Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Историческое развитие последования св. Елея



2020-03-18 183 Обсуждений (0)
Историческое развитие последования св. Елея 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Нынешнее последование есть результат, и окончательный вывод многовековых исторических трудов Церкви по устройству богослужебного чина таинства св. Елея. Через длинную цепь различных чинов оно преемственно и поэтапно образовалось, как пишет протоиерей Михаил Архангельский, из Елеопомазания двенадцати апостолов и литургического чина св. апостола Иакова.

Обращаясь теперь к общей исторической динамике этого многообразия древних моделей в направлении к образованию нынешнего последования, условно можно выделить три периода. Относительно первого, принято считать, что полагается главная основа всего таинства в целом, с перспективой относительно его богослужебной части. Во втором периоде, от II до VIII века, чин таинства св. Елея, сохраняя в основе апостольский устав и его содержание, в разных местах христианского мира, на Востоке и на Западе, развивается со своими особенностями. Например, что касается совершителей таинства, их числа, функций, или лиц, принимающих таинство и т. д. При этом уже появляются отрывочные письменные данные, краткие, часто неполные, и где-то в чем-то противоречивые.

В третьем периоде, от VIII до XVII века, составляются уже на Востоке и Западе разные церковно-богослужебные чины Елеосвящения. Из восточных - это чины Теодульфа, архиеп. Орлеанского, Гоара, Иерусалимский чин, Фессалоникийский чин блаж. Симеона, Сербский и многие другие, о которых частично уже упоминалось. В этом периоде, в связи с тесным взаимодействием таинства со службами суточного круга, развитие происходит уже во внутренней структуре самих чинов. Некоторые части их полностью отменяются, например, помазание присутствующих при Елеосвящении или помазание домов. Иные заменяются новыми, например, возлияние масла на все тело - помазанием отдельных органов. Производятся различные прибавления, например, новые молитвы, апостольские и евангельские чтения, переставляются одни части на место других и т. п. Собственно говоря, описанию всего этого непростого процесса посвящена последующая часть данной работы, вплоть до того момента, когда в XVI веке в Западной и в XVII в Восточной Церкви, применительно к общему типу богослужения с сохранением древних святоотеческих основ, происходит окончательное формирование и кристализация чина св. Елея ( индивидуального для Востока и Запада ).

Рассмотрев в предыдущих главах вопросы, касающиеся различных понятий, составляющих таинство Елеосвящения в целом, представленный раздел будет посвящен непосредственно самой богослужебной структуре, т. е. речь пойдет о сохранившихся древних чинах в рамках упомянутой хронологической направленности. В своем, уже не раз цитируемом научном труде, иеромонах Венедикт приводит ряд древних рукописных евхологиев, наглядно свидетельствующих о естественной исторической динамике как всего литургического, так и богословского характера таинства св. Елея. Мы же приведем те из них, которые в свою очередь явились поворотными в процессе формирования нынешнего последования.

таинство елеосвящение богослужение помазание

Данные о древнем чине

Некоторые данные о древнем чине Елеосвящения, близком к его первоначальному виду, дает нам интересный и не совсем понятный чин Эласамона в грузинской версии. Этот чин в свое время описан был прот. Кор. Кекелидзе и по своим схемам и содержанию представлял следующую картину:

“Начало. Трисвятое по Отче наш. Приидите поклонимся. 50 псалом. Слава и ныне: Пресвятая Богородице, приими молитву нашу…

Опять Трисвятое и дал. 67 псалом и тропарь: Преславная…

Снова Трисвятое и дал. 37 псалом и тот же тропарь.

Трисвятое по Отче наш. Господи помилуй 40 раз. Хвалите… Помяни нас… Мирная ектения. - Три паремии: 1) Исайи (1, 16 - 21 );

) Михея ( 7, 18 - 19 );

) Иезекииля ( 36, 25 - 29 );

Затем - два апостола: 1) Иакова ( 5, 10 - 16 );

) 1 Кор. ( 10, 1 - 4 );

Два Евангелия: 1) Матфея ( 3, 1 - 12 );

) Марка ( 6, 7 - 13 );

Далее следуют молитвы святого архиепископа Василия над искусившимися и согрешившими, известные на греческом языке под именем «Эласамон» :

1) Господи Иисусе Христе, Сыне Бога живаго… ( Goar. 536);

2) Тебе кланяемся, Господи Боже наш, величаем и превозносим Тя…;

Преблагий Господи, Боже наш, Иисусе Христе, Боже истинный, не хотяй смерти грешника…

-- Две молитвы св. Иоанна Златоуста. Молитва над искусившимися:

Благодарим Тя, Господи Боже спасения нашего, Иисусе Христе, единородный, непостижимый...

