Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проектирование системы теоретического обучения рабочих



2019-12-29 252 Обсуждений (0)
Проектирование системы теоретического обучения рабочих 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Педагогическая система - это целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека (например, образовательное учреждение).

Частью системы начального профессионального образования является содержание подготовки рабочих.

Содержание подготовки рабочих делится на теоретическое и практическое.

Содержание теоретического обучения рабочих - это та часть опыта профессионально-трудовой и научной деятельности, усвоение которой обеспечивает эффективность выполнения своих функций рабочими и которая может быть использована как средство достижения цели.

Сущность теоретического обучения состоит в формировании тех знаний, отношений к производству, которые обеспечат рабочему получение определённой квалификации.

Теоретического обучения рабочих есть одновременно:

- продолжение школьного общего образования;

- научное обеспечение профессиональной практической деятельности;

- основа для последующего получения среднего профессионального образования, высшего, научного.

Функция теоретической подготовки - обслуживание их практической деятельности по специальности.

Содержание теоретического обучения конкретно связано с профессией. Оно опирается на такие формы проектирования:

- ЕТКС;

- профессииограмма;

- квалификационная характеристика;

- виды трудовой деятельности в условиях производства.

Проектирование теоретического обучения осуществляется в таких формах как:

- учебный план;

- учебная программа;

- учебник.

Учебный план - есть модель профессионально-технического образования посредством которой определяется содержание, формы и порядок обучения рабочих.

Теоретическое обучение в училищах состоит из 2-х циклов дисциплин:

- общеобразовательного;

- профессионального (профессионально-технического).

Общеобразовательный цикл делится на два подцикла:

- гуманитарный;

- естественнонаучный.

Тенденции развития содержания образования

1.Интеграция содержания образования - это объединение разрозненных знаний, укрупнение учебных дисциплин (например, "Этика и психология семейной жизни", "Информатика и вычислительная техника").

2.Дифференциация

3.Индивидуализация

Дальнейшее проектирование содержания теоретического обучения осуществляется посредством учебной программы.

Учебная программа - это проект конкретной учебной дисциплины, внесённой в учебный план.

В ней определяются цели изучения дисциплины, излагается содержание через темы, разделы.

Далее проектирование осуществляется через создание учебника.

Учебник - это такая форма проектирования, в которой согласно учебной программы излагаются основы научных знаний по соответствующему учебному предмету.

Учебник - это перевод содержания НПО на уровень учебного материала.

Функции учебника в педагогическом процессе:

- информационная;

- системообразующая;

- самообразовательная;

- развивающая.

Итак, система теоретического обучения проектируется посредством учебного плана, учебной программы, учебника.

Проектирование системы практической подготовки рабочих

Практическая подготовка - обязательная составная часть системы образования. На неё отводится 30-40% от общего объёма учебного времени.

Содержание практической подготовки - это часть профессионально-трудового опыта, выраженная в практических действиях, составляющих сущность рабочей профессии (специальности).

Профессиональные навыки - это отдельная операция и приёмы трудовой деятельности, доведённые в результате упражнений до степени автоматизма.

 Профессиональные умения - это совокупность навыков в соответствии с имеющимися знаниями причин и особенностей их формирования и использования.

Профессиональные навыки и умения принято формировать индуктивным путём: от простых к сложным, через постоянное накопление единичных - к комплексным.

На основе усвоения профессиональных навыков и умений идёт формирование целостной профессиональной деятельности.

В основе формирования профессиональной деятельности лежит освоение нормативно одобренных способов деятельности. Это цепочка последовательных переходов от цели к программе деятельности, а от неё - к продукту деятельности.

Нормативно одобренный способ деятельности включает в себя четыре компонента: цель - проект - план - продукт.

Каждый компонент представляет собой определённый уровень построения практического результата деятельности.

Цель отвечает на вопрос "Зачем?".

Проект - стратегия деятельности, отвечает на вопросы: "Что?", "Сколько?", "Когда?".

План - тактика деятельности, отвечает на вопросы "Как", "Где?", "Чем?, "Кому?"

Проектирование системы практической подготовки учащихся осуществляется на основе принятых моделей личностного потенциала рабочего, а также с учётом специфики труда и производства.

