Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Истоки таинства Елеосвящения



2020-03-18 213 Обсуждений (0)
Истоки таинства Елеосвящения 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

История православного богослужения неоднократно привлекала к себе внимание исследователей. На протяжении всей истории христианской Церкви святые отцы и учителя неоднократно обращались в своих писаниях как к вопросам литургики, так и к сакраментологии - науке о церковных таинствах. Здесь достаточно упомянуть Бл. Августина, Оригена, Ефрема Сирина, Великих каппадокийцев св.Василия, св.Григория Богослова, св.Иоанна Златоуста, а также папу Григория Двоеслова, Николая Кавасилу (Хамаита) и многих других отцов, вложивших достойную лепту в формирование и осмысление богослужебной сферы Православной Церкви.

На рубеже XIX - XX веков вышли в свет труды, посвященные изучению источников православного богослужения - древних богослужебных сборников. Особенно здесь должны быть отмечены работы проф. А.А.Дмитриевского - видного, литургиста, собирателя древних богослужебных рукописей. Описание, исследование, а затем издание им греческих рукописных уставов и евхологиев, дало возможность успешного разрешения многих вопросов из области истории православного богослужения, которые до того момента разрешались лишь предположительно. Этой систематизацией греческих рукописных евхологиев, принятой за основу, пользовались все последующие исследователи в данной области вплоть до сегодняшнего дня: иером. Венедикт (Алентов), прот. М.Архангельский, Н.Успенский, М.Арранц и многие другие, ставшие авторами научных и богословских трудов, посвященных истории и значению уже отдельных последований православного богослужения, вопросам их внутреннего, богословского смысла.

Чин таинства Елеосвящения, история которого - предмет данной работы, по сложности своей схемы и состава, представляет большой интерес в цикле последований других священнодействий. Следует отметить, что чин этот - самый длинный из всех таинств. Последование Елеосвящения пережило длинную цепь событий, которая бала скорее прервана, чем получила естественное свое завершение в современном чине. Цель работыдать возможность увидеть в исторической перспективе формирование современного состава таинства св. Елея. Для этого используется исторический метод. С его помощью, можно, будет проследить, как с течением времени складывалась литургическая практика относительно особенностей совершения таинства, его совершителей, а также лиц, над которыми оно совершалось. Естественно, что, в силу определенного регламента, возможности данной работы сильно ограничены, и не предусматривают подробного и исчерпывающего исследования темы, поэтому многие моменты будут освещены кратко и схематично, заостряя внимание лишь на основных поворотных вехах истории формирования всего чина. Из всего значительного спектра древних рукописных евхологиев, по этой же причине, приведены наиболее уникальные и основополагающие, собственно, которые и дают наглядное представление об этапах развития таинства. Данная работа опирается на подробные и монументальные труды вышеперечисленных ученых, исследователей древних литургических памятников, но за основу и образец выбран систематизированный очерк иеромонаха Венедикта (Алентова).

В силу ориентации темы на область литургической практики Церкви, и историю этой практики, осмысление догматической и канонической стороны сведено к минимуму, исключение составляет лишь первая часть, традиционно посвященная основным понятиям предмета исследования, а также рассмотрение истории аналогичной практики в Римо-Католической церкви, где богословский комментарий не может быть опущен.

Соответственно характеру используемого литургического материала и задаче данной дипломной работы, дать обзор истории чинопоследования таинства Елеосвящения, определен и план сочинения. В первую часть, помимо основных понятий, выносятся те вопросы, рассмотрение которых в истории самого чина таинства св. Елея, повело бы к частым повторениям и отразилось бы на ясности изложения. В следующих частях работы предлагается история чина в Древней Церкви, как в западной, так и в восточной ее половине и в период греческих рукописных редакций, кончая XVI веком - временем появления современного последования.

