Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Начальное профессиональное образование как объект проектирования



2019-12-29 280 Обсуждений (0)
Начальное профессиональное образование как объект проектирования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Начальное профессиональное образование в первой половине 90-х годов претерпевает значительные изменения, постепенно при­ближаясь к мировым стандартам. По своей инфраструктуре, (внут­реннему построению) оно станет более сложным и разнообразным по формам, более демократичным и ориентированным на нужды людей. Сегодня становятся очевидными некоторые тенденции этого развития.

Прежде всего, зарождается альтернативное начальное профессиональное образование. Параллельно с государственными учебно-воспитательными учреждениями НПО возникнут не менее мощные внегосударственные учебные заведения. Благодаря такому раздвое­нию система подготовки рабочих из сугубо государственной превра­тится в общественно-государственную.

Проектирование системы НПО проводится на основе Закона о занятости населения в РСФСР (1991). Закон провозглашает исклю­чительное право граждан распоряжаться своими способностями к производственному и творческому труду. Принуждение к труду не допускается. Граждане имеют право на бесплатную консультацию по профориентации, профессиональную подготовку, а также на получение соответствующей информации с целью выбора вида за­нятости, места работы и режима труда, Закон гарантирует предо­ставление работы выпускникам профучилищ в течение трех лет после выпуска.

Более детальное проектирование осуществляется на основе государственного стандарта образования (1995). Он защищает право молодежи на получение профессии и оплачиваемой работы, соответствующей полученному образованию. Стандарт распространя­ется на подготовку рабочих во всех формах НПО.

Задачи стандарта состоят в том, чтобы обеспечить условия для пол­ной самореализации личности как в процессе овладения рабочей профессией, так и на протяжении всей трудовой деятельности; со­здать предпосылки для всеобщего профессионального образования; гарантировать общественно необходимый уровень начального профессионального образования; удовлетворить потребности хозяйства страны в квалифицированных и конкурентоспособных рабочих; содействовать реализации государственной политики занятости на­селения в условиях рынка труда,

Начальное профессиональное образование - это система под­готовки рабочих, повышения их квалификации и переподготовки по новым профессиям.

Подготовка рабочих означает получение человеком первой про­фессии. Повышение квалификации - это такая форма НПО, кото­рая позволяет рабочему поддерживать, расширять и углублять ранее полученные профессиональные знания и умения. Переподготовка тоже форма НПО, с помощью которой можно освоить другую про­фессию.

Учебные заведе­ния начального профессионального образования могут учреждаться органами образования, государст­венными предприятиями и организациями, кооперативами, акцио­нерными обществами, общественными организациями и отдельны­ми гражданами. Учредителями их могут быть и иностранные граждане и организации. Для создания НПО необходима госу­дарственная регистрация. Они могут объединяться в учебно-произ­водственные ассоциации, комплексы, концерны и другие объедине­ния по отраслевому или территориальному принципам для коорди­нации деятельности, защиты своих прав и законных интересов.

Типы учреждений НПО определяются учредителями. Это могут быть про­стые НПО, дающие лишь профессиональное образование по рабочим специальностям; СПУ — средние профессиональные училища, дающие парал­лельно с рабочей специальностью общее среднее образование. Воз­можно смешение этих типов на базе одного училища. Кроме того, существуют СПУ продвинутого типа, дающие учащимся высшее рабочее образование. Тогда их именуют лицеями, высшими профес­сиональными училищами (ВПУ) и даже колледжами.

Училища также могут быть очными, заочными, дневными и вечер­ними. Сроки обучения в них тоже гибкие, устанавливаются в зави­симости от сложности специальности, уровня даваемой квалифика­ции и других факторов.

Система учреждений НПО охватывает подготовку рабочих по объ­единенным учебным группам профессий (специальностей).

Учреждения НПО создают свою систему управления, основанную на демок­ратических началах и широком самоуправлении. Учредители созда­ют попечительский совет, самоуправление реализуют через общее собрание коллектива, методическое руководство — через педагоги­ческий совет и методические объединения.

Все эти законы (Закон о занятости населения, Закон о професси­онально-техническом образовании) есть формы моделирования си­стемы ПТО. Они задают цели, общие направления ее создания иразвития. Проектирование деятельности конкретных училищ, кур­сов на этом не заканчивается. Оно продолжается созданием собственно педагогических моделей училищ в форме концепций, положе­ний, уставов.

Концепция начального профессионального образования продолжает проектирование, конкретизируя модели системы ПТО, заложенные в законах. Согласно концепции, предполагается развитие системы подготовки рабочих по трем уров­ням квалификации и введение в стране высшего, среднего и началь­ного рабочего образования. Концепция определяет типы и виды училищ (таблица 1).

 

Таблица 1 - Построение системы НПО

Виды образования рабочих Типы учебных заведений Формы образования
Начальное рабочее образование Профессиональная подготовка по массовым простым профессиям ПУ, школы с производственным обучением, ОТО, УПК, и др.
Среднее рабочее образование Профессиональная подготовка в единстве с общим средним образованием СПУ
Высшее рабочее образование Продвинутая профессиональная подготовка в единстве с общим средним образованием Лицеи, ВПУ, колледжи

Создавая каждую из форм рабочего образования, особенно высше­го, учредители учитывают принципиально новые условия рыночно­го существования и потому разрабатывают свои концепции. Главное при этом — знание законодательных актов, потребностей рынка рабочей силы и своих возможностей.

