Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Система профессионального образования за рубежом



2019-12-29 239 Обсуждений (0)
Система профессионального образования за рубежом 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Реформирование отечественной системы образования, в частности профессионального, невозможно без учета мирового инновационного опыта в этой области.

Очень важен опыт стран, реализующих концепции развития непрерывного образования, и обеспечивших им выход в ряд самых раз­витых стран мира по уровню стандарта образования.

На сегодняшний день в Великобритании создана новая структура непрерывного образования и профессионального обучения, позволяющая вести подготовку специалистов по разным направлениям, включая начальную, среднюю и высшую школы.

Объявив подготовку профессионалов в качестве общенациональной программы, британские педагоги подготовили и внедрили Новую национальную профессиональную квалификацию (NVQ), состоящую из пя­ти взаимосвязанных уровней. Необходимость разработки и реализации этого проекта была продиктована как отставанием уровня профессио­нального образования от наиболее развитых стран, где реформирование системы образования произошло ранее (Германия Швеция, Дания, Нидерланды), так и нехваткой квалифицированных рабочих специалистов, которых в 1990 г. не хватало в 18 % британских компаний.

Система профессионального образования в Германии. В Германии принята наиболее сложная структура образования. Дифферен­циация учащихся и их профессиональная направленность заложены в трех типах средних школ, которые дифференцируют обучение по­сле начальной школы. Профессиональную подготовку проходят в основном выпускники народной школы (9 лет обучения) и отчасти реальной (10 лет). Еще одним типом средней школы является гимна­зия (13 лет обучения).

В Германии управление системой профессиональной подготовки учащихся децентрализовано. Центральное ведомство несет ответст­венность за управление школами, а полномочия делегируются управ­ляемым землям. Для структуры управления образованием характер­но сочетание федерализма на национальном уровне с централиза­цией на уровне земель.

Однако различные ступени образовании имеют свои особенности в распределении ответственности и меру компетентности на тех или иных уровнях.

Массовая подготовка кадров в Германии осуществляется в системе ученичества на предприятиях. В 1981 г. система ученичества составляла 65 % выпускников народной школы и 12 % - реальной.

Эта система предполагает профессиональное обучение на производстве вместе с обязательными занятиями в сопровождающей профессио­нальной школе (по 10 часов в неделю). Этим объясняетсяназвание системы профобразования в Германии — «дуальная».

Дуальная система (ДС) — это ведущая форма овладения профес­сией, которая включает ученичество на частном предприятии с одно­временным посещением государственной, так называемой професси­ональной школы (ПШ).

При дуальной системе государство контролирует школьную (об­разовательную) часть профессиональной подготовки — обучение в ПШ, а торгово-промышленная и ремесленная палаты (самоуправля­ющиеся органы предпринимателей) — обучение на производстве. Ведущую роль в подготовке рабочих играет не государство, а частный капитал, который предоставляет молодежи из трудящихся слоев на­селения возможность получать только узкопрофессиональную, ути­литарную подготовку (лица, не достигшие 18 лет, могут обучаться только одной профессии).

Права и обязанности предпринимателя и обучающегося (ученика) регламентируются законом опрофессиональном образовании (1969 г.).

Дуальная система проявила способность к внутренней структур­ной перестройке. После 1969 г. был принят ряд постановлений, на­правленных на её совершенствование; она приобрела ступенчатую структуру.

Структура профессионального образования Германии такова: 1 ступень — год начальной профессиональной подготовки (сооб­щаются теоретические сведения об основах того или иного професси­онального направления»;

2 ступень — ученики знакомятся с теоретическими и практиче­скими основами группы родственных профессий (по окончании проводится первый экзамен);

3 ступень — проводится специализация, которая завершается экзаменом.

При ступенчатой системе обучения ученики должны получить:

- широкий спектр теоретических знаний, практических навыков и умений по группе родственных профессии;

- приобрести навыки и умения совместно отстаивать свои интере­сы и добиваться улучшения условий труда.

