Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История схемы и состава чина Елеосвящения второй группы



2020-03-18 201 Обсуждений (0)
История схемы и состава чина Елеосвящения второй группы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В рассмотренных выше рукописях первой группы образовался чин Елеосвящения, который условно можно разделить на четыре части:

· утреню

· освящение елея

· семь чтений из апостола и евангелия с семикратным помазанием больного елеем

· заключительную часть

Однако, в рамках такой схемы чина св. Елея однообразие устанавливается далеко не сразу. Греческие рукописи второй группы наглядно характеризуют этот момент. Отдельные части последования продолжают еще предваряться начальными возгласами, свидетельствующими о том периоде, когда они были разделены по времени своего совершения. Помимо этого, особенности сохранялись и в пределах каждой части, что напоминало о процессе освобождения чина от суточных служб, в частности от литургии.

Так, в силу стремления придать всему последованию св. Елея один цельный вид, утреня образовала его первую составную часть.

В конечном итоге, если в рукописях первой группы отображался чин Елеосвящения, состоящий из четырех частей, то во второй группе содержится последование таинства с подразделением уже на две главные части (т.е. освящение елея и помазание). Правда, в способе взаимного объединения и расположения в них тех или иных элементов, наблюдается значительная неустойчивость и неопределенность, свидетельствующая о том, что чин св. Елея здесь еще находился в стадии своего формирования. Проглядывала, - как пишет иеромонах Венедикт, - неуверенность композиции этих элементов в каждой части. Отсюда одни и те же из них в разных чинах распределялись по-разному. Такое разнообразие распределения элементов, служившее основной причиной неустойчивости всей схемы, было особенно заметно в освящении елея и в заключительной части. Наооборот, утреня и семь апостольских и евангельских чтений с семикратным помазанием больного елеем более стабильно сохраняли схему, почти совпадающую с современным видом этих частей. Возможно, что, если бы в свое время печатание богослужебных книг не положило предела всяким вариациям в схеме чина Елеосвящения, то современный вид его был бы совсем иным. На это предположение наводит тот факт, что в рукописях второй группы находится совсем немного чинов, близких по своему виду к современному последованию св. Елея. Поистине, это яркое свидетельство того, что настоящая схема таинства есть не только продукт, подготовленный всей историей литургического развития, но и результат выбора из всего разнообразия чинов Елеосвящения, еще не сведенного к единству своего совершения.

 


Заключение

 

Исторический метод исследования, который был изначально предложен в данной работе, позволил показать каким образом развивался процесс формирования современного чина Елеосвящения. Как исторически разрешалась литургическая практика о месте и времени совершения таинства, о его совершителях, о лицах, над которыми оно совершалось.

Рассмотрение этих вопросов в исторической перспективе позволило установить, что литургическая практика не всегда была одинаковой и в каждый период определялась общей совокупностью условий и факторов своего времени и оказывала свое влияние на каноническое и догматическое решение тех или иных аспектов чина.

В первом столетии Господь наш Иисус Христос, установив таинство св.Елея, положил через Своих апостолов все главные и существенные основы для его будущего богослужебного совершения. И не случайно в тот период чин таинства отличался своей естественной простотой. Как древо Церкви представляло тогда собой молодую отрасль, точно также и все составляющие его были тождественны этой основе. Таинство Елеосвящения совершалось тогда в домах верующих, непосредственно у постели больного. Помимо этого определялся статус назначения самого масла. Не сразу в жизни христиан обозначилась строго сакраментальная его цель. Относительно лица, совершавшего освящение елея и того кому оно предназначалось, как мы видим, не было единого мнения. Ряд факторов разделил традицию на обычаи поместных церквей того времени. Даже в отношении к таинству св. Елея очень рано Запад стал жить своей жизнью, а Восток - своей. Трудно понять насколько мирно и терпимо соседствовали эти обычаи, и какие причины стояли у истоков этого разномыслия.

На Востоке с VI - VII веков таинство св. Елея меняет место своего совершения. Отныне частным домам на смену приходит пространство храма, а индивидуальной обособленности - соборный принцип. С этого момента и чин Елеосвящения постепенно тяготеет к службам суточного круга, пока, наконец, полностью не соединяется с ними. Запад же замыкается в исключительности епископской прерогативы освящения елея, и всестороннего его использования, что вскоре приведет к профанации и кризису таинства.

С XIII века, как это было отражено, в Православной Церкви начинается процесс постепенного освобождения Елеосвящения от служб суточного круга. К этому времени, сложность и величина чина таинства достигает своих максимальных размеров, что естественно затрудняет его применение. XIV век полностью проходит в обновлении традиции св. Елея, когда вновь возвращается старый обычай совершения таинства в частных домах и формируется новый чин.