 


Общие понятия

Истоки таинства Елеосвящения

 

Во время земной жизни Иисуса Христа апостолы возвещают близость Царствия Божия и в подтверждение своих слов, силой Божией совершают чудесные исцеления больных и немощных. И после Вознесения Спасителя ученики Его придают значимость и силу своей проповеди новыми чудесами и исцелениями ( ср. Деян. 3, 6-10; 8, 6-7). Именно эти действия, а также заверения воскресшего Господа в том, что благовестие Евангелия апостолами будет сопровождаться знамениями, например, возложением рук на болящих и их исцелением ( ср. Мк. 16, 16-20), имеют непосредственное отношение к тому месту Нового Завета, которое, начиная с V века, рассматривается как основание таинства Елеосвящения больных. Речь идет, как это хорошо известно, о том месте из Послания апостола Иакова, где он говорит: «Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Ик. 5, 13-15).

На языке богословском и вообще литературном в нашем понимании таинство это обыкновенно так и называется - Елеосвящением, по тому существенному признаку, что в нем веществом служит елей, освященный молитвами по установлению Св. Церкви. Однако существует еще термин Елеопомазания, который непосредственно объясняется уже приведенными словами Св. Писания ( Мк. 6, 13; Иак. 5, 14). “Эти два названия означают две существенные богослужебные части таинства: освящение елея и помазание им, и потому они употребляются для обозначения всего целого. В богословских системах принято называть таинство преимущественно Елеосвящением, ибо слово это, как говорит в своем Богословии преосв. Феофан Прокопович, весьма соответствует как греческому наименованию, так и обряду освящения Елея” ( здесь, очевидно, накладывает отпечаток различие традиций Востока и Запада ).

Итак, первые указания на Елеопомазание в контексте его сакраментальности мы находим в евангельском отрывке апостола Марка. Упомянув, что Иисус Христос, призвав двенадцать учеников, начал посылать их по два и дал им власть над нечистыми духами, евангелист говорит дальше, что ученики пошли и проповедовали покаяние, и непосредственно затем прибавляет : …и многих больных мазали маслом и исцеляли ( Мк.6, 13).

Разумеется, что употребление елея Спасителем и апостолами не являлось какой-то новой, невиданной формой в практической помощи больным и страждущим. Этой традиции предшествовало широкое применение его для тех же целей в языческом и иудейском мире. О целебном значении елея и составляемых из него натираний существует свидетельство у Филона. Оно касается восточных народов. “Именно Филон говорит: Что может быть лучше для натираний чем плод, выжимаемый из маслины? Он смягчает и утомление тела и содействует здоровью и если окажется какая-нибудь язва, он плотностью затягивает и сообщает более всякого другого (плода) силу и бодрость. И далее Филон отмечает, что приятные натирания приготовляли великие страны - Сирия, Вавилон, Индия и Скифия.

У греков и римлян тоже употреблялись натирания, в которые входил елей и другие благовонные вещества. Упоминание об этом можно встретить у Цельса и Галена. ”