1-я и 2-я ступени обеспечивают подготовку большей части рабо­чих для выполнения простейших трудовых операций при обслужи­вании сложных промышленных установок и станков, а 3-я сту­пень — подготовку учеников для овладения теоретическими зна­ниями и умениями, которые необходимы при наладке и ремонте этого оборудования.

В 70—80-е гг. происходит структурная перестройка дуальной сис­темы в связи с усиливающейся дифференциацией профессионального образования. Система приобретает иерархический характер: созда­ются профессиональные академии (ПА) с трехлетним сроком обуче­ния. Уровень подготовки в ПА выше, чем в ДС.

«Шведская модель» профессиональной подготовки. Швеция всегда считалась законодателем прогрессивного реформирования об­разования. Тратя более 8 % валового национального продукта на образование (Великобритания — 5%) и достигнув соотношения уче­ник — учитель 12:1, государство никогда не сомневалось в необхо­димости таких затрат. Организация профессионального обучения в Швеции всегда заслуживала пристального внимания.

Начиная с 1971 года, Швеция имеет систему дублированного обра­зования в старших классах школы, которая организована на регио­нальной основе и включает в себя профессиональное и академическое направления. После завершения обязательного школьного образова­ния в так называемой общеобразовательной «Grunskolan», абсолют­ное большинство учащихся переходит в ближайшую «Gymna-sieskolan», где можно выбрать для изучения курсы из более чем 20 практических и теоретических предметов. Большинство (2/3 уча­щихся) выбирает два или три направления и учится два или три года в профессиональных школах, в то время как 1/3 предпочитает акаде­мический курс, который длится три или четыре года. Правительство устанавливает квоты на рабочие места. Учащиеся, обучающиеся по типовой программе, изучают шведский, английский, немецкий или французский языки, социальные науки и математику. Курсы органи­зованы на модульной основе, знания учащихся оцениваются по коли­честву накопленных баллов.

«Французская модель» профессиональной подготовки. Во Фран­ции после обучения в школе главенствует образование, основанное на обучении в колледже. Это позволяет избежать ранней специализа­ции. Начальное образование во Франции для большинства детей длится до 11 лет, затем они переходят в колледж — общеобразова­тельное четырехлетнее заведение, которое возникло из многоцеле­вых профессиональных колледжей, впервые организованных в 1964 году. Далее большинство детей продолжает обучение либо в общеоб­разовательном, либо в техническом лицее.

Сегодня общеобразовательные и технические лицеи дают широ­кое общее и техническое образование, позволяющее получить звание бакалавра. В зависимости от профиля учебного заведения бакалавр знает французский язык, основы социологии, математики, филосо­фии и иностранный язык, но специализируется в искусстве и филосо­фии; экономике и социальных науках; математике и физике; мате­матике и естественных науках; математике и технологии. Бакалавр технологического профиля получает основы французского и ино­странного языка, а также промышленных наук, бизнеса и компью­терных знаний. Все бакалавры имеют право продолжать обучение в высших учебных заведениях.

Во Франции единым типом средней общеобразовательной школы является колледж (10 лет обучения). Перед последними двумя года­ми обучения происходит деление на классическую и предпрофессиональную подготовку. Окончившие отделение предпрофессиональной подготовки имеют возможность продолжать учебу в профессиональ­ных учебных заведениях. Этот путь к получению профессии и явля­ется более популярным среди учащихся с небольшим достатком. Од­ним из недостатков такого перехода является более слабо выражен­ная преемственность средней школы и производства, чем в США и Германии.

После колледжа есть три возможных пути выхода на рынок труда для тех, кто получил профессиональную подготовку через систему ученичества, через обучение в системе «технологического» или про­фессионального образования, либо и то и другое сразу.

Общее и профессиональное образование является бесплатным и свет­ским. Вся деятельность системы профессионального образования строго централизована.

 



2019-12-29 239 Обсуждений (0)
Система профессионального образования за рубежом 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Система профессионального образования за рубежом

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (239)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)