)   Ты еси Господи Боже, сильный, страшный, дивный и славный…

-- Молитва над сущими в запрещении епископа, или же самих себя связавшими: Боже Благодетелю, пославый в мир единородного Сына Твоего… ( Goar. 536 );

-- Две молитвы над теми, которые уклонились от правой веры, но потом обратились и раскаялись: 1) Боже Спасителю наш, иже пророком Твоим Нафаном… ( Goar. 536 ).

) Господи Боже наш, Петрови и блуднице слезами прощение грехов доровавый… ( Goar. 537 )

-- Молитва над елеем: “Господи Вседержителю, Боже сил, жизнодавче, благии промыслителю, Отче Спаса и избавителя Бога нашего Иисуса Христа, пославый единороднаго Сына Твоего, родившагося от Девы и пострадавшаго по плоти, да спасет ны от страстей и клятвы; молимся Тебе, Господи, посли Духа Твоего Святаго на елей сей и благослови его благословением Твоим и благодатию Духа Твоего Святаго; да будет он нам оружием во одоление всех диавольских напастей и попрание всех дел и козней вражиих. Да будет он рабом сим ( имя ) во исцеление души и тела, познание божества Твоего, утверждение веры и надежды и наследие царствия Христа Твоего. Яко Ты еси врачу душ и телес наших и Тебе подобает слава, честь, исповедание, хвала и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу…

-- Молитва над елеем и водой: «Посетивый нас милостию Твоею и даровавый нам Духа Твоего спасительного, Боже благий, скрываяйся от неразумных и открываяйся мудрым; Христе Иисусе, очистивый нас и обновивый елеем святым Твоим; пославый нам, грешным рабом Твоим, духа разума и святости, даруй благословение Твое и силу Духа Святаго воде сей и елею, образу щедрот Твоих и источнику купели Твоея, во еже разрешитися нам, оскверненным и обремененным, исцелитися от немощей и очиститися обращением к вере Твоей и принесением Тебе славы. Яко Ты еси Бог милости и Твое есть царство»…

После этого помазывали елеем все члены их, подобно тому, как это делали с новокрещенными. Заканчивался чин святого Эласамона словами: Слава Богу нашему!”

Протоиерей Кекелидзе справедливо предполагал, что этот чин представлял собой не самобытное явление в Грузинской церкви, но, скорее всего перевод с возможными вариациями того, что имело первоначальное существовуание. По крайней мере, происхождение приведенных молитв восходит к знаменитым греческим отцам - литургистам Василию Великому и Иоанну Златоусту. Однако в изданных в свое время профессором.

В действительности чин Эласамона представлял собой практику воссоединения с Церковью разного рода грешников, отпавших от общения и еретиков. С течением времени, с конца IV века, публичное покаяние постепенно стало сходить на нет, его заменила тайная исповедь и налагаемые епитимии. После предварительного искуса и тайной епитимии грешники, и отпавшие от Церкви стали присоединяться путем разного рода молитв. Рассматриваемый чин Эласамона и отражал собой такую практику воссоединения с Церковью лиц указанных категорий. В исключительных случаях, а затем все более чаще над кающимися и воссоединяющимися совершалось таинство св. Елея. Однако трудно сказать являлось ли это в действительности таинством Елеосвящения или оно носило лишь образ его? На положительное решение этого вопроса могут указывать, в более поздних чинах, чтения ( собственно первый апостол и второе евангелие ), которые своим содержанием больше относятся к таинству именно св. Елея чем Покаяния. Для примирения с Церковью всего действеннее могло быть Елеосвящение: оно, по заповеди ап. Иакова, давало совершенное очищение от грехов и этим самым делало воссоединяемого достойным принятия и приобщения. Поэтому, приведенное последование вполне можно считать отголоском, хотя далеко не исчерпывающим всей литургической практики древне христианской Церкви в отношении чина Елеосвящения. Обращает на себя внимание данный памятник еще одной особенностью, а именно, что для совершения таинства предполагает участие одного лишь пресвитера.

 



2020-03-18 183 Обсуждений (0)
Историческое развитие последования св. Елея 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Историческое развитие последования св. Елея

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (183)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)