Широкое применение елей как врачебное, лекарственное средство имел и у иудейского народа. Еще пророк Исайя указывал на такое его значение, изображая состояние народа Божия в его время: От подошвы ноги до темени головы нет у него (Израиля) здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и несмягченные елеем (Ис. 1,6). Подобное же говорит и пророк Иеремия: Разве нет бальзама в Галааде, разве нет там врача? Отчего же нет исцеления дщери народа моего? (Иерем. 8, 2 ). Правда, у того и другого пророка в приведенных местах применены фигуральные обороты речи, но несомненно, что образы для этого они взяли от действительного употребления елея в качестве врачебного средства у иудейского народа. И действительно, у иудеев елей употреблялся в лечении различных недугов: при головных болях, телесных ранениях, кожных болезнях и т. д. Использовался он как в чистом виде, так и будучи, смешанным с вином. Само помазание маслом совершалось в праздники и субботы. Оно соединялось с верованием, что в раю из древа жизни тек елей и обеспечивал людям вечную жизнь. “В Апокалипсисе Моисея смертельно заболевший Адам обратился к Еве с просьбой, чтобы она вместе с Сифом пошла в рай и умоляла Бога о милосердии: Пусть Он пошлет ангела Своего в рай, говорил Адам, и даст мне от древа, в котором течет елей, сего елея принеси мне и я помажусь и успокоюсь. Но архангел Михаил им ответил по повелению Божию следующее: Сиф, человек Божий, не трудись более молясь просить от древа, в котором течет елей, дабы помазать отца своего Адама, не будет тебе теперь, но в последние времена. Помазание совершалось раввинами. В трактате Берахот ( Талмуд ) говорится о раввине Симеоне, сыне Елеазара, что он разрешил раввину Мейру смешивать вино с елеем и мазать больных в субботу. На такое применение у иудеев елея указывает и Спаситель. В притче о милосердном самарянине Он в качестве врачебного средства указывает елей, который вместе с вином самарянин возлил на израненного разбойниками путника ( Лк. 10, 34 ). Теперь, если принять во внимание, что образы для Своих притчей Спаситель брал из окружающей обстановки, то для нас станет очевидным и естественным употребление современными Ему иудеями елея, как лекарственного средства. Также и апостолы, когда говорится, “мазали маслом многих недужных и исцеляли” ( Мк. 6, 13 ), будучи сынами своего века, используют общеизвестные внешние формы в помощи больным во время своего первого выступления на проповедь еще при жизни на земле Спасителя.

Констатируя факт употребления иудеями елея в качестве лекарственного вещества, слова Христа и пример Его учеников оправдывали его применение и последующими поколениями в тех же целях. И действительно, у христиан уже в первые века елей получил широкое прикладное использование помимо его сакраментального назначения”. Как замечает иеромонах Венедикт (Алентов), такое употребление елея для целительства представлялось настолько удобным и так оправдывалось многочисленными случаями исцеления от недугов, что значительно ослабляло употребление его в самом таинстве Елеосвящения и часто становилось объектом внимания верующих, церковных писателей и богословов. Хотя нужно заметить, что абсолютной панацеей от всех болезней для древних он тоже не был. Почему вскоре к этим традиционным, бытовым формам использования масла в качестве лекарственного вещества вскоре стали добавляться и некоторые моменты, имеющие под собой уже религиозную основу, возможно унаследованные от некоторых восточных, иудейских или античных обрядов. Так, например, в ранней христианской церкви имел широкое употребление елей, освященный мужами, известными своею святостью. Не менее широко применялся христианами и елей из лампад, прикрепленных перед изображениями святых, а так же у гробов мучеников. Иеромонах Венедикт приводит ссылку об окроплении (помазании) елеем от лампад, “которые висели в Иерусалимском храме Воскресенья перед св. крестом. Перед маслом этого креста, - пишет он, - было такое благоговение, что его уносили в золотых, серебряных и иных сосудах…”

Вполне понятно, что в виду такого широкого применения несакраментального елея для целей врачевания значительно сокращалось употребление его в таинстве Елеосвящения. И это, тем более, что и на несакраментальный елей христиане смотрели не как на обыкновенное лекарственное средство, имеющее исцеляющую силу само по себе, а как на вещество, получившее эту силу или от молитв над ним прославившихся угодников Божиих или от пребывания в храме перед изображениями святых и перед гробами мучеников, одним словом, придавали ему религиозный характер. При таком положении вещей этот елей имел перед сакраментальным преимущество применения, так как помазываться им мог каждый верующий. С другой стороны многочисленные случаи исцеления от него оправдывали его употребление и поддерживали за ним значение религиозного врачебного средства.

В значительной степени уже одна эта распространенность несакраментального употребления елея, привлекавшего к себе внимание верующих христиан и отцов церкви, послужила причиной скудости отеческих свидетельств об употреблении его в таинстве Елеосвящения. По мнению многих исследователей, это не было случайностью, а имело под собой глубокие объективные причины, которые были продиктованы как временем, так и особенностями уже сакраментального характера помазания.

 



2020-03-18 213 Обсуждений (0)
Истоки таинства Елеосвящения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Истоки таинства Елеосвящения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (213)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)