Проектирование системы теоретического обучения рабочих
Педагогическая система - это целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека (например, образовательное учреждение). Частью системы начального профессионального образования является содержание подготовки рабочих. Содержание подготовки рабочих делится на теоретическое и практическое. Содержание теоретического обучения рабочих - это та часть опыта профессионально-трудовой и научной деятельности, усвоение которой обеспечивает эффективность выполнения своих функций рабочими и которая может быть использована как средство достижения цели. Сущность теоретического обучения состоит в формировании тех знаний, отношений к производству, которые обеспечат рабочему получение определённой квалификации. Теоретического обучения рабочих есть одновременно: - продолжение школьного общего образования; - научное обеспечение профессиональной практической деятельности; - основа для последующего получения среднего профессионального образования, высшего, научного. Функция теоретической подготовки - обслуживание их практической деятельности по специальности. Содержание теоретического обучения конкретно связано с профессией. Оно опирается на такие формы проектирования: - ЕТКС; - профессииограмма; - квалификационная характеристика; - виды трудовой деятельности в условиях производства. Проектирование теоретического обучения осуществляется в таких формах как: - учебный план; - учебная программа; - учебник. Учебный план - есть модель профессионально-технического образования посредством которой определяется содержание, формы и порядок обучения рабочих. Теоретическое обучение в училищах состоит из 2-х циклов дисциплин: - общеобразовательного; - профессионального (профессионально-технического). Общеобразовательный цикл делится на два подцикла: - гуманитарный; - естественнонаучный. Тенденции развития содержания образования 1.Интеграция содержания образования - это объединение разрозненных знаний, укрупнение учебных дисциплин (например, "Этика и психология семейной жизни", "Информатика и вычислительная техника"). 2.Дифференциация 3.Индивидуализация Дальнейшее проектирование содержания теоретического обучения осуществляется посредством учебной программы. Учебная программа - это проект конкретной учебной дисциплины, внесённой в учебный план. В ней определяются цели изучения дисциплины, излагается содержание через темы, разделы. Далее проектирование осуществляется через создание учебника. Учебник - это такая форма проектирования, в которой согласно учебной программы излагаются основы научных знаний по соответствующему учебному предмету. Учебник - это перевод содержания НПО на уровень учебного материала. Функции учебника в педагогическом процессе: - информационная; - системообразующая; - самообразовательная; - развивающая. Итак, система теоретического обучения проектируется посредством учебного плана, учебной программы, учебника. Проектирование системы практической подготовки рабочих Практическая подготовка - обязательная составная часть системы образования. На неё отводится 30-40% от общего объёма учебного времени. Содержание практической подготовки - это часть профессионально-трудового опыта, выраженная в практических действиях, составляющих сущность рабочей профессии (специальности). Профессиональные навыки - это отдельная операция и приёмы трудовой деятельности, доведённые в результате упражнений до степени автоматизма. Профессиональные умения - это совокупность навыков в соответствии с имеющимися знаниями причин и особенностей их формирования и использования. Профессиональные навыки и умения принято формировать индуктивным путём: от простых к сложным, через постоянное накопление единичных - к комплексным. На основе усвоения профессиональных навыков и умений идёт формирование целостной профессиональной деятельности. В основе формирования профессиональной деятельности лежит освоение нормативно одобренных способов деятельности. Это цепочка последовательных переходов от цели к программе деятельности, а от неё - к продукту деятельности. Нормативно одобренный способ деятельности включает в себя четыре компонента: цель - проект - план - продукт. Каждый компонент представляет собой определённый уровень построения практического результата деятельности. Цель отвечает на вопрос "Зачем?". Проект - стратегия деятельности, отвечает на вопросы: "Что?", "Сколько?", "Когда?". План - тактика деятельности, отвечает на вопросы "Как", "Где?", "Чем?, "Кому?" Проектирование системы практической подготовки учащихся осуществляется на основе принятых моделей личностного потенциала рабочего, а также с учётом специфики труда и производства. К формам проектирования относятся: - ЕТКС - единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих; - учебный план; - учебная программа производственного обучения учащихся. Согласно учебному плану практическая подготовка будущих рабочих осуществляется посредством дисциплины "Производственное обучение", а также посредством производственной практики на предприятии. Это основные организационные формы практической подготовки. Практическое обучение проектируется в форме специальной учебной программы. Учебная программа - это целостность предметного содержания и некоторых средств его усвоения, развития и воспитания учащихся. В программе 2 части: - основная - включает то содержание, ради которого введён учебный предмет в учебный план; - блок средств - профессиональный блок, обеспечивающий усвоение знаний, формирование умений и развитие учащихся. Структура программы - это разбивка всего учебного материала на темы. Подборка тем зависит от принятой системы обучения: - предметной; - операционной; - операционно-комплексной; - побочной. Предметная система предполагает брать за основу определённое изделие и весь процесс его изготовления. Операционная система (впервые создана в России) состоит в тщательном анализе содержания труда и выделения его компонентов. Эти компоненты-операции и берутся за основу тематического построения курса производственного обучения (так строят программы по слесарным, токарным работам). Операционно-комплексная система предполагает создание таких совокупностей операций, которые составляют законченное целое (комплекс). В профессиях с изготовлением целостных изделий (деталей) используется именно эта система. Для проектирования системы практического обучения требуется создание материально-технического и методического обеспечения. Личностный потенциал рабочего и его проектирование Личностный потенциал рабочего -это степень его общего и профессионального развития, определяющая успешность совершения трудовой деятельности по определённой профессии (специальности). Личностный потенциал рабочего составляют психофизиологические свойства, квалификационная подготовка, социально-психологические свойства человека как субъекта труда. Формирование профессионально-значимого потенциала учащегося происходит на базе его общего развития и зависит от него. В итоге, чем выше уровень развития человека, тем богаче личностный трудовой потенциал человека, и выше качество профессиональной деятельности. Рабочему на современном этапе требуются развитые профессиональная самостоятельность, профессиональная мобильность, коллективизм. Рынок труда требует от рабочего следующих качеств: - профессионализма; - высокой ответственности за результаты труда; - социальной мобильности; - индивидуальности. Педагогическое проектирование личности будущего рабочего - разработка и описание возможного варианта развития учащегося с учётом требований времени, личных возможностей и конкретных условий педагогического процесса в учебном заведении. Проектирование в личности будущего рабочего поддаются те качества и свойства, которые способствуют стать ей субъектом производственной деятельности. 1.Профессионально значимые знания, навыки, умения, обуславливающие профессиональную компетентность (квалификационный потенциал). 2.Работоспособность (психофизиологический потенциал). 3.Интеллектуальные, познавательные способности (образовательный потенциал). 4.Креативные способности (творческий потенциал). 5.Способность к сотрудничеству, коллективной организации и взаимодействию (коммуникативный потенциал). 6.Ценностно-мотивационная сфера (мировоззренческий, нравственный потенциал). Все эти компоненты находятся в единстве. Эти компоненты поддаются проектированию педагогом и делается это в форме: - профессиограмм; - профессионально-квалификационных характеристик. Профессиограмма рабочего - это описание профессии или группы профессий по различным критериям: технологическим, экономическим, педагогическим, медицинским, психологическим. В ней разносторонне характеризуется рабочая профессия или специальность, устанавливаются профессиональные противопоказания. Профессиограмма - это модель проектирования личностного потенциала. Она создаётся для проведения профориентационной и профконсультационной работы, профотбора. Она составляется учёными на основе поисков, наблюдений, опросов, изучения деятельности. В профессиограмму входят три важных раздела: - характеристика деятельности; - психологическая характеристика рабочего; - санитарно-гигиенические требования к деятельности и личности. Квалификационная характеристика рабочего - это модель его личностного потенциала в связи с описанием труда на производстве.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (252)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |