчивается практический корпус); - контуры и размеры плоских деталей и разверток гнутых деталей корпусных конструкций и вычерчиваются эскизы деталей и разверток; - раскрой листового и профильного проката и вычерчиваются карты раскроя; - разрабатываются корпусные конструкции и вычерчиваются корпусные сборочные чертежи; - контуры и размеры гибочных шаблонов для проверки формы изогнутых деталей в процессе их гибки; - контуры и размеры оснастки, необходимой для сборки и проверки корпусных конструкций и корпуса в целом; - управляющие программы тепловой резки листового проката для машин с ЧПУ. Для расчета формы и размеров деталей корпуса необходимы дополнительные исходные данные о конструкциях корпуса, положении палуб и переборок, продольного и поперечного набора, форме оконечностей, размерах связей. Данные берутся из рабочих чертежей или из современных САПР, в которых имеются модули, проектирующие и вычерчивающие конструкции корпуса. Плазовые работы начинаются с построения судовой поверхности формы корпуса судна. Исходными данными для генерирования теоретической формы корпуса судна служат главные размерения судна, проектные характеристики формы корпуса (коэффициенты полноты, погибь бимсов, седловатость палуб и другие). Форма корпуса судна может быть представлена в аналитическом виде как математическая модель. Применяются три формы математических моделей: цифровая, аппроксимационная и чисто математическая. В цифровой модели обводы корпуса представляются в виде таблиц ординат к теоретическому чертежу и практическому корпусу (плазовая книга). Аппроксимационная модель задает обводы в виде семейства математических кривых, коэффициенты которых определяются по данным цифровой модели. Чисто математическая (каркасная) модель – это семейство уравнений кривых и поверхностей корпуса, задаваемых в процессе формирования этой модели. В аппроксимационной модели одной из основных задач построения обводов корпуса является трассировка - определение координат точек пересечения пазов и теоретических линий продольного набора с линиями шпангоутов. Для решения этой задачи необходимо знать уравнения линий шпангоутов и продольных теоретических линий пазов и набора.
Рис. 2.11. Фрагмент проекции «корпус» с прямолинейным и криволинейным пазами.
Уравнения шпангоутов задаются в виде параболы
Уравнение криволинейного паза
Уравнение прямого паза Для нахождения коэффициентов в уравнениях необходимо определить координаты четырех точек, принадлежащих шпангоуту (l, i, m, n) , а также точек криволинейного паза (a,b,c) – см. рис.2.11. Для прямолинейного паза
При задании точек пересечения в виде криволинейных координат длинами дуг при нахождении координаты y необходимо определить значение
Координаты у точек а, в, с определяются как верхний предел этого интеграла, по которому определяется длина дуги шпангоута между пазами При построении практического корпуса на основе математической модели выполняется согласование и сглаживание обводов корпуса с использованием разностей таблично заданных функций или кубических сплайнов. Согласование и сглаживание теоретических кривых обводов корпуса при задании теоретических кривых в виде цифровой таблично заданной функции можно выполнить по математическому аппарату конечных или разделенных разностей, которые по своим свойствам аналогичны свойствам производных. Конечная разность - это разность цифровых значений координат рядом расположенных точек кривых обводов корпуса. Разделенная разность представляет отношение конечных разностей координат рядом расположенных точек на кривой точек.
Для ватерлиний или шпангоутов с равноотстоящими полуширотами применяются конечные разности, а с не равноотстоящими полуширотами – разделенные разности. Конечные разности используются для оценки плавности кривых обводов корпуса по следующим критериям: -первые и вторые разности должны плавно возрастать или убывать; -вторые разности не должны менять знака. В том случае если вторые разности возрастают или убывают монотонно, то это свидетельствует о наличии скрытой волнистости линии обвода корпуса.
Рис. 2.12. Носовая ветвь ватерлинии.
Согласование и сглаживание обводов с использованием кубических сплайнов основано на физической аналогии пружинения участков гибкой рейки, не лежащих на плавной кривой, при снятии того или иного груза прижимающего рейку к основанию. Для участков рейки, лежащих на плавной кривой, величина пружинения равна 0, а на других участках – равна ±εi. Для определения этой величины рассматривается многопролетная балка постоянного сечения со смещенными абсолютно жесткими опорами, нагруженная внешней нагрузкой. Для этой балки составляется система уравнений трех моментов. Для i-ой опоры: Для нулевой опоры: -
Для n -ной опоры Ватерлиния в точке 0 плавно сопрягается с участком цилиндрической вставки и . В точке n производная . Эти граничные условия соответствуют жесткой заделке изогнутой по ватерлинии рейки на крайних опорах. Поскольку на каждом участке изгиба прогибы рейки малы по сравнению с длиной, то кривизна рейки (линии ватерлинии) в каждой точке Значение изгибающего момента Для тонкой рейки можно принять . Тогда . Это означает, что вторая производная от упругой линии рейки в каждой точке равна изгибающему моменту или кривизне в этой точке. При отсутствии в пролетах рейки внешней нагрузки и пренебрегая силами трения можно считать, что моменты вдоль пролетов изменяются линейно и тогда для любого сечения на участке i-1, i значение можно записать как
Дважды интегрируя это уравнение с учетом граничных условий, получим уравнение изгиба рейки на участке , –кубический сплайн. Количество таких уравнений равно количеству участков рейки. Для получения окончательного решения уравнения изгиба рейки необходимо проверить плавность линий на соблюдение условий монотонности вторых производных > > .… > > …. > Сглаживание ватерлиний состоит в следующем: -по начальным значениям полуширот , взятым из таблицы ординат, и заданным граничным условиям и - решается система уравнений трех моментов и определяются все значения в первом приближении. В том случае если некоторые имеют знаки, обратные остальным , и не выполняется условие монотонности, то вносятся поправки в величины , чтобы это условие выполнялось и знаки были одинаковыми. Принимая новые сглаженные значения и оставшиеся неизменными значения остальных вычисляются новые величины полуширот из решения откорректированной системы уравнений трех моментов при неизменных значениях и и известных значениях . Полученные при решении новые значения полуширот cравнивают с исходными. Их отличие не должно превышать ранее установленного значения поправки ±εi . Сглаживание шпангоутов и батоксов выполняется аналогично в диалоговом режиме на ЭВМ. При этом оценивается взаимное влияние поправок, вносимых в значение ординат, на гладкость всех кривых. После сглаживания ватерлиний определяются окончательные значения и составляются уравнения изгиба кривых для каждого участка ватерлиний, по которым определяются значения полуширот yi.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1331)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |