Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Западный древний чин Елеопомазания



2020-03-18 175 Обсуждений (0)
Западный древний чин Елеопомазания 0.00 из 5.00 0 оценок




Для характеристики литургической практики западной половины Древней Церкви до нашего времени сохранились интересные последования Елеопомазания. Одно из первых мест среди них принадлежит чину Елеопомазания папы Григория Великого. Чин этот имеет следующий вид:

Молитвы на посещение больного

Псалмы 69 и 37;

Прошения и потом молитвы

6 молитв. Помазание больного с произнесением 7-й молитвы о прощении его грехов.

В данном последовании, как мы видим, уже отсутствует само освящение елея, которое, в силу утвердившейся к тому времени в Западной Церкви практики, совершалось отдельно епископами раз в году ( Великий Четверг). Остальная же часть чина выделяется своей достаточной простотой и краткостью. В таком виде схема последования Елеопомазания вполне приемлема для характеристики литургической традиции вообще в Древней Церкви. С другой стороны данное последование обращает на себя внимание тем, что оно еще чуждо того отпечатка, какой был наложен на него в позднейшее время практикой Римо-Католической Церкви, совершать это таинство над больными, уже близкими к смерти.

Чин Елеопомазания, совершаемого у старокатоликов

Прежде всего надо отметить, что у старокатоликов опущена та часть молитвословий и обрядов, которая совершается римокатолическим священнослужителем при вступлении в дом больного (молитва на посещение больного), и которая в случае крайней нужды, даже по указанию римского требника, может быть пропущена. Таинство совершается по следующему чину:

После общего исповедания, произносимого одним из присутствующих и обычного разрешения произносимого священником, последний, возлагая правую руку на голову больного, возглашает молитву: О Господи Боже! Ты изрек через апостола своего Иакова: «Если кто либо между вами болен, то пусть призовет к себе пресвитеров Церкви и пусть они сотворят над ним молитву, помазывая его елеем во имя Господа; и молитва веры поможет больному, и Господь восстановит его, и если он имеет на себе грехи, они будут отпущены ему». Посему мы просим Тебя, Спаситель наш, утоли благодатью Святого Духа страдания сего болящего, исцели его раны, прости ему грехи, освободи его от всех болезней тела и души и возврати ему полное телесное и духовное здравие, чтобы он, восставленный милосердием Твоим, снова мог трудиться в служении Тебе, живущему и царствующему во веки Богу со Отцем и Святым Духом.

Ответ: Аминь.

Священник, погружая большой палец в елей больных, начинает крестообразно помазывать отдельные части тела больного, произнося слова:

А) - при помазании глаз: Через сие святое помазание и Свое величайшее милосердие да простит тебе Господь все, в чем ты согрешил очами. Аминь.) - ушей: Через сие святое помазание и Свое величайшее милосердие да простит тебе Господь все, в чем ты согрешил ушами. Аминь.

( Помазание ноздрей у старокатоликов отсутствует )

С)- при помазании уст: Через сие святое помазание и Свое величайшее милосердие да простит тебе Господь все, в чем ты согрешил устами. Аминь.

D) - при помазании рук: Через сие святое помазание и Свое величайшее милосердие да простит тебе Господь все, в чем ты согрешил руками. Аминь.

E) - при помазании ног: Через сие святое помазание и Свое величайшее милосердие да простит тебе Господь все, в чем ты согрешил через хождение твое. Аминь.

( Помазание чресл или поясницы у старокатоликов отсутствует )

( Старокатолики обыкновенно помазывают один глаз, одно ухо, одну руку…, а в случае крайней опасности можно ограничиться помазанием только чела со словами: Через сие святое помазание и Свое величайшее милосердие да простит тебе Господь все, в чем ты согрешил чувствами твоего тела, мыслями и пожеланиями твоего сердца. Аминь.

( Далее, помазанные части тела отираются хлопчатой бумагой, которая затем сжигается. )

Священник: Господи! Умилосердись над нами.

Отв: Христе! Умилосердись над нами.

Священник: Господи! Умилосердись над нами.

Отче наш…

Отв. Аминь.

Священник: О Боже! Сделай раба Твоего здравым.

Отв. Ибо он возлагает надежду на Тебя.

Священник: Пошли ему помощь Твою, о Господи, от святилища Твоего.

Отв. И от ( небесного ) Сиона защити его.

Священник: О Господи! Будь ему твердым градом ( защиты ).

Отв. Против врага.

Священник: Господи! Услышь молитву мою,

Отв. И вопль мой пусть дойдет до Тебя.

Священник: Господь да будет с вами.

Отв. И со духом твоим.

Священник: Помолимся! О Господи, призри с милосердием на сего раба Твоего, стенающего от тяжких, телесных страданий, и укрепи душу его, которую Ты создал, чтобы он, освободившись от болезни своей, воздал славу Тебе, как Спасителю своему. Через Христа Господа нашего. Аминь.

Всемогущий Отче, вечный Боже, поражающий и исцеляющий, посылающий болезнь и выздоровление, услышь нашу с верою приносимую молитву и снова восстанови сего болящего, чтобы он, воздвигнутый Тобою, возвратился к Твоим [служителям] и Твоей церкви и еще долго был здравым. Через Христа Господа нашего. Аминь.

( Вместо этих молитв, если нет надежды на выздоровление больного, произносится следующая молитва: Всемогущий Отче, вечный Боже, Господи жизни и смерти, согласно обетованию Твоему, выслушай нашу, произносимую с верой молитву, помоги болящему, прости ему грехи его, утиши его страдания и предстань перед ним в сей трудный час, укрепи его и нас благодатью Твоей, чтобы мы смиренно принимали от Твоей всеблагой десницы то, что Ты подаешь нам по неизреченному смотрению Твоему. Аминь.)

К отделу о таинстве последнего помазания у римских католиков присоединены довольно обширные чинопоследования: А) Visitatio et cura infirmorum ( Посещение и помощь больным ); B) Modus juvandi morientes ( Способ облегчать умирающих ); C) Ritus benedictionis Apostolicae…( Чин благословения апостольского, совершаемого священниками, которые специально для этого посланы ); D) Ordo commendationis animae ( Чин вручения души Богу ), Е) Молитвы при исходе души. У старокатоликов в приложении к ритуалу существуют еще три молитвы:

· умирающего

· за умирающего

которые по содержанию соответствуют названным чинопоследованиям. Но в старокатолическом ритуале нет указания, как и кем они должны быть совершаемы, если не считать краткого указания, сделанного в конце чина причащения больных.

По своей структуре данное последование Елеопомазания мало чем отличается от приведенного выше древнего чина папы Григория Великого. В нем точно так же нет момента освящения елея, так как прерогатива епископа старокатоликами не оспаривалась. Отсутствует какой либо намек на службы суточного круга, что говорит о совершении таинства исключительно вне храмовой обстановки.

С другой стороны старокатолические богослужебные книги показывают, что старокатолики исправили средневековые западные воззрения на таинство Елеосвящения. Из молитвословий чина не видно, чтобы они рассматривали его, как последнее ( в сей жизни ) помазание, как помазание умирающих или больных безнадежно, или как напутствие к переходу в будущую жизнь. Наоборот, старокатолики молятся об утолении страданий больного, об исцелении его ран, о прощении грехов, об освобождении от болезней тела и души и о подаянии больному душевного и телесного здравия.


 



2020-03-18 175 Обсуждений (0)
Западный древний чин Елеопомазания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Западный древний чин Елеопомазания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (175)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)