К формам проектирования относятся:

- ЕТКС - единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих;

- учебный план;

- учебная программа производственного обучения учащихся.

Согласно учебному плану практическая подготовка будущих рабочих осуществляется посредством дисциплины "Производственное обучение", а также посредством производственной практики на предприятии. Это основные организационные формы практической подготовки.

Практическое обучение проектируется в форме специальной учебной программы.

Учебная программа - это целостность предметного содержания и некоторых средств его усвоения, развития и воспитания учащихся.

В программе 2 части:

- основная - включает то содержание, ради которого введён учебный предмет в учебный план;

- блок средств - профессиональный блок, обеспечивающий усвоение знаний, формирование умений и развитие учащихся.

Структура программы - это разбивка всего учебного материала на темы. Подборка тем зависит от принятой системы обучения:

- предметной;

- операционной;

- операционно-комплексной;

- побочной.

Предметная система предполагает брать за основу определённое изделие и весь процесс его изготовления.

Операционная система (впервые создана в России) состоит в тщательном анализе содержания труда и выделения его компонентов. Эти компоненты-операции и берутся за основу тематического построения курса производственного обучения (так строят программы по слесарным, токарным работам).

Операционно-комплексная система предполагает создание таких совокупностей операций, которые составляют законченное целое (комплекс). В профессиях с изготовлением целостных изделий (деталей) используется именно эта система.

Для проектирования системы практического обучения требуется создание материально-технического и методического обеспечения.

Личностный потенциал рабочего и его проектирование

Личностный потенциал рабочего -это степень его общего и профессионального развития, определяющая успешность  совершения трудовой деятельности по определённой профессии (специальности).

Личностный потенциал рабочего составляют психофизиологические свойства, квалификационная подготовка, социально-психологические свойства человека как субъекта труда.

Формирование профессионально-значимого потенциала учащегося происходит на базе его общего развития и зависит от него. В итоге, чем выше уровень развития человека, тем богаче личностный трудовой потенциал человека, и выше качество профессиональной деятельности.

Рабочему на современном этапе требуются развитые профессиональная самостоятельность, профессиональная мобильность, коллективизм. Рынок труда требует от рабочего следующих качеств:

- профессионализма;

- высокой ответственности за результаты труда;

- социальной мобильности;

- индивидуальности.

Педагогическое проектирование личности будущего рабочего - разработка и описание возможного варианта развития учащегося с учётом требований времени, личных возможностей и конкретных условий педагогического процесса в учебном заведении.

Проектирование в личности будущего рабочего поддаются те качества и свойства, которые способствуют стать ей субъектом производственной деятельности.

1.Профессионально значимые знания, навыки, умения, обуславливающие профессиональную компетентность (квалификационный потенциал).

2.Работоспособность (психофизиологический потенциал).

3.Интеллектуальные, познавательные способности (образовательный потенциал).

4.Креативные способности (творческий потенциал).

5.Способность к сотрудничеству, коллективной организации и взаимодействию (коммуникативный потенциал).

6.Ценностно-мотивационная сфера (мировоззренческий, нравственный потенциал).

Все эти компоненты находятся в единстве. Эти компоненты поддаются проектированию педагогом и делается это в форме:

- профессиограмм;

- профессионально-квалификационных характеристик.

Профессиограмма рабочего - это описание профессии или группы профессий по различным критериям: технологическим, экономическим, педагогическим, медицинским, психологическим.

В ней разносторонне характеризуется рабочая профессия или специальность, устанавливаются профессиональные противопоказания.

Профессиограмма - это модель проектирования личностного потенциала. Она создаётся для проведения профориентационной и профконсультационной работы, профотбора. Она составляется учёными на основе поисков, наблюдений, опросов, изучения деятельности.

В профессиограмму входят три важных раздела:

- характеристика деятельности;

- психологическая характеристика рабочего;

- санитарно-гигиенические требования к деятельности и личности.

Квалификационная характеристика рабочего - это модель его личностного потенциала в связи с описанием труда на производстве.

 



2019-12-29 252 Обсуждений (0)
Проектирование системы теоретического обучения рабочих 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проектирование системы теоретического обучения рабочих

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (252)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)