Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Словесная формула помазания



2020-03-18 174 Обсуждений (0)
Словесная формула помазания 0.00 из 5.00 0 оценок




Теперь необходимо коснуться вопроса слов, с произнесением которых должно было сопровождаться действие священника. Апостол Иаков заповедует совершать помазание Елеем во имя Господне. Очевидно, уже изначально предполагалась определенная словесная формула помазания больных. Из первых веков христианства до нашего времени не дошло ни одной такой формулы. Но судя по выражению апостола и по тому, что такая практика существовала и в других таинствах, например, Миропомазания, молитвенные формулы употреблялись и при Елеопомазании. При простоте обрядов Древней Церкви формулы эти не могли быть сложными. “В правилах Ипполита (III в.) сохранилась следующая формула Миропомазания: «Помазую тебя помазанием, св. Елеем во имя Иисуса Христа».” Первоначальной формулой Елеопомазания могли быть, вероятно, слова «Помазуется…Елеем», или - « во имя Господне», или - «во имя Господа Иисуса Христа» и т. д.

При появлении же первых письменных чинов, оказалось, что формулы Елеопомазания употреблялись в разные времена и в разных церквах по-разному, и были нескольких типов. “Одни изложены были в смысле совершаемого действия, например, «помазуется св. Елеем», «помазую тебя…». Другие - более в духе усердного моления к Богу о недужном - «исцели болезни», «прости прегрешения». Третьи - в смысле разрешения от недугов и грехов - «да разрешит тя», «да простит тебе…».”

Содержание молитвенных формул и употребление их в различных чинах Западной и Восточной Церкви, отличались разнообразием до времени окончательного установления нынешних чинопоследований таинства.

В Западной Церкви в древнейших списках «Сакраментария» св. Григория Великого в Чине Елеосвящения формула помазания не фигурирует, а показаны только молитвы, читаемые в этот момент. По другому западно-христианскому чину положено было пятнадцать различного содержания формул, особая для каждой из пятнадцати помазуемых частей. “По исследованию Поллиция, в чинах Западной Церкви не было в древние времена одной формулы, и они излагались большей частью в разрешительном смысле, а не в форме молитвы. Ныне принятая в Западной Церкви молитва Елеопомазания изложена в следующем виде: «Через сие св. помазание и по Своему любвеобильному милосердию, да отпустит тебе Бог все, в чем ты согрешил зрением ( помазуются глаза), слухом (уши), обонянием (ноздри), вкусом и речью (уста), осязанием (руки), хождением (подошвы ног), наконец услаждением чресл». Но помазание чресл у женщин и обычно у мужчин всегда опускалось.”

Аналогичное разнообразие молитвенных формул и их употребления было в чинах Восточной и нашей Русской Церкви. По греческому чину у “Теондульфа Орлеанского в VIII в. при помазании произносились следующие слова: «Помазую тебя во имя Отца и Сына и Св. Духа, чтобы молитва веры спасла тебя и воздвиг тебя Господь, и если грехи ты сотворил, чтобы отпустились тебе». Помазание совершалось тремя пресвитерами трижды, но эта молитва произносилась только один раз для всех трех помазаний. Формула эта замечательна тем, что в содержании ее буквально повторяются слова, взятые из чина св. апостола Иакова. В упомянутом зборнике чинов IX в. Гоара такой формулы не было, произносились только молитвы Елеопомазания. В XIV в. в чине таинства по Иерусалимскому уставу и в сербском «Требнике» Московской Синодальной Библиотеки № 373 (XV в.) положена была следующая формула: «Благословение Господа Бога Спаса нашего на исцеление души и телу рабу Божию (имя рек) всегда, ныне и присно». Но в других греческих и славянских чинах формулы этой не было. По чину блаж. Симеона XV в. при помазании произносились следующие слова: «Помощь наша о имени Господнем». Формула эта тем замечательна, что она заимствована из Св. Писания ( Пс. 129, 2) и содержит в себе слова апостольского чина «помазывать во имя Господне». Смысл же ее блаженный Симеон объяснял так: «Что помощь (приходит) не от кого-либо другого, но только от милостивого Бога». В других чинах этой формы слов не повторялось.

В то же время, - в XIV, XV и XVI веках, существовали в Православной Церкви такие последования св. Елея, в которых краткая формула не употреблялась совсем, а в качестве ее пресвитерами во время помазания произносилась пространная молитва «Отче святый…». Молитва эта положена в древних славянских рукописных потребниках и служебниках XIV и XVI веков, в рукописном списке Московской Синодальной типографии XIV века.

В нынешнем «Последовании» во время помазания св. Елеем в качестве формулы пресвитерами также читается молитва «Отче святый…», изложенная в духе усердного моления: «…исцели раба Твоего от обдержащия его, душевныя и телесныя немощи и оживотвори его благодатью Христа Твоего».”

В богослужебных памятниках Восточной Церкви молитва «Отче святый» в первый раз встречается в зборнике Гоара. Затем она упоминается на разных местах во всех последованиях св. Елея. По чину блаж. Симеона в первый раз встречается чтение этой молитвы семь раз, (каждым из семи священников по разу, - начало нынешнего ее употребления), но тогда она произносилась не во время, а перед помазанием болящего. “Редакция этой молитвы в историческое время не была одинакова. В требнике Гоара, в чине блаж. Симеона и других она заканчивалась словами: «предстательством Богоматери и всех святых Своих», т. е. в молитве не было нынешнего перечисления разных чинов и имен святых.” По одному рукописному списку Московской Синодальной Библиотеки (№372) она изложена несколько пространнее нынешнего объема. Когда именно и кем придана этой молитве современная редакция, - неизвестно.


 



2020-03-18 174 Обсуждений (0)
Словесная формула помазания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Словесная формула помазания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (174)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)