Дальнейшее проектирование осуществляется через разработку учебного плана конкретного учебного заведения, а также положении об учебном заведении и его устава.

На этом заканчивается проектирование системы НПО. Далее начинается проектирование её отдельных подсистем.

Начальное профессиональное образование входит в систему об­разования страны, которая выполняет ряд функций, важных для жизни общества. Она является:

- условием экономического развития общества, роста его материальных и духовных ценностей;

- фактором демократизации общества при условии достижения вы­сокого уровня подготовки всех учащихся;

- источником и средством прогнозирования социально значимого поведения.

Любое государство продуманно создаст систему образования. Для этого оно ставит общую цель, разрабатывает принципы устройства и деятельности, т. е. проектирует её.

Наиболее общими принципами построения и действия системы образования России являются принципы демократичности, непре­рывности, доступности.

Принцип демократичности предполагает:

- развитие образования как общественно-государственной системы;

- расширение числа учредителей учебно-воспитательных учрежде­ний;

- допущение многообразия типов, видов и форм образования;

- признание равных прав педагогов и учащихся;

- развитие самоуправления во всей системе образования.

Принцип непрерывности предполагает:

- создание преемственной последовательной зависимости всех форм образования, обеспечивающей переход учащихся с одной ступени обучения на другую;

- развитие параллельного образования, позволяющего учащимся выбирать его различные формы;

- обеспечение равных условий для получения образования, в том числе и рабочего, всем гражданам страны, включая инвалидов;

- создание условий для повышения квалификации, переподготовки и доподготовки в сфере профессии;

- развитие самообразования и самовоспитания.

Принцип доступности предполагает:

- наличие в системе образования форм, находящихся на госбюджет­ном финансировании и дающих право учащимся получать бесплат­ное образование;

- гибкость системы образования, способной учесть все физические, материальные, духовные и учебные возможности учащихся.

Система образования России относится к суперсистемам. Каждое звено в ней представлено серией образовательно-воспитательных учреждений. Дошкольное образование (воспитание) дети получают в детском саду. Начальное общее образование дается в начальной школе, которая в последние годы фактически слилась со средней школой. Общее среднее образование ребята получают в средней общеобразовательной школе. Она построена как трехступенчатая школа: начальная (1—4-е классы), неполная средняя (5—9-е клас­сы), полная средняя (10—11-с классы).

Типов общеобразовательных школ три; дневные, вечерние (смен­ные), заочные. Видов общеобразовательных школ много: типовые, лесные (оздоровительные), школы-интернаты, детские дома, лагер­ные школы (например при лагерях), школы с продленным днем, малокомплектные школы, школы с углубленным изучением того пли иного предмета, школы-комплексы и др. Число их растет.

Общеобразовательная школа развивается как общественно-госу­дарственная система. Здесь тоже появляются внегосударственные, в том числе и частные, учреждения.

Начальное профессиональное образование занимает особое мес­то в этой сложной системе. Оно развивается как продолжение непол­ного среднего, параллельное обучению в 9—11-х классах, и в то же время частично "пересекается" со средним специальным образова­нием, особенно там, где готовятся рабочие сложных специальностей или дается высшее рабочее образование. Имея начальное профессиональное образование, человек может продолжать обучение, получая либо среднее специальное, либо высшее образование.

Высшее профессиональное образование представлено вузами, университетами. Формы высшего образования: очное, заочное, ве­чернее.

Далее образование развивается как научное, через аспирантуру, научное соискательство, научное корреспондирование, докторанту­ру. Научное образование осуществляется только на базе высшего образования и опыта практической деятельности.

В системе образования в настоящее время активно развивается такое звено, как система (точнее подсистема) переподготовки кад­ров и повышения квалификации. Это различные курсы, факультеты и институты.

В систему народного образования входят также внешкольные уч­реждения, Дворцы молодежи, Дома техники, Дома школьников, детские библиотеки, станции юных натуралистов и т. д.

Система образования, в том числе и НПО, подобна живому, постоянно развивающемуся организму. Отно­сясь одновременно к области и человеческого, и экономического факторов, система в корне должна изменить отношения руководи­теля и руководимого, педагога и учащегося, производства и училища в целом. Новые отношения, по сути воспитательные, станут отно­шениями партнерства и сотрудничества, будут противостоять нати­ску бюрократизации, формализации и технократизации системы НПО. В системе НПО и через нее должны быть созданы самые благоприятные условия для всестороннего и гармоничного развития учащегося. Педагогическая общественность уже поняла, что плохо­го учителя создает отжившая система образования, в которой учи­тель превращен в чиновника, а ученик лишен своей индивидуаль­ности. Новая система предоставляет возможность для дифференциации и индивидуализации подготовки рабочих. Это, несомненно, сделает обучение более комфортным и стимулирующим учащихся.

 



2019-12-29 280 Обсуждений (0)
Начальное профессиональное образование как объект проектирования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Начальное профессиональное образование как объект проектирования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (280)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)