Подводя итог этого исследования и мысленно вновь останавливаясь на исторических этапах, можно видеть как непредсказуемо и многогранно отображалась практика Православной Церкви. Если какие-то временные исключения, побочные наслоения и вплетались с годами в структуру таинства, то оно от этого не теряло своей благодатной силы. Примером тому могут служить такие крайние явления, как заочное отправление чина или же совершение таинства над умершими, что в свое время имело не мало апологетов.

На протяжении веков христианской эры таинство св. Елея пережило те же этапы становления, какие наблюдались во всей богослужебной сфере Церкви. Можно, конечно задаваться вопросами причинности, пытаясь при этом скрупулезно исследовать историю, но необходимо согласиться, что изложенное в свое время апостолами Марком и Иаковом святоапостольское совершение чина Елеопомазания, его внутренние и внешние свойства и качества послужили прочной основой для дальнейшего развития и образования в итоге церковного последования таинства.


Список литературы

 

1. Библия, Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, / М.: Изд. Московского Патриархата, 1989г.

2. ALPHA, Древнегреческо-русский словарь. Дворецкий И.Х. / под ред. Соболевского. 1958г. (электронная версия).

3. Постановления святых Апостолов чрез Климента епископа и гражданина римского преданные (в русском переводе с древне-греческ. о. Иннокентия Новгородова), // СПб, 2002г.

4. Полный православный богословский энциклопедический словарь, / М.: Изд. П.П.Сойкина./ репр. изд. концерн «Возрождение». 1992г.

5. Требник. // М.: Изд. Московской Патриархии, 2000г.

6. Требник (митрополита Петра Могилы). // Изд. Свято-Троице-Сергиевой Лавры, 1992г. Издано на средства Секретариата Т.Горичевой, Париж, СПб. / репринт воспр. издания Московской Синодальной типографии,1884г.

7. Энциклопедия «Кирилл и Мефодий». / электронная версия. 2CD.

. Алмазов А., проф., Врачевальные молитвы. // Одесса 1901г.

.Алмазов А., проф., История чинопоследования Крещения и Миропомазания. // Казань, 1884г.

. Арранц Михаил, Исторические заметки о чинопоследованиях таинств по рукописям Греческого Евхология (3 курс), / ЛДА, Машинопись, 1979г.

. Арранц Михаил SJ., Исцеление Души и Тела. Таинство Елеосвящения и другие терапевтические и разрешительные молитвы и чины Византийской Традиции. Исторический опыт, / Самиздат Opere Religiose Russe. Рим, 2001г.

. Архангельский Михаил, прот., О тайне Святого Елея, // Москва. 2001г.

.   Бернштам Т. А., Молодость в символизме переходных обрядов восточных славян. Учение и опыт Церкви в народном христианстве. // СПб. «Петербургское Востоковедение». 2000г.

.   Булгаков А., проф., Старокатолическое богослужение, // Труды Киевской Духовной Академии. №3 1898г.

.   Венедикт (Алентов), иером., Чин таинства Елеосвящения. Историко- литургический очерк, // Сергиев Посад, 1917г.

.   Дмитриевский А., проф., Описание литургических рукописей,

хранящихся в библиотеках Православного Востока, // Петроград, 1917г.

. Евдокимов П., проф., Православие. // ББИ. Москва, 2002г.

. Катанский А., проф., Очерк истории обрядовой стороны таинства Елеосвящения. / ж. «Христианские Чтения». 1881г. Т.II.

. Кекелидзе К., прот., Литургические грузинские памятники. // Тифлис, 1908г.

. Красносельцев Н., проф., К истории православного богослужения. (по поводу некоторых церковных служб и обрядов ныне не употребляющихся). Материалы исследования по рукописям Соловецкой библиотеки. // Казань, 1889г.

. Кунцлер Михаэль., Литургия Церкви. т.II. // Москва. «Христианская Россия». 2001г.

. Нефедов Геннадий, прот., Таинства и обряды Православной Церкви. // Москва, 1999г.

.Петровский А., проф., К истории последования таинства Елеосвящения. // «Христ. Чт.». 1903г.

. Помазанский Михаил, протопресв., Догматическое богословие. / Фонд «Христианская жизнь», Клин, 2001г

. Соколов Дмитрий, прот., Учение о Богослужении Православной Церкви. / Изд. Приходского Совета Русской Церкви в Париже. / Репринт. изд. Белорусского экзархата Московской Патриархии. Минск, 1990г.

. Старец Ефрем Катунакский., EKDOSH I. HSUCASTHRIOU “AGIOS EFRAIM KATOUNAKIA AGIOU OROUS” // Москва, 2002г.



2020-03-18 201 Обсуждений (0)
История схемы и состава чина Елеосвящения второй группы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: История схемы и состава чина Елеосвящения второй группы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (201)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)