Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Отделение таинства св. Елея от суточных служб



2020-03-18 182 Обсуждений (0)
Отделение таинства св. Елея от суточных служб 0.00 из 5.00 0 оценок




С XIII века, как пишет протоиерей Геннадий Нефедов, практика совершения таинства Елеосвящения на Востоке существенно меняется. Этому явлению, по его мысли, способствовало исчезновение обычая устраивать при храмах церковные больницы. Так что подавляющее большинство больных было уже не в состоянии приходить для Помазания на общее богослужение. Правда, продолжало существовать в Церкви для больных, не способных передвигаться, краткое последование Елеосвящения, не связанное с дневными службами. Об этом говорят нам данные из Требника императора Иоанна Кантакузена.

Сам чин св. Елея с этого времени освобождается от ранее соединившихся с ним служб суточного круга: вечерни, утрени и от литургии. На приходах в это время данное таинство совершалось только в храмах. “В «Новой скрижали» говорится об одном так: «Больные, которые могли подниматься и ходить, с помощью других были приводимы в храм, а кто не мог этого, тех привозили, чтобы в священном месте приобрести отраду для страждущей души и возвратить здравие телу посредством действия, сообщаемого этим таинством. И ногда они пребывали там дни и ночи, ожидая благодатной помощи от помазания освященным елеем…

XIV век профессор А.Дмитриевский называет веком, когда начался новый период в истории чина Елеосвящения. Для него было характерно обособление частей последования от храмового богослужения. Вечерня при этом совсем опускается, связь с утреней остается, обретая новый смысл. Этому способствовал, как говорилось, вновь возникший обычай совершать таинство св. Елея в частных домах.”

Стремление сделать таинство Елеосвящения более доступным для его широкого применения предъявляло и более радикальные требования. Задача была такова, “чтобы, - по словам иеромонаха Венедикта, - таинство в потребных случаях могло представлять вид одного цельного последования, притом не очень продолжительного по времени совершения.” Отсюда естественное внимание устремлялось к вечерне и утрене. Даже при отправлении их накануне, совершение таинства Елеосвящения не могло быть удобным для широкого применения, и потребность его полного отторжения от этих служб возникала сама собой. Таким образом было произведено дальнейшее сокращение повседневных служб, примыкавших к таинству. Пение вечерни было упразднено совсем, а утреня, в качестве молебного пения, была присоединена к самому чину св. Елея. Возможно, что и отправление утрени было бы опущено при совершении таинства, если бы ранее в ее состав не вошел канон Арсения. Составленный сугубо для освящения елея, он занимал на утрене главное место. Исключить его из состава таинства не представлялось возможным без ущерба для внутреннего его содержания, а оставить в неприкосновенности, значило оставить и утреню, из которого она главным образом и состояла.

С другой стороны в самом чине св. Елея сами собой намечались дальнейшие видоизменения. Семь помазаний стали совершаться параллельно семи чтениям из апостола и евангелия. В силу этого вместо прежних трех главных частей ( освящение масла - чтения апостола и евангелия - помазание больного ) последования таинства стало только две: 1) освящение елея и 2) чтения, соединенные с помазанием больного. Но к этим двум частям примкнула утреня с одной стороны, и заключительная часть - с другой, в силу чего все последование подразделилось на четыре нынешние части. Таким образом утреня, или молебное пение, тесно примкнула к самому чину таинства и, вследствии этого, образовала в нем его теперешнюю первую часть, удержав обычный свой порядок: начало; чтение 142-го псалма; малая ектения; пение «Бог Господь или Аллилуия смотря по дню» и современных тропарей; чтение канона Арсения и пение современных стихир. После стихир сразу же следовало освящение елея, т. е. вторая часть последования таинства: каждый из иереев, вливая елей и вино в сосуд, читал молитву и на освящение его «Господи, милостию и щедротами», причем во время этого процесса исполнялся 50 псалом. Третью часть составили в нем апостольские и евангельские чтения, объединенные теперь с семикратным помазанием больного елеем в таком порядке: прокимен, апостол, аллилуарий, евангелие, сугубая ектения, молитва; после молитвы пресвитер дул трижды в сосуд с елеем, делая в то же время и знак честного креста; произносил тропарь «Господи, оружие на диавола крест Твой дал еси»; помазывал болящего елеем при произнесении стиха «Помощь наша во имя Господа» или молитвы «Отче святый», и, сделав поклон иереям, отходил на свое место; и таким образом поступали все семь священников.

В силу отнесения помазания больного елеем к чтениям из апостола и евангелия четвертая и вместе с этим заключительная часть последования таинства приняла такой вид: возложение евангелия и чтение молитвы «Благоутробне, неизменне, сокровенне, многомилостиве Господи Боже наш», к которой уже в виде пережитка присоединялось чтение молитвы «Отче святый», пение стихир: Источник исцелений…, Подаждь утешение…; ектения: Помилуй нас Боже… и отпуст: Христос истинный Бог наш… В заключение болящий трижды говорил: Благословите, владыки святые, и простите мне грешному.

В заключении этого параграфа можно привести мысль протоиерея Михаила Архангельского, который писал, что получив отдельное существование, нынешний чин св. Елея не утратил своего духовного сочетания с храмом Божиим и дневными церковными богослужениями…Историческим примером такого сочетания служит Елеосвящение, которое было совершено патриархом Никоном в Воскресенском монастыре, когда болящий принимал молитвенное участие в совершении вечерни и утрени, после утрени исповедовался, затем удостаивался св. помазания и за литургией причащался св. Таин.

 



2020-03-18 182 Обсуждений (0)
Отделение таинства св. Елея от суточных служб 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Отделение таинства св. Елея от суточных служб

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (182)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)